2019-2020_06_03_01_2017_117_Колесникова А_И__29_01_20_plx_Биологические активные вещества_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биологические активные вещества
Учебный план
06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx

  06.03.01 Биология  

Биоэкология
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
61,1
аудиторные занятия
46
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
28
28
28
28
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
14
14
Итого ауд.
46
46
46
46
Кoнтактная рабoта
48,15
48,15
48,15
48,15
Сам. работа
61,1
61,1
61,1
61,1
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат химических наук, доцент, Ларина Г.В.
 
 
Биологические активные вещества
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)
 
  06.03.01 Биология  
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 22.12.2016 протокол № 12.
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о методах анализа биологически активных веществ (БАВ).
1.2
Задачи: - углубить знания по аналитической  и органической химии; - научить использовать знания  аналитической химии для выполнения анализа на-туральных продуктов растительного происхождения;            - изучить методики выделения основных групп биологически активных соединений;             - изучить физико-химические методы идентификации БАВ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания  неорганической химии, органической химии, аналитической химии, физической химии, умение работать с химическим оборудованием, владение методами количественного и качественного химического анализа.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Флора Горного Алтая
2.2.2
Выполнение бакалаврской работы
2.2.3
Введение в биоинженерию и биотехнологию
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2:способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
 
 
Уровень 1
основные классы биологически активных веществ растительных объектов и их свойства, нахождение в природе
Знать:
102848
 
 
 
Уровень 1
использовать теоретические основы процессов выделения и очистки БАВ из растительного сырья
Уметь:
102848
 
 
 
Уровень 1
практическими навыками основных процессов выделения и очистки БАВ из растительного сырья
Владеть:
102848
 
 
 
ОПК-5:способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
 
 
Уровень 1
химические строение основных классов БАВ
Знать:
102851
 
 
 
Уровень 1
применять знание о строении БАВ, с позиций молекулярных механизмов жизнедеятельности
Уметь:
102851
 
 
 
Уровень 1
основами биохимических процессов образования БАВ в растительных объектах
Владеть:
102851
 
 
 
ПК-2:способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
 
 
Уровень 1
основные приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты  лабораторных исследований
Знать:
102862
 
 
 
Уровень 1
применять приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты  лабораторных  исследований
Уметь:
102862
 
 
 
Владеть:
102862
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая характеристика БАВ
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
1.1
Понятие о биологически активных веществах (БАВ) и способах их сохранения  в лекарственном растительном сырье. Классификация БАВ. /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.2
«Физико-химические характеристики ЛРС. Определение влажности, зольности и экстрактивных веществ». /Лаб/
Л1.1Л2.1
7
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.3
Способы сохранения  в ЛРС. Подготовка к лаб. работе. Написание реферата. /Ср/
Л1.1Л2.1
15
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.4
Биологически активные фенольные со-единения и их

гликозиды. Классификация. Методы выде-ления, очистка, идентификация. Полимер-ные фенольные соединения.

/Лек/

Л1.1Л2.1
5
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.5
Флавоноиды и их классификация. Физико-химические свойства флавоноидов.Методы выделения флавоноидов из лекарственного сырья.Качественные реакции на флавоноиды.

Лабораторная работа: «Выделение флавоноидов из лекарственного сырья. Идентификация флавоноидов». «Качественные реакции на полимерные фенолы. Определение дубильных веществ». /Лаб/

Л1.1Л2.1
7
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.6
Методы выделения, очистка, идентификация. Полимерные фенольные соединения.Подготовка к лабораторным работам. Написание реферата, подготовка темы к экзамену. Представление доклада, презентации. /Ср/
Л1.1Л2.2
15
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.7
Алкалоиды лекарственных растений, практическое

использование и перспективы практического использования. Методы выделения, разделения.

/Лек/

Л1.1Л2.1
4
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.8
Фармакологическая активность алкалоидов. Методы выделения алкалоидов из ЛРС.

Лаб. работа: «Извлечение алкалоидов из лекарственного сырья».

Лаб. работа: "Качественные реакции на алкалоиды.  Очистка извлечений, идентификация". /Лаб/

Л1.1Л2.1
7
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
1.9
Алкалоиды как наркотики и их влияние на организм.

Подготовка к лабораторным работам.

Подготовка к  дело-вой игре «Некоторые медицинские проблемы РА и современные пути их решения».

Представление доклада, презентации. /Ср/

Л1.1Л2.1
16,1
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. Биологически активные растительные сапонины
 
2.1
Сапонины (стероидные и тритерпеновые). Методы выделения и идентификация.

/Лек/

Л1.1Л2.1
5
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
2.2
Гликозиды. Классификация. Физиологическая активность.Характеристика стероидных и тритерпеновых сапонинов. Физико-химические свойства.

Лаб. работа: «Выделение сапонинов. Качественные реакции на сапонины.  Идентификация».

Лаб. работа: «Обнаружение  иридоидов в ЛРС. Качественные реакции на иридоиды». /Лаб/

Л1.1Л2.1
7
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
2.3
Физиологическая активность иридоидов, возможность практического использования иридоидов.

Подготовка к лабораторной работе.

Подготовка к  деловой игре «Некоторые медицинские проблемы РА и современные пути их решения».

Представление доклада, презентации.

Обсуждение проблемных вопросов. /Ср/

Л1.1Л2.1
15
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
3.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
3.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ОПК-2 ОПК-5 ПК-2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Понятие о биологически активных веществах (БАВ).  Классификация природных БАВ. 2. Флавоноиды и их классификация. Флавоноидные гликозиды. 3. Физико-химические свойства флавоноидов, методы выделения и идентификации. 4. Физиологическое действие флавоноидов и их практическое  использование. 5. Методы выделения, очистки и  идентификации флавоноидов. 6. История открытия и применения  алкалоидов. 7. Современная  классификация алкалоидов. Основные классы. 8. Характеристика основных классов алкалоидов.  Производные пирролидина, пиридина и пиперидина, хинолина и изохинолина. 9.  Методы обнаружения и выделения алкалоидов из растительного сырья. 10. Методы количественного определения алкалоидов. 11. Природные наркотические  вещества  и их вредное влияние на организм человека. 12. Сапонины с агликонами стероидной и тритерпеновой природы и их фармакологическое действие. 13. Физико-химические методы для оценки качественного состава и количественного определения сапонинов. 14. Иридоиды. Перспективные иридоидсодержащие растения Горного Алтая. 15. Методы выделения и количественного определения иридоидов.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Фенольные соединения некоторых уникальных лекарственных растений Горного Алтая. 2. Общая характеристика гликозиды (понятия: гликон и агликон). Характеристика наиболее фармакологически важных гликозидов. 3. Физико-химические методы для оценки качественного состава и количественного определения сапонинов. 4. Иридоиды. Перспективные иридоидсодержащие растения Горного Алтая. 5. Методы выделения и количественного определения иридоидов.
 
стр. 7
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
6. Использование  флавоноидсодержащих лекарственных растений для профилактики онкозаболеваний. 7. Применение лекарственных растений при лечении  заболеваний сельскохозяйственных животных. 8. Лекарственные растения для пищевой и парфюмерной промышленности. 9. Алкалоиды – наркотики. Борьба с наркозависимостью. 10. Использование уникальных физиологических свойств алкалоидов в медицине. 11. Сапонинсодержащие лекарственные растения в лечении бронхиально-легочных заболеваний. 12.  Антимикробная и фунгицидная активность сапонинов. 13. Сапонины – синтоны для получения противовирусных препаратов. 14. Профилактические безалкогольные напитки на растительном сырье. 15. Применение лекарственных, пряно-ароматических и пищевых растений для разработки и производства функциональной продукции.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тест Тема: Флавоноиды. Дубильные вещества 1. Какие из перечисленных соединений бесцветны? 1. лейкоантоцианидины (флаван-3,4-диолы) 2. антоцианидины 3. флавоны 4. флавонолы 2. Какие соединения флавоноидов окрашены ? 1. катехины (флаван-3-олы) 2. изофлавоны 3. флаваноны 4. флавонолы 3. Какие соединения не относятся к бесцветным: 1. ацилированные катехины галловой кислотой (галлаты) 2. катехины  (флаван-3-олы) 3. лейкоантоцианидины 4. антоцианы 4. Бензопирилий-катион  содержится в структуре флавоноидов: 1. дигидрокверцетина 2. гесперидина 3. антоцианидинов 4. лютеолина 5. Ароматический характер в структуре флавоноидов имеет: 1. бензопирилий-катион 2. структура флавонола 3. базовая структура флавана 4. базовая структура флаванона 6. Восстановленный гетероцикл в своем составе имеет: 1. дигидрокверцетин 2. кемпферол 3. кверцетин 4. мирицетин 7. Какие соединения образуются в качественной реакции на флавонолы, флаваноны и флавоны при действии Mg, Zn в присутствии  HCl кислоты ? 1. антоцианидины 2. катехины 3. окрашенные комплексы флавоноидов с металлами 4.лейкоантоцианидины 8. На какие две группы подразделяются дубильные вещества ? 1. конденсированные и гидролизуемые 2. изомерные и неизомерные 3. линейные и циклические 4. кислотные и основные
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
9. Согласно классификации флавоноидов оксикоричные кислоты (кумаровая, кофейная, феруловая, синаповая) относятся к группе: 1.  С6-С3  соединений 2. С6-С3-С6 соединений 3. С6¬-С1 соединений 10. Флаван является базовой структурой: 1.Терпеноидов 2. Флавоноидов 3. Алкалоидов 4. Катехинов 11. Какой из альдегидов не содержится в лигнине злаковых культур ? 1. ванилин 2. кумаровый альдегид 3. сиреневый альдегид 12. Какую окраску дают гидролизуемые дубильные вещества при действии на них 1 % раствором железоаммонийных квасцов ( NH4Fe(SO4)2∙12H2O ) ? 1. черно-синюю 2. фиолетовую 3. сине-зеленую 4. оранжево-красную 13. Какую окраску образуют конденсированные дубильные вещества при действии на них 1 % раствором железоаммонийных квасцов ( NH4Fe(SO4)2∙12H2O ) ? 1. черно-зеленую 2. черную 3 зеленую 4. желто-оранжевую 14. Какую групповую реакцию не используют для качественного определения гидролизуемых дубильных веществ ? 1. с Pb(CH3COO)2, 10 % раствор 2. с СН3СООН, 10 % раствор 3. с H2SO4, 1 % раствор 4. с железоаммонийными квасцами ( NH4Fe(SO4)2∙12H2O ), 1 % раствор 15. Из чего выделяют турецкий таннин ? 1 из наростов на коре деревьев, произрастающих в Турции 2. из наростов (галлов) на листьях дуба красильного 3. из турецкого чайного куста
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тестирование Текущий опрос
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Коваленко А.В.
Биохимические основы химии биологические активные вещества: учебное пособие
Москва: БИНОМ. ЛЗ, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Анцупова Т.П., Ендонова Г.Б.
Методы анализа биологически активных веществ: курс лекций
Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ), 2007
http://window.edu.ru/resource/727/40727/files/mtdniah16.pdf
 
Л2.2
Галкина И.В.
Основы химии биологически активных веществ: учебное пособие
Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2009
http://window.edu.ru/resource/066/78066/files/galkina.pdf
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для обучающихся по освоению дисциплины: Биологически активные вещества

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 06.03.01 Биология

профиль «Биоэкология»

Методические указания утверждены на заседании кафедры биологии и химии от 10.05.2019 года, протокол № 9

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

1.1  Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов

1.2  Планирование самостоятельной работы студента

2. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям

3. Методические рекомендации по составлению опорного конспекта

4. Методические указания к лабораторным  занятиям

5. Методические рекомендации по подготовке презентации

6. Рекомендации по подготовке к зачету или экзамену

7. Глоссарий

1 Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов

 
стр. 11
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современ-ного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятель-ный поиск необходимого материа¬ла, быть творческой личностью. Ориентация учебного про-цесса на само¬развивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предостав¬ления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компе-тентной личности, ориен¬тированной на будущее, способной решать типичные проблемы и за-дачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкрет¬ной ситуации.

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие ини-циативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе являются организация лабораторных занятий и выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого пред-мета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятель¬ной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков само-стоятельной работы, за стимули¬рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышен-ной долей са¬мостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре химии и МПХ разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.

1.1  Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя¬тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре¬чие между трансляцией знаний и их усвоени-ем во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще¬ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль¬ных способностей студентов);

• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных заня-тиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специали-ста);

• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: само¬стоятельности, разви-вающее творческой направленности, целевого плани¬рования, личностно-деятельностного под-хода.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвое-нии учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное соче-тание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализо-вать три основные компонента академического образования:

1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой сум-мы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их попол-нять;

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышле-ния, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3) воспитательный –  формирование профессионального сознания, мировоззренче-ских установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических уме-ний студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать справочную литературу;

        – развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициа-тивы, самостоятельности, ответственности и организо¬ванности;

        – формирования самостоятельности мышления, способностей к са¬моразвитию, самосо-вершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоя¬тельной работы должны решать следующие задачи:

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2.  Изучить основные понятия, представленные в глоссарии.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Решить предложенные задачи, кейсы, ситуации.

5.  Выполнить контрольные работы.

Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:

1. Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программ¬ного материала по дисциплине;

2. Выполнение письменных контрольных работ;

3. Подготовка и сдача зачетов, итоговых экзаменов, написание итоговой письменной ра-боты.

Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

• индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;

• конспектирование первоисточников;

• получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

• подготовка ответов на вопросы тестов;

• подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

 
стр. 12
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
• выполнение контрольных работ;

• подготовка к экзамену.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер¬жание и характер мо-гут иметь вариативный и дифференциальный харак¬тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди¬видуальные особенности студента.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

Для овладения знаниями:

• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литера¬туры);

• составление плана текста;

• конспектирование текста;

• выписки из текста;

• работа со словарями и справочниками;

• использование аудио- и видеозаписи;

       •   работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

Для закрепления и систематизации знаний:

• работа с конспектом лекции (обработка текста);

• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточ¬ника, дополнительной ли-тературы, аудио-, видеозаписей);

• составление плана и тезисов ответа;

• составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

• выполнение тестовых заданий;

• ответы на контрольные вопросы;

• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

• написание эссе, писем-размышлений, сочинений;

• составление глоссария, кроссворда по конкрет¬ной теме;

• работа с компьютерными программами;

• подготовка к сдаче экзамена;

• подготовка к написанию итоговой письменной работы;

Для формирования умений:

• выполнение упражнений по образцу;

• выполнение вариативных упражнений;

• создание презентаций.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис¬тематичность, целесо-образное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы¬шения профессионального уровня.

1.2  Планирование самостоятельной работы студента

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной ра-боты: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за¬данию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Студент должен знать:

– какая форма самостоятельной работы предполагается (чтение ре¬комендованной ли-тературы, ее письменное реферирование, выполнение контрольных работ и заданий, письмен-ные ответы на предлагаемые вопросы, тесты, подготовка к выступлениям на практических за-няти¬ях, подготовка презентаций и т.д.);

– какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную ра¬боту студентов являются:

• сборники основной образовательной программы специальности;

• методические указания к практическим занятиям;

• часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов);

• методические указания по выполнению контрольных работ;

• списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисцип-лины.

Методические указания обращают внимание студента на главное, су¬щественное в изу-чаемой дисциплине, помогают выработать умение анали¬зировать явления и факты, связы-вать теоретические положения с практи¬кой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных работ, сдаче экзаменов и написанию итоговой письменной работы.

Сущность самостоятельной работы студентов как специфической пе¬дагогической конст-рукции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Сле-довательно, самостоятельная работа не есть самостоятельная деятельность учащихся по усвое-нию учебного ма¬териала, а есть особая система условий обучения, организуемых препода¬вателем.

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

 
стр. 13
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисцип¬лине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст¬руктаж, письменная инструкция).

4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра¬боты студента.

Ряд тем могут быть полностью отнесены на самостоятельную работу, дру¬гие могут содер-жать минимум самостоятельной работы или вовсе не со¬держать ее. Ряд тем может быть переад-ресовано к изучению самостоятель¬ного курса, тем самым выдерживается междисциплинарная связь учебного процесса.

Преподавателем разрабатываются задания для самостоятельной рабо¬ты студентов. Это может быть ссылка на конкретный учебник, учебное пособие, справочную литературу.

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и на-правлены на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональные компетенций бакалавра:

- знанием норм техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и техно-логических условиях (ОПК-6)

профессиональных компетенций:

-способностью выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам (ПК-1);  

-способностью применять основные естественнонаучные законы и закономерности разви-тия химической науки при анализе полученных результатов (ПК-4);

-владением навыками представления полученных результатов в виде кратких отчетов и презентаций (ПК-6).

Самостоятельная работа студента

Наименование темы Содержание работы Часы Формы отчетности

(сроки) Срок контроля Форми-руемые компе-тенции

Тема 1:

Понятие о БАВ, класси-фикация. Спо-собы сохране-ния  в ЛРС.

Изучение вопросов семинара 2 1) Обсуждение вопро-сов семинара.

Семинарское занятие ОПК-2

ОПК-5

ПК-2

Подготовка к лабора-торной работе 1 Отчет по лабораторной работе 1 Лабораторная работа

Написание реферата, подготовка партфолио 2 Реферат, портфолио. Семинарское занятие

Заготовка ЛРС 2 Представление  сухого ЛРС Лабораторная работа

Тема 2:

Биологич. ак-тивные фе-нольные со-единения.    Методы выде-ления, иденти-фикация По-лимерные фе-нольные со-единения.

Изучение вопросов семинара 6 1) Обсуждение вопро-сов семинаров. Семинарские занятия ОПК-2

ОПК-5

ПК-2

Подготовка к лабора-торным работам 4 Отчет по лаборатор-ным работам Занятия

Написание реферата, формирование порт-фолио 4 Реферат, портфолио Семинарские занятия

Подготовка к  деловой игре «Некоторые ме-дицинские проблемы РА и современные пу-ти их решения». 2 Представление докла-да, презентации. Конец курса

Тема3:

Алкалоиды,

методы выде-ления, разделе-ния;

идентификация Алкалоиды как наркотики и их влияние на ор-ганизм.

Изучение вопросов семинара 6 1) Обсуждение про-блемных вопросов.

Семинарские занятия ОПК-2

ОПК-5

ПК-2

Подготовка к лабора-торным работам 4 Отчет по лаборатор-ным работам  5,6 Лабораторные работы  

Написание реферата, формирование парт-фолио 4 Реферат, портфолио. Семинарские занятия

Подготовка к  деловой игре «Некоторые ме-дицинские проблемы РА и современные пу-ти их решения». 2 Представление докла-да, презентации. Конец курса

Тема 4:

Биологически активные рас-тительные са-понины.

Методы выде-ления,      иден-тификация.

Изучение вопросов семинара    6 1) Обсуждение про-блемных вопросов.

Семинарские занятия ОПК-2

ОПК-5

ПК-2

 
стр. 14
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 

Подготовка к лабора-торным работам 2 Отчет по лаборатор-ным работам Лабораторные работы

Написание реферата, формирование парт-фолио 4 Реферат, портфолио. Семинарские занятия

Подготовка к  деловой игре «Некоторые ме-дицинские проблемы РА и современные пу-ти их решения». 3 Представление докла-да, презентации. Конец курса

ВСЕГО 54

                        

2  Методические указания к семинарским (практическим) занятиям

Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефе-ратов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:

- появляется возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует ус-воению материала: подготовленное выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы памяти;

- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на бо-лее высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;

- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что рас-ширяет кругозор всей группы;

- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, де-лать выводы;

- на семинаре студент приобретает навыки публичного выступления, учится диску-тировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих юри-стов и управленцев;

- возможность выступления в рамках семинарских занятий способствует расшире-нию словарного запаса студента, а также усвоению им соответствующей терминологии.

На практике существует 3 основных вида семинаров:

а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения  курса в целом;

б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наибо-лее важных тем курса;

в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.

При подготовке к семинарским занятиям и самостоятельном изучении высокомо-лекулярных соединений следует соблюдать систематичность и последовательность в ра-боте. Необходимо сначала внимательно ознакомиться с содержанием плана семинарского занятия. Затем, найти в учебном пособии, конспекте лекций соответствующие разделы и прочитать их. Осваивать изучаемый материал следует по частям. Для этого Вы должны разбить его на небольшие, но законченные части. Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по хи-мическому словарю. Советуем Вам завести собственный словарик, в котором Вы будете записывать новые, незнакомые химические термины.

После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо получен-ные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Так, не зная строения полимера Вы не сможете высказать предположение о его физико-механических свойствах.  

Организация и осуществление семинарских занятий способствуют выявлению про-белов в проведенных аудиторных занятиях и самостоятельной работе, принятию своевре-менных мер для устранения пробелов знаний, подготовке студентов к промежуточной ат-тестации и предстоящим зачетам и экзаменам.

Семинарские занятия проводятся со студентами с целью закрепить те теоретиче-ские знания, которые студент получает на лекциях и при изучении учебников и другой рекомендованной литературы. Семинарские занятия развивают умение логически мыс-лить, применять полученные знания на практике и, главное, вырабатывать навыки само-стоятельного рассуждения.

Выступая на семинарах, студенты должны показать знакомство с учебным мате-риалом, рекомендованной литературой. У каждого студента должна быть отдельная тет-радь для подготовки к семинарским занятиям. Там следует делать записи, относящиеся к изучению литературы.

При подготовке к работе на семинаре следует вести рабочую тетрадь, где должны быть записаны краткие тезисы Вашего ответа на вопросы, поставленные в плане занятия, необходимые выписки из литературы, неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на семинаре. Обязательно при подготовке к занятиям старайтесь свя-зать теоретические проблемы с практикой, с Вашими конкретными профессиональными интересами в области науки.

При необходимости на лекциях будут даны дополнительные указания по подготов-ке к каждому семинару.

3 Методические рекомендации по составлению конспекта вопросов самостоятельно-го изучения (реферата)

Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определен¬ной теме.

Содержание введения: актуаль¬ность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем: 0,5 стр. (0,2-0,5 ч).

Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Са-мостоятельной работой студента является подбор и состав¬ление полного списка литерату-ры (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и про¬блемы ученых. Объем: 5-10  стр. (1,5- 3ч.).

Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и вы¬воды. Объем: 1 стр. (0,3-0,5ч).

 
стр. 15
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
Список использованной литературы: не менее 5-7 источников.

Примечание: тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

4 Методические указания к лабораторным  занятиям

Для глубокого изучения химии как науки, основанной на эксперименте, необходи-мо выполнить лабораторные работы. Каждое занятие в лаборатории идёт 4 часа, часть не-больших работ объединяются на одном. Работы выполняются по подгруппам, причем сту-денты разбиваются на микрогруппы состоящие  из 3-5 человек. Этого требуют как сооб-ражения техники безопасности, так и необходимость приобретения каждым студентом экспериментальных умений и навыков.

По каждой лабораторной работе составляется отчет. Отчет должен содержать: на-звание лабораторной работы; дату ее выполнения; ее номер; цель работы; краткую мето-дику проведения лабораторной работы; написание химических реакций и механизмов; ма-тематическую и/или логическую обработку; анализ результатов и выводы.

Математическую обработку результатов можно производить с использованием микрокалькулятора или компьютера (ЭВМ). Результаты необходимо округлять от единиц до сотых долей единицы, в зависимости от конкретного случая.

На все контрольные вопросы дать исчерпывающие ответы в письменном виде, если таковые имеются.

Правила работы в химической лаборатории при выполнении лабораторного прак-тикума по методам анализа биологически активных соединений

1. Перед каждой лабораторной работой необходимо изучить соответствующий лекцион-ный, литературный материал, материал настоящих методических указаний и описание выполняемой лабораторной работы.

2. Лабораторные работы выполнять тщательно, аккуратно, без лишней торопливости.

3. В лаборатории необходимо соблюдать абсолютную тишину!

4. В лаборатории необходимо всегда работать на своем рабочем месте.

5. Не загромождать рабочее место портфелями, сумками, свертками, пакетами и т. п.

6. Не уносить приборы, аппараты, реактивы и другое оборудование общего пользования на свое рабочее место.

7. Внимательно наблюдать за ходом опыта, отмечая каждую его особенность (выпадение и растворение осадков, изменение окраски, температуры, появление запаха и т. д.).

8. Реактивы брать в количествах, указанных в методике проведения данной лабораторной работы.

9. Избыток взятого реактива не выливать и не высыпать обратно в склянку или банку, из которых он был взят. Если же случайно было взято раствора, жидкого или сухого реакти-ва больше, чем необходимо, то излишки выбросить в специально отведенное для этого место во избежание загрязнения реактива.

10. После употребления реактива банку или склянку тотчас же закрыть пробкой и поста-вить на место.

11. Сухие реактивы брать при помощи стеклянного микрошпателя. Микрошпатель должен быть всегда сухим и чистым. После употребления следует тщательно его промыть про-точной водопроводной, а затем дистиллированной водой и обсушить фильтровальной бу-магой или бумажным фильтром.

12. Если реактив отбирается пипеткой, ни в коем случае нельзя той же пипеткой, не вы-мыв ее, брать реактив из другого сосуда.

13. Работы с вредными веществами проводить только под тягой! Концентрированные ки-слоты и щелочи наливать осторожно в вытяжном шкафу; не уносить их на свое рабочее место!

14. При разбавлении концентрированных кислот, особенно серной, вливать кислоту в во-ду, а не наоборот!

15. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг на лицо или одежду!

16. При попадании брызг жидкости на лицо или руки надо тотчас промыть их проточной водой, после промывания, если попала кислота, следует еще раз промыть 2,0-3,0 %-ым раствором гидрокарбоната натрия, после чего наложить стерильную марлевую повязку, смоченную 1,0-2,0 %-ым раствором перманганата калия. Щелочь надо смывать проточной водой до тех пор, пока участок кожи, на который она попала, не перестанет быть мылким, затем промыть 1,0-2,0 %-ым раствором борной, уксусной или лимонной кислотами и вы-тереть полотенцем насухо.

17. При попадании кислоты, щелочи или какого-либо другого реактива в глаза надо про-мыть их обильным количеством проточной воды, наложить стерильную марлевую повяз-ку и немедленно направить пострадавшего к врачу!

18. При нагревании жидкости в пробирке, последнюю держать отверстием от себя и ок-ружающих!

19. Нюхать выделяющиеся газы и пары нужно издали, слегка направляя рукой ток воздуха от сосуда к себе.

20. Не выбрасывать в раковину отработанные металлы и другие опасные органические вещества, а собирать их в специально отведенный для этого сосуд.

21. Не проводить никаких дополнительных опытов не описанные в лабораторной работе!

22. После окончания работы вымыть использованную посуду, выключить воду, газ, элек-тричество, вытяжку, привести в порядок рабочее место и сдать его дежурному лаборанту.