2019-2020_04_03_01_2019_139_plx_Охрана труда в профессиональной деятельности_Химия окружающей среды_ химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Охрана труда в профессиональной деятельности
Учебный план
04.03.01_2019_139.plx

04.03.01 Химия

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
8,8
аудиторные занятия
62
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
8
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
38
38
38
38
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
18
18
18
18
Итого ауд.
62
62
62
62
Кoнтактная рабoта
64,45
64,45
64,45
64,45
Сам. работа
8,8
8,8
8,8
8,8
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доцент, Байдалина О.В.
 
 
Охрана труда в профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)
 
04.03.01 Химия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 19.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний  для формирования безопасных и безвредных условий труда;

-

1.2
Задачи: - знакомство с правилами соблюдения мер безопасности при работе в химической лаборатории;

- отработка приемов прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях химического эксперимента.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Техника химического эксперимента
2.1.2
Органическая химия
2.1.3
Нормативно-правовые основы  профессиональной деятельности
2.1.4
Химический синтез
2.1.5
Аналитическая химия
2.1.6
Безопасность жизнедеятельности
2.1.7
Неорганическая химия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен использовать систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов 
 
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в структурном подразделении (на предприятии).
ИД-1.ПК-1: Знает основные естественнонаучные законы и закономерности протекания химических процессов 
 
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
ИД-2.ПК-1: Применяет систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в профессиональной деятельности
 
использовать экобиозащитные и противопожарные средства.
ИД-3.ПК-1: Владеет системой фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в рамках образовательной и научной деятельности

 
 
ПК-2: Способен применять стандартные операции по предлагаемым методикам  и современную аппаратуру при проведении химических исследований
 
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в структурном подразделении (на предприятии).
ИД-1.ПК-2: Знает основные требования к методам и методикам проведения  стандартных физико-химических операций
 
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
ИД-2.ПК-2: Умеет использовать стандартные операции при проведении научных исследований  
 
использовать экобиозащитные и противопожарные средства.
ИД-3.ПК-2: Владеет  навыками  проведения химического эксперимента по синтезу, анализу, изучению свойств веществ и материалов с применением современной аппаратуры
 
 
ПК-5: Способен составлять и использовать проектную и отчетную документацию 
 
стр. 5
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в структурном подразделении (на предприятии).
ИД-1.ПК-5: Знаком с принципами разработки и согласования проектной и отчетной документации в сфере профессиональной деятельности
 
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
ИД-2.ПК-5: Умеет актуализировать и использовать методики и инструкции по разработке проектной и отчетной документации в сфере профессиональной деятельности 
 
использовать экобиозащитные и противопожарные средства.
ИД-3.ПК-5: Владеет опытом работы с проектной и отчетной документацией в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Охрана труда в профессиональной деятельности
 
1.1
Задачи курса “Охрана труда”. Правовые, организационные, технические и санитарные мероприятия охраны труда. Производственные опасности и вредности.  /Лек/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
1.2
Задачи курса “Охрана труда”. Правовые, организационные, технические и санитарные мероприятия охраны труда. Производственные опасности и вредности.  /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
1.3
Общие правила работы в химических лабораториях. Безопасная работа с газами /Лек/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
1.4
Общие правила работы в химических лабораториях. Безопасная работа с газами /Пр/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
1.5
Работа с огнеопасными и взрывоопасными веществами. Электробезопасность /Лек/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1.6
Работа с огнеопасными и взрывоопасными веществами. Электробезопасность /Пр/
10
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
1.7
Безопасная работа со стеклом. Безопасная работа с токсическими веществами  /Лек/
6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-1.ПК-2 ИД-2.ПК-2 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
4
Л1.1Л2.1
 
1.8
Безопасная работа со стеклом. Безопасная работа с токсическими веществами  /Пр/
12
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
2
Л1.1Л2.1
 
1.9
Безопасная работа с газами /Ср/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Электробезопасность /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Безопасная работа со стеклом /Ср/
1,5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Безопасная работа с токсическими веществами /Ср/
1,3
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
2.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
2.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1 ИД-3.ПК-2 ИД-1.ПК-5 ИД-2.ПК-5 ИД-3.ПК-5
8
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к экзамену

1. Опасность стереотипного подхода к решению задач индивидуальной защиты от вредных факторов и оказанию первой помощи пострадавшим.

2. Понятие о травме, несчастном случае, профессиональном заболевании. Меры первой помощи при отравлениях

3. Инструктаж, проверка знаний и порядок допуска к самостоятельной работе.

4. Вентиляция. Естественная и механическая вентиляция. Классификация вентиляционных систем

5. Устройство и принцип действия противогаза.

6.  Работа со сжатыми и сжиженными газами. Баллоны. Типы баллонов, маркировка и устройство. Источники опасности при эксплуатации баллонов..

7. Работа с вакуумными системами. Источники опасности и приемы безопасно работы с глубоким вакуумом. Типовое оборудование. Вакуумная перегонка, высушивание и фильтрование в вакууме.

8. Работа с огнеопасными и взрывоопасными веществами

9. Органические растворители. Пероксиды в органических растворителях. Очистка и осушка растворителей. Показатели взрыво- и пожароопасности легковоспламеняющихся и горючих веществ

10. Меры безопасности при работе с огнеопасными и взрывоопасными веществами. Правила хранения ЛВЖ.

11. Пожаробезопасность

Самовозгорание. Классификация веществ, склонных к самовозгоранию. Условия, необходимые для горения. Пожаробезопасность химических лабораторий.

12. Требования к совместимости различных веществ при хранении.

13. Наиболее вероятные причины возникновения и распространения пожаров. Классификация пожаров. Средства и методы ликвидации очагов пожара.

14.  Ядовитые и вредные вещества. Показатели токсичности – ПДК, ЛД, КВИО. Острые и хронические отравления. Классификация веществ по опасности, вредности, по характеру действия ядов на человеческий организм.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
  Примерные темы рефератов, предлагаемые к  занятиям

(выбор темы индивидуален, к каждому занятию выбирается 1 из предлагаемых тем, к занятию 5.7).

Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определен­ной теме.

Содержание введения: актуаль­ность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем: 0,5 стр. (0,2 ч).

Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и состав­ление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и про­блемы ученых. Объем: 5-10  стр. (1,5ч.).

Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и вы­воды. Объем: 1 стр. (0,3ч).

Список использованной литературы: не менее 5-7 источников.

Примечание: тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам.

1. Электробезопасность химических лабораторий.

2. Действие электрического тока на человеческий организм. Факторы, вызывающие поражение электрическим током.

3. Классификация электрического оборудования по способу электрозащиты.

4. Мероприятия по защите от опасного воздействия электрического тока.

 
стр. 8
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
5. Индивидуальные защитные средства. Первая помощь при поражении электрическим током.

6. Безопасная работа со стеклом

7. Источники опасности при работе со стеклом и аппаратурой из стекла.

8. Типы стекла, термостойкость стекла. Мытье химической посуды. Правила безопасной работы со стеклом.

9. Пути проникновения токсических веществ в организм.

10. Зависимость токсического действия веществ от их химической структуры.

11. Связь между физико-химическими свойствами веществ и токсичностью. 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы для самоконтроля, реферат, тест
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Айзман Р.И., Корощенко А.Д., Нифонова [и др.] А.В.
Охрана труда на производстве и в учебном процессе: учебное пособие для педагогич. вузов
Новосибирск: ООО АРТА, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Коробко В.И.
Охрана труда: учебное пособие для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81525.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
6.3.1.15
XnView
6.3.1.16
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
стр. 9
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
лекция-визуализация
 
защита рефератов
 
деловая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
409 А1
Кабинет методики преподавания химии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, проектор, колонки, документкамера, ноутбук с выходом в интернет, химические реактивы, химическая посуда, вытяжные системы, выпрямитель, газометр, коллекция металлов, инвентарь для обслуживания учебного оборудования, полки для хранения учебного оборудования
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать 

 
стр. 10
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).

Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса).

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.