2019-2020_04_03_01_2019_139_plx_Кристаллохимия_Химия окружающей среды_ химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Кристаллохимия
Учебный план
04.03.01_2019_139.plx

04.03.01 Химия

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
29,6
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Лабораторные
40
40
40
40
Консультации (для студента)
1,4
1,4
1,4
1,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
16
16
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
69,55
69,55
69,55
69,55
Сам. работа
29,6
29,6
29,6
29,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Больбух Т.В.
 
 
Кристаллохимия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)
 
04.03.01 Химия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 19.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: приобретение и развитие  знаний в теории кристаллического строения металлов и сплавов, способов описания кристаллической решетки, ее связи с механическими и физическими свойствами металлов
1.2
Задачи: изучение: - символики обозначения кристаллографических узлов, направлений плоскостей; - стереографических и гномостереографических проекции; - симметрии внешней формы кристаллов; - симметрию кристаллической решетки; - формирование умения выбирать методику эксперимента для решения конкретных металловедческих задач; - формирование владения навыками анализа кристаллов разных сингоний.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Квантовая механика и квантовая химия
2.1.2
Органическая химия
2.1.3
Стереохимия
2.1.4
Физическая химия
2.1.5
Аналитическая химия
2.1.6
Математика
2.1.7
Неорганическая химия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Квантовая механика и квантовая химия
2.2.2
Методика преподавания химии
2.2.3
Органическая химия
2.2.4
Стереохимия
2.2.5
Физическая химия
2.2.6
Химический синтез
2.2.7
Физико-химические методы исследования
2.2.8
Коллоидная химия
2.2.9
Методы анализа биологически активных веществ
2.2.10
Высокомолекулярные соединения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен использовать систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов 
 
основные понятия, принципы, законы и роль квантовой теории в формировании естественнонаучной картины мира;
ИД-1.ПК-1: Знает основные естественнонаучные законы и закономерности протекания химических процессов 
 
умеет применять систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в профессиональной деятельности
ИД-2.ПК-1: Применяет систему фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в профессиональной деятельности
 
владеть системой фундаментальных понятий квантовой теории и использовать полученные знания для объяснения физико-химических явлений.
ИД-3.ПК-1: Владеет системой фундаментальных химических понятий и естественнонаучных законов в рамках образовательной и научной деятельности

 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. лекции, ЛПЗ
 
1.1
Введение. Предмет и задачи кристаллохимии. Основы рентгеноструктурного анализа

/Лек/

5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Геометрия кристаллического пространства

Точечная симметрия твёрдых тел

Орбиты точечных групп симметрии

/Лек/

5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Пространственная симметрия кристаллических структур

/Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Типы химических связей в кристаллах

Типы плотнейших шаровых упаковок и кладок

/Лек/

6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Кристаллические явления. Конденсированные фазы

/Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Структурные типы кристаллов

Общая характеристика кристаллических структур различных классов соединений

/Лек/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Введение. Предмет и задачи кристаллохимии. Основы рентгеноструктурного анализа /Лаб/
8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Геометрия кристаллического пространства

Точечная симметрия твёрдых тел

Орбиты точечных групп симметрии

/Лаб/

12
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Пространственная симметрия кристаллических структур /Лаб/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Типы химических связей в кристаллах

Типы плотнейших шаровых упаковок и кладок

/Лаб/

8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.11
Кристаллические явления. Конденсированные фазы /Лаб/
4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Структурные типы кристаллов

Общая характеристика кристаллических структур различных классов соединений

/Лаб/

4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Введение. Предмет и задачи кристаллохимии. Основы рентгеноструктурного анализа /Ср/
2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
Геометрия кристаллического пространства

Точечная симметрия твёрдых тел

Орбиты точечных групп симметрии

/Ср/

2
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.15
Пространственная симметрия кристаллических структур /Ср/
4,6
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1.16
Типы химических связей в кристаллах

Типы плотнейших шаровых упаковок и кладок

/Ср/

8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.17
Кристаллические явления. Конденсированные фазы /Ср/
5
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
1.18
Структурные типы кристаллов

Общая характеристика кристаллических структур различных классов соединений

/Ср/

8
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,4
ИД-1.ПК-1 ИД-2.ПК-1 ИД-3.ПК-1
5
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачёту 1.Предмет и задачи кристаллохимии. 2. Возникновение  и основные этапы развития кристаллохимии. 3. Кристаллохимия среди других наук о веществе. Задачи современной кристаллохимии. 4.Основные принципы кристаллохимии. 5. Получение  рентгеновских лучей. 6. Открытие Лауэ. Метод неподвижного монокристалла (метод Лауэ). 7. Закон отражения рентгеновских лучей от плоских сеток кристалла. 8. Формула Вульфа- Брэгга. Метод определения кристаллической структуры Брэггов. 9. Метод вращающего кристалла (метод Зеемана- Полани- Шибольда). 10. Метод порошка (метод Дебая-Шеррера- Хэлла). 11. Кристаллы и кристаллическое пространство. 12. Кристаллическая решётка. 13. Индексы узлов решётки, узловых рядов и узловых плоскостей. 14. Кристаллографические проекции. 15. Понятие о симметрии. Основные положения теории групп. 16. Точечная симметрия кристаллов. 17. Точечные  операции симметрии кристаллического пространства 18. Кристаллографические точечные группы симметрии 19. Сингонии. Международные обозначения точечных групп. 20. Кристаллографические системы координат. 21. Орбиты кристаллографических групп. 22. Описание множества неподвижных точек кристаллического пространства, отвечающих элементам симметрии. 23. Кристаллические многогранники. Закон рациональных отношений. 24. Простые формы некубических кристаллов 25. Простые формы кубических кристаллов. 26.Решётки Бравэ. 27.Операции симметрии атомных структур кристаллов. Зеркальные и скользящие отражения. 28.Обычные и винтовые повороты. 29.Инверсионные и зеркальные повороты. 30.Пространственные (Федоровские) группы симметрии кристаллических структур. 31.Умножение операций пространственной симметрии кристаллических структур. Орбиты пространственных групп. 32.Пространственные группы триклинной и моноклинной сингоний. 33.Пространственные группы ромбической сингонии 34.Пространственные группы тетрагональной сингонии. 35.Гексагональные пространственные группы.
 
стр. 7
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
36.Кубические пространственные группы. 37. Ионная связь в кристаллах 38. Ковалентная связь в молекулах и кристаллах. 39. Металлическая связь. 40. Остаточная связь. 41. Промежуточные типы связей. 42. Системы кристаллохимических радиусов. 43. Принцип плотнейшей упаковки. Одномерная и двумерная упаковки одинаковых шаров. 44. Двух слойная и трёхслойная упаковки одинаковых шаров в пространстве. 45. Симметрия двухслойной и трёхслойной плотнейших упаковок одинаковых шаров. 46. Координаты шаров и пустот в двухслойной и трёхслойной упаковках. 47. Многослойные плотнейшие упаковки. 48. Плотнейшие упаковки шаров двух сортов. Полиэдрический метод описания кристаллических структур. 49. Изоструктурность. Изоморфизм. Типы изоморфизма. 50. Твёрдые растворы. 51. Полиморфизм. Политипия. 52. Морфотропия. 53. Конденсированные фазы. 54. Жидкие кристаллы. 55. Понятие о структурном типе. 56. Структурные типы соединений с общей формулой АХ. 57. Структурные типы соединений типа А2Х и АХ2. 58. Некоторые структурные типы соединений АmBnCk. 59. Структуры интерметаллидов, гидридов, галогенидов, оксидов и халькогенидов. 60. Структурный тип перовскита. 61. Структурный тип шпинели. 62. Структуры солей кислородных кислот. 63. Основные особенности строения силикатов. 64. Кристаллические структуры координационных соединений.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
(выбор темы индивидуален, по каждому разделу (теме) выбирается  из предлагаемых тем). Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определен¬ной теме. Содержание введения: актуаль¬ность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем: 0,5 стр. (0,2-0,5 ч). Основная часть: должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и состав¬ление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и про¬блемы ученых. Объем: 5-10  стр. (1,5- 3ч.). Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и вы¬воды. Объем: 1 стр. (0,3-0,5ч). Список использованной литературы: не менее 5-7 источников. Примечание: тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам. 1. Кристаллическая структура и способы её моделирования. 2. Спектроскопические методы исследования внутреннего строения кристаллов. 3. Скалярные, векторные и тензорные свойства минералов. 4. Механические и тепловые свойства кристаллов 5. Оптические, электрические и магнитные свойства кристаллов. 6. Кристаллохимия органических соединений. 7. Кристаллы с частичной неупорядоченностью 8. Доменные кристаллы. 9. Жидкокристаллические полимеры. 10. Возникновение и рост кристаллов. 11. Ориентационная кристаллизация из раствора. 12. Зональное и секторальное строение кристаллов. 13. Дефекты в кристаллах. 14. Структура реальных кристаллов, частично упорядоченных и аморфных тел. 15. Кристаллические структуры аллотропных модификаций различных элементов.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
формируются отдельным документом в соответствии с положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы для самоконтроля, реферат, доклад, презентация, тест
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 8
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Егоров-Тисменко Ю.К., Урусов В.С.
Кристаллография и кристаллохимия: учебник для вузов
Москва: КДУ, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чупрунов Е.В.
Кристаллография. Лабораторный практикум: учебное пособие для вузов
Москва: Физматлит, 2005
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
Adobe Reader
6.3.1.3
CDBurnerXP
6.3.1.4
Far Manager
6.3.1.5
Firefox
6.3.1.6
Foxit Reader
6.3.1.7
Google Chrome
6.3.1.8
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.9
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.10
MS Office
6.3.1.11
MS WINDOWS
6.3.1.12
Paint.NET
6.3.1.13
VLC media player
6.3.1.14
XnView
6.3.1.15
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
409 А1
Кабинет методики преподавания химии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, проектор, колонки, документкамера, ноутбук с выходом в интернет, химические реактивы, химическая посуда, вытяжные системы, выпрямитель, газометр, коллекция металлов, инвентарь для обслуживания учебного оборудования, полки для хранения учебного оборудования
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, 
 
стр. 10
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование). Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил. 1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра. 2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии. 3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса). Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов. Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.   При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике. Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.   Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий. Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
 
стр. 11
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.