2019-2020_39_04_02_2019_1179М_plx_Современные методы и технологии воспитания_Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные методы и технологии воспитания
Учебный план
39.04.02_2019_1179М.plx

39.04.02 Социальная работа 

Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
115,6
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
29,65
29,65
29,65
29,65
Сам. работа
115,6
115,6
115,6
115,6
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Сазонова О.К.
 
 
Современные методы и технологии воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)
 
39.04.02 Социальная работа 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: актуализация навыков воспитания, получение возможности осмыслено подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, подготовка себя к профессиональной деятельности и овладение тонкостями воспитания.
1.2
Задачи: - развить умение анализировать свои личностные особенности и особенности

других в процессе воспитания;

- совершенствовать умение владеть основами применения технологий воспитания;

- совершенствовать умение владеть основами применения методов воспитания;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика и психология высшей школы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социальное воспитание  в условиях кратковременного коллектива
2.2.2
Социально-психологические основы воспитания молодежи
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
 
знать социальные явления и процессы современного общества уметь анализировать и описывать социальные явления и процессы современного общества владеть способностью анализировать и описывать социальные явления и процессы современного общества
ИД-1.ОПК-2: анализирует и описывает социальные явления и процессы современного общества
 
знать методику разработки основных и дополнительных образовательных программ уметь разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы владеет способами разработки основных и дополнительных образовательных программ
ИД-2.ОПК-2: владеет способами разработки основных и дополнительных образовательных программ
 
 
ОПК-4: Способен к разработке, внедрению, контролю,  оценке и корректировке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы

 
владеет методами и приемами оценки и корректировки осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ИД-2.ОПК-4: владеет методами и приемами оценки и корректировки осуществления профессиональной

деятельности в сфере социальной работы

 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретические основы воспитания
 
1.1
Технология воспитания: краткий обзор и характеристика /Лек/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 5
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1.2
Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс.

Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Особенности воспитательного процесса: многофакторность, длительность, целостность, концентризм, вариативность и неопределенность результатов и др. Движущие силы и

логика воспитательного процесса. Виды воспитания; умственное, нравственное, трудовое, физическое;

семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание и др. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Подготовка к практическому занятию

Самодиагностика. Анализ результатов

Решение ситуационных задач

Подготовка реферата

/Ср/

16
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Парадигмы, подходы, концепции воспитания. Современные концепции воспитания. 
 
2.1
Парадигмы, подходы, концепции воспитания. Современные концепции воспитания.  /Лек/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
2
проблемная лекция
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Концепция системного построения процесса воспитания (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.); концепция воспитания

как педагогического компонента социализации (М.И. Рожков,

Л.В. Байбородова и др.); системно-ролевая концепция формирования личности ребенка (Н.М. Таланчук); концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова); концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман); концепция самовоспитания школьников (Г.К. Селевко) и др. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Подготовка к практическому занятию

Самодиагностика. Анализ результатов

Решение ситуационных задач

Подготовка реферата

/Ср/

10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Закономерности и принципы воспитания
 
стр. 6
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
3.1
Закономерности воспитания. Принципы воспитания: природосообразности,

культуросообразности, персонификации, дифференциации и гуманизации и

др. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
2
дискуссия
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Подготовка к практическому занятию

Самодиагностика. Анализ результатов

Решение ситуационных задач

Подготовка реферата

/Ср/

10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Педагогическое взаимодействие в воспитании
 
4.1
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Субъекты процесса

воспитания. Личность ребенка в воспитательном процессе. Взаимодействие

с педагогическими работниками образовательных организаций и другими

специалистами по вопросам развития детей. Междисциплинарное и

межведомственное взаимодействие специалистов в решении

профессиональных задач. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
2
дискуссия
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Подготовка к практическому занятию

Самодиагностика. Анализ результатов

Решение ситуационных задач

Подготовка реферата

/Ср/

10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Нормативно-правовая база организации воспитательного процесса
 
5.1
Нормативно-правовая база организации воспитательного

процесса. Нормативно-правовая база организации воспитательного процесса

в Российской Федерации; основные международные и отечественные

документы о правах ребенка и правах инвалидов /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.2
Подготовка к семинарскому занятию, самоанализ нормативных документов, подготовка к промежуточному тестированию /Ср/
16
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Цели воспитания и содержание образования и воспитания
 
стр. 7
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
6.1
Система целей воспитания. Общая и индивидуальная цели воспитания.

Всестороннее и гармоничное развитие личности как общая цель воспитания.

Содержание понятия «всестороннее развитие личности». Формирование у

обучающихся научного мировоззрения. Воспитание у обучающихся

общечеловеческих и национальных нравственных ценностей. Подготовка

воспитанников к труду и выбору профессии; формирование позитивных

установок к различным видам труда и профессиональное самоопределение

обучающихся. Эстетическое воспитание обучающихся. Правовое воспитание

обучающихся. Экологическое воспитание. Физическое воспитание.

Воспитание культуры межнационального общения, веротерпимости,

толерантности, патриотизма и интернационализма. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Подготовка к семинарскому занятию, анализ работ Амонашвилли Ш.А., Иванова И.П., Щуковой Н.Е. /Ср/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 7. Методические аспекты воспитательной работы
 
7.1
Методические аспекты воспитательной работы /Лек/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
2
проблемная лекция
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.2
Общение как средство воспитания: социальная основа общения, особенности

педагогического общения, педагогическое общение с учащимися разных

возрастных групп, условия эффективного педагогического общения

(личностная открытость, умение организовать общение «от ученика»,

принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, терпение,

четкость, широта познаний, разнообразие интересов и др.). Учение как

средство воспитания.

Роль игры в воспитании личности.

Труд как средство воспитания. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
2
кейс-метод
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.3
Подготовка к семинарскому занятию, подготовка эссе по предложенным темам, составление тезауруса /Ср/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 8. Система форм и методов воспитания
 
стр. 8
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
8.1
Методы, приемы, средства

воспитания. Классификации методов воспитания.

Методы формирования сознания личности, их характеристика. Методы

организации деятельности. Методы педагогического стимулирования.

Выбор методов воспитания в педагогическом процессе. Формы организации

воспитательного процесса. Классификация форм организации

воспитательного процесса по количеству участников и по видам

деятельности. /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
2
кейс-метод
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.2
Подготовка к семинарскому занятию, решение ситуационных задач, подготовка презентации по предложенной тематике /Ср/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 9. Воспитательные системы
 
9.1
Воспитательные системы /Лек/
2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
9.2
Понятие воспитательной системы.

Школа как воспитательная система. Основные функции воспитательной

системы школы: интегрирующая, регулирующая, развивающая и др.

Воспитательный коллектив как ядро воспитательной системы: понятие о

коллективе, признаки коллектива, функции ученического коллектива, этапы

развития детского коллектива, задачи педагога по формированию детского

коллектива. Формирование воспитательной системы школы. Воспитательная

система класса. Авторские воспитательные системы (система С.Т. Шацкого,

система М.М. Пистрака, система В.Н. Сороки-Росинского, система

В.А. Караковского, система Е.А. Ямбурга, система А.А. Католикова и др.). /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
9.3
Подготовка к семинарскому занятию, знакомство с работами педагогов (Шацкий С.Т., Ямбург Е.А., Караковский В.А., Католиков А.А) /Ср/
10
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 10. Технологии воспитания
 
10.1
Понятие воспитательной технологии. Требования к педагогическим

технологиям. Классификация воспитательных технологий. Сущность

воспитательных технологий (технология КТД; игровые технологии;

технология «Информационного зеркала»; шоу-технологии и др.) /Пр/

2
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
10.2
Подготовка к семинарскому занятию, подготовка к итоговому тестированию, подготовка презентаций по предложенной тематике /Ср/
13,6
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 11. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
стр. 9
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
11.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 12. Консультации
 
12.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-1.ОПК-2 ИД-2.ОПК-2
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Понятие      воспитательной      технологии.      Классификация      воспитательных

технологий.

2. Понятие метод воспитания. Классификация методов воспитания.

3. Средства воспитания. Классификация средств воспитания.

4. Технология проведения беседы.

5. Технология проведения диспута.

6. План воспитательной работы: функции, требования,   методика написания

7. Концепция воспитания. Примеры концепций воспитания.

8. Игровая     технология.     Ролевые,     деловые     игры.     Психологические     игры. Примеры.

9. Проектная деятельность. Воспитательные проекты

10. Шоу- технология

11. Кейс- стадии:      история      разработки      и      использовании      в      воспитании школьников

12. Локальные технологии: сущность, технологическая цепочка, примеры.

13. КТД: концептуальные положения, этапы, виды

14. Школа как воспитательная система В.А. Караковского.

15. Здоровьесберегающие технологии.

16. Медиатехнологии: сущность, технологическая цепочка, примеры.

17.     Технология     «Информационное     зеркало»:     сущность,     технологическая цепочка, примеры.

18. Технология проведения классного часа.

19. Общепедагогические   технологии   воспитания:   сущность,   технологическая

цепочка, примеры.

20. Групповые технологии воспитания.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Локальные     (модульные) воспитательные     технологии:     сущность     и

своеобразие.

2. Концепция коллективной творческой деятельности И.П.Иванова как система воспитания коллектива

3. Подходы к классификации здоровьесберегающих технологий.

4. Технологии воспитания по   С.Д.Полякову.

5. Технология проведения беседы. Виды бесед.

6. Технология проведения диспута.

7. Технология проведения конкурсов.

8. Технология «Дебаты».

9. Понятие и основные характеристики Шоу- технологии.

10. Технология конструирования Case Study.

11. Проектная деятельность.

12. Игровая технология как разновидность групповой технологии.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
тестирование, ситуационные задачи, презентации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 10
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Клюева Н.В.
Педагогическая психология: учебник для вузов
Саратов: Вузовское образование, 2016
http://www.iprbookshop.ru/42768.html
 
Л1.2
Григорьев Д.А., Торгашев Г.А.
Педагогика высшего образования: теоретические и методические основы: учебное пособие
Москва: Всероссийский государственный университет юстиции, 2014
http://www.iprbookshop.ru/47250.html
 
Л1.3
Шарипов Ф.В.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
Москва: Логос, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66421.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Емельянова И.Н.
Теория и методика воспитания: учебное пособие
Москва: ИЦ Академия, 2008
 
Л2.2
Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.
Теория и методика воспитания
Саратов: Научная книга, 2012
http://www.iprbookshop.ru/6346.html
 
Л2.3
Мынбаева А.К., Садвакасова З.М., Темирболат А.Б.
Инновационные стратегии и технологии воспитания студентов. Инновации в обучении: учебно-методическое пособие
Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2013
http://www.iprbookshop.ru/70362.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
кейс-метод
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
204 А2
Лаборатория социальной работы. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V30, ноутбук
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры, столы, стулья. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в 

 
стр. 11
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям  

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к под¬готовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды про¬читать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование - один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее, есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительны¬ми, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень 

 
стр. 12
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие по¬метки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистр повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические указания по подготовке и написанию рефератов

1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4. Работа над рефератом включает ряд этапов:

а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и магистрант в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.

Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5. Оформление реферата.

а) титульный лист;

б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Критерии оценки реферата:

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

 
стр. 13
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
В случае отрицательного заключения преподавателя магистрант обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические рекомендации по подготовке к тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию магистранту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.

Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам

будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.

Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.

При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:

а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).

в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).

Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

Методические указания по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену магистранты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в экзаменационных материалах Фонда оценочных средств по дисциплине.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем, либо указана в рабочей программе  дисциплины.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу тех или иных причин не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. По решению кафедры экзамен проводится в устной форме по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. На подготовку отводится 30 минут. По окончании ответа преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы.