40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Современное состояние правового регулирования интеллектуальной деятельности. Система источников права интеллектуальной собственности. Правовые акты высших органов государственной власти. Подзаконные нормативные правовые акты: общие, ведомственные локальные. Международные договоры и соглашения. Судебная практика.
История развития законодательства об охране интеллектуальной собственности: авторского и патентного права, охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, правовой защиты нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
/Лек/
2. Понятие интеллектуальной собственности.
3. Основные институты интеллектуальной собственности.
4. Объекты интеллектуальной собственности.
5. Система источников интеллектуальной собственности.
Доклад: «Научная дискуссия по вопросу корректности термина «интеллектуальная собственность». /Пр/
Понятие объекта авторского права. Произведение как объект авторского права. Признаки произведения: творческий характер, объективная форма выражения. Образы и язык произведения как юридически значимые элементы произведения. Произведения, не являющиеся объектом авторского права. Виды объектов авторского права. Литературные произведения. Драматические произведения. Музыкальные произведения. Сценарные произведения. Произведения изобразительного и декоративного искусства. Произведения архитекторы, градостроительства, садово-паркового искусства. Произведения хореографии и пантомимы. Картографические произведения. Сборники и другие составные части произведения. Обнародованные и необнародованные произведения. Оригинальные и производные произведения. Служебные и неслужебные произведения.
Субъекты авторского права. Автор как субъект авторского права. Права несовершеннолетних и недееспособных авторов. Авторские права юридических лиц. Иностранные авторы. Соавторство: условия возникновения, осуществление авторских прав на коллективное произведение. Виды соавторства. Наследники и иные правопреемники авторских прав. Организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной основе.
Система источников авторского права. Современное российское законодательство. Значение введение в действие части четвертой ГК РФ, посвященной регулированию отношений интеллектуальной собственности, в т.ч. авторскому праву. Структура части четвертой ГК РФ. /Лек/
2. Субъекты и объекты авторского права.
3. Источники авторского права.
4. Правовое значение отдельных элементов произведения.
5. Виды произведений.
6. Соавторство.
7. Специфические объекты авторского права.
Практикум: решение задач (кейс-метод)
Задача 1
Писатель Решетов отправил в издательство «Прогресс» рукопись романа для решения вопроса о его публикации. Издательство приняло рукопись, о чем письменно известило автора, но предложило доработать ее с учетом замечаний рецензента и представить к назначенному сроку. Решетов выполнил данные требования. Однако через два месяца издательство вернуло рукопись с отказом от ее публикации, сославшись на большую загруженность типографии, а фактически вследствие сомнений в успешной реализации произведения из-за неизвестности автора широкому кругу читателей. Решетов обратился в районный суд с иском к издательству о взыскании авторского вознаграждения. На заседании суда представитель издательства не признал иск Решетова, пояснив, что редакция осуществила только подготовительную работу с целью улучшения качества представленной рукописи, но договор с автором на издание его произведения заключен не был.
Возникли ли между Решетовым и издательством договорные отношения?
Имеет ли значение для решения данного конфликта форма, в которой были облечены отношения между издательством и автора? Как должны были быть оформлены отношения между сторонами?
Обязан ли был Решетов выполнять требования издательства? Правомерны ли эти требования?
Какое решение должен вынести суд? Составьте мотивированное решение суда.
/Пр/
Понятие прав на программы для ЭВМ и базы данных. Специфика программы для ЭВМ и базы данных как объектов правовой охраны. Проблема выбора форм законодательной охраны программ для ЭВМ и баз данных. Контрафактная продукция. Особенности защиты компьютерных программ с помощью институтов авторского права. Содержание права автора на программу для ЭВМ и базу данных. Особенности личных прав, принадлежащих автору программы для ЭВМ и базы данных. Имущественные права автора на программу для ЭВМ и базу данных. Права автора на выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ и базы данных, их воспроизведение, распространение, модификацию и иное использование. Декомпилирование, модификация и адаптация компьютерной программы. Особенности оформления заявки и регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Распоряжение правами на программы для ЭВМ и базы данных. Особенности заключения, формы и содержания договора на передачу прав на программы для ЭВМ и базы данных. «Оберточные лицензии».
/Лек/
1. Понятие и содержание авторских прав.
2. Личные неимущественные права.
3. Имущественные права автора.
4. Срок действия авторских прав.
5. Права на программы ЭВМ и базы данных.
Дополнительные вопросы:
1. Ограничения авторских прав.
2. Права соавторов.
3. Неограниченное и безвозмездное использование объектов авторского права.
4. Права на служебные произведения.
5. Права переводчиков и авторов других производных произведений.
Доклад: «Право на защиту репутации автора».
Практикум: решение задачи.
Задача 2
Картину Дуненко «Осень» купил Петров. Спустя год Дуненко обратился к Петрову с просьбой предоставить ему возможность снять копию с картины. Однако последний в просьбе отказал, сославшись на то, что выставляет через несколько дней картину для продажи на аукционе. На аукционе картина имела успех и была продана по цене, значительно превышающей предыдущую. Дуненко потребовал о Петрова уплатить причитающуюся ему долю от продажной цены картины. Однако тот отказался, заявив, что расплатился с ним полностью при покупке картины.
Правомерна ли просьба Дуненко о предоставлении ему собственником картины Петровым возможности снятия копии с проданной картины, и если да, как называется такое право?
В каком случае Дуненко имеет право требовать от продавца написанной им картины вознаграждения после ее продажи. Как такое право называется? Как следует исчислять вознаграждение автору при перепродаже созданного им произведения?
Какие действия должен предпринять Дуненко для осуществления права следования?
/Пр/
Права исполнителей. Понятие исполнителей и их категории. Основания правовой охраны прав исполнителей. Личные неимущественные и имущественные права исполнителей. Ограничения прав исполнителей.
Права производителей фонограмм. Понятие фонограммы и изготовителя аудиовизуального произведения. Исключительные имущественные права производителей фонограмм.
Права организаций эфирного и кабельного вещания. Понятие организации вещания. Передача вещания как объект правовой охраны. Исключительные права организации вещания на использование и дачу разрешений на использование передачи.
/Лек/
1. Понятие смежного права.
2. Объекты и субъекты смежного права.
3. Содержание смежных прав.
4. Срок действия смежных прав.
Практикум: дать юридическую консультацию (дискуссия)
1) Хочу опубликовать свою песню под псевдонимом. Каким образом я мог бы впоследствии подтвердить свои авторские права?
2) Написал музыку для радиопередачи, но опасаюсь, что в случае «кражи» моих мелодий не смогу подтвердить свое авторство. Как мне зарегистрировать свои авторские права?
3) Хочу опубликовать чужой учебник в интернете. Денег за это получу не скоро, если вообще получу. Что надо сделать, чтобы было по закону?
/Пр/
Применение к договорам о распоряжении исключительным правом общих положений об обязательствах (ст.307-419 ГК) и о договоре (ст.420-453 ГК). Ничтожность ограничительных условий договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора.
/Лек/
1.Договор об отчуждении исключительного права на произведения.
2.Особенности договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав.
3.Лицензионные договоры.
4. Договор авторского заказа.
Дополнительные вопросы для обсуждения:
1. Постановочный договор.
2. Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.
3. Договор о публичном исполнении.
Доклад: «Наследование авторских прав»
Практикум: решение задачи (кейс-метод)
Задача 3
Фирмой «Якорь» был заключен исполнительский лицензионный договор с артистом Заслоновым на запись двух фонограмм с юморесками в его исполнении. В договоре были указаны сроки записи (1 января и 1 февраля), размер вознаграждения и время его выплаты – в конце срока договора. 15 января, когда была осуществлена запись первой фонограммы, Заслонов потребовал выплаты половины вознаграждения. Фирма отказалась, сославшись на отсутствие данного условия в договоре. В день второй записи фонограммы фирма объявила, что свое право на дальнейшую запись юморесок она передала фирме «Свет», куда ему и следует обратиться.
Правомерно ли требование Заслонова о выплате ему половины вознаграждения после записи первой фонограммы?
Может ли Заслонов требовать досрочной уплаты вознаграждения в случае записи второй фонограммы раньше срока, указанного в договоре?
Вправе ли фирма «Якорь» передать свое право на запись фонограмм с исполнителем Заслоновым другой аналогичной фирме? Как назвать передачу таких прав? Обязан ли Заслонов согласиться с такой передачей?
Обязана ли фирма «Якорь» при передаче своих прав на запись юморесок Заслонова другой фирме выплатить ему вознаграждение за запись первой фонограммы? Должна ли будет фирма «Свет» после записи второй фонограммы уплатить ему вознаграждение за обе фонограммы?
/Пр/
1. Понятие нарушения авторских и смежных прав.
2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав (согласно ГК РФ: признание права, восстановления положения существовавшего до нарушения права, возмещение убытков и др).
3. Формы защиты прав авторов и правообладателей: судебные и несудебные (административно-правовые и самозащита).
4. Исковое производство как основное средство защиты авторских и смежных прав. Обращение в Конституционный Суд РФ за защитой авторских и смежных прав.
5. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
6. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных
Проведение игрового занятия: интеллектуальная игра по пройденному материалу «Умники и умницы»
Правила: студенты делятся на 2 группы. Игра состоит из 3 раундов. Выигрывает команда, которая выиграет больше раундов. Первая группа отвечает на вопросы жёлтой дорожки. Вторая группа отвечает на вопросы зелёной дорожки. Побеждает группа, которая раньше другой достигнет конца своей дорожки. Вопросы представлены на интерактивной доске.
Цель: проверка знаний пройденного материала.
/Пр/
Понятие объекта патентного права. Виды объектов патентного права. Понятие и основные типы изобретения. Признаки изобретения. Объекты, не признаваемые изобретениями. Новизна изобретения. Критерии общедоступности сведений. Дата приоритета изобретения. Конвенционный приоритет. Льготы по новизне. Изобретательский уровень. Промышленная применимость.
Понятие и признаки полезной модели. Новизна и промышленная применимость полезной модели.
Понятие и признаки промышленного образца. Новизна, оригинальность и промышленная применимость промышленного образца.
Субъекты патентного права. Авторы. Соавторы. Патентообладатели. Служебные разработки. Наследники. Патентное ведомство. Высшая патентная палата Российской Федерации. Федеральный фонд изобретений России. Патентные поверенные. Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.
Общая характеристика патентных прав. Личные неимущественные права автора объекта промышленной собственности. Право на подачу заявки. Право авторство и право на авторское имя. Право на вознаграждение. Патент как форма охраны объектов промышленной собственности. Исключительный характер патентных прав. Срок действия патентов. Временная правовая охрана заявленного изобретения. Объем правовой охраны, предоставляемый патентом. Институт косвенной охраны запатентованного продукта. Исключительное право патентообладателя на использование объекта промышленной собственности. Права на совместное использование нескольких патентообладателей. Ограничения прав патентообладателя. Право преждепользования.
/Лек/
1. Понятие и принципы патентного права.
2. Субъекты и объекты патентного права.
3. Источники патентного права.
4. Общая характеристика патентных прав:
1. Личные неимущественные права автора объекта промышленной собственности;
2. Исключительные права патентообладателя.
Дополнительные вопросы для обсуждения:
1. Полезная модель, как объект патентного права.
2. Промышленный образец, как объект патентного права.
3. Устройства, как объекты изобретений.
4. Способы, как объекты изобретений.
5. Авторы изобретений.
6. Патентообладатели
Доклад: «История формирования российского патентного законодательства»
Практикум: решение задачи.
Задача 4
В Роспатенте рассматривались две заявки, поступившие с разницей в 10 дней. Более поздняя заявка на изобретение «Способ крепления стеновых конструкций», поданная ее автором Светловым, прошла формальную экспертизу с положительным результатом. В сведениях о ней, опубликованных Роспатентом, указано, что в изобретении применена врубовая машина в виде роторной пилы. Рязанов, автор более ранней заявки на промышленный образец «Врубовая машина», решение по которой еще не принято, после ознакомления с описанием изобретения Светлова заявил эксперту Роспатента, что техническое решение, приведенное в формуле «Способ крепления стеновых конструкций», не ново, так как повторяет совокупность признаков его заявки. Различия касаются лишь в названии отдельных деталей, выполняющих одинаковые функции в обеих врубовых машинах. Однако, по мнению эксперта Роспатента, тождество предложенных технических решений исключено, поскольку Светлов подавал заявку на изобретение, а Рязанов – на промышленный образец.
В какой срок со дня поступления заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом,
В течение какого срока со дня публикации сведений о заявке изобретению предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы?
К каким правовым последствиям может привести заявление Рязанова эксперту Роспатента в случае, если сказанное им подтвердится?
Правомерен ли ответ эксперта Рязанову? Ответ обоснуйте.
/Пр/
1.Этапы оформления прав патентообладателя:
a. Составление и подача заявки.
b. Рассмотрение заявки.
c. Выдача патента и срок его действия.
d. Обжалование решения Патентного ведомства.
2.Лицензионные договоры.
3.Права на объекты, созданные по трудовому договору или договору подряда.
Задача 1
Инженер Соколов работал по договору с заводом «Прогресс» над разработкой миниатюрного двигателя. Разработав чертежи, Соколов составил заявку на изобретение и подал ее в Патентное ведомство. Заявка прошла формальную экспертизу с положительным результатом, а формула изобретения была опубликована. Узнав об этом, завод «Прогресс» потребовал от Соколова отозвать заявку на данное изобретение, считая, что право на получение патента на данное изобретение принадлежит заводу. Однако Соколов не согласился с таким утверждением, заявив, что в договоре не было предусмотрено условие о праве на получение патента на изобретение заводом в случае, если разработка двигателя будет выполнена на уровне изобретения.
Правомерно ли требование администрации завода к автору изобретения?
Каким правом может воспользоваться администрация предприятия в случае, если ей будет отказано в судебном порядке в праве на получение патента на изобретение?
В течение какого времени, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство, автор упомянутого изобретения может ходатайствовать об экспертизе заявки по существу?
/Пр/
2. Уступка патентных прав.
3. Обязанности патентообладателя.
4. Способы защиты прав патентообладателя.
Доклад: «Наследование патентных прав».
Практикум: решение задач.
Задача 5
НИИ «Медприбор», обладатель патента на изобретение вибромассажера, по договору о патентной лицензии предоставил заводу «Медаппаратура» право использования данного изобретения. По договору лицензиар лишался данного права и права выдачи лицензии другим лицам. Через год завод обнаружил появление в продаже аналогичного вибромассажера, изготовленного заводом «Кристалл». Администрация завода «Медаппаратура» предложила НИИ предъявить иск к нарушителю его прав, полученных им по договору о патентной лицензии, с требованием о запрете использования изобретения. Лицензиар не отреагировал на это. Поэтому лицензиат сам предъявил иск к нарушителю о запрете использования изобретения.
Какой вид лицензии выдал НИИ заводу «Медаппаратура»?
Вправе ли завод потребовать от НИИ предъявления иска о запрете использования изобретения к нарушителю прав, полученных им по лицензионному договору?
Вправе ли завод «Медаппаратура» самостоятельно предъявлять иск к нарушителю – заводу «Кристалл» о запрете использования изобретения?
Какую ответственность несет НИИ перед заводом в случае не предъявления к заводу «Кристалл» иска о запрете использования изобретения?
Какое решение должен вынести суд?
/Пр/
2. Права на топологии интегральных микросхем.
3. Право на ноу-хау (секреты производства).
4. Права, связанные с открытиями.
5. Права, связанные с рационализаторскими предложениями.
Дополнительные вопросы для обсуждения:
1. Понятие и признаки селекционного достижения.
2. Субъекты прав на селекционные достижения.
3. Содержание прав на селекционные достижения.
4. Порядок оформления прав на селекционные достижения.
5. Понятие товарного знака и знака обслуживания
6. Субъекты прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара.
7. Содержание прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара
8. Понятие товарного знака и знака обслуживания
9. Субъекты прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара.
10. Содержание прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара.
Доклады: «Сорт растений и порода животных как объект селекционных достижений»
«Регулирование генно-инженерной деятельности»
«Распоряжение правами на использование селекционных достижений»
«Уступка права на фирменное наименование»
«Выдача разрешений на использование»
«Коммерческая концессия и фирменное наименование»
«Новизна и различительная способность товарного знака»
«Требования, предъявляемые к товарным знакам»
«Особенности исключительного права владельца товарного знака на пользование и распоряжение товарным знаком»
Практикум: решение задач (кейс-метод).
Задача 7
Сотрудник сельскохозяйственного
Имелись ли основания у главного селекционера утверждать, что право на получение патента на созданный Самцовым сорт огурцов принадлежит муниципальному образованию?
В каком случае автор селекционного достижения вправе подать заявку на него от имени института?
В соответствии, с каким законом предусмотрено право автора на вознаграждение за получение патента муниципальным образованием, а также их право за вознаграждение за использование селекционного достижения?
Какими правовыми нормами определялось бы право на получение патента на селекционное достижение, указанное в задаче, если бы оно было создано при выполнении государственного заказа?
Задача 8
Предприниматель Судаков стал владельцем парфюмерной фабрики «Аромат». Когда спрос на изделия упал, Судаков изменил ее прежнее фирменное наименование на «Арома», хотя в городе уже несколько лет работает парфюмерный магазин фирмы «Красная Москва», использующий на вывеске магазина, рекламе и упаковке коммерческое обозначение «Арома». Администрация магазина обратилась к администрации фабрики с требованием отказаться от наименования «Арома» в связи с многолетней работой магазина под таким наименованием. Однако Судаков отказался изменять фирменное наименование, сославшись на его официальную регистрацию. В суде Судаков заявил, что в связи с тем, что коммерческое обозначение магазина не зарегистрировано не парфюмерная фабрика, а магазин должен прекратить использовать свое коммерческое обозначение.
Имела ли право парфюмерная фабрика при осуществлении предпринимательской деятельности использовать два коммерческих обозначения «Аромат» и «Арома»?
Вправе ли магазин указывать на
В каком случае коммерческое обозначение фабрики может быть использовано без регистрации?
Задача 9
Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Альфа Капитал Россия» обратилось с иском к обществу ограниченной ответственности (ООО) «Российская финансовая компания «Альфа-Капитал» с требованием приостановить использование в своем фирменном наименовании обозначения «Альфа-Капитал», ссылаясь на то, что последнее зарегистрировано им в качестве товарного знака в Международной классификации товаров и услуг. Суд отказал ЗАО в иске, мотивируя тем, что ответчик зарегистрирован в форме ООО, а не в форме ЗАО. Кроме того, в иске не нашло подтверждения, что использование товарного знака ответчиком привело к отождествлению с его деятельностью, и поэтому это не может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция
Что входит в понятие и структуру фирменного наименования? Можно ли считать, что фирменные наименования ЗАО и ООО идентичны?
Является ли обязательной регистрация права на фирменное наименование? Каков порядок регистрации фирменного наименования и в каком органе?
Имеет ли значение в споре разница в организационно-правовой формах сторон? Заслуживает ли внимание не представление истцом доказательств того, что использование его товарного знака ведет к отождествлению с деятельностью ответчика?
/Пр/
Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубежом. Участие России в международных соглашениях по охране промышленной собственности. Порядок зарубежного патентования и передачи объектов промышленной собственности за границу.
Международные организации, занимающиеся охраной объектов интеллектуальной собственности.
/Лек/
1.Международные соглашения в области авторских и смежных прав.
2.Международные соглашения в области промышленной собственности и правовой охраны нетрадиционных объектов.
3.Международные организации, занимающиеся вопросами охраны объектов интеллектуальной собственности.
Проведение игрового занятия: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Правила: Студенты объединяются в группу, усаживаясь за круглый стол. Волчок определяет вопрос, который задаётся группе. Вопросы представлены на интерактивной доске. Студенты играют против вымышленных телезрителей. Победитель определяется по количеству правильных ответов (либо команда телезрителей, либо команда студентов).
Цель: проверка знаний по всему курсу «Интеллектуальная собственность».
/Пр/
Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов явля¬ется обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу¬чения курса Гражданского права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу¬чению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих Гражданское право, являются:
во–первых, продолжение изучения Гражданского права в домаш¬них условиях по программе, предложенной преподавателем;
во–вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, судебной практике, правотворческому процессу.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
1. Решение казусов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям).
2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы по Гражданскому праву. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.
3 Обзор новейших научных работ (монографий, статей) по Гражданскому праву, новых руководящих разъяснений и обзоров судебной практики высших судебных инстанций.
4. Выполнение в домашних условиях указанных в теме заданий, в частности, составление проектов гражданско-правовых документов (доверенностей, завещаний, исковых заявлений и т.д.), обзоров судебной практики по отдельным категориям дел (конкретной тематики). Если иное не указано в задании, обзоры судебной практики должны содержать описание конкретных судебных актов (от пяти до десяти) и выраженных в них позиций судебных инстанций, носящих общий характер (разъяснение правовых норм, правоположения, применение аналогии закона и права).
Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студен¬тов являются практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя.
При подведении итогов самостоятельной работы преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических занятиях.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Под методикой решения задач по юридическим дисциплинам понимается система методических положений и приемов разбора конкретной ситуации (задачи).
К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения казусов (задач) по гражданскому праву, относятся следующие:
Необходимо внимательно прочитать текст задачи.
1. Определите теоретические основы решения дела.
2. Уловите суть, требуемую для решения.
3. Применяйте норму, найденную в законах к задаче.
Решая задачу, студент должен:
- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса,
- подобрать норму права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,
- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ДЕЛОВОЙ ИГРЕ
Деловая игра – это метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.
Цель деловой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение самостоятельно (автономно) или в кооперации (в команде) пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Деловая игра должна содержать игровую и учебные задачи. Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача – овладение знаниями и умениями.
Де¬ловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей содержание игры. Продолжительность деловой игры зависит от трудоемкости и размера задачи. Есть немало задач, которые «помещаются» в два-четыре аудиторных часа. Кроме того, почти все деловые задачи сравнительно легко поддаются расчленению.
Подготовка деловой игры требует от преподавателя внимания и собранности. Если он сам составляет игровую задачу, он должен продумать ее учебные цели. Если он берет для игры готовую задачу, он обязан в нее вникнуть и со стороны игрока, и со стороны ведущего. Основными проблемами, с которыми при¬ходится сталкиваться при проведении деловой игры,
Игра должна быть описана – это обязательное условие. Нельзя задавать условия и цели игры «с голоса». Количество экземпляров описания игры должно быть достаточно для всех.
Крайне важно исходить из того, что все знают правила игры, но кое-что в них забыли или неточно помнят. Поэтому необходимо раздать участникам деловой игры материал с выдержками из документов, регламентирующих наиболее «скользкие» вопросы (узлы) решения деловой задачи. Например, фрагменты из источников, Конституции, законов, инструкций, постановлений, указов и т. п.
Деловая игра требует соблюдения некоторых последовательных шагов:
Первое – доведение задачи до участников. Распечатанный текст задачи должен быть у каждого участника (что касается условий игры, то заранее следует договориться: принимаются ли они те же, что и в реальной жизни при решении сходных задач, или же вносятся какие-либо игровые изменения).
Второе – это создание команд. Команды формируются любым образом, при этом они вправе присвоить себе какие-нибудь названия или номера.
Третье – это непосредственная работа команд.
Затем каждая команда готовит короткий (до 10 минут) устный доклад о своих подходах и методах решения задачи и о самом решении. Доклад составляется в произвольной формы. Выбор формы доклада – тоже игровой результат.
После заслушивания докладов необходимо оценить их, сравнить и подвести итоги. Это важная часть учебного процесса.
Если времени мало, то итоги подводит преподаватель. И здесь важно не сводить дело к «пьедесталу почета», определению победителя и призеров, а лучше отметить успехи каждой из команд. Если время позволяет, то подведение итогов и разбор результатов могут стать вторым туром обучения в рамках деловой игры. Тогда формируется жюри из представителей каждой команды во главе с ведущим – председателем жюри. Жюри начинает «принародно» обсуждать итоги игры. В ходе такого обсуждения приоритет подчеркивания успехов или недостатков определяется в зависимости от ценностного потенциала участников. Но преподавателю стоит, ничуть не ломая избранного жюри критерия «справедливой оценки», стремиться подчеркнуть успехи каждой из групп.
Неплохо было бы выдать и специальные призы за успехи (например, книги с дарственными надписями преподавателей кафедры).
В зависимости от содержания задачи при проведении деловой игры могут потребоваться калькуляторы, учебная доска или ватман для изображения схем и формул, справочники, тексты законов и нормативных актов, а также необходимо иметь не менее двух аудиторий для работы групп.
Деловую игру желательно вести силами двух преподавателей. Некоторые моменты игры могут заставить одновременно выполнять разные функции, например, придумывать следующий игровой поворот и удерживать группу «в игровом тонусе». Но и без таких ситуаций двум преподавателям хватает работы, особенно при наблюдении за работой команд.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне и объеме полученных знаний. Это отчетность студентов за период изучения учебной дисциплины. Поэтому так велика их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. Экзамен как высшая форма контроля знаний студентов оценивается по дифференцированной системе.
Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей студента в период экзаменационной сессии являются повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в течение года.
Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого экзамена.
Установив выносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспечить себя программами. В основу повторения должна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к «натаскиванию». Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов программы.
Повторение – процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется сначала внимательно посмотреть программу курса, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на отдельном листе.
В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более, чужими записями. Всякого рода записи и конспекты - вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь по чужим записям, легко можно впасть в очень грубые заблуждения.
Само повторение рекомендуется вести по темам программы и по главам учебника. Закончив работу над темой (главой), необходимо ответить на вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее - воспроизвести весь материал.
Консультации, которые проводятся для студентов в период экзаменационной сессии, необходимо использовать для углубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешения всех возникших трудностей. Без тщательного самостоятельного продумывания материала беседа с преподавателем неизбежно будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата.