2019-2020_39_03_02_2016_1216_plx_Социальная работа с проблемой клиента_Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная работа с проблемой клиента
Учебный план
39.03.02_2016_1216.plx

Направление подготовки  Социальная работа Профиль Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей

Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей
 
зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
114
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
19 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
6
6
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
114
114
114
114
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т.А.
 
 
Социальная работа с проблемой клиента
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 8)
 
Направление подготовки  Социальная работа Профиль Социальная защита и социальное обслуживание семьи и детей
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 17.06.2016 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2017 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра алтайской филологии и востоковедения

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2016 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: овладение студентами теоретическими знаниями в области решения проблем клиентов, терапии кризисных состояний, практическими навыками применения технологии кризисного вмешательства, а также методиками обучения клиентов решению их проблем.
1.2
Задачи: - изучить основные концепции решения проблемы клиента - изучить теоретические основы концепции переживания кризиса и применения технологии кризисного вмешательства; - сформировать представление о возможностях применения и основных методиках реализации технологии кризисного вмешательства; - обучить навыкам распознавания и позитивного преодоления кризисных (проблемных) ситуаций в собственной жизни и жизни своих близких; - сформировать представления об основных тенденциях и проблемах развития профилактики и терапии кризисных состояний; - способствовать осознанию студентами важности решения проблем клиента на микро- и макроуровнях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Безопасность жизнедеятельности
2.1.4
Психология
2.1.5
Социальные коммуникации
2.1.6
Этические основы социальной работы
2.1.7
Введение в профессию
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Конфликтология
2.2.2
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
2.2.3
Методы исследования в социальной работе
2.2.4
Кризисное вмешательство
2.2.5
Информационные технологии в социальной сфере
2.2.6
Практика по получению первичных  умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.7
Психология социальной работы
2.2.8
Социальная работа с разными группами населения
2.2.9
Методы социологических исследований
2.2.10
Основы специальной педагогики и психологии
2.2.11
Правовое обеспечение социальной работы
2.2.12
Психолого-педагогическая коррекция
2.2.13
Социальная работа с молодежью
2.2.14
Социология социальной работы
2.2.15
Этика
2.2.16
Конфликтология в социальной работе
2.2.17
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.18
Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности
2.2.19
Социальная работа с группами риска
2.2.20
Социально-психологический тренинг формирования позитивного социального портрета
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3:способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
 
 
Уровень 1
Знать:
 
стр. 5
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
основы социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина
60344
 
 
 
Уровень 1
предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей 
Уметь:
60344
 
 
 
Уровень 1
основами предоставления мер социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
Владеть:
60344
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические основы возникновения и развития кризисной концепции в структуре социальной работы
 
1.1
Теоретические основы возникновения и развития кризисной концепции в структуре социальной работы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
1
ПК-3
4
0
 
1.2
Развитие кризисной концепции в ХХ в. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
4
ПК-3
4
0
 
1.3
Задание 1. Составьте терминологический минимум по теме.

Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:

1. Эволюция кризисной концепции: контекст социальной работы.

2.  Представления и мифы о людях, переживающих кризис.

Задание 3. Опишите детально на выбор:

1. Кризис, пережитый Вами (может быть детский опыт).

2. Кризис, пережитый другим человеком (кризисная ситуация, в которую Вы были лично вовлечены).

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
10
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 2. Дифференциация стрессовых ситуаций
 
2.1
Дифференциация стрессовых ситуаций /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
1
ПК-3
4
0
 
2.2
Дифференциация стрессовых ситуаций. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
4
ПК-3
4
0
 
2.3
Задание 1. Составьте терминологический минимум по теме.

Задание 1. Представьте реферат на выбор по одной из тем:

1. Взаимодействие стресса, кризиса и болезни.

2.  Стратегии кризисной интервенции: работа с острым горем.

3. Концепция психологии переживания Ф. Василюка.  

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
18
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Модель переживания и управления кризисом
 
3.1
Модель переживания и управления кризисом /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
ПК-3
4
0
 
стр. 6
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
3.2
Анализ основных блоков кризисной парадигмы.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
4
ПК-3
4
0
 
3.3
Задание 1. Составьте терминологический минимум по теме.

Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:

1.  Жизненные кризисы: психосоциокультурный контекст.

2.  Кризисная  интервенция  как  технология  помощи  клиенту:  история,  теория, практика.

3.  Возможности  применения  технологии  кризисного  вмешательства  в  работе  с группой.

Задание 3. Проведите диагностирование личностных качеств по методикам (результаты представить в тетради):

1.Методика «Духовный кризис»;

2.Методика «Психологическое благополучие личности»;

Проведите самообследование по методикам:  

1. Опросник «Синдром эмоционального выгорания» В.Бойко (см.: Практикум по психологии состояний: Учебное пособие/ под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004.);

2. Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору);

3. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана;

4. Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ);

5. Методики на определение уровня тревожности;

6. Методики на выявление уровня агрессивности.

Сделайте общее заключение, используя результаты, полученные по использованным методикам.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
24
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 4. Сравнение терапевтических технологий с технологией кризисного вмешательства.
 
4.1
Сравнение терапевтических технологий с технологией кризисного вмешательства. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
4
ПК-3
4
0
 
4.2
Технологии помощи людям, переживающим кризис: сходства и различия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
ПК-3
4
0
 
стр. 7
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
4.3
Задание 1. Составьте терминологический минимум по теме.

Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:

1. Семейные кризисы: социокультурный контекст.

2. Суицид: интервенция и превенция (возможности кризисной интервенции).

3. Самодеструктивное  поведение:  применение  технологии  кризисного вмешательства.

Задание 3. Проанализируйте, с какими проблемами, и за какими советами к Вам обращаются чаще всего.

Задание 4. Подготовьте  банк техник консультирования клиентов

Задание 5. Систематизируйте  информацию  об  организациях,  которые  оказывают  поддержку  жертвам насилия в России.

Работа по основным терапевтическим подходам к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса

Задание 1. Провести работу по схеме «Алгоритм изучения семьи».

Задание 2. Использовать методы оказания психологической помощи детям – жертвам насилия

Упражнение 1. «Вулкан»

Упражнение 2. «Игра с пластилином»

Сказкотерапия - Упражнение 3. «Придумывание сказки» (в парах).

Упражнение 4. «Чувства»: Выберите два цвета, которые отражают Ваше состояние сейчас и закрасьте лист, используя только их.

Задание  3.  Методы оказания психологической помощи при семейном кризисе  

Смоделировать семейную систему одного из участников группы.

Задание 4. Проведите исследование семейных мифов.

Задание 5. Составьте генограмму Вашей семьи.

Задание 6. Определение степени суицидального риска группе.

Задание 7. Проведите ролевую игру, где один из участников выступает в роли консультанта, а другой – кризисного пациента.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
20
ПК-3
4
0
 
 
стр. 8
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
Раздел 5. Кризисная концепция как основа кризисинтервентной модели практики социальной работы.
 
5.1
Кризисная концепция как основа кризисинтервентной модели практики социальной работы. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
ПК-3
4
0
 
5.2
Процесс управления кризисом: психосоциальная оценка.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
ПК-3
4
0
 
5.3
Задание 1. Составьте терминологический минимум по теме.

Задание 2. Представьте реферат на выбор по одной из тем:

1. Кризис виктимизации: особенности кризисного консультирования.

2. Насилие: социокультурный контекст (возможности кризисной интервенции).

3. Кризис личности в результате стихийных бедствий.

4. Социогенные катастрофы и кризис личности.  

Задание 3. Разработайте программу психосаморегуляции и профилактической психогигиены психолога, работающего в экстремальных ситуациях и с кризисными состояниями.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
20
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 6. Кризисинтервентная модель практики социальной работы: разработка и реализация плана вмешательства
 
6.1
Кризисинтервентная модель практики социальной работы: разработка и реализация плана вмешательства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
ПК-3
4
0
 
6.2
Процесс управления кризисом: разработка и реализация плана вмешательства, последующая поддержка /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
2
ПК-3
4
0
 
6.3
Задание 1. Составьте терминологический минимум по теме.

Задание 2. Представьте 2 реферата на выбор:

1. Кризисная интервенция в учреждениях здравоохранения.

2. Безработица: особенности кризисного консультирования.

3. Терапия возрастных кризисов.

4. Кризисное консультирование ВИЧ инфицированных.

5. Вовлечение  в  религиозные  секты:  социокультурный  контекст  и  возможности

кризисной интервенции.

6. Кризисное консультирование при разводе.

7. Терапия депрессии: возможности кризисной интервенции.

8. Бездомные и душевнобольные: стигма и стереотипы: контекст кризисной работы.

9. Синдром перегорания.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
22
ПК-3
4
0
 
стр. 9
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Социально-психологическая работа с проблемой клиента»

1. Понятие проблемы клиента

2. Основные концепции решения проблемы клиента.

3. Этапы развития кризисной концепции

4. Предпосылки признания терапии кризисных состояний в качестве проблемного поля теории и практики социальной работы

5. Понятия «стресс» и «дистресс». Виды дистресса. Общий адаптационный синдром

6. Острый дистресс: источники, проявления, способы преодоления, продолжительность

7. Хронический дистресс: источники, проявления, способы преодоления, продолжительность. Синдром перегорания

8. Понятие «кризис». Основные характеристики

9. Психология переживания Ф. Василюка

10. Понятие «болезнь». Взаимосвязь с понятиями «проблема», «стресс» и «кризис»

11. Кризисная парадигма: понятие, эволюция, основные блоки

12. Источники кризисов: понятие, виды

13. Ситуативные источники кризисов: сущность, виды, особенности кризисного вмешательства

14. Переходные источники кризисов: сущность, виды, особенности кризисного вмешательства

15. Теория возрастных кризисов Э. Эриксона

16. Социокультурные источники кризисов: сущность, виды, особенности кризисного вмешательства. Теория вторичной девиации

17. Факторы риска развития кризисного состояния (теория С. Дэниша, К. Новака и М. Смайера; теория Г. Шулберга и А. Шелдона).

18. Стадии развития кризиса по Г. Каплану

19. Стадии развития кризиса Дж. Тайхерсту: сущность, отличие от модели Г. Каплана

20. Проявления кризисов на биофизическом, эмоциональном уровнях, на уровне восприятия и поведения

21. Возможные варианты преодоления состояния острого кризиса (различные терапевтические технологии), основные цели кризисной интервенции

22. Технология кризисного вмешательства: сущность, сходство и различие с другими видами терапии

23. Предотвращение развития кризисов: первичные, вторичные и третичные меры (взаимосвязь с различными терапевтическими технологиями)

24. Понятия «естественного и формального управления кризисом»: их взаимосвязь, стадии

25. Психосоциальная оценка кризиса: основные характеристики

26. Первый уровень психосоциальной оценки: сущность, кем осуществляется, виды вопросов

27. Оценка уровня преследования

28. Оценка риска совершения самоубийства

29. Оценка риска совершения нападения или убийства

30. Второй уровень психосоциальной оценки: сущность, кем осуществляется, виды вопросов.

31. Компоненты кризисного переживания. Понятие «опасного или травмирующего события», соотношение со стадиями развития кризиса по Г. Каплану, виды вопросов

32. Понятие «переполняющего события или события последней капли», соотношение со стадиями развития кризиса по Г. Каплану, виды вопросов

33. Понятие «личной уязвимости», соотношение со стадиями развития кризиса по Г. Каплану, виды вопросов

34. «Плюмаж кризиса»: понятие, сущность

35. Оценка социальных ресурсов клиента и социокультурного контекста кризисных переживаний

36. Установление раппорта с клиентом в процессе управления кризисом: значение, цели

37. Разработка плана вмешательства: ключевые вопросы (по Р. МакГи)

38. Консультирование по принятию решения: когнитивные возможности, цели, основные вопросы

39. Основные принципы консультирования по принятию решения

40. Реализация плана: критерии оценки

41. Стратегии социальных изменений

42. Возможности кризисинтервентной модели практики социальной работы.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика рефератов: 1. Эволюция кризисной концепции: контекст социальной работы. 2.  Представления и мифы о людях, переживающих кризис. 3.  Жизненные кризисы: психосоциокультурный контекст. 4.  Взаимодействие стресса, кризиса и болезни. 5.  Стратегии кризисной интервенции: работа с острым горем. 6.  Концепция психологии переживания Ф.Василюка. 7.  Кризисная  интервенция  как  технология  помощи  клиенту:  история,  теория, практика. 8.  Возможности  применения  технологии  кризисного  вмешательства  в  работе  с группой. 9.  Семейные кризисы: социокультурный контекст.
 
стр. 10
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
10. Суицид: интервенция и превенция (возможности кризисной интервенции). 11. Самодеструктивное  поведение:  применение  технологии  кризисного вмешательства. 12. Кризис виктимизации: особенности кризисного консультирования. 13. Насилие: социокультурный контекст (возможности кризисной интервенции). 14. Кризис личности в результате стихийных бедствий. 15. Социогенные катастрофы и кризис личности.   16. Кризисная интервенция в учреждениях здравоохранения. 17. Безработица: особенности кризисного консультирования. 18. Терапия возрастных кризисов. 19. Кризисное консультирование ВИЧ инфицированных. 20. Вовлечение  в  религиозные  секты:  социокультурный  контекст  и  возможности кризисной интервенции. 21. Кризисное консультирование при разводе. 22. Терапия депрессии: возможности кризисной интервенции. 23. Бездомные и душевнобольные: стигма и стереотипы: контекст кризисной работы. 24. Синдром перегорания. 25. Сексуальные домогательства: возможности кризисной интервенции.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Говорухина Г.В., Гуслякова Л.Г., Дюмин [и др.] А.В.
Социальная работа с проблемой клиента: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
 
Л1.2
Митрофаненко В.В.
Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457593
 
Л1.3
Бердышев С.Н.
Технологии работы с трудными клиентами
Москва: Дашков и К; Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/75195.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А.
Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2012
http://window.edu.ru/resource/898/76898/files/stress.pdf
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Firefox
6.3.1.5
Google Chrome
6.3.1.6
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.7
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.8
MS WINDOWS
6.3.1.9
Яндекс.Браузер
6.3.1.10
IPRbooks WV-Reader для GooglePlay
6.3.1.11
Moodle
 
стр. 11
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
6.3.1.12
Psychometric Expert
6.3.1.13
Антиплагиат.ВУЗ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару):

1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней

главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые  превращают чтение  в процесс. Записи могут вестись в различной  форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

 
стр. 12
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ.  Также обязательным  является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для  книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Бомол У.Д. Экономикс. Принципы и политика [Электронный учебник] : учебник:[пер. с англ.] / У. Д. Бомол ; пер. А. Г. Грязнова, 2012, ЮНИТИ-ДАНА. - 906 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118277/ (дата обращения: 07.09.14)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы  должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Методические указания к подготовке и представлению проекта

Правила выбора темы исследовательской работы

Способы решения проблем с начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы.

Правило 1. Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его. Вы сами выбираете тему проекта из утвержденного перечня предлагаемых тем.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - сложная, но необходимая задача для работы педагога. Надо подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы обучающихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у многих наших ребят ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не 

 
стр. 13
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство обучающихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта

1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и должна отражать содержание проекта.

2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

Критерии оценки защиты проекта

1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме (или дисциплине), эрудиция, междисциплинарные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Выполненный проект оценивается по каждому критерию по пятибалльной системе.

Методические указания к решению ситуационных задач

Ситуационные задачи – это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Цель создания: формирование и развитие обучающегося как будущего активного субъекта деятельности, формирование его как личности

Сущность педагогической ситуации выражается через:

- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями магистранта и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;

- развитие этого противоречия;

- его разрешение.

Алгоритм анализа ситуационной задачи

1. Сформулируйте проблему ситуации.

2. Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.

3. Охарактеризуйте участников ситуации (возрастные, индивидуально-психологические особенности).

4. Проанализируйте возможные последствия проблемной ситуации.

5. Сформулируйте педагогические задачи (пути решения педагогической проблемной ситуации).

6. Наметьте ход решения ситуации, в рамках одной из предложенных форм педагогического взаимодействия

Критерии оценивания ситуационных задач:

0 баллов – вариант ответа отсутствует, ответы,  не  имеющие  отношения  к  сути  решаемой ситуации, например.

1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный  вариант реагирования    без  обоснования.  

2  балла  –  предложенный  вариант  реагирования    и  его  обоснование требуют  усовершенствования.  

3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное  обоснование.  

Методические указания к подготовке и проведению учебной дискуссии

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

- подготовка (информированность и компетентность) магистрантов по предложенной проблеме;

- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами);

- корректность поведения участников;

- умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадии вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

1. Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать 

 
стр. 14
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
обсуждение.

2. Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

3. Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью практического занятия.

4. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых – выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументированно подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

5. Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед преподавателем ставятся следующие задачи:

1. Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам.

2. Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, студент может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

3. Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло»,

4. Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих студентов.

5. Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать студентам, предлагая им временную роль ведущего.

6. В конце дискуссии предоставить право студентам самим оценить свою работу (рефлексия).

Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

1. Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

3. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

4. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения дискуссии.

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

1. Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

2. Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак – наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающими различного толкования) 

 
стр. 15
УП: 39.03.02_2016_1216.plx
 
и неопределенными (допускающими различное толкование).

Критерии оценивания дискуссии:

Оценка «5» (отлично) ставится, если: магистрант полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.

Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации

Методические рекомендации по подготовке к зачету

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов к зачету.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Основным источником  подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет проводится в форме собеседования, охватывающего весь пройденный материал.