39.03.01 Социология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
- развивать способность к непредвзятой, многомерной оценке социокультурных концепций, направлений и школ;
- умение оперировать социокультурными понятиями, использовать разработанные классиками теоретические модели культуры для объяснения социокультурных явлений;
- логично формулировать, излагать и аргументировано обосновывать собственное понимание теоретических социокультурных концепций.
ции
ракт.
Социология культуры как социологическая и культурологическая дисциплина. Отличие социологии культуры от других дисциплин культурологического и социологического циклов. Общая социология и социология культуры. Политология и социология культуры. Философия культуры и социология культуры. Социология культуры и история культурологии. Теоретическая и эмпирическая социология культуры. Общественное и культурно-историческое значение социологии культуры.
Тема 2. Предмет социологии культуры
Социум и культура в их диалектической взаимосвязи и взаимопереходе (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры. Мир человека ценностно-смысловой мир любых материальных и духовных явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека. Уровневое строение мира человека - природа - социум - культура. Понятия социальной тени и культурной тени, отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы. Природа и социум как категории культуры и их социологическая интерпретация. Противоречивые взаимоотношения социума и культуры как проблематика социологии культуры. Условность различий социума и культуры; взаимодействие социально-практической и духовной деятельности в рамках духовно-практической деятельности людей. Соотношение социальных явлений и культурных значений, их взаимное равновесие или нарушение равновесия. Первичное и вторичное во взаимоотношениях социума и культуры: прямая и обратная зависимости в решении проблемы социокультурного детерминизма.
Тема 3. Социологические концепции культуры
Многообразие социальных и социологических концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте. Множественность критериев оценки и социального измерения явлений и процессов в культуре. Зарождение социологии (а вместе с ней и социологии культуры) как науки. Позитивизм в социологии и социологии культуры. Социология культуры культуры в России.
Тема 4. Ценности, нормы, значения в социокультурном контексте.
Структурные компоненты социокультурных процессов и явлений: ценности, нормы и значения. Их различия и взаимосвязь. Различная актуализация тех или иных ценностно-
Тема 5. Социальная морфология культуры.
Морфология культуры с социологической точки зрения. Природа - социум - культура. Естественное и искусственное в культуре. Социокультурная картина мира. Типы социокультурной регуляции (исторические, национальные, региональные, сословно-классовые, возрастные и т. п.). Понятие морфологии и сущность морфологического подхода к изучению различных явлений. Проблемы национально-культурной типологии, национального своеобразия и национальной исключительности культуры. Культурно-историческая обусловленность и изменчивость человеческих представлений о природе в целом и отдельных природных явлениях в частности. Картина природы и картина общества как составные части культуры на разных этапах истории человечества и его взаимоотношений с природой и социумом. Природное наследие, цивилизационное наследие и культурное наследие в их онтологическом и гносеологическом единстве. Культура как вторая природа. Типология культур в зависимости от проводимых ими аналогий с природой. ХХ век и новые взаимоотношения между природой и культурой. Историческая морфология культуры в истории культуры. Место мифологии, религии, философии, науки, искусства в составе культурной системы. Социализированные формы культуры (хозяйственно-экономическая, правовая, политическая, нравственная). Специализированные и обыденные формы культуры. Социально-исторический и национально-этнический аспекты морфологии культуры.
Тема 6. Социокультурная стратификация общества
Касты и слои общества как первичная социокультурная стратификация. Классовое, сословное и бюрократическое членение общества и его культуры. Сословно-классовые субкультуры общества; интеграция и дифференциация норм, ценностей, принципов и установок в отношениях между ними.
/Лек/
2. Социологические концепции культуры.
3. Ценности, нормы, значения в социокультурном контексте.
4. Социальная морфология культуры Типы культур.
5. Социокультурная стратификация общества. /Пр/
Социология культуры в системе наук. Реферат, составление аннотаций 6 Работа на семинаре, аннотации. Семинарское занятие №1
Тема 2.
Предмет социологии культуры. Реферат, составление аннотаций 6 Опрос на семинарском занятии. Семинарское занятие № 2
Тема 3.
Социологические концепции культуры Реферат, эссе 8 Ознакомление с рефератом и эссе на семинарском занятии. Семинарское занятие № 3
Тема 4.
Ценности, нормы, значения в социокультурном контексте Доклад, реферат 6 Опрос на семинарском занятии. Семинарское занятие № 4
Тема 5.
Социальная морфология культуры Аннотация, эссе 6 Проверка аннотаций и эссе на семинаре Семинарское занятие №5
Тема 6.
Социокультурная стратификация общества Составление словаря, эссе 6 Проверка словаря, эссе. Семинарское занятие № 6
/Ср/
Многообразие типологий культур: историческая, территориальная, природно-хозяйственная, этнологическая, национально-лингвистическая, социально-классовая, функциональная, ценностно-ориентационная и др. Культуры исторические, неисторические и доисторические; их структурно-функциональная специфика. Культуры исторических общностей (этнические культуры, национальные культуры, цивилизация как тип социокультурной общности, формация как тип социально-экономической общности). Методологические подходы к изучению исторических общностей: формационный, цивилизационный, социокультурный, культурно-исторический. Возможности и границы каждого из подходов. Типы социальности в истории культур и цивилизаций. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы социальности. Социокультурные характеристики соответствующих обществ. Взаимодействие культур. Факторы глобальной межкультурной интеграции. Высокая и низкая культуры; культуры специализированные и обыденные. Профессиональная культура и профессиональные субкультуры. Культура повседневности. Субкультуры и их взаимодействие между собой в целом каждой исторической культуры. Соединение принципов деления культур и социокультурной стратификации.
Тема 8. Ролевые представления культуры
Понятие роли в социологии культуры. Ролевые структуры общества и их культурно-семантическое наполнение. Типология ролей и ролевых игр в культуре. Роли массовые, групповые и личностные. Социализация и аккультурация в культуре как распределение ролей в нормативных социокультурных системах. Статус и престиж как ролевые функции личности, группы, партии, нации, государства. Национальное самосознание, национальная самоидентификация, партийная и государственная ангажированность как ролевые функции и формы ролевого поведения. Различные ролевые подходы в социологической интерпретации культуры.
Тема 9. Субъект культуры.
Понятие субъекта культуры (в сопоставлении с объектами культуры). Типология субъектов культуры и социокультурных процессов: личность,
Тема 10. Социокультурная детерминация личности
Проблема социокультурной адекватности личности в группе и обществе; культурная компетентность и отчужденность. Личностная и групповая интерпретация ценностей, норм и значений, традиций и инноваций. Различные степени интеграции личности в социокультурные системы. Личность и культурное творчество. Творчество индивидуальное и коллективное (в том числе массовое, народное). Стихийность и сознательность творчества. Традиции и инновации в творчестве. Типы творчества в культуре и истории культуры. Системы символических кодов в культуротворческих процессах. Смена символических кодов в процессе динамики культурных парадигм и социокультурных систем.
Тема 11. Социокультурные функции и институты
Полифункциональность культуры относительно общества и человека. Основные социальные функции культуры. Политическое нормирование культуры как форма насилия над ее естественно-историческим развитием. Культурные санкции против нарушения социокультурных норм. Соотношение культуры и идеологии, культуры и политики в различных обществах, в разные исторические периоды. Основные факторы и аспекты социальной институциализации культуры. Социальные институты культуры как формы объективации и социализации культурных значений, функций, ценностей, норм в обществе. Образование и воспитание как социокультурные институты. Социология образования. Семья, брак и секс как социокультурные феномены
2. Субъект культуры.
3. Социокультурная детерминация личности.
4. Основные факторы и аспекты социальной институциализации культуры.
5. Функциональный подход к культуре, ее элементам и формам.
6. Социокультурные функции и институты. /Пр/
Социальная типология культуры Реферат 6 Ознакомление с рефератом на семинарском занятии. Семинарское занятие № 8, № 9.
Тема 8.
Ролевые представления культуры Реферат 6 Ознакомление с рефератом на семинарском занятии. Семинарское занятие № 9
Тема 9.
Субъект культуры Реферат 6 Работа на семинаре, проверка рефератов. Семинарское занятие № 10
Тема 10.
Социокультурная детерминация личности Реферат, аннотация 8 Работа на семинаре, проверка аннотаций Семинарское занятие №11
Тема11.
Социокультурные функции и институты Реферат 6 Ознакомление с рефератом на семинарском занятии Семинарское занятие №12 /Ср/
Культурная статика и культурная динамика. Относительность культурной неподвижности. Типология культурообразующих процессов: имманентных и детерминированных. Социодинамика как совокупность процессов, развертывающихся на условной границе между культурой и социумом. Социализация культурных значений и аккультурация социальных явлений. Понятие о социокультурных механизмах общества. Социодинамика культуры и ее типология. Три типа процессов, относящихся к социодинамике. Процессы социокультурного развития, предполагающие качественное изменение социокультурных объектов и субъектов культуры. Процессы социокультурной диффузии в различных слоях и группах общества-горизонтальные и вертикальные. Социокультурная мобильность общества. Процессы социокультурной коммуникации. Эволюционные и революционные процессы в культуре. Культурный взрыв и механизмы, его обусловливающие в истории культуры (Ю. Лотман). Смена и ломка культурных парадигм. Научные революции. Промышленная, научно-техническая и компьютерная революции с точки зрения социологии культуры. Культурная революция как социологическая и культурологическая проблема. Культурная экспансия и культурная агрессия как проблема империализма и колониализма. Современный культурный империализм и его характерные черты. Механизмы культурной экспансии. Борьба за культурную независимость: социокультурные границы культурной самобытности. Диалог культур и культурный плюрализм. Всемирная культура и ее воздействие на национальные культуры. Пути социокультурной интеграции национальных культур в мировую общечеловеческую культуру. Реальное и утопичное в проектах мировой культуры. Вечные ценности культуры и исторически преходящие культурные ценности. Социально-групповая, национальная и историческая ограниченность культурных норм и ценностей; ее преодоление в ходе межкультурного и межгруппового социокультурного диалога.
Тема 13. Социокультурная политика и управление культурой
Культурная политика как форма социального регулирования и управления. Цели и задачи государства в осуществлении культурной и социокультурной политики. Управление культурой и границы
2. Социодинамика культуры и ее типология.
3. Эволюционные и революционные процессы в культуре.
4. Промышленная, научно-техническая и компьютерная революции с точки зрения социологии культуры.
5. Культурная экспансия и культурная агрессия как проблема империализма и колониализма.
6. Социокультурная политика и управление культурой.
7. Социальные институты культуры и управление культурой.
8. Типы культурной политики в зависимости от исторических и иных условий и конкретной социокультурной ситуации. /Пр/
Социодинамика культуры Аннотация, эссе 8 Работа на семинаре, проверка аннотаций и эссе. Семинарское занятие №13
Тема 13.
Социокультурная политика и управление культурой Реферат 6 Ознакомление с рефератом на семинарском занятии. Семинарское занятие №14
/Ср/
Многообразие методов и подходов к социологическому исследованию культуры. Теоретическое и эмпирическое исследование культуры в социологии. Количественный и качественный подход к анализу результатов исследований. Сочетание методов социологического исследования культуры на практике. Методы социологического изучения культуры. Возможности социокультурного изучения культуры прошлого и настоящего. Менталитет культуры как предмет социологического изучения. Обыденная и специализированная, институциональная и спекулятивная культуры и их эмпирическая дифференциация. Национальные образы мира и социологическое изучение культурных и религиозных предпочтений. Досуг как форма культурного общения и развития личности. Виды и цели культурной деятельности. Совокупное и мозаичное в культурной деятельности. Роль социологических исследований в обосновании и коррекции культурной политики. /Лек/
2. Теоретическое и эмпирическое исследование культуры в социологии.
3. Количественный и качественный подход к анализу результатов исследований..
4. Менталитет культуры как предмет социологического изучения.
5. Виды и цели культурной деятельности. /Пр/
Методология и методика социологических исследований культуры Выполнение заданий для самостоятельной работы 6 Проверка заданий для самостоятельной работы. Семинарское занятие №15.
/Ср/
Темы эссе
1. Социальность и культура.
2. Принципы понимающей социологии
3. Социологический статус понятия «ценность». Норма как социокультурный регулятор.
4. Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции).
5. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа.
6. Менталитет субъекта жизни. Соотношение знания и веры.
7. Верование как социокультурное явление
8. Архетипы культуры. Гипотеза К.Юнга.
9. Здравый смысл и научное знание. Картина мира.
10. Культура повседневности: основные показатели.
11. Астрология как предмет социокультурного анализа.
12. Знак и значение в системе культуры.
13. Массовая культура: функции и показатели.
14. Преемственность культуры: механизмы трансляции.
15. Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.
16. Религия как социокультурное явление.
17. Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.
18. Межкультурное взаимодействие на примере работы совместных предприятий.
19. Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур).
20. Шоу: функции, структура, принципы организации.
21. «Культурошок». Приемы адаптации личности к другой культурной среде.
22. Человек и культура: классические концепции.
23. Научное творчество: типология предрасположенности людей и необходимые качества личности.
24. Творчество в искусстве: основные объяснительные концепции.
25. Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения.
26. Современный школьник: социокультурный портрет.
27. Специфика интервью в социокультурном исследовании.
28. Наблюдение в социокультурном исследовании.
29. Семантический дифференциал и его использование в исследовании явлений культуры.
30. Социометрический метод и его применение при изучении ценностных установок научного и художественного сообщества.
31. Экспертная оценка художественной продукции.
32. Аудитория кино большого города.
33. Контент-анализ программ телевидения.
34. Современный кинорынок. Факторы коммерческого успеха.
35. Книга как социокультурное явление.
36. Культурный конфликт: методы устранения и профилактики.
37. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.
38. Жаргон как атрибут культуры.
39. Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока.
40. Евразийская культура: культурогенез.
41. Евразийская и Западная культуры: сравнительный анализ.
42. Русская культура: архетипы и современные ценности.
43. Этнокультура: факторы самоидентификации личности.
44. Половая самоидентификация в культурах Запада и Востока.
45. Феминизм - политическая и культурная аспекты.
46. Культурный климат семьи: система показателей.
47. Культурные регуляторы взаимоотношений мужчины и женщины в русской культуре.
48. Социальные функции культурных памятников.
49. Реклама художественной продукции: типология и методы.
50. Театр как объект социокультурного анализа
51. Художественные выставки: принципы организации и факторы коммерческого успеха.
52. Гений и талант в искусстве. Контент-анализ биографий лауреатов Нобелевских премий по литературе.
1. Социальные реалии и культурные значения в культуре XIX и XX вв. Принцип социокультурной эквивалентности.
2. Запад и Восток как социокультурные парадигмы в XVIII, XIX и XX вв. Эволюция социокультурной картины мира в российской (западноевропейской, американской, конкретной восточной) культуре (по выбору студентов).
3. Социодинамика древней, средневековой, классической или современной культуры (на выбор студентов).
4. Стратификация дореволюционной, советской и постсоветской культуры в России (сравнительный анализ: на выбор студентов).
5. Ценности и ценностные ориентации в стабильные и смутные эпохи (на примере русской культуры XVI, XVII,
6. Культурологическая верификация в различные исторические эпохи. Социокультурный релятивизм (на сравнительно-историческом или компаративном социокультурном материале).
7. Лидерство в культуре: критерии оценки и способы интерпретации.
8. Личность и творческая индивидуальность в культуре.
9. Массовость и народность в культуре - общее и особенное.
10. Культурный конформизм в различных регионах и исторических парадигмах.
11. Культурный плюрализм и монизм в классическую и неклассическую эпохи.
12. Социокультурная интеграция и дифференциация как механизмы истории культуры.
13. Культурные парадигмы. Условия культурной стабильности и динамики.
14. Культурные механизмы социальных процессов и социальные механизмы культурных процессов.
15. Инверсия и медиация как социокультурные механизмы.
16. Культурная революция и культурная эволюция.
17. Теория культурного взрыва в ее приложении к культурно-историческим процессам.
18. Социокультурный прогресс: критерии и условия.
19. Цикличность культурно-исторического развития в свете социологии культуры.
20. Культура массовая и культура элитарная: абсолютное и относительное в их типологии.
21. Андеграунд как социокультурный феномен.
22. Молодежная субкультура современной России в контексте других субкультур.
23. Шоу-бизнес в современной России и на Западе: социокультурные и компаративистские модели.
24. Современный рынок культурных товаров и услуг.
25. Менеджмент в сфере культуры и современные культурные технологии.
26. Культура повседневности и интеллектуальная культура (специфика и типология).
27. Функции культуры повседневности при смене исторических парадигм (на материале послеоктябрьской советской культуры 1920-х гг., культуры оттепели, перестройки и постсоветской культуры России (на выбор студентов).
28. Традиция, канон и стиль с точки зрения социологии культуры.
29. Культурный стиль и жизненная форма (социокультурный анализ).
30. Социокультурная модернизация (типы и сценарии на конкретных примерах; по выбору студентов).
31. Социокультурное проектирование в теоретическом и историческом аспектах.
32. Культура и власть в истории мировой и отечественной культуры. Опыт анализа конкретной культурной политики.
33. Культурные архетипы в различном социальном контексте.
34. Превращенные культурные формы: опыт социокультурного анализа.
35. Современное мифотворчество ХХ века в социологическом освещении.
36. Культурная инсценировка как механизм социокультурного изменения.
37. Культурные институты как ценностно-нормативная среда личности и общества.
38. К.Маркс как социолог культуры. К методологии марксистской социологии культуры.
39. М.Вебер как родоначальник понимающей социологии. Принципы понимающей социологии Вебера в приложении к культуре XIX - XX вв.
40. Социология культуры Э.Дюркгейма (на примере его социологии образования).
41. Своеобразие русской социологии в интерпретации Н. Кареева.
42. Социология культуры на страницах курса русской истории В. Ключевского.
43. Социология культуры Г.Зиммеля.
44. Закат Европы О. Шпенглера как опыт социологии культуры.
45. Социально-антропологические теории культуры (научно-аналитический обзор; конкретизация - на выбор студентов).
46. Т. Парсонс и его методология социокультурного анализа.
47. П. Сорокин - классик русской и американской социологии культуры.
48. Социология повседневности А. Шюца.
49. Социология культуры большевистского модерна (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин - на выбор студентов).
50. Цивилизация и эрос в интерпретации Г.Маркузе и Э.Фромма (сопоставительный анализ концепций).
51. Социокультурные идеи А.Камю и Ж.-П.Сартра (общее и особенное).
52. Социальное конструирование реальности П.Бергера и Т.Лукмана.
53. Социология лицедейства Э. Гоффмана: опыт приложения к другому культурно-историческому материалу (по выбору студентов).
54. Вариации на темы социологии культуры и политики П.Бурдье.
55. Столкновение цивилизаций по С.Хантингтону (на историческом или современном материале).
56. Социология музыки Т.Адорно: критический анализ, адаптация к новому социокультурному материалу.
57. Социокультурное измерение герменевтики Г.-Г. Гадамера.
58. Герменевтика П.Рикера с точки зрения социологии культуры.
59. Постмодернистская социология культуры (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр и др.).
60. Критика исторического опыта России А.Ахиезера (конкретно-исторический смысл и общеметодологическое значение).
эссе
рефераты
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Экономико-юридический факультет
Кафедра права, философии и социологии
РЕФЕРАТ ПО дисциплине:
Социология культуры
(название темы)
Выполнил: студент 117 гр.
Иванов И.И.
Научный руководитель:
Дудик С.Г., ст.преподаватель
Горно-Алтайск – 2018
Тематика рефератов
1. Социальные реалии и культурные значения в культуре XIX и XX вв. Принцип социокультурной эквивалентности.
2. Запад и Восток как социокультурные парадигмы в XVIII, XIX и XX вв. Эволюция социокультурной картины мира в российской (западноевропейской, американской, конкретной восточной) культуре (по выбору студентов).
3. Социодинамика древней, средневековой, классической или современной культуры (на выбор студентов).
4. Стратификация дореволюционной, советской и постсоветской культуры в России (сравнительный анализ: на выбор студентов).
5. Ценности и ценностные ориентации в стабильные и смутные эпохи (на примере русской культуры XVI, XVII, XVII, XVIII, XVIII, XIX, XIX, XX вв., а в ХХ в. на примере начала века, 20-х и 30-х годов, 80-х и 90-х гг.)
6. Культурологическая верификация в различные исторические эпохи. Социокультурный релятивизм (на сравнительно-историческом или компаративном социокультурном материале).
7. Лидерство в культуре: критерии оценки и способы интерпретации.
8. Личность и творческая индивидуальность в культуре.
9. Массовость и народность в культуре - общее и особенное.
10. Культурный конформизм в различных регионах и исторических парадигмах.
11. Культурный плюрализм и монизм в классическую и неклассическую эпохи.
12. Социокультурная интеграция и дифференциация как механизмы истории культуры.
13. Культурные парадигмы. Условия культурной стабильности и динамики.
14. Культурные механизмы социальных процессов и социальные механизмы культурных процессов.
15. Инверсия и медиация как социокультурные механизмы.
16. Культурная революция и культурная эволюция.
17. Теория культурного взрыва в ее приложении к культурно-историческим процессам.
18. Социокультурный прогресс: критерии и условия.
19. Цикличность культурно-исторического развития в свете социологии культуры.
20. Культура массовая и культура элитарная: абсолютное и относительное в их типологии.
21. Андеграунд как социокультурный феномен.
22. Молодежная субкультура современной России в контексте других субкультур.
23. Шоу-бизнес в современной России и на Западе: социокультурные и компаративистские модели.
24. Современный рынок культурных товаров и услуг.
25. Менеджмент в сфере культуры и современные культурные технологии.
26. Культура повседневности и интеллектуальная культура (специфика и типология).
27. Функции культуры повседневности при смене исторических парадигм (на материале послеоктябрьской советской культуры 1920-х гг., культуры оттепели, перестройки и постсоветской культуры России (на выбор студентов).
28. Традиция, канон и стиль с точки зрения социологии культуры.
29. Культурный стиль и жизненная форма (социокультурный анализ).
30. Социокультурная модернизация (типы и сценарии на конкретных примерах; по выбору студентов).
31. Социокультурное проектирование в теоретическом и историческом аспектах.
32. Культура и власть в истории мировой и отечественной культуры. Опыт анализа конкретной культурной политики.
33. Культурные архетипы в различном социальном контексте.
34. Превращенные культурные формы: опыт социокультурного анализа.
35. Современное мифотворчество ХХ века в социологическом освещении.
36. Культурная инсценировка как механизм социокультурного изменения.
37. Культурные институты как ценностно-нормативная среда личности и общества.
38. К.Маркс как социолог культуры. К методологии марксистской социологии культуры.
39. М.Вебер как родоначальник понимающей социологии. Принципы понимающей социологии Вебера в приложении к культуре XIX - XX вв.
41. Своеобразие русской социологии в интерпретации Н. Кареева.
42. Социология культуры на страницах курса русской истории В. Ключевского.
43. Социология культуры Г.Зиммеля.
44. Закат Европы О. Шпенглера как опыт социологии культуры.
45. Социально-антропологические теории культуры (научно-аналитический обзор; конкретизация - на выбор студентов).
46. Т. Парсонс и его методология социокультурного анализа.
47. П. Сорокин - классик русской и американской социологии культуры.
48. Социология повседневности А. Шюца.
49. Социология культуры большевистского модерна (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин - на выбор студентов).
50. Цивилизация и эрос в интерпретации Г.Маркузе и Э.Фромма (сопоставительный анализ концепций).
51. Социокультурные идеи А.Камю и Ж.-П.Сартра (общее и особенное).
52. Социальное конструирование реальности П.Бергера и Т.Лукмана.
53. Социология лицедейства Э. Гоффмана: опыт приложения к другому культурно-историческому материалу (по выбору студентов).
54. Вариации на темы социологии культуры и политики П.Бурдье.
55. Столкновение цивилизаций по С.Хантингтону (на историческом или современном материале).
56. Социология музыки Т.Адорно: критический анализ, адаптация к новому социокультурному материалу.
57. Социокультурное измерение герменевтики Г.-Г. Гадамера.
58. Герменевтика П.Рикера с точки зрения социологии культуры.
59. Постмодернистская социология культуры (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр и др.).
60. Критика исторического опыта России А.Ахиезера (конкретно-исторический смысл и общеметодологическое значение).
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.
Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Тематика эссе
1. Социальность и культура.
2. Принципы понимающей социологии
3. Социологический статус понятия «ценность». Норма как социокультурный регулятор.
4. Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции).
5. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа.
6. Менталитет субъекта жизни. Соотношение знания и веры.
7. Верование как социокультурное явление
9. Здравый смысл и научное знание. Картина мира.
10. Культура повседневности: основные показатели.
11. Астрология как предмет социокультурного анализа.
12. Знак и значение в системе культуры.
13. Массовая культура: функции и показатели.
14. Преемственность культуры: механизмы трансляции.
15. Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.
16. Религия как социокультурное явление.
17. Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.
18. Межкультурное взаимодействие на примере работы совместных предприятий.
19. Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур).
20. Шоу: функции, структура, принципы организации.
21. «Культурошок». Приемы адаптации личности к другой культурной среде.
22. Человек и культура: классические концепции.
23. Научное творчество: типология предрасположенности людей и необходимые качества личности.
24. Творчество в искусстве: основные объяснительные концепции.
25. Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения.
26. Современный школьник: социокультурный портрет.
27. Специфика интервью в социокультурном исследовании.
28. Наблюдение в социокультурном исследовании.
29. Семантический дифференциал и его использование в исследовании явлений культуры.
30. Социометрический метод и его применение при изучении ценностных установок научного и художественного сообщества.
31. Экспертная оценка художественной продукции.
32. Аудитория кино большого города.
33. Контент-анализ программ телевидения.
34. Современный кинорынок. Факторы коммерческого успеха.
35. Книга как социокультурное явление.
36. Культурный конфликт: методы устранения и профилактики.
37. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.
38. Жаргон как атрибут культуры.
39. Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока.
40. Евразийская культура: культурогенез.
41. Евразийская и Западная культуры: сравнительный анализ.
42. Русская культура: архетипы и современные ценности.
43. Этнокультура: факторы самоидентификации личности.
44. Половая самоидентификация в культурах Запада и Востока.
45. Феминизм - политическая и культурная аспекты.
46. Культурный климат семьи: система показателей.
47. Культурные регуляторы взаимоотношений мужчины и женщины в русской культуре.
48. Социальные функции культурных памятников.
49. Реклама художественной продукции: типология и методы.
50. Театр как объект социокультурного анализа
51. Художественные выставки: принципы организации и факторы коммерческого успеха.
52. Гений и талант в искусстве. Контент-анализ биографий лауреатов Нобелевских премий по литературе.
Методические рекомендации по подготовке к зачету (Д/З)
Изучение дисциплины «Социологии культуры» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 10 минут с момента получения им