2019-2020_04_03_01_2019_139_plx_Безопасность жизнедеятельности_Химия окружающей среды_ химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
Учебный план
04.03.01_2019_139.plx

04.03.01 Химия

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,5
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
34
34
34
34
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,65
44,65
44,65
44,65
Сам. работа
54,5
54,5
54,5
54,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Попова Е.В.
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)
 
04.03.01 Химия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 11  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мнения и поведения.
1.2
Задачи:  идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

 предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

 защита от опасности;

 ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

 создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Общая физическая подготовка
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
- знает теоретические основы безопасности жизнедеятельности и правила безопасного поведения в условиях современной жизни; - умеет оказывать при необходимости первую помощь пострадавшим и содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - владеет необходимыми мерами безопасности в быту, повседневной жизни и трудовой деятельности.
ИД-1.УК-7: Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и демонстрирует основы медицинских знаний, соблюдает нормы здорового образа жизни
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
- знает правила безопасного поведения в условиях современной жизни; - умеет идентифицировать негативные воздействия среды обитания; - владеет необходимыми мерами безопасности на рабочем месте с помощью средств защиты.
ИД-1.УК-8: Знаком с общей характеристикой обеспечения безопасности и устойчивого развития общества; классификацией чрезвычайных ситуаций, принципами и способами организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий.
 
- знает способы предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций; - умеет идентифицировать негативные воздействия возникающие на рабочем месте; - владеет навыками по обеспечению организации методического обеспечения мероприятий в области охраны труда.
ИД-2.УК-8: Оценивает вероятность возникновения опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и способен принять меры по ее предупреждению для обеспечения устойчивого развития общества и сохранения природной среды.
 
- знает способы предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций; - умеет идентифицировать негативные воздействия среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения; - владеет навыками и методами по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
ИД-3.УК-8: Готов применить основные методы защиты при угрозе возникновения и возникновении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного характера
 
1.1
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра /Ср/
8
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.3
Чрезвычайные ситуации природного хар-ра /Пр/
6
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного  характера
 
2.1
Чрезвычайные ситуации техногенного

хар-ра

/Пр/

6
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.2
Чрезвычайные ситуации техногенного

хар-ра

/Ср/

16
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации социального характера
 
3.1
Чрезвычайные ситуации социального хар-ра /Пр/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.2
Чрезвычайные ситуации социального хар-ра /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.3
Чрезвычайные ситуации социального хар-ра /Ср/
10
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Гражданская оборона
 
4.1
Гражданская оборона /Лек/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.2
Гражданская оборона /Пр/
2
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
3
Тестирование
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.3
Гражданская оборона /Ср/
8
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
5.1
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Лек/
4
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5.2
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Пр/
6
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
5.3
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности /Ср/
10
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Приемы первой помощи 
 
6.1
Приемы первой помощи /Пр/
12
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
3
Тестирование
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
6.2
Приемы первой помощи /Ср/
2,5
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Консультации
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-8 ИД-2.УК-8 ИД-3.УК-8 ИД-1.УК-7
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», её цель и задачи. Окружающая среда и её опасности. Вредные и опасные факторы среды обитания. Уровни и системы безопасности.

2. Природные опасности и стихийные бедствия.

3. Общие закономерности, которым подчиняются стихийные бедствия.

4. Классификация ЧС природного характера

5. Землетрясения и их причины. Сейсмические волны. Последствия землетрясений. Сейсмические шкалы интенсивности землетрясений (шкала Рихтера, Европейская макросейсмическая шкала, шкала Японского метеорологического агентства, модифицированная шкала Меркалли). Глобальная сеть по прогнозированию землетрясений. Приборы для регистрации сейсмических волн. Действия населения до, во время и после землетрясений

6. Оползни  и обвалы. Причины, последствия и действия населения при оползнях и обвалах

7. Вулканизм. Типы вулканов. Причины и последствия извержения вулкана.

Действия населения до, во время и после извержения вулкана

8. Наводнения их классификация (низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические), причины возникновения наводнений. Типы наводнений (половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон). Параметры водного режима при наводнениях (уровень воды, расход воды, ординар, футшток, объём наводнения). Мероприятия для предотвращения наводнений.

Последствия наводнений. Действия населения во время и после наводнений. Спасение утопающего.  

9. Цунами, причины и последствия их возникновения.

Защита населения и действия при угрозе и во время цунами.

10. Сели. Причины последствия и действия населения при селевой опасности

11. Ветровые метеорологические ЧС (ураган, буря, смерч, торнадо). Механизм формирования смерчей и торнадо. Последствия ветровых  ЧС.

Действия населения при угрозе и во время ветровых метеорологических ЧС

12. Метеорологические ЧС, вызванные сильными осадками (ливень, сильный снегопад, град). Правила поведения, при метеорологических опасностях, вызванных сильными осадками.

13. Гроза и молния. Причины, последствия и действия населения при грозе.

14. Сильная жара. Засуха. Действия населения при засухе и сильной жаре.

15. Гололёд. Безопасное поведение населения во время гололёда. Сильный мороз. Пурга или метель. Правила поведения во время пурги и мороза.

16. Лавины. Причины, последствия и действия население во время схода лавины

17. Лесные пожары и их типы. Классификация лесных пожаров по силе. Способы прогнозирования возгорания леса. Пути сокращения негативных последствий лесных пожаров. Торфяные пожары и их распространение. Причины и последствия возгорания торфа. Степные пожары. Причины и последствия степных пожаров. Способы тушение природных пожаров. 

 
стр. 7
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Действия человека во время природных пожаров, помощь пострадавшим

18. Классификация и характеристика радиационно-опасных объектов. Аварии на радиационно-опасных объектах. Виды ионизирующих излучений. Влияние радиации на живые объекты и организм человека. Лучевая болезнь. Действия населения в зоне радиационной аварии..

19. Пожаровзрывоопасные объекты и их классификация. Поражающие факторы взрывов и пожаров. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва. Виды огнетушителей. Правила пользования огнетушителем

20. Классификация и характеристика химически опасных объектов. Химическая авария. Причины, последствия и действия населения при ХА. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Особенности распространения АХОВ. 4 класса АХОВ по степени воздействия на организм.

Деление АХОВ по пути поступления веществ в организм. Отравление аварийно химически опасными веществами. Первая помощь при отравлении АХОВ. Наиболее эффективные способы защиты населения от АХОВ.

21. Боевые отравляющие вещества, классификация и способы защиты от ОВ. Характеристика отравляющих свойств АХОВ (токсодоза, пороговая токсодоза, экспозиция, смертельная токсодоза, степень токсичности).

22. Общие сведения о гидротехнических сооружениях. Гидродинамическая авария и её причины. Поражающие факторы гидродинамической аварии (первичные и вторичные). Волна прорыва и зона затопления. Последствия гидродинамической аварии. Правила безопасного поведения при гидродинамической аварии

23. Транспортная авария. Определение. Классификация. Авиационная авария. Дорожно-транспортные происшествия. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины и последствия. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Безопасность в общественном транспорте

Аварии на железнодорожном транспорте. ЧП на водном транспорте.

24. Коммунальные аварии

25. Экологические опасности, определение, классификация. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия

Загрязнение почв (бытовыми отходами, тяжёлыми металлами, пестицидами и др.) и деградация почв. Почвенная эрозия, опустынивание. Заболачивание почв.

Негативное изменение состояния атмосферы. Основные источники загрязнения воздуха (промышленность, транспорт, котельные). Смог. Шумы, электромагнитное излучение.  

Загрязнение гидросферы нефтепродуктами, пестицидами, моющими средствами, тяжёлыми металлами, диоксинами и др. Тепловое загрязнение водоёмов.

Глобальные экологические проблемы современности. Негативное влияние деятельности человека на биосферу. Ксенобиотики

26. Биологические опасности и их причины. Опасные и особо опасные инфекционные заболевания человека и их возбудители. Зона биологического заражения и очаг биологического поражения. Особенности действия в зоне бактериологического заражения.   Эпидемия, пандемия. Характеристика основных противоэпидемических мероприятий. Эпизоотия, эпифитотия Опасные и особо опасные инфекционные заболевания животных и растений их возбудители

27. Социальные опасности и их классификация. Причины социальных опасностей. Криминальные опасности и защита от них. Опасности, связанные с психическим воздействием людей друг на друга (шантаж, мошенничество, вымогательство, воровство). Физическое насилие: разбой, бандитизм, нападение, заложничество

28. Терроризм, экстремизм, сепаратизм, национализм, геноцид, шовинизм и др

Безработица, бедность, детская беспризорность, социальная незащищённость. Изнасилования. Насилие в семье. Суицид.

29. Самооборона: средства, методы и правовая основа самообороны.

30. Венерические заболевания и их классификация. Меры профилактики заражения ЗППП. Уголовная ответственность за заражение венерическими заболеваниями.

31. Курение. История возникновения и распространения привычки курить. Токсическое действие сигарет (влияние никотина, аммиака, синильной кислоты, угарного газа и других вредных веществ, содержащихся в дыме сигарет на организм человека). Влияние курения на плод. Отклонения в здоровье у детей курильщиков. Меры борьбы с курением.

32. Пьянство и алкоголизм. История появления и употребления алкоголя в России. Последствия употребления алкоголя (опьянение, влияние алкоголя на организм, рост ДТП и преступности, проблемы на работе, снижение качества жизни в семье). Дети алкоголиков (физические и психические отклонения). Профилактика алкоголизма.

33. Наркомания и токсикомания. История возникновения наркотиков и их появление в России. Психфизическая зависимость от наркотиков. Абстинентный синдром. Толерантность к наркотикам. Последствия употребления наркотиков на организм. Передозировка. Причины употребления и широкого распространения наркомании в молодёжной среде. Борьба с наркоманией. Профилактика употребления наркотических веществ. Вредное влияние наркотиков на потомство. Альтернативы употреблению психоактивных веществ.

34. Бытовые электроприборы. Правила пользования бытовыми электроприборами. Безопасное использование инструментов.

Компьютер. Вредное воздействие компьютера на организм.

35. Пожар дома причины и последствия. Правила поведения при возгорании (бытовых приборов, горючих жидкостей, электропроводки, и др.)

36. Безопасность ребёнка в быту. Безопасное содержание домашних животных

37. Газовое оборудование (газовые котлы и газовые плиты). Правила безопасной установки и эксплуатации газовых приборов.

38. Производственная безопасность

39. Определение понятия «здоровье». Здоровье как многоуровневое состояние. Факторы, от которых зависит здоровье: наследственность, образ жизни, возрастные изменения и др.

40. Адаптация к условиям среды.   Биологические ритмы.

41. Рациональное питание детей и подростков. Умеренные двигательные нагрузки. Закаливание. Полноценный сон и отдых.

 
стр. 8
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Предмет, объект изучения, цель и задачи БЖД.

2. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.

3. Частичная и полная специальная обработка.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

5. Аварии на авиационном транспорте.

6. Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка АИ-2, пакет перевязочный медицинский ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10).

7. Силы и средства РСЧС.

8. Аварии на водном транспорте.

9. Паника, поведение человека во время паники.

10. Режимы функционирования РСЧС.

11. Массовые погромы.

12. Классификация пожаро - и взрывоопасных объектов.

13. Классификация ЧС природного характера.

14. Правила поведения во время пожара.

15. Толпа, виды толпы. Обеспечение собственной безопасности в толпе.

16. Землетрясения, причины, характеристика.

17. Классификация пожаров.

18. Кража.

19. Прогнозирование землетрясений.

20. Классификация взрывов.

21. Мошенничество.

22. Защита от землетрясений.

23. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

24. Правила поведения в случаях нападения на улицах.

25. Моретрясение. Цунами.

26. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.

27. Нападение в автомобиле.

28. Извержение вулканов.

29. Открытие явления радиоактивности.

30. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.

31. Наводнение.

32. Естественные источники радиоактивности на Земле.

33. Правовые основы самообороны (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ст. 37,38,39,40,41).

34. Защита от наводнений.

35. АЭС и урановые рудники как источник радиоактивного загрязнения.

36. Основные правила самообороны.

37. Действия населения при угрозе наводнений.

38. Аварии на радиационно-опасных объектах.

39. Средства самозащиты и их использование.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
«Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ».
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы самоконтроля, вопросы к зачету, реферат, тест
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Михайлов Л.А., Губанов В.П., Соломин [и др.] В.П., Михайлов Л.А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов
Москва: Академия, 2012
 
Л1.2
Тягунов Г.В., Волкова А.А., Шишкунов [и др.] В.Г., Цепелев В.С.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/68224.html
 
стр. 9
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.3
Гладышев Ю.В.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2014
http://www.iprbookshop.ru/87193.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Цуркин А.П., Сычев Ю.Н.
Безопасность жизнедеятельности: учебно-практическое пособие
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
http://www.iprbookshop.ru/10621.html
 
Л2.2
Босак В.Н., Ковалевич З.С.
Безопасность жизнедеятельности человека: учебник
Минск: Вышэйшая школа, 2016
http://www.iprbookshop.ru/90736.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
307 А1
Лаборатория безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Тренажер Максим 1-01, шина медицинская, тренажер «Степа» для отработки действий при оказании помощи в воде, фантом-система дыхания и наруж. массажа сердца, Тренажер - манекен взрослого пострадавшего «Александр», ученическая доска, столы, стулья, стенд «Приборы радиационной и химической разведки», стенд «Средства индивидуальной и групповой защиты», аптечка медицинская, шина медицинская. Интерактивная доска, проектор, ноутбук
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и 

 
стр. 10
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

 
стр. 11
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).

Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса).

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.