2019-2020_06_03_01_2017_117_Колесникова А_И__29_01_20_plx_Антропология_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   

высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО  ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Антропология
Учебный план
06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx

  06.03.01 Биология  

Биоэкология
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
60,2
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
9 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
22
22
22
22
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38,95
38,95
38,95
38,95
Сам. работа
60,2
60,2
60,2
60,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Воронков Евгений Григоьевич
 
 
Антропология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)
 
  06.03.01 Биология  
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 22.12.2016 протокол № 12.
 
Протокол от 20.11.2019 протокол №   

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать представление о человеке как биологическом виде и одновременно – биосоциальном феномене, об основных методах антропологических исследований и использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач
1.2
Задачи: определить место человека в системе животного мира;

проследить основные этапы эволюции человека;

изучить основные этапы постнатального онтогенеза; факторы роста и  развития; эпохальные колебания темпов развития;

изучить морфофункциональные, психофизиологические, медицинские и экологические аспекты конституций;

рассмотреть географическую локализацию и характеристику антропологических типов

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
теория эволюции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
завершает биологическое образование студентов, интегрируя полученные ранее теоретические и практические знания
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-8:способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции
 
 
Уровень 1
- место человека в природе; - основные этапы эволюции; - критерии определения биологического возраста; - возрастную периодизацию и закономерности роста и развития организма; - индивидуальное развитие человека; - экологическую дифференциацию человечества; - биологические и социальные термины человеческих общностей
Знать:
102854
 
 
 
Уровень 1
- обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении
Уметь:
102854
 
 
 
Уровень 1
- современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции
Владеть:
102854
 
 
 
ПК-1:способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
 
 
Уровень 1
- методики выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.
Знать:
102861
 
 
 
Уровень 1
- использовать полученные теоретические и практические навыки в области антропологии для организации профессиональной деятельности; - эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.
Уметь:
102861
 
 
 
Уровень 1
- методами работы на современной аппаратуре и оборудовании; - методами работы с антропометрическими показателями; - методами определения типа телосложения.
Владеть:
102861
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение. Эволюционная антропология
 
стр. 5
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
1.1
Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОПК-8
8
0
 
1.2
Основные  этапы эволюции приматов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОПК-8
8
4
 
1.3
Основные этапы антропогенеза /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
4
ОПК-8
8
4
 
1.4
Эволюционная антропология /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
18
ОПК-8
8
0
 
 
Раздел 2. Возрастная и конституциональная антропология
 
2.1
Возрастная антропология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОПК-8
8
0
 
2.2
Конституциональная антропология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОПК-8
8
0
 
2.3
Возрастная антропология /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
2
ОПК-8
8
0
 
2.4
Конституциональная антропология /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
8
ОПК-8
8
4
 
2.5
Возрастная и конституциональная антропология /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
22
ОПК-8
8
0
 
 
Раздел 3. Экологическая и медицинская антропология
 
3.1
Экологическая и медицинская антропология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
4
ОПК-8
8
0
 
3.2
Экологическая и медицинская антропология /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
4
ОПК-8
8
0
 
3.3
Экологическая и медицинская антропология /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
8,2
ОПК-8
8
0
 
 
стр. 6
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
Раздел 4. Популяционная и этническая антропология
 
4.1
Популяционная и этническая антропология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
4
ОПК-8
8
0
 
4.2
Популяционная и этническая антропология /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
4
ОПК-8
8
0
 
4.3
Популяционная и этническая антропология /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
12
ОПК-8
8
0
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
0,8
ОПК-8 ПК-1
8
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
8,85
ОПК-8 ПК-1
8
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
0,15
ОПК-8 ПК-1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Антропология – наука о человеке как биологическом виде

Положение человека в системе приматов

Древнейшие представители гоминид – австралопитеки Восточной Африки

Ранние представители рода гомо; гомо хабилис и олдувайская  культура

Человек прямоходящий (гомо эректус, архантроп)

Проблема «неандертальской фазы» в эволюции человека

Происхождение анатомически современного человека (гомо сапиенс, неантроп)

Общая периодизация и характеристика основных этапов постнатального онтогенеза

Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека

Понятие о биологическом возрасте

Половой диморфизм человека

Понятие об общей конституции и парциальных конституциях

Морфологическая конституция

Медицинские аспекты конституции

Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения

Социальная адаптация человека

Понятие об адаптивных типах

Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экостистем

Адаптация и здоровье

Понятие о расах человека и их специфике

Классификация рас: типологический и популяционный подходы

«Большие расы», их характеристика

«Малые расы», их характеристика

Антропологический состав народов Земного шара

Популяционный полиморфизм

Полиморфизм и политипия

 
стр. 7
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тематика рефератов:

1. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, экологические, социологические.

2. Аномалии роста и развития.

3. Понятие о биологическом возрасте: его морфологические, физиологические, психологические критерии.

4. Общая характеристика периода старения.

5. Долгожительство как модель естественного физиологического старения.

6. Природа, механизмы и критерии старения: основные гипотезы.

7. Демографическое старение как важнейшая биомедицинская и социально-экономическая проблема.

8. Генетические основы конституции. Оценка сравнительной роли наследственности и среды по данным близнецовых, посемейных исследований и изучение хромосомных аномалий.

9. Медицинские аспекты конституции.

10. Конституция и психологические характеристики.

11. История экологических исследований человека и его популяций.

12. Роль антропогенного фактора.

13. Экологический кризис.

14. Социальная адаптация человека.

15. Влияние экстремальных условий среды на биоморфоз.

16. Древнейшая адаптация гоминид (палеоэкологическая реконструкция).

17. Понятие здоровья в биологии и медицине; основные определения.

18. Болезнь как особое состояние адаптации.

19. Здоровье и патология как элементы внутреннего противоречивого единства жизненного процесса.

20. Социальные и биологические закономерности в здоровье населения: биологические (наследственные) предпосылки и экологические факторы.

21. Раса, популяция, этнос. Древность больших рас.

22. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человеческих рас.

23. Расизм, его социальные корни и научная несостоятельность.

24. Антропологический состав народов Земного шара.

25. Отбор и адаптация в популяциях современного человека

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тестирование
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А., Сигида Е.А.
Антропология: учебное пособие для вузов
Москва: ИНФРА-М, 2011
 
Л1.2
Тегако Л.И., Зеленков А.И
Современная антропология
Минск: Белорусская наука, 2012
http://www.biblioclub.ru/book/86831/
 
Л1.3
Самойлов В.Д.
Педагогическая антропология: учебник
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81529.html
 
Л1.4
Фомина Е.В., Ноздрачев А.Д.
Физическая антропология. Дыхание, кровообращение, иммунитет: учебное пособие для бакалавриата
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
https://www.iprbookshop.ru/72525.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Хасанова Г.Б.
Антропология: учебное пособие
Москва: Кнорус, 2004
 
Л2.2
Рыбалов Л.Б., Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А.
Антропология. Хрестоматия: учебно-методическое пособие
Москва: МПСИ, 2009
 
стр. 8
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.3
Ермаков В.А.
Антропология: учебно-практическое издание
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
http://www.biblioclub.ru/book/90677/
 
Л2.4
Иваницкий М.Ф.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для вузов
Москва: Человек, 2018
www.iprbookshop.ru/74290.html
 
Л2.5
Воронков Е.Г., Воронкова Е.Г.
Практикум по антропологии: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2868:929&catid=3:biology&Itemid=161
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
6.3.1.15
XnView
6.3.1.16
Яндекс.Браузер
6.3.1.17
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придержи¬ваться следующей технологии:

1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в 

 
стр. 9
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
общем содержании, ее связь с другими темами;

2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендо¬ванных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;

4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опи¬раясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.

В ходе практического занятия необ¬ходимо выполнить практическую работу, а затем защитить ее.

Пример защиты практической работы по теме «Дерматоглифика».

1. Объяснить технику снятия отпечатков пальцев.

2. Пользуясь рисунком дать характеристику пальцевых узоров.

3. Ответить на контрольные вопросы:

-  что означает термин «дерматоглифика»?

- как образуются папиллярные линии?

- что такое петля, дуга, завитки?

- особенности дерматоглифики как расового признака?

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

 
стр. 10
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Лукьянова, И.Е. Антропология: учебное пособие для вузов / И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко ; ред. Е. А. Сигида. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 240 с.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Темы презентаций

1. Животные предки человека.

2. Выделение человеческой линии эволюции.

3. Стадия австралопитеков.

4. Первые представители рода «человек».

5. Неандертальцы.

6. Первые «ранние неантропы».

Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим 

 
стр. 11
УП: 06.03.01_2017_117_Колесникова А.И._29.01.20.plx
 
преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.