Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биология размножения и развития
06.03.01_ 2016_116.plx
06.03.01 "Биология" профиль "Биоэкология"
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
д.б.н., профессор, Чанчаева Е.А.
Биология размножения и развития
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)
06.03.01 "Биология" профиль "Биоэкология"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 01.01.1754 протокол № .
Протокол от 12.04.2016 протокол № 9
Зав. кафедрой Воронков Е.Г.
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Воронков Е.Г.
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Зав. кафедрой Воронков Е.Г.
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2017 г. № __
Зав. кафедрой Воронков Е.Г.
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2016 г. № __
Зав. кафедрой Воронков Е.Г.
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов, как фундаментальной основой жизненных процессов; изучение строения и функций зародышей на последовательных стадиях развития
Задачи: 1. Сформировать представления о разных формах и способах размножения, основных закономерностях и этапах развития, фазах эмбриогенеза;
2. Выработать умение анализа процессов морфогенеза, клеточной дифференцировки и роста в индивидуальном развитии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Для освоения дисциплины «Биология размножения и развития» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
физиология человека и животных
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-9:способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
-условия, формы и способы воспроизведения организмов, особенности онтогенеза и филогенеза;
-этапы и процессы индивидуального развития;
-критические периоды онтогенеза и причины аномалий.
-конструировать модели процессов размножения и развития организмов с учетом видовых особенностей;
-определять биологический возраст;
-работать с материальными объектами в лабораторных условиях;
-пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой и интернет ресурсами для профессиональной деятельности.
-в работе с техникой микроскопирования, методами исследования эмбрионального материала;
-использования основных понятий и закономерностей размножения и развития при решении теоретических задач.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Морфология гамет. Процессы клеточного деления /Лек/
Гаметогенез. Оплодотворение /Лек/
Дробление. Гаструляция. Нейруляция /Лек/
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника. Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки /Лек/
Индивидуальное развитие высших млекопитающих /Лек/
Раздел 2. Лабораторные работы
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
Морфология гамет. Процессы клеточного деления /Лаб/
Гаструляция. Нейруляция /Лаб/
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника /Лаб/
Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки /Лаб/
Индивидуальное развитие высших млекопитающих /Лаб/
Раздел 3. Самостоятельная работа
Морфология гамет. Процессы клеточного деления /Ср/
Гаструляция. Нейруляция /Ср/
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника /Ср/
Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки /Ср/
Индивидуальное развитие высших млекопитающих /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1.Рост ооцитов (превителлогенез, вителлогенез). Способы питания ооцита (диффузный, солитарный, нутриментарный, фолликулярный).
2.Фолликулярные клетки и их функции. Созревание ооцита и виды фолликулов.
3.Оогенез. Схема оогенеза.
4.Блок мейоза ооцита и его биологический смысл. Виды блоков мейоза.
5.Вителлогенез. Классификация яиц по количеству и расположению откладываемого желтка. Эндогенный и экзогенный желток.
6.Сперматогенез. Схема сперматогенеза. Спермиогенез.
7.Оплодотворение. Виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Функции сперматозоида при оплодотворении. Взаимодействие гамет при оплодотворении (дистантные, контактные).
8.Акросомная реакция и реакция активации яйцеклетки. События, происходящие после вхождения сперматозоида в
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
яйцеклетку.
9.Партеногенез. Классификация партеногенеза (естественный и искусственный, гаплоидный и диплоидный, амейотический и мейотический). Пути восстановления диплоидности. Андрогенез.
10.Дробление. Функции дробления. Характеристика синхронного и асинхронного подпериодов дробления. Типы дробления
11.Типы и виды дробления в зависимости от количества и расположения желтка в цитоплазме
12.Бластуляция. Строение бластулы. Типы бластул.
13.Гаструляция. Способы гаструляции. Строение гаструлы.
14.Типы закладки мезодермы. Карты презумптивных зачатков.
15.Нейруляция. Строение нейрулы.
16.Основные производные зародышевых листков.
17.Процессы, лежащие в основе органогенеза.
18.Ранние стадии развития ланцетника.
19.Ранние стадии развития амфибий.
20.Ранние стадии развития птиц.
21.Ранние стадии развития млекопитающих.
22.Имплантация. Функции плаценты. Типы плацент.
23.Провизорные органы. Желточный мешок. Амнион. Аллантоис. Строение и функции.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тема
Морфология гамет. Процессы клеточного деления
Гаметогенез
Оплодотворение
Дробление
Гаструляция. Нейруляция
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника
Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки
Индивидуальное развитие высших млекопитающих
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Тестирование. Защита лабораторной работы. Работа с глоссарием
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гистология, цитология и эмбриология: учебник для вузов
Минск: Высшая школа, 2013
http://www.iprbookshop.ru/20210.html
Биология размножения и развития: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2241:bilorazmnozh18&catid=3:biology&Itemid=161
6.1.2. Дополнительная литература
Улумбеков Э.Г., Челышев Ю.А.
Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник
Васильев Ю.Г., Трошин Е.И., Яглов В.В.
Цитология. Гистология. Эмбриология: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2009
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
IPRbooks WV-Reader для GooglePlay
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также развитие у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время.
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к лабораторному занятию. Цель подготовки – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Выполнению работы предшествует обсуждение и повторение теоретического материала. Повторение теоретического материала может быть проведено в форме развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.
Домашнее задание (к каждому занятию).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению
УП: 06.03.01_ 2016_116.plx
все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Биология размножения и развития» завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы зачёта.
Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал и итоговому тестированию в системе Moodle.gasu.ru. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 15 минут с момента получения им вопроса.