2019-2020_09_03_03_2019_828_Тадышев_31_08_21_plx_Безопасность жизнедеятельности_Прикладная информатика в экономике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
Учебный план
09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в экономике
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
94,9
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
19 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Консультации (для студента)
0,1
0,1
0,1
0,1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4,25
4,25
4,25
4,25
Сам. работа
94,9
94,9
94,9
94,9
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Попова Е.В.
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)
 
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 02.11.2017 протокол № 11.
 
Протокол от 14.06.2018 протокол № 11  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мнения и поведения.
1.2
Задачи:  идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

 предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

 защита от опасности;

 ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

 создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новые информационные технологии
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-9:способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
 
 
Уровень 1
Основные мероприятия в спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работах.
Знать:
99210
 
 
 
Уровень 1
Оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим и содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Уметь:
99210
 
 
 
Уровень 1
Навыками и методами по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Владеть:
99210
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного характера
 
1.1
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
16
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного  характера
 
2.1
Чрезвычайные ситуации техногенного

хар-ра

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
22
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации социального характера
 
3.1
Чрезвычайные ситуации социального хар-ра /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
20
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 4. Гражданская оборона
 
4.1
Гражданская оборона /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
22
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 5. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
стр. 5
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
5.1
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОК-9
6
0
 
5.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
10
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 6. Приемы первой помощи 
 
6.1
Приемы первой помощи /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
2
ОК-9
6
4
Тестирование
 
6.2
Приемы первой помощи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
4,9
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ОК-9
6
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ОК-9
6
0
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,1
ОК-9
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Что такое чрезвычайная ситуация?

2. По каким  признакам классифицируются  все  чрезвычайной ситуации?

3.Что определяет сфера возникновения чрезвычайных ситуаций?

4.Что определяет ведомственный признак возникновения чрезвычайной ситуации?

5.Что берется за основу признака масштаба возможных последствий, возникновения чрезвычайной ситуации?

6.Какими бывают чрезвычайные ситуации по масштабу?

7.Что такое авария?

8.Где чаще всего происходят аварии?

9.Что такое катастрофа?

10.На какие группы делятся чрезвычайные ситуации природного характера, исходя из причин возникновения?

11.Как подразделяются стихийные бедствия, связанные с геологическими природными явлениями?

12.Что такое землетрясение?

13.Назовите его существенную особенность?

14.Что является основными причинами несчастных случаев при землетрясении?

15.Какие действия населения помогут уменьшить количество травм и гибель людей при землетрясении?

16.Что такое вулкан?

17.Что такое лавовые потоки?

18.На что должно быть обращено особое внимание при проведении спасательных и других неотложных работ в первые часы после землетрясения?

19.Какие необходимые меры должен принять медицинский персонал после извлечения людей из-под обвалов, возникших в результате землетрясения?

20.Что такое оползни?

21.Что такое селевой поток?

22.Что такое снежные лавины?

23.Что необходимо знать населению, проживающему в оползне-селе-и обвалоопасных зонах?

24.Какую информацию должны получать жители, проживающие в оползне-селе-и обвалоопасных районах, от соответствующих служб,  контролирующих безопасность населения? +

25.Перечислите необходимые действия населения перед оставлением дома, квартиры в случае заблаговременной эвакуации из опасной зоны при опасности обвалов, оползней и селевых потоков?

26.Назовите естественные безопасные места для экстренного выхода при надвигающихся обвалах, селях, оползнях?

27.Какие естественные места нельзя использовать в качестве укрытия при опасности селевого потока и почему?

28.В чем следует убедиться после окончания оползня, селя или обвала людям, спешно покинувшим зону бедствия, при возвращении домой?

29.На что подразделяются стихийные бедствия, связанные с метеорологическими природными явлениями?

30.Что такое ураган?

31.Что такое буря?

32.Что такое смерч?

33.Какие сведения несет информация для населения в случае ураганов, бурь и смерчей?

 
стр. 6
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
34.Как проходит подача сигнала оповещения населения об угрозе ураганов, бурь и смерчей?

35.Что сможет служить местами укрытия от смерчей?

36. Какие действия следует выполнить человеку при вынужденном пребывании под открытом небом во время бури и урагана?

37. Какие места под открытым небом не могут служить укрытием от бури и урагана, особенно если они сопровождаются грозой?

38.Какие стихийные бедствия относятся к гидрологическим?

39.Что такое наводнение?

40.На какие группы делятся наводнения по размерам и масштабам убытка?

41.Что такое нагоны?

42.В каких местах случаются нагоны?

43.Что служит главной причиной возникновения нагонов?

44.Назовите наиболее катастрофические нагонные наводнения, которые наблюдались в Петербурге (Ленинграде)?

45.Как оповещается население об угрозе наводнения?

46.Какую информацию должно содержать сообщение об угрозе наводнения?

47.Какие вещи необходимо взять с собой при эвакуации в наводнение?

48.Какие действия необходимы при внезапном наводнении?

49.Какие меры необходимо принять, чтобы спасатели могли обнаружить людей, отрезанных водой?

50.Какие места можно использовать как безопасные для пребывания людей во время наводнения?

51.Чего следует остерегаться населению после спада воды в наводнение?

52.какие действия необходимо предпринять жильцам, прежде чем войти в свой дом после наводнения?

53.Какие осветительные приборы не рекомендуется применять при осмотре внутренних комнат здания после наводнения и почему?

54.Какими осветительными приборами можно пользоваться при осмотре внутренних комнат после наводнения?

55.Что такое цунами?

56.Какие районы в России являются цунамиопасными?

57.На какие группы подразделяются цунами?

58.Назовите характерные признаки, по которым можно определить надвигающееся цунами?

59.Что необходимо знать жителя цунамиопасных районов, чтобы избежать травм и гибели при таком стихийном бедствии?

60.Как оповещается население о надвигающемся цунами?

61.какие действия должен совершать эвакуируемый из зоны опасности при оповещении о приближении цунами?

62.Какие действия необходимо выполнять в случае, если цунами застанет врасплох?

63.Какие места в помещении могут служить укрытием при цунами и быть безопасными?

64.Назовите общее правило при приходе цунами?

65.Что вне здания может служить укрытием при цунами?

66.Где недопустимо встречать волну цунами и почему?

67.Какие действия необходимо при встрече волны во время цунами тем, кто не смог укрыться в безопасное место?

68.Сколько времени необходимо оставаться в безопасных местах при цунами?

69. Какие виды пожаров входят в понятие природные пожары?

70. Что такое лесные пожары?

71. Как подразделяются лесные пожары?

72. Что является основной причиной лесных пожаров

73. Какую ответственность несут лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах?

74.Как следует выходить из зоны лесного пожара?

75.Что представляет наибольшую  опасность для работающих  при тушении пожаров в лесной зоне?

76.Какие меры предпринимаются для предупреждения возгорания строений при приближении фронта пожара к населенному пункту?

77.Назовите места в населенных пунктах, где можно укрыться от пожара в тех случаях, когда невозможна эвакуация?

78.На какие категории подразделяются массовые заболевания по характеру явления?

79.Что такое эпидемия?

80.Что такое пандемия?

81.Что такое инфекционные болезни?

82.Назовите наиболее опасные инфекционные заболевания людей?

83.Какие меры необходимо принимать, чтобы инфекционные заболевания не переросли в эпидемии?

84.Назовите основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций    техногенного характера?

85.Что такое химически опасный объект?

86.Что такое радиационно-опасный объект?

87.Чем характеризуются радиационные воздействия на персонал и население в зоне радиоактивного заражения?

88.Каким бывает радиоактивное облучение?

89.Какие меры принимаются для лучшей организации зашиты персонала на радиационно-опасных объектах и местного населения?   

90.Назовите зоны защиты, устанавливаемые на территории радиационно-опасных объектов?

91.Что такое зона экстренных мер защиты на радиационно-опасных объектах?

92.Что такое зона предупредительных мероприятий на радиационно-опасных объектах?

93.Что такое зона ограничений на радиационно-опасных объектах

94.Когда был принят Государственный Думой РФ закон «О радиационной безопасности населения»?

95.Что такое пожаро-и взрывоопасные объекты?

96.Назовите основные причины возникновения аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах?

 
стр. 7
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
97.Что такое гидродинамически опасные объекты?

98.Что может явиться причинами прорыва на гидродинамически опасных объектах?

99.Что является основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте?

100.Какие виды аварий чаще всего происходят на железной дороге?

101.Какие самые лучшие места в поезде с точки зрения безопасности?

102.Какие вагоны поезда страдают больше всего при столкновении?

103.Какие действия необходимо выполнить пассажиру, чтобы избежать получения травм и других повреждений при крушении и экстренном торможении поезда?

104.Куда следует эвакуироваться пассажирам в случае пожара или задымления в вагоне поезда?

105.Как следует удаляться при аварии от токонесущего провода, которой касается земли, и почему?

106.Назовите главные причины возникновения аварий на автомобильном транспорте, которые выявлены статистически.

107.Что делать, если авария на автотранспорте неизбежна?

108 Что делать, когда столкновение при аварии  на автотранспорте неизбежно?

109.Что делать, если при аварии машина упала в воду?

110.Какие основные типы аварийных ситуаций существует на авиатранспорте?

111.Что такое декомпрессия?

112. С чего начинается декомпрессия?

113.Какие действия необходимо немедленно совершить пассажиру при начавшейся декомпрессии?

114.На какое время должен рассчитывать пассажир, чтобы покинуть самолет, при пожаре за его бортом после приземления?

115.Какие два опасных типа поведения пассажиров наблюдается в катастрофических ситуациях на самолете?

116.Сколько в России происходит аварий за год на водном транспорте?

117.Назовите первую проблему при кораблекрушении?

118.Кто принимает решение об оставлении судна в случае аварии на водном транспорте?

119.Что можно посоветовать пассажиру в качестве предварительных мер защиты на водном транспорте?

120.Какие основные принципы должны соблюдаться на спасательных средствах в открытом море?

121.Какой существует главный способ предупреждения экстремальных ситуаций?

122.Где наиболее часто происходят аварии в системе водоснабжения?

123.В чем заключается устойчивость работы системы водоснабжения?

124.Назовите один из лучших способов повышения устойчивости водоснабжения предприятий?

125.Где чаще всего происходит аварии в канализационной системе?

126.Какую опасность для жизнедеятельности человека представляют аварии в канализационной системе?

127.На какие основные группы по характеру явлений подразделяются чрезвычайные ситуации экологического характера?

128.Что такое интенсивная деградация почв?

129.Что является причинами деградации почв?

130.Какую опасность представляет деградация почв?

131.За счет чего в основном происходит загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами?

132.Что такое опустынивание?

133.Что приводит к опустыниванию?

134.Какие факторы влияют на изменение климата?

135.Что такое загрязнение атмосферы?

136.Что является источниками естественного загрязнения атмосферы?

137.Что является основными загрязнителями атмосферы?

138.Какие города России лидируют по степени загрязнения воздушной среды?

139.Чем опасен недостаток кислорода в воздушной среде городов для населения?

140.Назовите причины сокращения водных ресурсов?

141.Какое количество воды сегодня расходуется на одного городского жителя за сутки?

142.К чему приводит загрязнение воды?

143.Что такое биосфера?

144.Какие химические вещества представляют наибольшую опасность для растений?

145.Что подразумевается под спасательными и другими неотложными работами?

146.На какие действия можно разделить спасательные и другие неотложные работы в целом.

147.Чем обусловлена необходимость создания сил быстрого реагирования на чрезвычайные различные ситуации?

148.Сколько региональных поисково-спасательных служб функционирует в России?

149.Какое количество поисково-спасательных работ проведено поисково-спасательными формированиями в 1996 г.?

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Предмет, объект изучения, цель и задачи БЖД.

2. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.

3. Частичная и полная специальная обработка.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

5. Аварии на авиационном транспорте.

6. Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка АИ-2, пакет перевязочный медицинский ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).

7. Силы и средства РСЧС.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
8. Аварии на водном транспорте.

9. Паника, поведение человека во время паники.

10. Режимы функционирования РСЧС.

11. Массовые погромы.

12. Классификация пожаро - и взрывоопасных объектов.

13. Классификация ЧС природного характера.

14. Правила поведения во время пожара.

15. Толпа, виды толпы. Обеспечение собственной безопасности в толпе.

16. Землетрясения, причины, характеристика.

17. Классификация пожаров.

18. Кража.

19. Прогнозирование землетрясений.

20. Классификация взрывов.

21. Мошенничество.

22. Защита от землетрясений.

23. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

24. Правила поведения в случаях нападения на улицах.

25. Моретрясение. Цунами.

26. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.

27. Нападение в автомобиле.

28. Извержение вулканов.

29. Открытие явления радиоактивности.

30. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.

31. Наводнение.

32. Естественные источники радиоактивности на Земле.

33. Правовые основы самообороны (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ст. 37,38,39,40,41).

34. Защита от наводнений.

35. АЭС и урановые рудники как источник радиоактивного загрязнения.

36. Основные правила самообороны.

37. Действия населения при угрозе наводнений.

38. Аварии на радиационно-опасных объектах.

39. Средства самозащиты и их использование.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Михайлов Л.А., Губанов В.П., Соломин [и др.] В.П., Михайлов Л.А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов
Москва: Академия, 2012
 
Л1.2
Айзман Р.И., Шуленина Н.С., Ширшова В.М.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65282.html
 
Л1.3
Муравей Л.А., Кривошеин Д.А., Черемисина [и др.] Е.Н., Муравей Л.А.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71175
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Микрюков В.Ю.
Безопасность жизнедеятельности: учебник
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
 
Л2.2
Михайлов Л.А., Соломин В.П., Губанов [и др.] В.М., Михайлов Л.А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов
Москва: Академия, 2009
 
стр. 9
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.3
Шуленина Н.С., Ширшова В.М., Волобуева Н.А., Айзман Р.И.
Практикум по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65287.html
 
Л2.4
Айзман Р.И., Петров С.В., Корощенко А.Д., Рубанович В.Б., Петров С.В.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017
http://www.iprbookshop.ru/65271
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
6.3.1.15
XnView
6.3.1.16
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Цель самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также  способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю.

2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

 
стр. 10
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придержи¬ваться следующей технологии:

1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендо¬ванных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;

4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опи¬раясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.

В ходе практического занятия необ¬ходимо выполнить работу из рабочей тетради, а затем защитить ее.

Симонова О.И. Попова Е.В. Рабочая тетрадь по безопасности жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие / О.И.Симонова, Е.В. Попова; Горно-Алтайский госуниверситет.- Горно- Алтайск, РИО ГАГУ, 2014- 81 c.

Подведение итогов занятия.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Губанов, В. П. Соломин [и др.] ; ред. Л. А. Михайлов. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2012. - 272 с.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно 

 
стр. 11
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Образец оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Кафедра безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Безопасность жизнедеятельности  

(название темы)

                                                                                              Выполнил: студент ___ гр.

                                                                        Иванов И.И.

                                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                                 к.б.н., доцент Попова Е.В.

Горно-Алтайск  201__

Тематика рефератов

1. Предмет, объект изучения, цель и задачи БЖД.

2. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.

3. Частичная и полная специальная обработка.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

(РСЧС).

5. Аварии на авиационном транспорте.

6. Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка АИ-2, па-

кет перевязочный медицинский ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).

7. Силы и средства РСЧС.

8. Аварии на водном транспорте.

9. Паника, поведение человека во время паники.

10. Режимы функционирования РСЧС.

11. Массовые погромы.

12. Классификация пожаро - и взрывоопасных объектов.

13. Классификация ЧС природного характера.

14. Правила поведения во время пожара.

15. Толпа, виды толпы. Обеспечение собственной безопасности в толпе.

16. Землетрясения, причины, характеристика.

17. Классификация пожаров.

18. Кража.

19. Прогнозирование землетрясений.

20. Классификация взрывов.

21. Мошенничество.

22. Защита от землетрясений.

23. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

24. Правила поведения в случаях нападения на улицах.

25. Моретрясение. Цунами.

26. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.

27. Нападение в автомобиле.

28. Извержение вулканов.

29. Открытие явления радиоактивности.

30. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.

31. Наводнение.

32. Естественные источники радиоактивности на Земле.

33. Правовые основы самообороны (Конституция РФ, Уголовный ко-

декс РФ, ст. 37,38,39,40,41).

34. Защита от наводнений.

35. АЭС и урановые рудники как источник радиоактивного загрязнения.

36. Основные правила самообороны.

37. Действия населения при угрозе наводнений.

 
стр. 12
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
38. Аварии на радиационно-опасных объектах.

39. Средства самозащиты и их использование.

Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов пропорционально содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

на слайды помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

▪ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

▪ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Обычный слайд, без эффектов анимации, должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда.

Слайд с анимациями в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Наилучшей цветовой гаммой для презентации являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Темы презентаций

1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3 Классификация чрезвычайных ситуаций социального характера.

4. Классификация чрезвычайных ситуаций биологического характера.

5. Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера.

6. Безопасное поведение на улице.

7. Безопасное поведение в общественном транспорте.

8. Безопасное поведение в местах большого скопления людей.

9. Терроризм. Понятие, причины возникновения.

10. Основные источники и методы террора.

11. Террористическая международная деятельность.

12. Основные способы противодействия террористическим актам.

13. Алгоритм поведения при угрозе теракта.

14. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывного устройства.

15. Правовая ответственность и терроризм.

Международное сотрудничество государств по предупреждению терроризма.

Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите 

 
стр. 13
УП: 09.03.03_2019_828_Тадышев_31.08.21.plx
 
правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.