2018-2019_39_03_01_2018_848_plx_Демография_Социология управления
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Демография
Учебный план
39.03.01_2018_848.plx

39.03.01  Социология 

Социология управления
 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
92,1
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
20 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
24
24
24
24
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
43,05
43,05
43,05
43,05
Сам. работа
92,1
92,1
92,1
92,1
Часы на контроль
8,85
3,85
8,85
3,85
Итого
144
139
144
139
 
 
УП: 39.03.01_2018_848.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Кыпчакова Л.В.
 
 
Демография
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328)
 
39.03.01  Социология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.11.2017 протокол № 11.
 
Протокол от 29.06.2018 протокол № 14  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.03.01_2018_848.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - формирование у студентов социально-демографического мышления, понимания демографических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения, знакомство студентов с основными демографическими концепциями и позициями ведущих специалистов
1.2
Задачи: - ознакомление студентов с основами демографии;

- приобрести умение рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями;

- понимать и объяснять особенности демографической ситуа¬ции в стране и мире и тенденций её изменения;

- получить представление об основных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики;

- приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социальная статистика
2.1.2
Социальная экология
2.1.3
Гендерная социология
2.1.4
Общая социология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социология семьи
2.2.2
Экономическая социология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4:Способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач
 
 
Уровень 1
• цели и задачи демографии; • основные источники демографических данных и принципы построения демографических баз данных; • базовые демографические показатели, отражающие количественную характеристику народонаселения; • демографические показатели, качественно характеризующие различные типы воспроизводства народонаселения; • основные варианты поведенческих стереотипов, существенно влияющих на реализацию демографического поведения.
Знать:
83899
 
 
 
Уровень 1
• проводить демографический анализ народонаселения территории; • анализировать количественные и качественные характеристики народонаселения на предмет выявления их несбалансированности и конфликтогенности; владеть: • умением рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями; • пониманием особенностей демографической ситуации в стране и мире и тенденций её изменения; • представлением об осовных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики
Уметь:
83899
 
 
 
Уровень 1
• умением рассчитывать, понимать и пользоваться демографиче¬скими показателями; • пониманием особенностей демографической ситуа¬ции в стране и мире и тенденций её изменения; • представлением об ос¬новных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики
Владеть:
83899
 
 
 
ПК-8:способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
 
 
Уровень 1
• цели и задачи демографии; • основные источники демографических данных и принципы построения демографических баз данных; • базовые демографические показатели, отражающие количественную характеристику народонаселения; • демографические показатели, качественно характеризующие различные типы воспроизводства народонаселения; • основные варианты поведенческих стереотипов, существенно влияющих на реализацию демографического поведения.
Знать:
83909
 
 
 
Уровень 1
Уметь:
 
стр. 5
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
• проводить демографический анализ народонаселения территории; • анализировать количественные и качественные характеристики народонаселения на предмет выявления их несбалансированности и конфликтогенности; владеть: • умением рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями; • пониманием особенностей демографической ситуации в стране и мире и тенденций её изменения; • представлением об осовных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики
83909
 
 
 
Уровень 1
• умением рассчитывать, понимать и пользоваться демографиче¬скими показателями; • пониманием особенностей демографической ситуа¬ции в стране и мире и тенденций её изменения; • представлением об ос¬новных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики
Владеть:
83909
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекционный курс
 
стр. 6
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1.1
Тема 1. Демография как наука.

Объект и предмет демографии. Специфика демографического подхода к изу¬чению населения. Методологические основы демографии. Теоретические концеп¬ции изучения народонаселения. Этапы формирования демографии. Взаимосвязь демографии и других наук. Демография и статистика населения. Демография и социальные дисциплины. Демография и социология. Роль социологии в объясне¬нии и понимании демографического (репродуктивного, самосохранительного, бракоразводного) поведения семьи и личности.

Тема 2. Источники данных о населении.

Демографическая информация: определение, роль и значение в демографи¬ческих исследованиях, в практике государственного управления и планирования развития. Первичная (исходная) и вторичная демографическая информация.

Основные виды источников первичной информации о населении и демогра¬фических процессах; переписи населения, текущий учет демографических собы¬тий, списки и регистры населения, специальные и выборочные обследования.

Переписи населения, их цели, принципы, основные отличительные черты. Текущий статистический учет "естественного" движения населения и миграции. Основные виды статистических учетных форм - свидетельства о рождении, смер¬ти, браке, разводе. Особенности текущего учета миграции.

Списки и регистры населения. Их роль как источников первичной демогра¬фической информации. Автоматизированные текущие регистры населения.

Выборочные и специальные обследования населения. Роль социолого-демографических исследований в демографическом анализе.

Тема 3. Методы измерения численности и структуры населения и де¬мографических процессов.

Определение демографических коэффициентов. Их сущность, возможности и границы применения. Среднее население и его расчетные приближения. Основ¬ные виды демографических коэффициентов. Общие, специальные и частные ко¬эффициенты, их взаимосвязь.

Абсолютная численность населения, методика её определения. Уравнение демографического баланса. Моментная 

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
18
2
0
 
стр. 7
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
численность населения и численность на¬селения за период. Абсолютный прирост (убыль) численности населения. Темпы роста и прироста (убыли) населения - за период и среднегодовые. Техника их расчета.

Основные типы структур населения. Пол и половая структура населения. Воз¬раст и возрастная структура населения. Этническая, социальная, экономическая структура, территориальная структура населения. Сетка Лексиса (демографическая сетка). Современники, ровесники, сверстники. Продольный и поперечный анализ в демографии. Когорты и поколения: реальные и условные (гипотетические) когорты (поколения). Вероятность демографического события.

Общее понятие о демографических таблицах. Виды и примеры демографиче¬ских таблиц.

Тема 4. Семья, брачность и разводимость.

Брак и его формы. Юридический брак. Сожительство. Брачное состояние (брачный статус) и его показатели. Измерение брачного статуса в переписях на¬селения и социологических исследованиях. Семья и домохозяйство. Типология семей и домохозяйств. Демографическая структура семьи. Семейная структура населения. Трансформация института семьи на постсоветском пространстве.

Брачность. Демографическое понятие брачности. Показатели брачности. Об¬щий коэффициент брачности. Специальный коэффициент брачности. Повозраст¬ные коэффициенты брачности. Возраст вступления в брак. Возраст вступления в первый брак. Таблицы брачности. Основные показатели таблиц брачности.

Брачное поведение. Брачный выбор. Брачный круг. Демография брачного рынка. Гомогамность и гетерогамность - понятие и способы измерения.

Развод. Расторжение брака. Разводимость. Показатели разводимости. Таблицы разводимое. Основные показатели таблиц разводимости.

Тенденции брачности и разводимости в мире, России и других странах.

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение.

Демографическое понятие рождаемости. Рождаемость и плодовитость. Показатели рождаемости для периода. Общий коэффициент рождаемости. Специальный коэффициент рождаемости. Частные коэффициенты рождаемости. Повозрастные коэффициенты рождаемости. Средний 

 
стр. 8
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
возраст матери при рождении ребенка. Суммарный коэффициент рождаемости. Брачная и внебрачная рождаемость. Социологический (поведенческий) подход.

Общее понятие о репродуктивном поведении. Потребность в детях. Репродуктивные нормы, ценности, установки и мотивы. Условия жизни семьи и их роль. Внутрисемейное регулирование числа рождений. Планирование семьи.

Тенденции изменения уровня рождаемости в современном мире. Теоретические концепции объяснения исторического снижения рождаемости и массовой малодетности в современном обществе.

Тема 6. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение.

Демографическое понятие смертности. Показатели смертности. Общий коэффициент смертности. Повозрастные коэффициенты. Коэффициент смертности по причинам смерти. Младенческая смертность - понятие, показатели, социальное значение.

Таблицы смертности (дожития). Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни - понятие, социальное значение. Тенденции и факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни в России и других странах. Факторы изменения структуры причин смертности.

Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни, Поня¬тие и структура самосохранительного поведения.

Тема 7. Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство населения.

Миграция населения как демографический процесс. Современная классификация миграционных процессов. Причины и факторы миграции. Функции мигра¬ции. Показатели миграционного движения. Методы учета миграционных процессов. Особенности применения количественных и качественных методов при изучении миграции населения. Миграция и социальная мобильность. Последствия миграций для принимающих и отдающих территорий. Роль миграции в экономическом и социальном развитии территории. Качественные изменения миграционных потоков. Миграция населения в мире, России, Алтайском крае.

.Воспроизводство населения - понятие, сущность. Воспроизводство населения как система и ее социальная функция. 

 
стр. 9
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
Показатели воспроизводства населения. Понятие исторических типов воспроизводства населения - возможности и грани¬цы. Примитивный тип воспроизводства населения. Современный тип воспроиз¬водства населения. Их основные черты и характеристики. Демографический пе¬реход - понятие, сущность. Стадии (фазы) демографического перехода. Тенден¬ции воспроизводства населения в России других странах мира.

Тема 8. Основы демографического прогнозирования.

Роль демографических прогнозов в планировании развития. Взаимосвязь демографического и социального прогнозирования. Классификация демографиче¬ских прогнозов - аналитические прогнозы, нормативные прогнозы, прогнозы-предостережения, функциональные прогнозы.

Основные методы демографического прогнозирования, Экстраполяционный метод. Метод, основанный на применении математических функций. Метод ком¬понент (передвижки возрастов).

Основные методические приемы прогнозирования уровней демографических процессов - экстраполяция; референтное прогнозирование, или прогнозирование по аналогии. Роль социолого-демографических исследований репродуктивного поведения в разработке прогнозных сценариев будущей динамики рождаемости.

Демографические прогнозы для России и мира.

Тема 9. Демографическая политика.

Социальное воздействие на демографические процессы - возможности и границы. Демографическая политика - сущность и содержание, соотношение с экономической, социальной и семейной политикой. Цель демографической политики. Методы демографической политики. Эффективность демографической политики. Опыт проведения демографической политики и планирования семьи в мире.

Демографическая политика в СССР и в России. Новые требования к демографической политике в современных российских условиях. Приоритетные направ¬ления современной демографической политики в России в ближайшие годы и в отдаленной перспективе. Концепция семейно-демографической политики Правительства России. Миграционная политика России.

Демографическая экспертиза 

 
стр. 10
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
законопроектов и других актов законодатель¬ной и исполнительной власти, крупных экономических и социальных проектов.

/Лек/

 
 
Раздел 2. Семинарские занятия
 
стр. 11
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
2.1
1. Демография как наука

1.Объект и предмет демографии.

2.Основные категории и понятия демографии.

3.История развития демографии.

4.Демография и другие науки.

2. Источники данных о населении

1.Первичная и вторичная информация о демографических процессах.

2.Учет естественного и миграционного движения населения.

3.Выборочные обследования и другие источники данных о населении.

3. Методы измерения численности и структуры населения и демографических процессов

1.Демографические коэффициенты: общие, специальные и частные коэффициенты, их взаимосвязь,

2.Показатели численности и динамики численности населения.

3.Структуры населения.

4.Виды и примеры демографических таблиц.

4. Семья, брачность и разводимость

1.Понятие брака. Формы брака.

2.Брачность и разводимость. Основные показатели. Таблицы брачности и разводимости.

3.Основные тенденции брачности и разводимости.

4.Трансформация института семьи в современном мире.

5. Рождаемость и репродуктивное поведение

1.Понятие рождаемости и плодовитости. Методы изучения рождаемости.

2. Рождаемость и репродуктивное поведение.

3.Показатели рождаемости: абсолютные и относительные, общие, специальные, частные.

4.Методы изучения репродуктивного поведения и установок населения.

5.Основные тенденции изменения уровня рождаемости в мире, России, Республике Алтай.

6. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение

1.Смертность и продолжительность жизни,

2.Показатели смертности.

3.Младенческая смертность: понятие, показатели, социальное значение.

4.Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни,

5.Современные тенденции изменения   уровня смертности, структуры причин смертности и средней продолжительности жизни в современном мире.

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
24
2
0
 
стр. 12
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
7. Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство насе¬ления

1.Миграция и социальная мобильность.

2.Современная миграционная ситуация и характеристики миграционных потоков в мире, России, Республике Алтай.

3.Последствия миграций для принимающих и отдающих территорий.

4.Воспроизводство населения как система. Ее социальная функция.

5.Система коэффициентов воспроизводства населения.

6.Фазы демографического перехода и их характеристики

8. Основы демографического прогнозирования

1.Демографические прогнозы: понятие, цели, виды.

2.Способы демографического прогнозирования.

3.Проблема точности демографических прогнозов.

4.Прогнозы численности населения России и мира.

9. Демографическая политика

1.Демографическая политика - сущность и содержание.

2.Цели и методы демографической политики,

3.Эффективность демографической политики.

4.Демографическая политика в СССР и в России.

5.Приоритетные направления современной демографической и миграционной политики России.

/Пр/

 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
стр. 13
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
3.1
1. Демография как наука Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

2. Источники данных о населении Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

3. Методы измерения численности и структуры населения и де¬мографических процессов Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

4. Семья, брачность и разводимость Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

5. Рождаемость и репродуктивное поведение Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

6. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

7. Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство насе¬ления Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

8. Основы демографического прогнозирования Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

9. Демографическая политика Подготовка к семинару

Подготовка к зачету

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
92,1
2
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ОПК-4 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
3,85
ОПК-4 ПК-8
2
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ОПК-4 ПК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Демографическое прогнозирование, его цели и задачи.

2. Переписи населения: цели, принципы проведения

3. Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости

4. Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения, таблицы смертности

5. Младенческая смертность: понятие, методика расчёта, социальное значение

6. Семья и домохозяйство в демографии

7. Половой состав населения: определение, основные показатели

8. Понятие рождаемости: определение, методы измерения

9. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода и демо¬графической революции

10. Источники данных о населении и демографических процессах

11. Демографическая типология семей

12. Система коэффициентов рождаемости

13. Переписи населения: краткая история проведения

14. Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты

15. Воспроизводство населения: основные показатели

16. Брак, брачность, брачное состояние

17. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, расчёт, тенденции изменения, социальное 

 
стр. 14
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
значение

18. Возрастно-половая пирамида: методы построения, роль в демографическом анализе

19. Современная демографическая ситуация в России

20. Демографическая политика - понятие, основные методы проведения

21. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе

22. Миграция - определение, основные виды, методы измерения

23. Структуры населения: определение, основные виды, демографические и неде¬мографические структуры

24. Половой состав населения. Возрастная динамика

25. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населе¬ния»

26. Изменение численности населения во времени

27. Демографические прогнозы для России

28. Депопуляция - причины и последствия

29. Планирование семьи - понятие, роль в демографической динамике

30. Демография как наука. Предмет демографии. Демография и социология

31. Самосохранительное поведение, понятие и структура

32. Исторические причины массовой малодетности семей

33. Понятие репродуктивного поведения

34. Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей

35. Потребность семьи и личности в детях

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гокова О.В.
Демография: учебное пособие
Омск: Омский государственный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/24883.html
 
Л1.2
Сидоров А.А.
Демография: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015
http://www.iprbookshop.ru/72087.html
 
Л1.3
Иванова З.И.
Демография: конспект лекций для обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017
http://www.iprbookshop.ru/63070.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Медков В.М.
Демография: учебник
Москва: ИНФРА-М, 2004
 
Л2.2
Антонова Н.Л.
Демография: учебно-методическое пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014
http://www.iprbookshop.ru/65924.html
 
Л2.3
Нарбут В.В.
Демография и статистика населения: сборник задач для бакалавров, получающих образование по направлению «Экономика», профиль подготовки «Статистика»
Москва: Логос, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66405.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
 
стр. 15
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
тестирование
 
реферат
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
111 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, презентационная трибуна, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
 
104 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, презентационная трибуна, шкафы
 
320 А2
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Цель самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:

— способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально—экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК—4);

— способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно—управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК—8).

Темы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинар – форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студентам сформировать навыки работы с учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой и справочниками, а также развивать способность самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Готовясь к семинарскому занятию по социальной статистике, студент проходит несколько этапов.

 
стр. 16
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
1. Знакомится с методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию, опубликованными в данном учебно-методическом комплексе.

2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекций и по базовым учебникам.

3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения.

4. Изучает дополнительную литературу. Конспектирует материал и т.д.

5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников.

6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.

7. Репетирует выступление.

Доклад должен включать введение, основную часть и заключение.

Рекомендуемое время на доклад составляет 7-10 минут. Время на обсуждение – 5 минут. На дополнения по 10 минут.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Проверка выполнения плана самостоятельной работы по курсу «ДЕМОГРАФИЯ» проводится на семинарских занятиях, аттестации, на индивидуальных занятиях.

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, эссе и др.

При планировании всех видов самостоятельной работы и затрат времени в часах на их выполнение следует исходить из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, на лекционных и практических занятиях, а по всем недостаточно понятым для него вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.

В случае пропуска лекций и семинарских занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Для подготовки к семинарским занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.

Если материал понятен, то затрачивать время на консультации совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.

Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

5.Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием 

 
стр. 17
УП: 39.03.01_2018_848.plx
 
номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.