(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
39.04.02 Социальная работа
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
2. Сформировать умения и навыки применять психодиагностические методики по выявлению индивидуально-психологических свойств личности ребенка и разрабатывать на основе анализа соответствующие рекомендации;
3. Овладеть современными методами диагностики когнитивной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы личности ;
4. Осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
ции
ракт.
1. Принципы и предмет психодиагностики
2. Области практического применения знаний по психодиагностике
3. Научная и практическая психодиагностика
4. Методы высокого уровня формализации: тесты, опросники. Требования к проведению
5. Методы высокого уровня формализации: проективная техника. Требования к проведению
6. Методы высокого уровня формализации: психофизиологические методики. Требования к проведению
7. Методы высокого уровня формализации: опросники. Требования к проведению
8.Методы малоформализованные: наблюдение. Достоинства и недостатки.
9. Методы малоформализованные: опросы. Достоинства и недостатки.
11. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и к деятельности психолога как диагноста
12. Критерии объективности в психодиагностике.
13. Классификация психических свойств и личностных черт.
14.История развития психодиагностики: тесты интеллекта
15.Тесты специальных способностей и достижений: исторический аспект.
16.История личностной психодиагностики.
17.Классификация методов психодиагностики. Основания классификации. Наблюдение и экспертные оценки.
18.Диагностика креативности
19.Диагностика специальных способностей.
20.Психодиагностические исследования личности
21. Диагностика социальных отношений, общения и совместной деятельности
1. Методы изучения межличностных отношений в классе.
2. Принцип коррекционности методик психологической диагностики.
3. Психосемантические методы в психодиагностике.
4. Диагностика предметной успеваемости учащихся.
5. Метод ролевых репертуарных решеток.
6. Проективные методы исследования личности.
7. Тесты-опросники. Теоретические основы и проблемы использования в практике.
8. Психологическая диагностика личности с помощью тестов-опросников.
9. Психометрия в диагностике.
10. Суть психометрических требований и их предназначение.
11. Валидность. Понятие валидности, виды валидности. Организация проверки диагностической процедуры на валидность.
12. Надежность. Целевое назначение требования. Процедура проверки тестов на
надежность.
13. Стандартизация. Нормы. Виды норм.
14. Прогностичность и коррекционность диагностических процедур.
15. Интеллект. Проблемы диагностики интеллекта.
16. Диагностические процедуры в традиционном понимании интеллекта.
17. Диагностика интеллекта в контексте теории Ж. Пиаже.
18. Практическое научение и возможность применения диагностики интеллекта в современных педагогических технологиях.
19. Диагностика личности и теории личности.
20. Теоретические познания исследователей и личностные опросники.
21. Личность в структуре поведенческого акта и диагностические процедуры.
22. Проблемы проективных методик.
23. Личность в потоке межличностных отношений.
24. Личность в деятельности. Диагностика мотивационной сферы.
25. Личность. Смыслы и ценности. Диагностика ценностных ориентаций личности.
26. Социометрический статус и группы риска. Целевая и коррекционная предназначенность социометрических процедур.
27. Тест Люшера. Проблема валидности истолкования.
28. Диагностика готовности к школе. Диагностическая программа Н.И. Гуткиной.
29. Диагностика причин школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
30. Диагностика развития детей младенческого и раннего возраста.
31. Диагностика школьной дезадаптации.
32. Принцип коррекционности методик психологической диагностики. ШТУР и АСТУР.
33. Проблема диагностики готовности к школе.
34. Проблема диагностики особенностей интеллектуальной сферы. Тест Р. Амтхауэра.
35. Психодиагностика как наука. Предмет психодиагностики.
36. Графический метод в психодиагностике. Использование графических методик для диагностики особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников.
37. Диагностика межличностных отношений в дошкольном возрасте. Рисунок семьи. Методика Рене Жиля.
38. Диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте. ПДО и опросник Шмишека.
39. Проблема диагностики особенностей интеллектуальной сферы. Тест Р. Амтхауэра.
40. Тесты достижений в школьной практике.
41. Диагностика межличностных отношений. Тест Т. Лири.
42. Опросники как метод исследования личности. Опросники Г. Айзенка.
43. Опросники как метод исследования личности. Опросник 16-PF Р.Б. Кеттела.
44. Исследование личности с помощью MMPI (СМИЛ).
45. Диагностика самосознания. Q-сортировка Стефенсона.
2. Рефераты
3.Тест
4. Практико-ориентированные задания
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить магистрантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
-развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
-устных докладов с последующим их обсуждением;
-обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных магистрантами по заданию преподавателя и прочитанных магистрантами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким магистрантам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый магистрант готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия. 1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, магистрант должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке отчета по практическим заданиям
Отчет по практическим заданиям – это письменная работа магистранта, которая наглядно показывает полученные им знания и опыт
Вариант оформления протокола диагностического обследования (индивидуальная форма)
Ф.И. ____________________________
Возраст:т___________
Образовательная организация: ___________________________________
Класс/группа:____________________
Цель обследования: _______________________.
Результаты обследования: (1. Методика исследования опосредованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву)
Выводы:
1) Заключение:
2) Рекомендации:
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию магистранту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.
Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам
будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.
Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Методические указания по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Психодиагностика в социальной работе» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений,
полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
–выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
–оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
–оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.
Критерии оценки ответа на зачете:
«Зачтено» - выставляется при условии, если магистрант показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если магистрант показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы