45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1.1 Методология как область философского знания, её предмет и задачи. Соотношение методологии и познания. Методология как общая теория предметно-практической и познавательной деятельности человека, их специфики и взаимосвязи. Философия и исследование универсальных, присущих всем видам познавательной деятельности, процедур и методов получения, обоснования и применения знаний. Наука как вид познавательной деятельности и как область философской рефлексии. Формирование методологии науки как региональной области философии науки. Науковедческий и философский характер методологии науки. Методология науки в системе научного знания.
1.2. Методология науки как способ рационализации познавательной деятельности. Исторические формы рациональности и соответствующие формы методологии, их основные черты.
1.3. Методология науки как учение о методах и организации научной деятельности. Понятие метода, его функции. Классификация методов. Основания классификации. Методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Специфика научного наблюдения. Активность наблюдателя, создание приборной ситуации, обусловленность наблюдения системой наличного знания. Проблема наблюдаемости. Эксперимент как основной метод научного исследования. Сходство и различие эксперимента и наблюдения. Роль и функции теоретического знания в проведении и интерпретации эксперимента. Методы теоретического познания Методы построения идеализированного объекта: аксиоматизация, идеализация, моделирование, абстрагирование, формализация. Методы метатеоретического познания: анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий, репрезентация и др. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Парадигмальный метод. Метод «открытой рациональности».
Тема 2. Основные методологические программы
2.1. Номологическая программа и её
2.2. Идеографическая программа и её ориентация на рассмотрение конкретных вещей, объектов, процессов в индивидуальном бытии. Описание, реконструкция
и контекст, их применение и роль в гуманитарных исследованиях.
А. Семиотико-структуралистский вариант идеографической программы. Философия языка и её методологическое значение для гуманитарных наук. Идеи семиотики и начала структурной лингвистики: знак, знаковая система текст, семантика знаковых систем, язык и речь, знак и значимость, система знаков, синхрония и диахрония. Язык и другие системы коммуникации. Основные идеи русского структурализма (В. Пропп, О. Фрейденберг и др.). Универсализация структуралистского метода и его внутренние проблемы. Постструктурализм. Проблема порождения смысла, связи языковых и смысловых структур, проблема контакта с другой мыслью. Модификация традиционного понятия «текст».
Б. Герменевтический стандарт идеографической программы. Опора на герменевтические процедуры: понимание, интерпретация. Методологические идеи классической герменевтики: «мир автора», «метод вживания» (Шлейермахер, Дильтей, Рикерт). Проблемы герменевтического круга (часть и целое, текст и контекст). Методологические идеи неклассической герменевтики: стратегия диалогичности, логика вопроса и ответа, идея «действенной» истории (Гадамер). П. Рикер (понятие знак, конфликт и взаимодействие интерпретаций). Ю. Хабермас (вопрос о языковых структурах и их анализе в герменевтике). Понятие дискурс в современной методологии и его методологическое значение для гуманитарного познания. К. Апелю, Э. Бетти и вопрос о правильности толкования текста.
В. Феноменологический вариант идеографической программы. Понятия: «феномен», «смысл», «феноменологическая редукция», Соотношение герменевтики и
Тема 3.
Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии
3.1.Методология науки в контексте интеллектуального развития. Эпистемологические схемы, методические приёмы, методологические идеи, исследовательские процедуры. Созерцательность, логическая доказательность, системность, открытость к критике, рефлексивность как методологические идеи античной науки. Универсализм, теологизм, телеологизм, экзегетика. Схоластика – способ средневековой рациональности. Натурализм, практическая применимость, экспериментально-математический характер познания как формы рационального научного познания в эпоху Возрождения.
3.2. Методологические стандарты классической формы методологии. Формирование методологии по образцам европейской научности: объективность, рациональность, верификация, фальсификация и др.; соотношение эмпирических сведений и теоретико-логических конструкций. Натурализм и механицизм как базовые методологические установки классической науки. Методологический кластер. Количественные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод построения научных теорий, критицизм.
3.4.Неклассическая форма методологии, её гносеологические и онтологические идеи. Вероятностный детерменизм, релятивизм, системность, эволюционность научных объектов, гипотетичность. Плюрализм научных методов, интуиция, когнитивный конструктивизм. исследовательские программы неклассической формы методологии. Кризис натуралистической программы классической формы методологии и формирование философских оснований культурцентристской (идеографической) парадигмы социально-гуманитарных наук. Общие черты культурцентристской программы: интерпретация, описание, индивидуализация. Понимание как ведущий методологический принцип. Герменевтический стандарт научного
3.5. Современная постнеклассическая методология и её междисциплинарный характер. Соотношение методов научного исследования различных областей научного знания, критерии и границы их применения. Системность, коммуникативность, консенсуальность и контекстуальность современного научного знания. Математизация научных исследований. Роль информатики в научном исследовании. Наука и инновационная деятельность. Категории полезности, эффективности, потребительских свойств товаров, их методологическое значение. Актуальные проблемы науки 21-го века. Явление пассионарности. Процессы коэволюции. Феномен виртуальной реальности. Методологические новации современной методологии науки. Понятия «контекста», «дискурса» и «нарратива» в современной методологии. Ситуационные исследования (case sties). Текстуальные и полевые ситуационные исследования. Актуализация принципа дополнительности и его использование в методологическом арсенале многих наук, в том числе в области гуманитарного знания. Метод абдукции. Понятия «нестрогое мышление» «мозговой штурм». Методы стимулирования творческого мыщления. Методологические парадигмы «целостности», «интегративности», «синергетики» и «эвристики». Усиление конвенциализма. Телеономность современной методологии науки.
/Лек/
4.1 Философия как теоретическое мировоззренческое и методологическое основание конкретных наук. Категориальный аппарат философии и его значение для естественного и социально-гуманитарного познания. Философский подход к познанию. Конструктивная полезность философии для профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Систематизация и классификация эмпирического материала. Критичность и всеобщность как априорные составляющие философского мышления. Выявление фундаментальных оснований природных и общественных явлений, процессов. Выстраивание философией теоретического дискурса. Работа философии в контексте ценностного отношения к миру, поиска смыслообразующих ориентиров, нравственной свободы и ответственности выбора. Формирование философией общетеоретических подходов научного познания и исследования. Формирование научных методологических программ. Роль основных разделов философского знания: онтологии, гносеологии, антропологии, философии науки, этики, логики, методологии для научного развития и профессиональной деятельности.
4.2. Логика научного познания и исследования. Структурно-логический аспект организации научного знания. Мыслительная деятельность как высшая форма логического знания. Понятие. Суждения. Умозаключение. Законы формальной логики. Логика как необходимое условие анализа содержания научного знания. Применение множества правил выводов и определений, идей и аппарата формальной логики к научному познанию. Изучение логикой структуры научных теорий, их компонентов (определение, классификации, понятия, законы и др.) и установление логических связей между этими компонентами. Непротиворечивость и полнота теорий, проверка гипотез. Логические методы построения теорий, концепций научных исследований: дедукция, конструктивно-генетический метод, анализ, синтез, формализация. Обоснование. Доказательство. Опровержение. Правила логики, применяемые в научном исследовании Логический анализ структуры и языка науки, с помощью математической логики и семантики (логический
Тема 5. Общая методология и методика научного исследования
Понятие научного исследования. Исследование как инструмент познания научных проблем. Виды научных исследований. Научный доклад. Научная статья. Диссертационная работа. Научная монография и т. д. Формы и структура научно -исследовательских работ. Отличие исследовательских работ от компилятивных и реферативных работ. Академическая культура и академический этикет. Структура квалификационного научного исследования. Введение ( актуальность, цели, конкретные задачи, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования ), основная часть, выводы, библиография. Формально-логическая составляющая научного исследования. Формы логического мышления. Законы формальной логики. Логико-теоретические методы. Философские методы в сфере подготовки научного исследования. Язык и стиль научной работы. Плеоназмы, тавтология, канцеляризмы как выражение языковой небрежности автора. Точность, ясность, краткость, последовательность - основные качества научной речи. Приёмы изложения научных материалов. Грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной речи. Роль цитат в научном исследовании. Понятие научной новизны и практической значимости научного исследования
Работа с литературой, с библиотечными фондами, в том числе и электронными ресурсами. Изучение литературы и отбор фактического материала. Оформление библиографического списка. Критерии качества научно-исследовательских работ.
Тема 6. Роль личностного фактора в научном исследовании
Роль личности исследователя в научной деятельности: личностное знание, его структура; разум, воля, целеполагание; мировоззрение, гражданская позиция, профессиональная культура, приверженность высоким нравственно-
/Лек/
1. Методология как область философского знания, её предмет и задачи.
2. Методология науки как способ рационализации познавательной деятельности.
3. Методология как учение о методах и организации научной деятельности.
3. Понятие метода и его функции.
4. Типология метода. Парадигмальный метод и метод открытой рациональности.
/Пр/
1.Номологическая программа и её ориентация на формулировку и обоснование общего знания.
2. Идеографическая программа и её ориентация на рассмотрение конкретных вещей, объектов, процессов в индивидуальном бытии.
3. Семиотико-структуралистский вариант идеографической программы.
4. Герменевтический стандарт идеографической программы.
5. Феноменология и её синтез с герменевтикой.
/Пр/
1. Методология науки в контексте интеллектуального развития: от античности до эпохи Возрождения.
2. Методологические стандарты классической формы методологии.
3.Неклассическая форма методологии, её черты.
4. Современная постнеклассическая методология, её междисциплинарный характер и инновационный характер.
/Пр/
1.Философия как методологическое основание конкретных наук.
2. Логика как необходимое условие анализа содержания научного знания.
3. Понятие доказательства, его структура и разновидности.
4. Правила доказательства и ошибки в доказательствах.
5.Опровержение
6. Аргументация: понятие, структура.
/Пр/
1. Понятие научного исследования и его виды.
2. Структура квалификационного научного исследования.
3. Формально-логическая составляющая научного исследования.
4. Язык и стиль научной работы.
/Пр/
2. Выработка способности самостоятельного обучения, научного обобщения и рефлексии.
3. Формирование и аргументация собственных суждений и научной позиции на основе анализа материала.
4.Публичное выступление, участие в дискуссиях и полемиках.
5.Методологическая культура и вопросы её совершенствования.
/Пр/
Тема 1.
Понятие метода и методологии
Подготовка к практическому занятию.
Составление логической базы знаний по теме в виде диаграммы.
1,466 Устный опрос.
Составление и проверка логической базы знаний в виде диаграммы Практическое занятие
№1
Тема 2. Основные методологические программы Подготовка к практическому занятию.
1,466 Устный опрос.
Практическое занятие
№2;№3
Тема 3.
Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии
Подготовка к практическому занятию.
Подготовка к защите рефератов.
1,466 Устный опрос.
Практическое занятие №4
Тема 4. Философия и логика в научном исследовании Подготовка к практическому занятию.
1,466 Устный опрос Практические занятия №5
Тема 5
Общая методология и методика научного исследования
Подготовка к практическому занятию.
Подготовка к коллоквиуму. 1,466 Устный опрос.
Практические занятия №6
Тема 6.
Роль личностного фактора в научном исследовании Подготовка к практическому занятию.
Подготовка к тестированию по всем темам. 1,466 Устный опрос.
Тестирование.
Практические занятия №7
Итого 8,8
/Ср/
Реферат
Рецензия на статью из научных журналов
Тест
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где обучающийся может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Практические занятия по обозначенной дисциплине предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку обучающихся, сформировать навыки научно-исследовательской работы, разъяснять теоретические и практические вопросы научно-исследовательской деятельности будущих специалистов с методологической точки зрения, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу курса. Практические занятия направлены на использование знаний в учебных условиях и на овладение языком соответствующей науки. Они прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, формировать выводы и аргументировать.
Самостоятельная работа начинается с изучения плана занятий. В плане обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
По формам и способам проведения различаются следующие занятия: выступления с последующим обсуждением, обсуждение рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; коллоквиум; комментирование актуальных проблем современного научного знания, в том числе по направлению подготовки.
Форма занятия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую творческую активность в познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы практического занятия; быть проблемными, побуждать обучающихся работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по вопросам следует материалами первоисточников, монографий, научных статей. Поиск литературы следует начать с базы данных, с информационно-справочных и поисковых систем, обозначенных в учебно-методических комплексах дисциплины. Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких
При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в истории научного знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании практического занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить уровень усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить обучающимся план следующего занятия, определить цель, задачи, указать литературу.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по курсу «Методология и методы научного исследования»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Примерная тематика рефератов
1.Специфика методологии научного творчеств в области литературоведения и языка.
2.Семиотико-структуралистская методологическая программа
3.Структурно-функциональный анализ и его роль в научном исследовании
4.Семиотическая модель как методологический инструмент описания
5. Язык и история ( В. Гумбольт, И. Гердер, Э. Кассирер)
6. Понятие «знак» в современной методологии гуманитарных наук
7.Языковая деятельность как материя социальной коммуникации
8. Синхроническая и диахроническая лингвистика.
9. Философские вопросы литературоведения
10. Литература как «социоисторическая формация» (Т. Иглтон)
11. Понятие «текст» в современной методологии гуманитарных наук.
12. Идея контекста в методологии гуманитарных наук
13.Понятие наррации
14.Методологические новации современной методологии науки.
15.Идея герменевтического круга и её методологические следствия
16.Дискурсивная и риторическая практика
17.Логический, исторический и структурный анализ языка.
18..Отечественный опыт осмысления методологических проблем.
19.Роль современной философии науки как основы дисциплинарных и междисциплинарных исследований.
20.Лингвистика и философия.
Критерии оценки:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя аспирант обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические указания по составлению рецензии на статью из научных периодических журналов по философским проблемам дисциплин и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.
Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.
При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения магистранта, выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.
Рецензент, может, последовательно изложив идеи автора, высказать свое отношение, дать критическую оценку идеям, изложенным в работе.
Требования по написанию рецензии:
1.Выявление актуальности работы
2.Обоснование автором методологии и методов исследования.
4.Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.
5.Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.
6.Определение теоретической и практической значимости работы.
Критерии оценки:
Оценка "отлично" выставляется за рецензию, которая носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненную во всех отношениях работу при наличии небольших недочетов в ее содержании (1-2).
Оценка "удовлетворительно" выставляется за рецензию, которая удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Имеются ошибки (2-3).
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. Имеются ошибки (более 3)
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания аспирантов по всему курсу. Тесты могут использоваться: – аспирантами при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний;– преподавателями для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на семинарских занятиях;– для проверки остаточных знаний аспирантов, изучивших данный курс.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Количество баллов производится автоматически в MOODLE, либо по формуле МРСт.
Методические указания по подготовке к зачёту
Изучение дисциплины «Методология и методы научного исследования» завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту обучающиеся вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в зачётно-экзаменационных материалах Фонда оценочных средств по дисциплине.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем, либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать аспиранту дополнительные и уточняющие вопросы.