2019-2020_01_04_01_2018_648М_plx_Философия и методология науки_Комплексный анализ
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философия и методология науки
Учебный план
01.04.01_2018_648М.plx

01.04.01 Математика

Комплексный анализ
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
38,4
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Контроль самостоятельной работы (для студента)
0,25
0,25
Консультации (для студента)
2,6
2,6
2,6
2,6
В том числе инт.
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
34,85
34,6
34,85
34,6
Сам. работа
38,4
38,4
38,4
38,4
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
107,75
108
107,75
 
 
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Бондаренко Л. Ф.
 
 
Философия и методология науки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 01.04.01 МАТЕМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №827)
 
01.04.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.12.2017 протокол № 13.
 
Протокол от 29.06.2018 протокол № 14  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - комплексное изучение основных положений философии и методологии науки с целью расширения интеллектуального потенциала, формирования научного мировоззрения и методологической культуры. 
1.2
Задачи: - усвоение основ и понятийного аппарата философии и методологии науки;

- усвоение  методологии, логики и истории науки как смены концептуальных каркасов,

- углубление представлений о природе и структуре научного знания, месте науки в современной культуре, механизмах функционирования науки;

- формирование научно-исследовательских навыков магистрантов через изучение эпистемологической проблематики науки, связанной с анализом методологических программ, онтологических схем и концепций

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Философия и методология науки»Цикла ОП: Б1.Б  является одной из дисциплин, формирующих общекультурные знания и компетенции, характерные для магистрантов Направление (спец.): 01.04.01 Математика
2.1.2
Профиль (специализ.): Комплексный анализ. Изучение дисциплины опирается на знания, полученные в ходе изучения фундаментальных и прикладных дисциплин программ бакалавриата.   
2.1.3
  
2.1.4
2.1.5
Научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основные положения дисциплины используются при изучении дисциплин: Педагогика и психология высшей школы, Научно-исследовательская работа,   в практике научных исследований магистрантов и для улучшения профессиональной подготовки   подготовки будущих специалистов.
2.2.2
2.2.3
 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-1:способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
 
 
Уровень 1
теоретико-методологические основы дисциплины, её предмет, эпистемологические проблемы, онтологические схемы и концепции научного знания, методологические программы, методы, их содержание и взаимосвязь, основные положения новых дисциплинарных областей философии и методологии науки
Знать:
59048
 
 
 
Уровень 1
анализировать, обобщать, обосновывать и воспринимать предметный материал в области истории науки, логики и методологии науки, аналитической философии, эпистемологии для формирования необходимых аналитических навыков и умений
Уметь:
59048
 
 
 
Уровень 1
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу - иметь навыки использования полученных предметных знаний в области философии и методологии науки для решения проблемных ситуаций и практических задач в области профессиональной деятельности
Владеть:
59048
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тематика лекций 1 семестр
 
стр. 5
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.1
Тема 1. Предмет философии и методологии науки

1.1. Современная наука в зеркале философской рефлексии.  Основные аспекты  бытия науки: наука как система знаний, наука как сфера познания (теоретическая деятельность), наука как социальный институт, как инновационная деятельность  и особая сфера культуры.

Природа науки и критерии научности. Наука как точное и ясное знание об объекте. Наука как теория предметности (М.Хайдеггер). Наука – интеллектуальное чувство природы (О. Шпенглер). Наука – деятельность, направленная на производство нового знания (В.С. Степин). Наука – целокупность истинных предложений (Л. Витгенштейн). Наука – это социальный институт, регулирующий отношения научного сообщества, общества и природы.

1.2. Предмет философии науки. Философия науки как целостное философское знание и как междисциплинарное знание. Философия науки как система оснований науки. Философия науки как анализ и прояснение понятий и теорий науки. Философия науки как рефлексия над научным познанием, позволяющая ответить на вопрос, как возможна наука. Философия науки как философское знание, предмет которого – человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки (В. Порус). История и философия  науки и их взаимосвязь. Объективная история науки. История науки глазами философа и ее специфика как исторического самосознания науки. Взаимосвязь науки и философии как основа взаимосвязи истории науки и философии науки (А. Койре). Оппозиция синхронического и диахронического как основа для рассмотрения взаимосвязи истории науки и философии науки. Этапы развития философии науки. Современные культурно-исторические и эпистемологические подходы к исследованию развития науки.

1.3. Концептуальная модель философии и методологии науки. Системно-функциональная структура философии науки как целостного научного знания: логика и методология науки, история науки, социология науки (когнитивная социология, когнитивная психология, философия техники). В современной  философии науки представляют системную целостность следующие аспекты знания: логика и методология науки, история науки, социология науки 

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 6
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
(когнитивная социология), когнитивная психология, философия техники. Методологические, социологические, аксиологические и антропологические дискурсы в контексте знания философии науки.

1.4. История науки как системообразующее основание модели философии науки. Логика и методология науки в исследовании структуры научного знания. Роль социологии науки в исследовании социальной структуры науки и ее этоса. Когнитивная психология в исследовании научного познания как системного единства физиологических и ментальных процессов человека, и как генно-культурная коэволюция в познании.

/Лек/

 
стр. 7
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.2
Тема 2. Основные концепции философии и методологии науки

2.1. Логико – эпистимологические подходы к исследованию науки. Позитивистская и феноменологическая традиция в философии науки. Этапы развития позитивизма: классический позитивизм (Г. Спенсер, О. Конт, Д. Миль); физический позитивизм (Э. Мах); логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фреге, Б.Рассел). Позитивизм как первая школа философии науки. Феноменологическая теория познания (Э. Гуссерль). Язык в философии познания. Языковое видение мира. Язык как средство построения и развития науки.

2.2. Философская проблематика в постпозитивизской философии науки. Школа историков науки. Постпозитивизм и его взгляд на науку. Критический рационализм К.Поппера. Теория фальсифицируемости, критицизм как главная установка научности. Гипотетизм и фаллибилизм. Истина и объективность как ценность научного познания. Концепция трех миров и понятие «эпистемологии без познающего субъекта».

Т. Кун и концепция научных революций. Понятие парадигмы. История науки как смена нормального и революционного периодов развития науки. Значение научного сообщества при выборе теории на роль научной парадигмы. Релятивизация научного познания в куновской модели развития науки. Проблема преемственности в развитии научного знания и несоизмеримость парадигм как основные направления критики концепции Т. Куна. Эвристичность концепции Куна для социологии науки.

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция зрелого фальсификационизма. Дискуссия о возможности решающего эксперимента, эвристичность методологической концепции И.Лакатоса в ее обсуждении.

С. Тулмин и поиски новой научной рациональности. «Популяционная» модель развития науки. Проблема понимания как проблема  естественнонаучного познания. Роль понятий в научном организме. Связь проблемы понимания и проблемы рациональности. Противостояние позитивистской концепции «рациональности как логичность», концепции рациональности как атрибута человеческой деятельности. Ценности и наука (Л. Лаудан). Концепция личностного знания М. Поланьи.

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 8
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
Методологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип теоретического плюрализма. Критика Фейерабендом основных установок классической научности – объективизма, универсализма, рационализма. Критика Фейрабендом теории научного метода. Методологический анархизм и его основные тезисы.  Релятивизация научного познания в концепции методологического анархизма, стирание границ между наукой и идеологией, наукой и мифом.

/Лек/

 
стр. 9
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.3
Тема 3. Наука как объект методологического анализа в культуре современной цивилизации

3.1. Природа науки. Наука как система знаний, как когнитивная  деятельность, как социальный институт. Критерии научности, основания науки. Наука какособая сфера культуры.  Эпистемологические модели современного научного познания.

Классификации форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. Эволюция представлений о когнитивной деятельности человека. Общие представления о природе познания. Деятельностный, аналитический, семантический подходы к познанию. Специфика научного познания. Базовые процедуры познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция. Современная философия познания основные категории и принципы. Основные выводы современной философии познания.

Эпистемологические практики или когнитивные схемы как основание научных парадигм. Понятия «когнитивные практики», «эпистемологические схемы». Созерцательная модель познания как когнитивная практика античности. Герменевтическая модель познания как когнитивная практика в средневековье. Эмпиризм и рационализм о решении проблемы источников знания. Дилемма «чувственное – рациональное», проблемное поле гносеологии Нового времени. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм). Рационализм (Декарт, Лейбниц). Гносеологический трансцендентализм как способ решения гносеологической проблемы (И. Кант).  Репрезентативная модель познания. Деятельностная теория познания. Проективно-конструктивная модель познания. Диалоговая модель познания. Эволюционная эпистемология. Конструктивистские модели познания. Коммуникативные модели научного познания.

3.2. Соотношение науки, культуры, цивилизации. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные научные ценности. Ценности и типы научной рациональности. Наука в культуре современной цивилизации. Кризис сциентизма и научно - технический прогресс. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука. Типология научного знания. Науки о природе и науки о 

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-1
1
0
 
стр. 10
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
культуре. Науки номотетические и науки идеографические. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

3.3.  Роль науки в современном образовании и социализации личности.

Функции науки в жизни общества. Основные познавательные функции науки. Научное описание. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности. Проблема интерпретации результатов описания. Научное объяснение как основная познавательная функция науки. Типы научного объяснения: каузальное, функциональное (телеономическое), структурное. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Принципы интерпретации в науке. Предсказание, предвидение и прогноз в науке.

3.4. Наука как социальный институт. Институциональный анализ науки в рамках социологии науки. Этапы формирования и методологические основания социологии науки. Вклад Р.Мертона в утверждение социологии науки как самостоятельной научной дисциплины. Проблемное поле социологии науки: нормативные структуры науки как предмет исследований Р.Мертона и его школы. Эмпирические исследования науки в рамках мертоновской социологии науки.

  Особенности современного этапа развития науки. Методологические стратегии развития современной науки. Наука и власть. Поиск новых типов цивилизационного развития и новые функции науки в этом процессе.

/Лек/

 
стр. 11
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.4
Тема 4. Концептуальное развитие науки от античности до современности

4.1. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Об особенностях становления и развития открытых систем и науки как системы знания. Натурфилософия античности. М. Хайдеггер о науке античности как эпистеме греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская). Научные знания в Средневековье, доктрины схоластики. Зарождение и развитие классической науки.

4.2. Становление классической науки в Новом времени. Характеристика ментальности, в которой происходило становление классической науки. Объект, субъект и метод как основные параметры, характеризующие новую научность. Динамика образов природы от античности до современности. Механизм как образ природы в Новое время. Идеология науки: объективность, механицизм, открытость критике. Онтологические основания классической науки: механицизм, детерменизм. Гносеология науки: однозначный характер научных законов, логическая обоснованность, эмпирическая проверяемость научных знаний. Становление опытной науки, предпосылки возникновения экспериментального метода, связь с математическим  описанием. Становление научного метода (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, И. Кеплер). Становление науки как социального института  (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Создание профессиональных сообществ, лабораторий, научных журналов и т. д. Усиление социальной базы науки.  

4.3. Становление неклассической науки в конце 19 в.- первой половине 20 в. Кризис в основаниях классической науки. Научные революции. Новые теории ( теория относительности, неевклидовы геометрии, квантовая механика, генетика). Онтология науки: вероятностный детерменизм, системность, релятивизм. Гносеология науки: субъкт-объктность научных знаний, частичная верифицируемость научного знания.

4.4. Становление постнеклассической науки во второй половине 20 в.- начале 21 в.  Компьютерная, телекоммуникационная и биотехнологическая революции. Предмет исследования - сверхсложные и эволюционные системы. Эволюционно-синергетическая парадигма. Онтология науки: системность, нелинейность, 

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 12
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
антропологизм. Гносеология: проблемность, контекстуальность, коллективность. Социальные основания  науки - необходимость гуманитарного и экологического контроля.

/Лек/

 
1.5
Тема 5. Эпистемологические модели научного познания

5.1. Классификации форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. Эволюция представлений о когнитивной деятельности человека. Общие представления о природе познания. Деятельностный, аналитический, семантический подходы к познанию. Специфика научного познания. Базовые процедуры познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция. Современная философия познания основные категории и принципы. Основные выводы современной философии познания.

5.2.Эпистемологические практики или когнитивные схемы как основание научных парадигм. Понятия «когнитивные практики», «эпистемологические схемы». Созерцательная модель познания как когнитивная практика античности. Герменевтическая модель познания как когнитивная практика в средневековье. Эмпиризм и рационализм о решении проблемы источников знания. Дилемма «чувственное – рациональное», проблемное поле гносеологии Нового времени. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм). Рационализм (Декарт, Лейбниц). Гносеологический трансцендентализм как способ решения гносеологической проблемы (И. Кант).  Репрезентативная модель познания. Деятельностная теория познания. Проективно-конструктивная модель познания. Диалоговая модель познания. Эволюционная эпистемология. Конструктивистские модели познания. Коммуникативные модели научного познания.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 13
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.6
Тема 6. Научное знание и его структура

6.1. Структурно-логический аспект организации научного знания. Мыслительная деятельность как высшая форма логического знания. Понятие. Суждения. Умозаключение. Законы формальной логики. Логика как необходимое условие анализа содержания научного знания. Применение множества правил выводов и определений, идей и аппарата формальной логики к научному познанию. Изучение логикой структуры научных теорий, их компонентов (определение, классификации, понятия, законы и др.) и установление логических связей между этими компонентами. Непротиворечивость  и полнота теорий, проверка гипотез. Логические методы построения теорий, концепций научных исследований: дедукция, конструктивно-генетический метод, анализ, синтез, формализация. Обоснование. Доказательство. Опровержение. Правила логики, применяемые в научном исследовании Логический анализ структуры и языка науки, с помощью математической логики и семантики (логический позитивизм). Диалектическая логика и её значение при создании теорий о развивающихся системах и объектах. Методы диалектической логики: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический метод и др.

6.2. Структурно-генетический аспект организации научного знания. Уровни научного знания, их качественное различие по предмету, методам и функциям. Виды уровней научного знания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания как единая система  в рамках конкретных наук.

Эмпирический уровень, его предмет, признаки. Методы и формы эмпирического уровня. Понятие эмпирического объекта и эмпирической схемы. Единичные эмпирические высказывания, данные, понятие «протокольные предложения». Факт основная форма эмпирического уровня научного знания. Факты действительности и факты науки. Формирование научного факта, концепция уровневости фактуального знания. Теоретическая нагруженность факта. Понятие эмпирического закона.

Теоретический уровень, его предмет, признаки. Методы и формы теоретического уровня научного познания. Понятие идеализированного объекта. Понятия, идеи, аксиомы  как формы  идеализированного знания. Гипотетико-дедуктивный характер построения теоретических знаний. 

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 14
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
Математизация теоретического знания. Проблема, гипотеза, теория, закон – основные формы теоретического уровня познания. Гипотезы «ad hoc». Структура научной теории: система теоретических объектов, математический аппарат, связи между теоретическими объектами. Система правил интерпретации. Теоретические  схемы. Процедура эмпирической проверки теории. Проблема объективации теоретических схем. Ограничительные тезисы: тезис Дюгема Куайна, тезис неопределенности перевода. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Принцип инвариантности (принцип симметрии). Симметрии как методологический принцип, «закон законов».

Метатеоретический уровень, его предмет, признаки. Структура оснований науки. Предпосылочное знание и основания науки. Идеалы и нормы научного исследования как схема метода деятельности в объяснении, доказательности, организации научного исследования. Научная картина мира (НКМ) – связующее звено между научной и философской рефлексией. Соотношение НКМ и частнонаучных картин реальности. Онтологизация теоретических схем – основная функция картины мира. НКМ и научное мировоззрение. Стиль научного мышления. Философские основания науки.

6.3. Структурно-функциональный аспект организации научного знания. Способы упорядочения, структуризации множества фундаментальных и прикладных направлений научных знаний.  

/Лек/

 
стр. 15
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.7
Тема 7. Методология и методы научного познания. Основные методологические программы

7.1. Понятие методологии. Методология науки как область философского знания, предмет и задачи. Методология науки. Науковедческий и философский характер методологии науки. Методология науки как учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности. Методология науки как способ рационализации научного знания.  

7.2. Понятие метода, его функции. Классификация методов. Методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент Специфика научного наблюдения. Активность наблюдателя, создание приборной ситуации, обусловленность наблюдения системой наличного знания. Проблема наблюдаемости. Эксперимент как основной метод научного исследования. Сходство и различие эксперимента и наблюдения. Роль и функции теоретического знания в проведении и интерпретации эксперимента. Методы теоретического познания Методы построения идеализированного объекта: аксиоматизация, идеализация, моделирование, абстрагирование, формализация. Методы метатеоретического познания: анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий, репрезентация и др. Парадигмальные методы. Метод «открытой рациональности».

7.3. Основные методологические программы: номотетические, идеографические, номотетико-идеографические (консенсусные).

7.4 Исторические формы  методологии. Современное понимание методологии. Методология естественно-научного познания. Методология социально-гуманитарных наук. Методологическое значение и роль философии в современном научном познании

7.5. Общая методология научного исследования. Понятие научного исследования. Исследование как инструмент решения научных проблем. Виды научных исследований. Нормы и правила, предъявляемые к научному исследованию.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 16
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
1.8
Тема 8. Динамика науки как процесс порождения нового знания

7.1. Рост и развитие научного знания. Основные идеи классического идеала научности: фундаментализм, редукционизм, универсализм. Кумулятивная модель науки. Факторы научной динамики, учитываемые в кумулятивной модели науки. Социокультурная обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм как два альтернативных подхода к исследованию исторического развития науки. Интерналистские исследования содержания научного знания, истории научных идей, концептуального аппарата науки. Концепции объективного роста знания К. Поппера, И. Лакатоса, С. Тулмина. Экстерналистские исследования социальных факторов развития науки, поведения ученых, коммуникативных стратегий (Р. Мертон, Т. Кун) Научные традиции и научные революции.

7.2.Философия науки о динамике научной рациональности. Критерии различения классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности. Квантово-релятивистская физика как неклассический тип рациональности. Неклассическая парадигма научности. Онтология квантово-волнового дуализма. «Наблюдаемое – наблюдатель» как познавательное отношение в неклассической науке. Проблема физической реальности, проблема детерминизма как важнейшие философские проблемы физики микромира. Макроприбор и принцип суперпозиции. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Принцип дополнительности

Нильса Бора и его общенаучный характер. Интерпретации квантовой механики как проблема философии науки. Копенгагенская интерпретация ее феноменологический характер.

7.3. Специфика постнеклассической рациональности. Компьютеризация науки, рост междисциплинарных исследований, гуманизация научных исследований. Саморазвивающиеся системы как объект постнее классической науки. Идея глобального эволюционизма и идея системности как фундаментальные идеи оснований постнеклассической науки. Эволюционно-синергетическая  парадигма как ядро постнеклассической науки. Эволюционная эпистемология как когнитивная практика адекватная в познании объектов постнеклассической науки. Специфика постнеклассической рациональности. Трансформация концепта «знание» в 

Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-1
1
0
 
стр. 17
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
постнеклассической науке.

/Лек/

 
1.9
Тема 9. Актуальные проблемы современной философии и методологии науки

8.1 Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание. Гносеологическое и онтологическое измерения истины. Истина в научном познании. Концепции истины: классическая (корреспондентская), когерентная, прагматическая. Истина и объективность в классической, неклассической и постнеклассической  науке.  Концепции объективности: объективность как адекватность знания действительности (эпистемологическая объективность); объективность как интерсубъективность.  Объективность как объектность. Субъективации и релятивизации познания. Проблема референции. Объективность научного знания как проблема. Достижение объективно истинного знания - цель науки.

8.2. Проблема научной рациональности. Формы философской рациональности. Рациональность как научность в позитивистской философии науки. Кризис европейского рационализма в конце 19 в. Антисциентизм и поиски новой научной рациональности. Динамика научной рациональности. Критерии различения классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности.

8.3. Проблема научного реализма и релятивизации в научном познании. Концепция научного реализма как важнейшая установка научного мировоззрения. Релятивность и релятивизация как объективная характеристика в развитии научного познания. Критика наивного натурализма и релятивизма как типов научного мировоззрения. Разновидности релятивизма: персоналистский, когнитивный, культурный. Научный реализм (гипотетический реализм) и «натуралистический поворот» в современной эпистемологии.

8.4. Проблемы анализа структуры теорий и их функций; подтверждение и опровержения научных гипотез, законов; реконструкция научного знания.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Самостоятельная работа 1 семестр
 
стр. 18
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
2.1
Самостоятельная работа

Наименование темы Содержание работы Количество часов Форма отчетности Срок контроля

Тема 1. Предмет философии и методологии  науки. Работа с лекционным материалом и с текстами. Составление портфолио библиографии. 4 Планирование и контроль хода лекционного занятия     Вторая неделя

Тема 2. Основные концепции философии и методологии науки. Работа с текстами, лекционным материалом. Составление портфолио библиографии

4 Рецензия на статью

Третья неделя

Тема 3. Наука в современной культуре   Работа с лекционным материалом и текстами. Подготовка к экзамену. 6,4 Планирование и контроль хода лекционного занятия   Четвертая неделя

Тема 4. Концептуальное развитие науки от античности до современности Работа с текстами, лекционным материалом. 4 Планирование и контроль хода лекционного занятия Пятая неделя

Тема 5. Эпистемологические модели научного познани Работа с текстами, лекционным материалом. Подготовка к экзамену. 4 Планирование и контроль хода лекционного занятия   Шестая неделя

Тема 6. Научное знание и его структура. Работа с текстами, лекционным материалом. Подготовка к экзамену. 4 Планирование и контроль хода лекционного занятия   Седьмая неделя

Тема 7. Методология и методы научного познания   Работа с текстами, лекционным материалом. Подготовка к экзамену. 4 Планирование и контроль хода лекционного занятия   Восьмая неделя

Тема 8. Динамика науки как процесс порождения нового знания Работа с лекционным материалом. Подготовка реферата. 4 Проверка рефератов по философским проблемам конкретных наук. Девятая неделя

Тема 9.  Актуальные проблемы современной философии и методологии науки Работа с лекционным материалом, с текстами. Подготовка к тестированию.

6 Тестирование по общим проблемам философии и методологии науки. Десятая неделя

ИТОГО: 38,4

Л1.1Л2.1 Л2.2
38,4
ОК-1
1
0
 
стр. 19
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 

/Ср/

 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
3.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ОК-1
1
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
2,6
ОК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к экзамену

1. Концептуальная модель современной философии науки. Наука как область философской рефлексии.

2. Становление неклассической науки, её основные характеристики и методологические установки.  

3. Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм

4. Эпистемологические схемы постнеклассической науки: основные признаки и методологические идеи.

5.  Соотношение философии и специальных наук.

6.Структурно-логический аспект науки (понятие, суждение, умозаключение) и его роль в современной методологии.

7. Наука и вненаучные формы знания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

8.Структурно-генетический аспект науки (факт, идея, проблема, гипотеза, закон, теория).

9. Философия науки, её предмет и функции.

10.Структурно-функциональный разрез науки. Проблема классификации научного знания.

11.Логико-эпистемологические подходы к исследованию науки. Позитивистская традиция философии науки.

12. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни в научном познании, критерии их различения.

15.Т. Кун о развитии науки и сущности научных революций. Научные революции как перестройка методологических оснований науки.

16. Методы и формы теоретического уровня научного знания. Понятие гипотезы, теории, теоретической схемы.

17. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

18.Проблема истины в научном познании. Концепции истины в науке и философии. Проблема объективности научного знания.

19. Философские основания науки. Идеалы, формы, доказательства, аргументация и опровержение научного исследования.

20.Интеллектуальные новации и междисциплинарный характер современной научной методологии.

21.Концепция личностного знания М. Полани.

22.Системный метод в науке, его смысл и содержание.

23. Методология естественнонаучного познания.

24. Научная картина мира как составляющая оснований науки. Классификация научных картин мира.

25. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).

26.Кумулятивная модель науки, её недостатки. Антикумулятивизм

27.Социально-культурные предпосылки формирования классической науки в XVI-XIX вв., её фундаментальные идеи и методологические установки. Субъект и объект классической науки.

28.Синергетический метод в научных исследованиях.

29.Историческая динамика, механизмы и модели порождения нового знания (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).

30. Понятие метода и методологии. Основные методологические программы.

31.Отличие науки от религии, философии, искусства, мифологии и обыденного знания.

32.Методология социально-гуманитарных наук.

33.Методологические характеристики научного исследования.

34. Методология науки в контексте интеллектуального развития.

35. Рациональность и истинность научного знания.

36.Наука как социальный институт и инновационная деятельность.

37. Критический рационализм К. Поппера. Принцип верификации и фальсификации.

38. Объяснение и понимание в методологии социально-гуманитарных наук.

39. Методы междисциплинарных исследований.

40.Компьтеризация науки и ее значение для решения проблемы сатурации научного знания.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1.Образ математики как науки: философский аспект.

2. Философия и проблема обоснования математики.

3.Специфика истины в математике.

4.Критериальные ориентиры математического поиска.

5.Функции философии в их отношении к математике.

 
стр. 20
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
6.Методология математического поиска.

7.Математика в социальном измерении.

8.Пространство и время в современной физической картине мира.

9.Проблема объективности в современной физике.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Философия и методология науки».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестирования, рецензии на научную статью.  

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины  «Философия и методология науки».

4. Проверка и оценка результатов выполнения заданий  

С целью оценки  уровня освоения дисциплины на экзамене используется система оценок:

Оценка «отлично» ( 91-100%) выставляется, если работа выполнена на высоком уровне:

- магистрант знает материал по пройденной дисциплине;

-умеет оперировать философской информацией в соответствии с обозначенными целями и задачами;

- владеет философскими знаниями на аналитическом уровне, способен обобщать, формулировать основные мысли, обосновывать, конкретизировать, производить логические выводы, опровергать, формировать мировоззренческую позицию;

Оценка «хорошо» (76-90%) выставляется, если работа выполнена на хорошем (пороговом ) уровне:

- магистрант знает материал по пройденной дисциплине;

-умеет оперировать философской информацией в соответствии с обозначенными целями и задачами, но не владеет знаниями на аналитическом уровне, не умеет обобщать материал, имеются недочеты в ответах (1-2).

Оценка «удовлетворительно» (61-75%) выставляется, если работа выполнена удовлетворительном (пороговом) уровне:

- магистрант знает материал по пройденной дисциплине, но не умеет его использовать и не владеет им на аналитическом уровне, имеются существенные недочеты в ответах (3-4);

Оценка «неудовлетворительно» (менее 60%) выставляется, если уровень не сформирован:

- магистрант не знает основной программный материал, не умеет его использовать, не владеет умениями и навыками выполнять практические и теоретические задания

Комплект оценочных материалов

Комплект тестовых заданий

по дисциплине «Философия и методология науки»

Перечень компетенций, проверяемых оценочным средством

1. Наука - это

а) сумма людей

б) результат мысленного членения объекта

в) тотальность, внутри себя недеферинцированная

г) деятельность, нацеленная на получение нового знания

2. Какая характеристика науки предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?

а) латентность

б) самодостаточность

в) целостность

г) аксиоматичность

3. Процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности

а) научное познание

б) лженаучное знание

в) квазинаучное знание

г) паранаучно знание

4. Подражание рациональному познанию характерно для

а) мифологии

б) науки

в) паранауки

г) наблюдения

 
стр. 21
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
5. Научная деятельность – это

а) базовая форма организации науки

б) специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов

в) непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение

г) совокупность общих представлений науки о реальности  

6. Что такое научная теория?

а) совокупность логических и методологических приемов, используемых в науке для принятия определенного решения

б) логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах множества идеализированных объектов  

в) коллектив исследователей, удовлетворяющий определённым критериям

г) существенный вопрос относительно конкретного вида исследования

7. Множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержание которых своему предмету удостоверено научным сообществом

а) научная картина мира

б) научная гипотеза

в) научная истина

г) научная классификация

8. Совокупность общих представлений науки определённого исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности

а) научная истина

б) научная картина мира

в) научная коммуникация

г) научная критика

9. Междисциплинарные исследования включают в себя

а) организацию исследовательской деятельности, предусматривающей взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителями различных дисциплин

б) организацию исследовательской деятельности, предусматривающей множество высказываний, составляющих основания научных теорий

в) организацию исследовательской деятельности, предусматривающей управление множеством процессов

г) организацию исследовательской деятельности, предусматривающей  методологическое обеспечение физико-математического познания

10. К естественным наукам относятся

а) этика

б) биология

в) философия

г) социология

11. Множество высказываний, составляющих основания научных теорий ( принципов, научных картин мира и т.д.) – это

а) междисциплинарные исследования

б) менеджмент

в) метатеоретическое знание

г) метафора

12. В какой сфере науки познание апеллирует не к природной сущности вещи, а к её смыслу

а) в естественнонаучной сфере познания

б) в гуманитарной сфере научного познания  

в) в инженерно-технической сфере познания

г) в математической сфере научного познания

13.  Общая теория предметно-практической и познавательной деятельности

а) методология

б) методы

в) методологический кластер

г) мировоззрение

14. Методология науки – это

а) способы преодоления стереотипов

б) учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности

в) анализ различных исторических форм научного познания  

г) учение об уровнях научного знания

15. Система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах 

 
стр. 22
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений называется

а) научно-технический прогресс

б) методология науки

в) наукоемкость

г) научная организация труда

16. Совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания

а) научный метод

б) научный объект

в) научный принцип

г) научный закон

17. Содержание методологического кластера определяется

а) множеством внутренне взаимосвязанных между собой методов научного познания

б) общей теорией  познавательной деятельности

в) фундаментальными законами природы

г) многозначной логикой

18. Метод, основывающийся на приписывании знакам определённых эмпирических и семантических значений

а) индукция

б) дедукция

в) диалектика

г) итерпретация

19. Метод социально-гуманитарного познания, основанный на акцентировании единичности и уникальности каждого из реальных явлений, процессов и событий

а) логико-дедуктивный метод

б) номотетический метод

в) герменевтический метод

г) идеографический метод

20. Обобщение в научном познании обозначает

а) хранение накопленных человечеством исторических знаний

б) воспроизводство исторических знаний

в) огромный массив научных знаний в области истории

г) приращение научных знаний в сфере истории путём мысленного перехода от частного к общему, на более высокую ступень абстракции

21. Обоснование в  науке включает в себя

а) б, в, г

б) доказательство

в) подтверждение

г) объяснение

22. Логическая операция, связанная с научным объяснением состоит

а) в выяснении значений любых понятий

б) в подведении утверждений о фактах, законах под более общие законы, принципы и теории

в) в подведении единственности значения у понятия

г) в  выявлении основных свойств предметной действительности

23. Логическая созерцательность, доказательность, системность, открытость к критике, методологическая рефлексивность – это характерные черты

а) античной науки

б) древней преднауки (Вавилон, древний Египет и т.д.)

в) европейской средневековой науки  

г) постсовременной науки

24. Количественные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод построения научных теорий – это методология

а) постнеклассической науки

б) классической науки

в) неклассической науки

г) античной науки

25. Социальным основанием постнеклассической науки является

 
стр. 23
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
а) связь науки с производством

б) связь науки с практикой

в) институализация науки

г) необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием

26. Ориентация на идеалы, выработанные в естествознании характерна для методологии:

а) классической науки

б) античной науки

в) герменевтики

г) постнеклассической науки

27. Теория понимания текстов и искусство истолкования их смысла называется

а) диалектика

б) модернизация

в) герменевтика

г) эволюция

28. Кто является автором методологии исследовательских программ?

а) Н. Данилевский

б) И. Лакатос

в) А. Тойнби

г) С. Тулмин

29. Назовите имя современного российского учёного, одного из разработчиков концепции «ценностно-диалогового познания».

а) В.Стёпин

б) М. Мамардашвили

в) Ю. Лотман

г) М. Бахтин

30. Кто из учёных считал, что единственными авторитетами для историка служат логика и фактическая подтверждаемость теоретических выводов

а) А. Тойнби

б) Дж. Коллигвуд

в) В. Дильтей

г) Г. Риккерт

31. Способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки называется

а) интроспекция

б) эмпатия

в) антропогенез

г) социогенез

32. Каким термином в социально-гуманитарных науках называют учение о ценностях

а) аксиология

б) анторопология

в) индивидуальность

г) диалектика

33. Понятие, обозначающее любой письменный текст (языковое знание) в отличие от устной речи называется

а) дискурс

б) понимание

в) контекст

г) доказательство

34. Что означает диалог в научном познании

а) развитие представлений

б) общий итог того, что человек может назвать своим

в) субъективное представление индивида о том, как другие его оценивают

г) обмен информацией между субъектами познания

35. Какой смысл учёные вкладывают в понятие «кумулятивизм»?

а) произведения искусства, создаваемые для правящей элиты

б) языковая или объективная структура более широкая, чем отдельный текст, являющийся элементом контекста

в) последовательное накопление знаний

г) лучшие образцы, порожденные научной деятельностью

 
стр. 24
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 

36. Опытный образец или информационно- знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала представляет

а) моделирование

б) модель

в) мысленный эксперимент

г) наблюдение

37. Научно-исследовательскую программу обосновал

а) И. Лакатос

б) П. Фейерабенд

в) М. Малкей

г) В. Виндельбанд

38. Качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединённые в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины

а) уровни образования

б) уровни научного познания

в) формы научного знания

г) критерии научного знания

39. Фальсификация отличается от верификации

а) организованной системой высказываний

б) совокупностью приёмов и процессом доказательств ложности эмпирической гипотезы или теории

в) построением эмпирических и теоретических знаний

г) свойствами и отношениями определённых процессов

40. Любое утверждение эмпирического или теоретического характера, относительно значения истинности которого, веса и существенности в наличной системе знания пока не принято называется

а) гипертекстом

б) теорией

в) фактом

г) гипотезой

41. Тезис о наличии двух классов наук: «наук о культуре» и «наук о духе» выдвинул лидер баденской школы неокантианства

а) В. Виндельбанд

б) О. Шпеглер

в) Ф. Бэкон

г) М. Хайдеггер

42. Экстернализм

а) политическая идеология

б) философская концепция, выдвигающая приоритет единичного перед целым

в) направление в философии науки, утверждающее, что наука является частью культуры

г) эмпирический уровень научного познания

43. Книгу «Функция общих законов в истории» написал

а) К. Гемпель

б) К. Поланьи

в) К. Мангейм

г) Ф. Бродель

44. Совокупность правил логической организации научного знания называют

а) логикой науки

б) творчеством

в) наукой

г) культурой

45. Понятие – это мысль, которая

а) формирует чувственный образ предмета

б) закрепляет результат воздействия предметов окружающего мира на органы чувств

в) сохраняет и воспроизводит в сознании прошлый опыт

г) обладает предельным значением и выявляет существенные признаки предметов и явлений

46. Как называется процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке

 
стр. 25
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
а) научное сознание  

б) научное творчество

в) научные конвенции

г) научные революции

47. Тезис, аргументы, способ доказательства или опровержения относятся к элементам:

а) логической схемы доказательства

б) эмпирического исследования

в) теоретического осмысления идеализированных объектов

г) гипотетического знания

48. Общей чертой научного стиля речи является

а) ненормированная речь  

б) строгий отбор языковых средств

в) устная форма изложения

г) речевая избыточность или многословие

49. Объект и предмет исследования как категории научного исследования соотносятся между собой как

а) содержание и форма

б) общее и частное

в) общее и особенное

г) элемент и система

50. Обязательным элементом введения научного исследования является

а) указание на мировоззренческую позицию

б) указание на научный стиль речи

в) указание на языковые средства

г) указание на методы исследования

Критерии оценки:

  

Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень

Магистрант показал прочные знания по теме дисциплины, отлично владеет умениями и навыками самостоятельно выполнять практические задания, предусмотренные рабочей программой и правильно отвечать на поставленные вопросы по материалам темы.

«отлично», 91-100%, повышенный уровень

Магистрант показал прочные знания по теме дисциплины, умеет хорошо выполнять практические задания, предусмотренные рабочей программой и отвечать на поставленные вопросы по материалам темы.

«хорошо», 76-90%, пороговый уровень

Магистрант показал неполные знания по теме, практические задания решает удовлетворительно, при ответах на поставленные вопросы допускает много ошибок. «удовлетворительно», 61-76%, пороговый уровень

Магистрант не знает основной программный материал по обозначенной теме, не владеет умениями и навыками выполнять практические задания, предусмотренные рабочей программой и отвечать на поставленные вопросы по материалам темы. «неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован

Оценка результатов выполнения задания

Количество баллов МРС, набранных студентом, производится по формуле МРСт

Составление рецензии на статью из научных периодических журналов по философским проблемам дисциплин и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.

Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.

При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения магистранта, выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.

Критерии оценки:

Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень

 
стр. 26
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
Магистрантом выполнены все требования к составлению рецензии :

1. Выявление актуальности работы

2. Обоснование автором методологии и методов исследования.

3. Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.

4. Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.

5. Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.

6. Определение теоретической и практической значимости работы.

обозначен предмет, сформулированы задачи, обоснована актуальность темы ; сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«отлично», 91-100%, повышенный уровень

Основные требования к составлению рецензии выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности,допущены 2  ошибки

«хорошо», 76-90%, пороговый уровень

Имеются существенные отступления от требований к работе . В частности:  допущены 3 и более  ошибки в  составлении рецензии

«удовлетворительно», 61-75%, пороговый уровень

Тема  статьи  не проанализирована, обнаруживается существенные пробелы в предоставленном материале

«неудовлетворительно», менее 60%, уровень не сформирован

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень оценочных средств

п/п Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1 Реферат Продукт самостоятельной работы магистранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Темы рефератов

2 Рецензия на статью Составление рецензии на статью из научных периодических журналов по философским проблемам дисциплин и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.

Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.

При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения магистранта, выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.

Тема дисциплины

3 Тест Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Фонд тестовых заданий

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Степин В.С.
Философия и методология науки
Москва: Академический Проект, 2015
http://www.iprbookshop.ru/69860.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Канке В.А.
Современная философия: учебник для магистров
Москва: ОМЕГА-Л, 2012
 
Л2.2
Ерохин А.М., Черникова В.Е., Сергодеева [и др.] Е.А.
Философия и методология науки: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
http://www.iprbookshop.ru/75609.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
 
стр. 27
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
6.3.1.2
Moodle
6.3.1.3
IPRbooks WV-Reader для GooglePlay
6.3.1.4
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Рецензия на статью
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ПО КУРСУ « ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

Цель самостоятельной работы магистрантов

Самостоятельная работа магистрантов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у магистрантов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время, принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения.

Настоящие методические указания позволят магистранту самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, направлены на формирование необходимых компетенций.

Методические указания по подготовке конспектов

Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.

Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами

Учебная литература

Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к 

 
стр. 28
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.

Первоисточники

К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.

Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по научной дисциплине их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.

Научная литература

Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.

Интернет-ресурсы

Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого труда. С этой целью преподаватель вправе потребовать не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если магистрант не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.

Методические указания по подготовке и написанию рефератов

1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4. Работа над рефератом включает ряд этапов:

а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие 

 
стр. 29
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
ведущие идеи и положения темы реферата.

• Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

• Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

• В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

• В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

• Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5. Оформление реферата.

а) титульный лист;

б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Критерии оценки реферата:

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя магистрант обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

Экономико-юридический факультет

Кафедра права, философии и социологии

Кафедра права, философии и социологии

Реферат по дисциплине «Философия и методология науки»

Название темы

Исполнитель: фамилия, имя,

отч-во (полностью),

факультет, № группы

Научный консультант:

ученое звание, ученая степень,

фамилия, инициалы.

Горно-Алтайск (год)

Примерная тематика рефератов по философским проблемам конкретных наук

1.Образ математики как науки: философский аспект.

 
стр. 30
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
2. Философия и проблема обоснования математики.

3.Специфика истины в математике.

4.Критериальные ориентиры математического поиска.

5.Функции философии в их отношении к математике.

6.Методология математического поиска.

7.Математика в социальном измерении.

8.Пространство и время в современной физической картине мира.

9.Проблема объективности в современной физике.

10.Социально-гуманитарные науки и их зависимость от социального контекста.

11.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

12.Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

13.Специфика времени и пространства в социально-гуманитарном знании.

14.Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

15.Современные парадигмы в социально-гуманитарном знании.

16.Номологический и идеографический подходы в социально-гуманитарном знании.

17.Формирование методологии социально-гуманитарных наук как новой дисциплинарной области философии науки.

18.Методологические проблемы организации научных исследований в области социальной работы и социальной сферы.

19.Актуальные проблемы предотвращения кризисных явлений в социальной сфере и работа с социально незащищёнными слоями населения.

20.Географическая среда человеческого общества.

21.Философские проблемы возникновения и исторической эволюции географии в культурном контексте.

22.Сравнительный метод в географических исследованиях, его сущность, возникновение и применение, значение в современной географии.

23.Императорское Русское географическое общество: деятели общества, его значение в организации исследований и развитии теоретических взглядов в области географии.

24.География в XX в.: современное состояние географической науки и перспективы ее теоретико-методологического развития.

25.Русское географическое общество и современная университетская география.

26.Философия и экология.

27. Стратегии решения экологической проблемы: технические, гуманитарные и комплексные проекты.

28.Техносфера и экологическое сознание.

29.Социально - экологические факторы в структуре качества жизни.

30.Проблема состояния здоровья населения России.

31.Философия экономики: понятие, свойства, структура

32.Философские и методологические проблемы управления в области экономики.

33.Роль личности и коллектива в работе организации.

34.Труд как экономико-философская категория.

35.Рациональность, контроль и ответственность как экономико-философская категория.

Методические указания по составлению рецензии на статью из научных периодических журналов по философским проблемам дисциплин и собеседование по итогам данной учебно-исследовательской деятельности.

Рецензия представляет собой оценочный критический анализ выбранной из предложенных преподавателем статей или взятых из различных периодических научно-профессиональных изданий.

При составлении рецензии предполагается выражение развернутого научно обоснованного отношения магистранта, выступающего в роли рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с собственными научными взглядами.

Рецензент, может, последовательно изложив идеи автора, высказать свое отношение, дать критическую оценку идеям, изложенным в работе.

Примерная последовательность действия при написании рецензии:

1. Выявление актуальности работы

2. Обоснование автором методологии и методов исследования.

3. Определение новизны проблемы рассматриваемой в работе.

4. Выделение моментов связанных с критическим отношением автора к разработке заявленной проблематики у других исследователей.

5. Обозначение вопросов, вызывающих полемику или недостаточно раскрытых в работе.

6. Определение теоретической и практической значимости работы.

Методические указания по выполнению тестовых заданий

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться: – магистрантами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;– преподавателями для проверки знаний в качестве проверки остаточных знаний магистрантов, изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, 

 
стр. 31
УП: 01.04.01_2018_648М.plx
 
прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические указания по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины «Философия и методология науки» завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену магистранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в экзаменационных материалах

Фонда оценочных средств по дисциплине.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе  дисциплины.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу тех или иных причин не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. По решению кафедры экзамен проводится в устной форме по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. На подготовку отводится 30 минут. По окончании ответа преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы.