высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
06.03.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
- ознакомление с логикой происходящих в живых клетках процессов, их регуляцией и ролью белков и нуклеиновых кислот в них.
- сформировать навыки критической оценки научных знаний.
ции
ракт.
1.Распад нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) до свободных нуклеотидов. Основные ферменты катализирующие эти процессы. Деструкции нуклеотидов, конечные продукты распада и их дальнейшая судьба. Распад пиримидиновых и пуриновых оснований
2.Синтез пиримидин содержащих нуклеозид -моно,-ди и трифосфатов. УМФ - исходный продукт для синтеза других пиримидиновых нуклеотидов. Особенности синтеза пуринового цикла. ИМФ - первичный продукт биосинтеза пуриновых нуклеотидов
3. Полуконсервативный механизм биосинтеза ДНК (современное представление). Ферменты, обеспечивающие этот процесс
4. Повреждение структуры ДНК. Репарация. Мутации. Спонтанный и искусственный мутагенез
5.Генетические рекомбинации. Транспозоны
6.Общая схема распада белков в организме. Ферменты, обеспечивающие этот процесс. Метаболизм аминокислот. Преобразование аминокислот по NH2- и НООС- группам и радикалу. Конечные продукты распада аминокислот
7. Пути связывания NH3 в организме. Орнитиновый цикл. Пути синтеза аминокислот в природе
8. Матричный и нематричный механизмы природного синтеза белков. Доказательства в пользу первого и второго. Новообразование грамицидина
9. Матричная теория биосинтеза белков. Подготовительные процессы, предшествующие сборке полипептидной цепи в рибосоме. Строение рибосомы. Основные этапы рибосомального пути синтеза белка
10. Регуляция рибосомального синтеза белков. Посттрансляционная модификация белков
11.Обмен углеводов. Пути распада поли- и олигосахаридов. Ферменты, обеспечивающие эти процессы
12. Обмен глюкозо-6-фосфата. Гликолиз. Биологический смысл
13. Гликогенолиз и его отличие от гликолиза
14. Химизм спиртового брожения. Понятие о молочнокислом брожении.
15.Обмен пировиноградной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Энергетика процесса
16. Пентозофосфатный путь расщепления глюкозы и его биологическая роль
17.Механизм первичного биосинтеза углеводов в процессе фото- и хемосинтеза. Энергетическое обеспечение
18. Глюконеогенез. Трансгликозидирование и его роль в биосинтезе олиго- и полисахаридов. Роль нуклеозиддифосфатсахаров в гликозилтрансферазных реакциях
19. Распад триглицеридов. Ферменты, регулирующие процесс
20. Обмен глицерина. β-Окисление высших жирных кислот (ВЖК)
21. α, β-Окисление ВЖК: механизм, локализация в клетке
23. Биосинтез ВЖК. Строение и механизм действия синтетазы ВЖК
24. Механизм биосинтеза триглицеридов и фосфолипидов. Роль фосфатидных кислот в этих процессах
25. Понятие «биологическое окисление». Свободное окисление и окисление, сопряженное с фосфорилированием. Переключение окисления, сопряженного с фосфорилированием, на свободное окисление. Биологический смысл этого процесса. Микросомальное окисление
26. Окислительное фосфорилирование на уровне субстрата (примеры)
27. Окислительное фосфорилирование на уровне электроннотранспортной цепи (ЭТЦ). Характеристика ферментов дыхательной цепи митохондрий
28. Гипотезы о механизме сопряжения окисления с фосфорилированием: химическая, конформационная, хемиосматическая
29. Строение АТФ-синтетазы. Синтез АТФ при ее участии
30. Взаимосвязь обмена веществ в организме. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и белков, нуклеиновых кислот и углеводов, нуклеиновых кислот и липидов
31. Взаимосвязь обмена и углеводов, нуклеиновых кислот и липидов
32. Взаимосвязь обмена нуклеиновых кислот и липидов
33. Взаимосвязь обмена белков и липидов, обмена углеводов и липидов
30. Взаимосвязь белкового и углеводного обмена
Занятие № 1,2
1. Нуклеазы и их применение в медицине.
2. Нарушения структуры ДНК. Репарация ДНК.
3. Природа спонтанного и искусственного мутагенеза.
4. ДНК и рак.
5. Онковирусы.
6. Генетическая рекомбинация. Биологическое и практическое значение.
7. Пищевая ценность белков.
8. Регуляция биосинтеза белков у прокариот и эукариот
9. Формирование нативной конформации белков. Процессинг.
10. Действие токсических и лекарственных веществ на биосинтез белка.
11. Биохимические основы иммунитета. Виды иммунитета. Антитела и механизм их образования.
12. Иммунокоррекция. Иммунодеффициты. Проблемы СПИДа.
Занятие № 4
1. Нейрогуморальная регуляция углеводного обмена.
2. Нарушение углеводного обмена (гипогликемия, гликозурея, гликогенозы).
3. Сахарный диабет. Причины, биохимические проявления.
Занятие № 5
1. Липопротеины плазмы крови. Состав, структура и биологическая роль.
2. Обмен ацетил-КоА.
3. Нарушение липидного обмена.
4. Регуляция липидного обмена.
во время проведения лекции
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и
Методические рекомендации студентам по изучению
рекомендованной литературы
Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.
Методические рекомендации по защите лабораторных работ
Каждый студент должен выполнить лабораторные работы, предусмотренные программой.
Результаты выполненной лабораторной работы следует оформить в виде отчета. Требования к оформлению отчета по лабораторной работе. Отчета оформляется на бумаге формата А 4 вручную или на компьютере. При работе на компьютере: размер шрифта – 14; интервал между строк – одинарный; поля – везде по 2 см, внизу – 2,5 см; нумерация страниц – внизу посредине; абзацный отступ – 1,25 см; размещение текста – по ширине.
Содержание отчета:
- титульный лист (образец прилагается);
- цель работы; задание;
- краткое теоретическое введение к данной работе;
- название опытов; оформление результатов опытов в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Защита лабораторной работы осуществляется на занятии, следующем после ее выполнения.
При защите студент должен представить отчет по лабораторной работе, составленный по предложенной выше схеме, пояснить все приведенные расчеты и выводы, составить уравнения химических реакции.
Образец оформления титульного листа
ГАГУ, КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Отчет по лабораторной работе
(номер и название работы)
Выполнил студент группы….
Фамилия, инициалы
Проверил преподаватель
Фамилия, инициалы