2019-2020_04_03_01_2019_139_plx_Методика преподавания химии_Химия окружающей среды_ химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания химии
Учебный план
04.03.01_2019_139.plx

04.03.01 Химия

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
зачеты с оценкой 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
29,6
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Практические
40
40
40
40
Консультации (для студента)
1,4
1,4
1,4
1,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
20
20
20
20
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
69,55
69,55
69,55
69,55
Сам. работа
29,6
29,6
29,6
29,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Устюжанина Е.Н.
 
 
Методика преподавания химии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)
 
04.03.01 Химия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 19.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование методической системы теоретических знаний и практических умений осуществления обучения химии в образовательных учреждениях
1.2
Задачи: 1. Изучение современных принципов обучения и методов преподавания химии.

2. Овладение системным подходом к определению содержания предмета и его обучению.

3. Овладение современными методами, приемами и технологиями обучения и воспитания на практике.

4. Выработка представлений о современных школьных программах, учебниках и средствах обучения химии.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Нормативно-правовые основы  профессиональной деятельности
2.1.2
Органическая химия
2.1.3
Аналитическая химия
2.1.4
Психология и педагогика
2.1.5
Методология самостоятельной работы студентов
2.1.6
Неорганическая химия
2.1.7
Социально-психологический тренинг
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научные основы школьного курса химии
2.2.2
Педагогическая практика
2.2.3
Научно-исследовательская работа
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Преддипломная практика
2.2.7
Современные образовательные технологии в химии
2.2.8
Преддипломная практика
2.2.9
Современные проблемы химического образования
2.2.10
Техника химического эксперимента
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-2: Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
 
-знает нормы техники безопасности при проведении химического эксперимента при обучении химии
ИД-1.ОПК-2: Знает требования норм техники безопасности при проведении химического эксперимента
 
- умеет проводить химический эксперимент, соблюдая технику безопасности при обучении химии
ИД-2.ОПК-2: Проводит химический эксперимент, соблюдая требования техники безопасности
 
- владеет техникой проведения химического эксперимента при обучении химии, с соблюдением норм техники безопасности
ИД-3.ОПК-2: Имеет опыт проведения химического эксперимента по синтезу, анализу, изучению свойств веществ и материалов, химические исследования  с соблюдением норм техники безопасности 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Раздел 1. МПХ
 
1.1
Предмет и задачи курса “Методика преподавания химии” /Лек/
7
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.2
Предмет и задачи курса “Методика преподавания химии” /Пр/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
3
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.3
Предмет и задачи курса “Методика преподавания химии” /Ср/
5
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.4
Методы и средства обучения химии /Лек/
7
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.5
Методы и средства обучения химии /Пр/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
3
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.6
Методы и средства обучения химии /Ср/
6
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.7
Основная форма организации обучения - урок /Лек/
7
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.8
Основная форма организации обучения - урок /Пр/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
3
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.9
Основная форма организации обучения - урок /Ср/
9
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.10
Методика изучения важнейших тем курсов химии /Лек/
7
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
2
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.11
Методика изучения важнейших тем курсов химии /Пр/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
3
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.12
Методика изучения важнейших тем курсов химии /Ср/
9,6
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
стр. 6
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
2.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,4
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2 ИД-3.ОПК-2
5
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Методика преподавания химии как наука. Предмет, задачи и методы исследования.

История развития методики преподавания химии. Современные методические школы и их представители.

Современная концепция школьного  химического образования. Цели и задачи обучения химии в школе.

Структура и содержание школьного химического образовании.

Методы обучения химии и их классификация.

Средства обучения химии. Школьный учебник  по химии. Анализ одного из действующих школьных учебников.

Система форм обучения химии (уроки, экскурсии, факультативы, внеурочная работа). Школьная лекция. Методика проведения.

Контроль химических знаний. Функции, виды, формы и методы контроля.

Современны школьный кабинет химии.

Демонстрационный химический эксперимент, методика проведения и основные требования к нему.

Формирование экологических понятий в процессе обучения химии.

Виды школьного химического эксперимента. Методика организации лабораторного практикума.

Современный урок по химии. Классификация уроков. Требования к уроку.

Внеклассная работа по химии. Формы и виды.  

Методика формирования понятия «химическая реакция».

Задачи по химии. Место, роль, функции и  методика обучения решению задач.

Формирование понятия «вещество» и его эволюция в курсе обучения химии.

Методика изучения периодического закона и  периодической системы Д.И. Менделеева.

Методика изучения растворов и основ электролитической диссоциации.

Современные педагогические технологии при обучении химии.

Структура и содержание курса органической химии в школьном курсе химии.

Нестандартные уроки по химии.

Применение технических средств обучения химии. Компьютер в обучении химии.

Методика формирования первоначальных химических понятий.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тематика рефератов по курсу «Методика преподавания химии»

1. Современное состояние химического образования и перспективы его развития.

2. Анализ особенностей содержания и построения современных школьных учебников.

3. Межпредметные связи в процессе преподавания химии.

4. Исторический подход в обучении химии.

5. Особенности преподавания химии в учебных заведениях и классах различного профиля

( естественнонаучного, гуманитарного, технического).

6. Практическая направленность в обучении химии и её роль в гуманизации образования.

7. Дифференцированный подход при обучении химии.

8. Химический эксперимент как метод обучения.

9. Организация и проведение внеклассной работы по химии.

10. Современные педагогические технологии  в обучении химии.

11. Методика педагогических исследований в процессе преподавания химии.

12. Система учебных задач в организации учебно-познавательной деятельности на уроках химии.

13. Расчетные задачи по химии.

14. Исследовательские методы на уроках химии и во внеклассной работе.

15. Валеологические знания в процессе обучения химии.

16. Пропедевтика химического образования.

17. Методика изучения тем школьного курса химии.

 
стр. 7
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тест, вопросы к зачету, планы конспекты уроков, реферат
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Краснова [и др.] В.Г., Габриелян О.С.
Теория и методика обучения химии: учебник для вузов
Москва: Академия, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Зайцев О.С.
Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов
Москва: ВЛАДОС, 1999
 
Л2.2
Чернобельская Г.М.
Методика обучения химии в средней школе: учебник для вузов
Москва: ВЛАДОС, 2000
 
Л2.3
Пак М.С.
Дидактика химии: учебное пособие для вузов
Москва: ВЛАДОС, 2004
 
Л2.4
Беспалов П.И., Боровских М.Д., Трухина [и др.] М.Д., Чернобельская Г. М.
Практикум по методике обучения химии в средней школе: практикум
Москва: Дрофа, 2007
 
Л2.5
Устюжанина Е.Н., Куликова Н.В.
Методика преподавания химии: курс лекций
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Firefox
6.3.1.2
7-Zip
6.3.1.3
6.3.1.4
Google Chrome
6.3.1.5
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
портфолио
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
409 А1
Кабинет методики преподавания химии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, проектор, колонки, документкамера, ноутбук с выходом в интернет, химические реактивы, химическая посуда, вытяжные системы, выпрямитель, газометр, коллекция металлов, инвентарь для обслуживания учебного оборудования, полки для хранения учебного оборудования
 
стр. 8
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность 

 
стр. 9
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).

Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса).

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.