2019-2020_05_03_06 _2016_236_plx_Химия
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Химия
Учебный план
05.03.06 _2016_236.plx

Направление  05.03.06  Экология и природопользование профиль Природопользование

 
зачеты с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Лабораторные
40
40
40
40
В том числе инт.
18
18
18
18
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Больбух Т.В.
 
 
Химия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 998)
 
Направление  05.03.06  Экология и природопользование профиль Природопользование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: 
1.2
Задачи: 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Геология
2.1.2
Климатология с основами метеорологии
2.1.3
Математика
2.1.4
Охрана окружающей среды
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Модуль Землеведение
2.2.2
География почв с основами почвоведения
2.2.3
Гидрология
2.2.4
Физика
2.2.5
Землеведение
2.2.6
Палеогеография
2.2.7
Экология
2.2.8
Геоэкология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-7:способностью к самоорганизации и самообразованию
 
 
Уровень 1
основные  фундаментальные   законы и  понятия  химии, а также их роль в формировании естественнонаучной картины мира
Знать:
61766
 
 
 
Уровень 1
Умение выбирать методы и средства обучения выбирать различные виды аудиторной и вне аудиторной работы это работа с различными источниками информации при подготовке к лекциям, семинарам и практическим занятиям, при написании рефератов, конспектов, выполнении домашней работы и др.,
Уметь:
61766
 
 
 
Уровень 1
базовыми знаниями фундаментальных законов и понятий химии,  организовывать, проводить вычисления используя современные методы обработки информации
Владеть:
61766
 
 
 
ОПК-2:владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
 
 
Уровень 1
основные понятия, принципы, законы и методы химии, а также роль химии в формировании естественнонаучной картины мира;
Знать:
61770
 
 
 
Уровень 1
применять общие законы химии, предсказывать возможность и направление протекания реакций, производить вычисления с использованием основных понятий и законов стехиометрии. 
Уметь:
61770
 
 
 
Уровень 1
современной химической терминологией в области химии, основными навыками обращения с лабораторным оборудованием и посудой
Владеть:
61770
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. лекции
 
стр. 5
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
1.1
Основы общей химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8
ОПК-2 ОК-7
1
1
 
1.2
Основы физической химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8
ОПК-2 ОК-7
1
1
 
1.3
Основы аналитической химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8
ОПК-2 ОК-7
1
0
 
1.4
Дисперсные системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8
ОПК-2 ОК-7
1
0
 
 
Раздел 2. лабораторные работы
 
2.1
Основы общей химии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
12
ОПК-2 ОК-7
1
4
 
2.2
Основы физической химии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8
ОПК-2 ОК-7
1
4
 
2.3
Основы аналитической химии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
12
ОПК-2 ОК-7
1
4
 
2.4
Дисперсные системы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8
ОПК-2 ОК-7
1
4
 
 
Раздел 3. самостоятельная работа
 
3.1
Основы общей химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
9
ОПК-2 ОК-7
1
0
 
3.2
Основы физической химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
9
ОПК-2 ОК-7
1
0
 
3.3
Основы аналитической химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
9
ОПК-2 ОК-7
1
0
 
3.4
Дисперсные системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
9
ОПК-2 ОК-7
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Закон сохранения массы и энергии.

Закон постоянства состава.

Закон  эквивалентов.

Газовые законы.

Вывод уравнения состояния идеального газа.

Атомно-молекулярное учение

Характеристика бинарных соединений (оксиды, пероксиды, нитриды, карбиды,  гидриды, халькогениды, галогениды),  (классификация, номенклатура, способы получения).

Характеристика трехэлементных соединений: гидроксиды (классификация, номенклатура, способы получения)

Характеристика трехэлементных соединений: кислоты (классификация, номенклатура, способы получения)

Характеристика трехэлементных соединений: соли (классификация, номенклатура, способы получения)

Атом сложная микросистема. Уравнение де’ Бройля.

Характеристика электрона в атоме. Квантовые числа.

Принципы заполнения атомных орбиталей (а.о.)

Емкость энергетических уровней и подуровней.

Количественная   характеристика основных свойств атома.

Периодический закон.

Структура периодической таблицы.

Природная и искусственная радиоактивность (основные понятия).   

М.В.С. , ковалентная связь. Механизмы её образования.

Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, поляризуемость.

Теория гибридизации атомных орбиталей. Типы гибридизации и стереометрия молекул.

Ионная связь.

Металлическая связь,

Водородная связь

Основные понятия термодинамики (∆U, ∆G, ∆Q, ∆H,A, ∆S)

Закон Гесса и следствия из него.

Закон действующих масс. Химическое равновесие.

Принцип подвижного равновесия

Понятие о скорости химической реакции.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Катализ виды катализа.

Способы выражения концентрации.

Основные положения ТЭД.

a , Кд. Сила электролита. Ступенчатая диссоциация.

 
стр. 6
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
Водородный показатель.

Гидролиз.

Степень окисления. Окислители, восстановители.

Классификация ОВР.

Правила составления ОВР.

Роль Среды в протекании ОВР.

Гальванический элемент.

Электродный потенциал.

Э.Д.С. Уравнение Нернста.

Химические источники тока.

Электролиз.

Строение комплексных соединений.

Классификация комплексных соединений

Классификация коллоидных систем, способы получения.

Характеристика основных свойств дисперсных систем (строение мицеллы)

Свойства молекулярных растворов  Температура кипения и замерзания.

Свойства молекулярных растворов  Давление насыщенного пара над раствором (з-н Рауля)

Свойства молекулярных растворов  Осмотическое давление

Основные понятия качественного анализа

Буферные растворы и их свойства

Расчётные формулы рН, рОН для буферных систем

Расчётные формулы константы и степени гидролиза

Сущность метода и классификация хроматографических методов

Сущность  электрохимических методов и их классификация

Сущность спектрофотометрических методов и их классификация

Сущность и основные понятия титриметрии.

Основы гравиметрического (весового) и объёмного анализов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. История открытия закона постоянства состава соединений.

2. Планетарная модель строения атома Э. Резерфорда.

3. Модель строения атома Н. Бор – основатель квантовой теории атома.

4. История открытия Периодического закона химических элементов.

5. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.

6. Вклад Д.И. Менделеева в развитие химической теории растворов.

7. Катализ в природе и промышленности.

8. Природные минеральные источники Горного Алтая.

9. Вопросы охраны водных ресурсов.

10. Буферные системы в почвенных растворах.

11. Водородный показатель в природных средах.

12. Значение окислительно-восстановительных реакций в промышленности.

13. Роль окислительно-восстановительных процессов в природе (Еh).

14. Электролиз: история открытия и важнейшие области использования.

15. Аккумуляторы: виды и принцип работы.

16. Химические источники тока.

17. Комплексы и ферментативный катализ природных процессов.

18. Почва и комплексообразовательные процессы.

19. А. Вернер – основоположник координационной теории комплексных соединений.

20. История развития химии комплексных соединений в России.

21. Фосфор – элемент жизни и мысли (А.Е. Ферсман).

22. Круговорот азота в природе (геохимическая индивидуальность).

23. Геохимическая индивидуальность серы. Круговорот серы в природе.

24. Углерод – элемент биосферы Земли.

25. Круговорот углерода в природе.

26. Ферментативный катализ. Роль ферментов в различных биологических процессах.

27. Роль растворов в сельском хозяйстве, медицине, быту.

28. Почвенные растворы: состав и роль в минеральном питании растений.

29. Природные буферные системы.

30. Водородный показатель. Его значение для нормального роста и развития растений

31. Буферные системы в организме человека и животных.

32. Роль окислительно-восстановительных процессов в живой природе.

33. «Биологическое электричество».

34. Пены и пенообразователи.

35. Мембранные методы разделения смесей.

36. Фотохимические реакции.

37. Учёные создатели газовых законов.

38. Научные достяжения С.Карно и Р. Клаузиуса.

 
стр. 7
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
39. III-й закон Термодинамики ( тепловая теорема Нерста и постулат Планка).

40. Практическое значение процессов набухания и старения гелия.

41. Биологическое значение коагуляции.

42. Коллоидно-химические аспекты охраны окружающей Среды.

43. Современные аспекты использования мицелл.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕСТ      по  химии № 1

Инструкция для студентов:

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

ЧАСТЬ А

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (Х) в клеточке, номер который равен номеру выбранного Вами ответа.

1. К простым веществам  относится

а.   графит б.   воздух в.   карбид г.  малахит д.  ангидрид

2. Укажите кислотные оксиды:

а.  N2O б.  NO в.  Na2O г.  NO2 д. N2O5

3. Какова степень окисления   хлора   в хлористой   кислоте :

а.    +1 б.   + 2                  в.   + 3 г.   + 4 д.  +5

4. Сумма коэффициентов в уравнении реакции MgO + P2O5 ®  Mg3(PO4)2

а.  2 б.  3 в.   4 г.   5 д.   6

5.Электронная  конфигурация      1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2     соответствует атому :

а.   Mg б    K в   Ca г     Sr

6. Масса нитрата натрия в граммах, в которую добавили 200 г. 10 % раствора, для приготовления 20 % раствора составляет:

а.  20 б.   25 в.  45 г. 50

7. При растворении  в воде  ацетата натрия  реакция Среды будет:

а. рН > 7 б. рН = 7          в. рН < 7

8. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции при увеличении температуры с 20о С до 50о С,  если     температурный коэффициент равен 3 :

а.     3 б.       9 в.      12 г.       27

9. В какую сторону сместится равновесие при увеличении давления

    2 HBr (г) —  ¬®–     H2  (г) +   Br2   (г)

а.  не сместится б. вправо в. влево

10. Теплота образования ( кДж/моль ) реакции равна: 2Mg +  CО2= 2Mg + C

а.  - 809,6 б.   - 680,9                в.  -440,1

11. Наименьшей молярной массой обладает :  карбонат

а.  кобальта б. кальция в.  магния г. марганца

12. При какой концентрации ( моль/л ) раствора степень диссоциации

       уксусной кислоты  равна 0.2  (  Кд 1.75 10-5 ):

а. 9.35 10-2 б.  3.9  10-4 в.  4.37  10-4

13. рН раствора , в котором концентрация  Н+ равна  4.6 10-3: моль/л

а.  3.46 б.  4.36 в.  3.54 г.  2.34

14. Вычислите энергию Гиббса в реакции B2O3 + 3 Mg  = 3 MgO + 2 B

      Определите направление реакции при стандартных условиях

а.    G>                 б. G<

ЧАСТЬ В

Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания, начиная с первого окошка, ответом может быть число или слово. Если в ответе получается число в виде дроби, то округлите его до целого числа. Единицы измерений не пишите.

1. Напишите уравнения реакций гидролиза

1. хлорида аммония,          2. перманганата лития,          3. перхлората железа (П)

2. Подберите коэффициенты в ОВР

1. Cr2(  SO4 )3 + KOH + H2O2 = K2CrO4 + K2SO4 + H2O

2. P + HNO3  + H2O =   H3PO4  + NO

3. Определите число энергетических уровней  и напишите электронные формулы элементов с порядковыми номерами: 12  ,32 , 40, 59

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 8
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Глинка Н.Л., Бабков А.В., Попков В.А.
Общая химия: учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2012
 
Л1.2
Майманова Т.М., Кайзер М.И.
Химия: учебное пособие для студ. очной формы обуч. направ. под. 06.04.01 Биология, 44.03.01."Пед. обр." профиль Биология, 05.04.02. География, 05.04.06. Экология и природопользование.
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=7:khimiya&catid=7:chemistry&Itemid=165
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Глинка Н.Л., Рабинович В.А., Рубина Х.М.
Задачи и упражнения по общей химии: учебное пособие для вузов
Москва: Интеграл-Пресс, 2011
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
6.3.1.15
XnView
6.3.1.16
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно изучать и прорабатывать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном 

 
стр. 9
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также применяться дополнительные вопросы для аудитории, а также для отдельных студентов:

- устных ответы на вопросы домашней подготовки, докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов.  

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, с использованием доски или с использованием подготовленной презентации (для изложения наглядного материала, формул, схем, графиков и т.п.).

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям необходимо  заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начинать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать выборочный материал в учебном пособии, просмотреть Сборник вопросов и  задач по аналитической химии.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется воспользоваться рекомендуемым списком основной и дополнительной литературы. Проработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу. Выделять главное, разбирать узловые моменты, например выводы расчетных формул, думать, анализировать и сопоставлять. Этому способствуют записи по ходу изучения материала, которые превращают чтение в активный  процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат должен содержать следующие основные структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения.

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» ).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат

Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

 
стр. 10
УП: 05.03.06 _2016_236.plx
 
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.