2018-2019_39_03_01_2018_848_plx_Психология управления_Социология управления
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология управления
Учебный план
39.03.01_2018_848.plx

39.03.01  Социология 

Социология управления
 
зачеты с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
58
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
8
20
8
Практические
38
16
38
16
Консультации (для студента)
1
1
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
58
24
58
24
Кoнтактная рабoта
59,15
25,15
59,15
25,15
Сам. работа
76
115,2
76
115,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
149,2
144
149,2
 
 
УП: 39.03.01_2018_848.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пс.наук, доцент, Таскина И.А.
 
 
Психология управления
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)
 
39.03.01  Социология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.11.2017 протокол № 11.
 
Протокол от 26.06.2018 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.03.01_2018_848.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний об основах управления образованием.
1.2
Задачи: - Знание основных характеристик управления, психологических основ процесса управления, особенностей психологической и этической культуры руководителя. -  Владеть знаниями, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правовые основы управленческой деятельности в сфере образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологическая
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2:Способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
 
 
Уровень 1
знать основы восприятия, обобщения, анализ профессиональной информации,
Знать:
83897
 
 
 
Уровень 1
обобщать, анализировать профессиональную информацию
Уметь:
83897
 
 
 
Уровень 1
навыками обобщения, анализа профессиональной информации, постановкой цели и выбору путей ее достижения
Владеть:
83897
 
 
 
ПК-6:способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
 
 
Уровень 1
основы организационно-управленческих решений
Знать:
83907
 
 
 
Уровень 1
находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях
Уметь:
83907
 
 
 
Уровень 1
навыками находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
Владеть:
83907
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в психологию управления
 
1.1
Введение в управленческую психологию.

Основные характеристики управления

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
1.2
Основные компоненты управления /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
1.3
Конспектирование статей /Ср/
Л1.1Л2.1
20
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 2. Основные направления психологии управления
 
2.1
Подготовка презентаций и сообщений /Ср/
Л1.1Л2.1
45
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.2
Психологическая и этическая культура руководителя /Пр/
Л1.1Л2.1
6
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.3
Психологическая и этическая культура руководителя /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
стр. 5
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
2.4
Психологические основы управленческого процесса /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.5
Психологические основы управленческого процесса /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.6
Подготовить  глоссарий /Ср/
Л1.1Л2.1
20
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.7
Социально-психологические основы

деятельности руководителя

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.8
Социально-психологические основы

деятельности руководителя

/Пр/

Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.9
. Этикет и эстетика внешнего облика руководителя /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.10
Подготовить памятку " Правила успешной организации времени" /Ср/
Л1.1Л2.1
10
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
2.11
Подготовить презентацию " Имидж руководителя образовательной организации" /Ср/
Л1.1Л2.1
20,2
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1
8,85
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1
0,15
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1
1
ОПК-2 ПК-6
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету:

1. Психологическое содержание управленческой деятельности.

2. Психологическая сторона власти в организации.

3. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.

4. Организационная культура как социально-психологическая проблема.

5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой

деятельностью.

6. Психологические особенности женщин-руководителей.

7. Особенности поведения личности в организации.

8. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации.

9. Современные подходы к управлению по ценностям.

10. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности

руководителя.

11. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя

12. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических

характеристик, способностей и черт личности.

13. Эффекты влияния группы на личность.

14. Особенности делового общения.

15. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной

управленческой деятельности.

16. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива.

17. Социально-психологические основы принятия управленческих решений.

18. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров.

19. Средства психологического влияния.

20. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия.

21. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.

22. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
стр. 6
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Козлов В.В.
Психология управления
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/18337.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Вересов Н. Н.
Психология управления: Учебное пособие
Москва; Воронеж: МПСИ; НПО МОДЭК, 2006
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Гарант
6.3.2.2
КонсультантПлюс
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
сообщение
 
коспектирование
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
104 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, презентационная трибуна, шкафы
 
106 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного  выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

- на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением.

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический  показ, а  на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации – не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и его характером. Сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими ма- териалами. Оформляется сообщение письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль студента:

• собрать и изучить литературу по теме;

• составить план или графическую структуру сообщения;

• выделить основные понятия;

• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

• оформить текст письменно;

• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.  

Конспект (с лат. – обзор, очерк) - это последовательная фиксация информации, отобран- ной и обдуманной в процессе чтения; это краткое изложение своими словами содержания книги (или ее части), статьи в соответствии с ее логической структурой. Он включает запись основ- ных положений и выводов автора, доказательств, примеров, основных аргументов, сути поле- мики автора с оппонентами с сохранением последовательности изложения материала.

При составлении конспектов следует пользоваться различными приемами выделения от- дельных частей текста, ключевых выражений, терминов, основных понятий (выделение абза- цев, подчеркивание, написание жирным шрифтом, курсивом, использование цветных чернил и т.п.).

При изучении специальной литературы особое внимание следует

обращать на новые термины, понятия. Понимание сущности и значения терминов, поня- тий способствует формированию способности логического мышления, приучает мыслить абст- ракциями, что важно при усвоении дисциплин.

Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует оп- ределенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие вы- писки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по несколь- ким источникам).

Рекомендации:

1. Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и пара- графы, выделите информационно значимые место текста.

2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

3. Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения группировать материал.

4. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

5. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскры-

вает...»).

6. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

7. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

 
стр. 8
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
Цитаты – это буквальные выписки из авторского текста (оформленные

кавычками, с указанием полных данных об авторе, источнике опубликования, страницы).

Общие рекомендации по составлению конспекта

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите ин- формацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выво- ды, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, ис- пользуйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вы- нести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку