высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
Направление 05.03.06 Экология и природопользование профиль Природопользование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Закон постоянства состава.
Закон эквивалентов.
Газовые законы.
Вывод уравнения состояния идеального газа.
Атомно-молекулярное учение
Характеристика бинарных соединений (оксиды, пероксиды, нитриды, карбиды, гидриды, халькогениды, галогениды), (классификация, номенклатура, способы получения).
Характеристика трехэлементных соединений: гидроксиды (классификация, номенклатура, способы получения)
Характеристика трехэлементных соединений: кислоты (классификация, номенклатура, способы получения)
Характеристика трехэлементных соединений: соли (классификация, номенклатура, способы получения)
Атом сложная микросистема. Уравнение де’ Бройля.
Характеристика электрона в атоме. Квантовые числа.
Принципы заполнения атомных орбиталей (а.о.)
Емкость энергетических уровней и подуровней.
Количественная характеристика основных свойств атома.
Периодический закон.
Структура периодической таблицы.
Природная и искусственная радиоактивность (основные понятия).
М.В.С. , ковалентная связь. Механизмы её образования.
Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, поляризуемость.
Теория гибридизации атомных орбиталей. Типы гибридизации и стереометрия молекул.
Ионная связь.
Металлическая связь,
Водородная связь
Основные понятия термодинамики (∆U, ∆G, ∆Q, ∆H,A, ∆S)
Закон Гесса и следствия из него.
Закон действующих масс. Химическое равновесие.
Принцип подвижного равновесия
Понятие о скорости химической реакции.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Катализ виды катализа.
Способы выражения концентрации.
Основные положения ТЭД.
a , Кд. Сила электролита. Ступенчатая диссоциация.
Гидролиз.
Степень окисления. Окислители, восстановители.
Классификация ОВР.
Правила составления ОВР.
Роль Среды в протекании ОВР.
Гальванический элемент.
Электродный потенциал.
Э.Д.С. Уравнение Нернста.
Химические источники тока.
Электролиз.
Строение комплексных соединений.
Классификация комплексных соединений
Классификация коллоидных систем, способы получения.
Характеристика основных свойств дисперсных систем (строение мицеллы)
Свойства молекулярных растворов Температура кипения и замерзания.
Свойства молекулярных растворов Давление насыщенного пара над раствором (з-н Рауля)
Свойства молекулярных растворов Осмотическое давление
Основные понятия качественного анализа
Буферные растворы и их свойства
Расчётные формулы рН, рОН для буферных систем
Расчётные формулы константы и степени гидролиза
Сущность метода и классификация хроматографических методов
Сущность электрохимических методов и их классификация
Сущность спектрофотометрических методов и их классификация
Сущность и основные понятия титриметрии.
Основы гравиметрического (весового) и объёмного анализов.
1. История открытия закона постоянства состава соединений.
2. Планетарная модель строения атома Э. Резерфорда.
3. Модель строения атома Н. Бор – основатель квантовой теории атома.
4. История открытия Периодического закона химических элементов.
5. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.
6. Вклад Д.И. Менделеева в развитие химической теории растворов.
7. Катализ в природе и промышленности.
8. Природные минеральные источники Горного Алтая.
9. Вопросы охраны водных ресурсов.
10. Буферные системы в почвенных растворах.
11. Водородный показатель в природных средах.
12. Значение окислительно-восстановительных реакций в промышленности.
13. Роль окислительно-восстановительных процессов в природе (Еh).
14. Электролиз: история открытия и важнейшие области использования.
15. Аккумуляторы: виды и принцип работы.
16. Химические источники тока.
17. Комплексы и ферментативный катализ природных процессов.
18. Почва и комплексообразовательные процессы.
19. А. Вернер – основоположник координационной теории комплексных соединений.
20. История развития химии комплексных соединений в России.
21. Фосфор – элемент жизни и мысли (А.Е. Ферсман).
22. Круговорот азота в природе (геохимическая индивидуальность).
23. Геохимическая индивидуальность серы. Круговорот серы в природе.
24. Углерод – элемент биосферы Земли.
25. Круговорот углерода в природе.
26. Ферментативный катализ. Роль ферментов в различных биологических процессах.
27. Роль растворов в сельском хозяйстве, медицине, быту.
28. Почвенные растворы: состав и роль в минеральном питании растений.
29. Природные буферные системы.
30. Водородный показатель. Его значение для нормального роста и развития растений
31. Буферные системы в организме человека и животных.
32. Роль окислительно-восстановительных процессов в живой природе.
33. «Биологическое электричество».
34. Пены и пенообразователи.
35. Мембранные методы разделения смесей.
36. Фотохимические реакции.
37. Учёные создатели газовых законов.
38. Научные достяжения С.Карно и Р. Клаузиуса.
40. Практическое значение процессов набухания и старения гелия.
41. Биологическое значение коагуляции.
42. Коллоидно-химические аспекты охраны окружающей Среды.
43. Современные аспекты использования мицелл.
Инструкция для студентов:
Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
ЧАСТЬ А
К каждому заданию дано несколько ответов, из которых один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (Х) в клеточке, номер который равен номеру выбранного Вами ответа.
1. К простым веществам относится
а. графит б. воздух в. карбид г. малахит д. ангидрид
2. Укажите кислотные оксиды:
а. N2O б. NO в. Na2O г. NO2 д. N2O5
3. Какова степень окисления хлора в хлористой кислоте :
а. +1 б. + 2 в. + 3 г. + 4 д. +5
4. Сумма коэффициентов в уравнении реакции MgO + P2O5 ® Mg3(PO4)2
а. 2 б. 3 в. 4 г. 5 д. 6
5.Электронная конфигурация 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 соответствует атому :
а. Mg б K в Ca г Sr
6. Масса нитрата натрия в граммах, в которую добавили 200 г. 10 % раствора, для приготовления 20 % раствора составляет:
а. 20 б. 25 в. 45 г. 50
7. При растворении в воде ацетата натрия реакция Среды будет:
а. рН > 7 б. рН = 7 в. рН < 7
8. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции при увеличении температуры с 20о С до 50о С, если температурный коэффициент равен 3 :
а. 3 б. 9 в. 12 г. 27
9. В какую сторону сместится равновесие при увеличении давления
2 HBr (г) — ¬®– H2 (г) + Br2 (г)
а. не сместится б. вправо в. влево
10. Теплота образования ( кДж/моль ) реакции равна: 2Mg + CО2= 2Mg + C
а. - 809,6 б. - 680,9 в. -440,1
11. Наименьшей молярной массой обладает : карбонат
а. кобальта б. кальция в. магния г. марганца
12. При какой концентрации ( моль/л ) раствора степень диссоциации
уксусной кислоты равна 0.2 ( Кд 1.75 10-5 ):
а. 9.35 10-2 б. 3.9 10-4 в. 4.37 10-4
13. рН раствора , в котором концентрация Н+ равна 4.6 10-3: моль/л
а. 3.46 б. 4.36 в. 3.54 г. 2.34
14. Вычислите энергию Гиббса в реакции B2O3 + 3 Mg = 3 MgO + 2 B
Определите направление реакции при стандартных условиях
а. G> б. G<
ЧАСТЬ В
Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания, начиная с первого окошка, ответом может быть число или слово. Если в ответе получается число в виде дроби, то округлите его до целого числа. Единицы измерений не пишите.
1. Напишите уравнения реакций гидролиза
1. хлорида аммония, 2. перманганата лития, 3. перхлората железа (П)
2. Подберите коэффициенты в ОВР
1. Cr2( SO4 )3 + KOH + H2O2 = K2CrO4 + K2SO4 + H2O
2. P + HNO3 + H2O = H3PO4 + NO
3. Определите число энергетических уровней и напишите электронные формулы элементов с порядковыми номерами: 12 ,32 , 40, 59
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно изучать и прорабатывать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном
- устных ответы на вопросы домашней подготовки, докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, с использованием доски или с использованием подготовленной презентации (для изложения наглядного материала, формул, схем, графиков и т.п.).
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям необходимо заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начинать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать выборочный материал в учебном пособии, просмотреть Сборник вопросов и задач по аналитической химии.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется воспользоваться рекомендуемым списком основной и дополнительной литературы. Проработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу. Выделять главное, разбирать узловые моменты, например выводы расчетных формул, думать, анализировать и сопоставлять. Этому способствуют записи по ходу изучения материала, которые превращают чтение в активный процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат должен содержать следующие основные структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения.
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» ).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат
Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.