45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- формировать систему знаний о психологических особенностях студенческого возраста на основе современной методологии психологических исследований;
- формировать у магистрантов умение участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО
ции
ракт.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и основные категории психологии и педагогики
2. Особенности развития высшего образования в России.
3. Особенности развития высшего образования за рубежом.
4. Современные тенденции высшего образования и их проекция на систему профессиональной подготовки кадров.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, его структура.
/Пр/
Задание 1. Письменно. Проведите анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки бакалавров, ответьте на вопросы:.
1. Какие разделы выделены в стандарте?
2. Область и объекты профессиональной деятельности бакалавра.
3. Виды профессиональной деятельности и решаемые бакалавром профессиональные задачи.
4. Какие компетенции формируются в результате освоения основной образовательной программы?
5. Структура основной образовательной программы бакалавриата.
6. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.
7. Оценка качества освоения основной образовательной программы бакалавриата.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об основных категориях дидактики.
2. Характеристика основных функций обучения в вузе.
3. Понятие о движущих силах процесса обучения в вузе.
4. Основные закономерности процесса обучения в вузе.
5. Характеристика общедидактических принципов и основных правил их реализации в учебном процессе вуза.
6. Методы, приемы, правила обучения в вузе.
/Пр/
Задание 1. Письменно. Проведите экспертизу учебного плана, рабочей программы дисциплины и представить ее в письменном виде
Задание 2. Письменно. Проанализируйте учебную программу по любой дисциплине, обратите внимание на следующие вопросы:
- какие разделы включены в программу;
- содержание каждого раздела.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1.Потенциал социализации и воспитания студентов в различных сферах социокультурной среды вуза.
2.Условия и технологии профессионально-личностного становления студента.
3.Методы воспитания. Методы формирования сознания, методы формирования опыта общественного поведения, методы коррекции и стимулирования поведения.
4.Организационные формы воспитательной работы в вузе.
5.Профессиональное воспитание в высшей школе.
6.Профессионально-корпоративная культура специальности (направления подготовки).
/Пр/
Задание 1. Письменно. Опишите технологию профессионально-личностного становления студента.
Задание 2. Письменно. На основе анализа изученной литературы составьте таблицу – «Классификация методов воспитания»
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Лекция - основная форма организации обучения в вузе.
2. Практические занятия в учебном процессе вуза.
3. Организация самостоятельной работы студентов.
4. Научно-исследовательская работа студентов.
5. Педагогический контроль в вузе.
/Пр/
Задание 1. Письменно. Разработайте один конспект лекции по конкретной теме.
Задание 2. Письменно. Разработайте один конспект практического занятия по конкретной теме.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Традиционные и инновационные технологии обучения
2. Технология программированного обучения
3. Технология проблемного обучения.
4. Технология проектного обучения
5. Технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя.
6. Игровые технологии обучения.
7. Информационные (компьютерные) технологии обучения. Дистанционное обучение как вид информационной технологии.
8. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения.
9. Активные методы обучения.
/Пр/
Задание 1. Изучите любую инновационную технологию и подготовьте сообщение, в котором нужно показать специфику данной технологии и возможности её использования при изучении конкретных дисциплин.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории карьеры.
2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.
3. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры преподавателя.
4. Стили и модели педагогического общения.
5. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми.
6. Типы современных преподавателей.
7. Конфликт как форма взаимодействия. Приемы разрешения конфликта.
/Пр/
Задание 1. Проведите самодиагностику качеств преподавателя, готовности к педагогической деятельности, профессиональной компетентности, компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.
Задание 2. Составьте рекомендации по организации педагогического общения.
/Ср/
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая характеристика студенческого возраста и развитие личности студента.
2. Социальная адаптация студентов в вузе.
3. Основные направления развития личности студента в процессе обучения в вузе.
4. Кризис юности – становление авторства в собственной жизни (17 лет- 21 год)
5. Психология учения и обучения студентов.
6. Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов.
/Пр/
Задание 1. Разработайте рекомендации по преодолению проблем адаптации студента-первокурсника к условиям высшей школы.
/Ср/
1. Предмет и категории педагогической науки
2. Связь педагогической науки с другими науками
3. Сущность и структура дидактики
4. Методы обучения в высшей школе.
5. Принципы обучения в высшей школе
6. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
7. Структура педагогической деятельности
8. Общее представление о лекционной форме преподавания.
9. Виды и функции лекций
10. Методические аспекты подготовки лекции
11. Методика проведения лекционного занятия
12. Приемы стимулирования познавательной активности слушателей на лекции
13. Сущность и виды семинарских занятий
14. Методика проведения семинарского занятия
15. Методические аспекты проведения лабораторных занятий
16. Классификация технологий обучения
17. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
18. Методы активного обучения
19. Проблемное обучение в вузе
20. Культура речи педагога вуза
21. Стили педагогического общения
23. Особенности развития личности студента
24. Социальная адаптация студентов в вузе
25. Типология личности студента и преподавателя вуза
26. Способы коммуникативных воздействий преподавателя
27. Проблемы повышения успеваемости студентов
28. Психологические особенности воспитания студентов
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям
Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.
Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.
Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование -один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.
Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.
Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:
- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;
- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;
- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.
На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.
По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистрант повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.
Методические указания по выполнению творческой работы
Процесс работы над любым исследованием, в том числе и над исследованием по литературе включает в себя ряд последовательных действий.
1. Определение темы творческой работы
Успешность творческой работы во многом зависит от выбранной темы. Важно, чтобы тема была не только актуальна, но и интересна самому студенту, отражала круг его интересов и вызывала эмоциональных отклик.
2. Чтение и перечитывание выбранного текста
Этот этап работы является одним из важнейших при работе над исследованием. Произведение должно быть прочитано внимательно, вдумчиво («под лингвистическим микроскопом»). В процессе чтения обязательно делаются необходимые пометки, акцентируется внимание на значимых для исследования моментах. Фиксироваться могут и эмоциональные реакции читающего, возникающие образы.
3. Подбор и изучение научных публикаций по теме исследования
Изучение базовых научных трудов позволит существенно расширить и скорректировать сложившиеся представления и знания о проблеме. Целесообразно начинать изучение литературы с учебных пособий, после этого можно переходить к рассмотрению монографий, статей, словарей, материалов электронных источников. Следует обращать внимание на
Важно не просто изучить научную литературу по теме, но и сделать необходимые выписки с обязательным указанием источника и страницы, попытаться систематизировать этот материал и сделать соответствующие выводы.
4. Составление плана и формирование структуры исследования
Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследование, в нем отражаются основные этапы развертывания темы. При его составлении следует учитывать, что:
- план должен быть развернутым;
- части должны быть примерно одинаковы по объему;
- план должен соответствовать содержанию исследования.
Содержательная часть творческой работы имеет следующую структуру:
- титульный лист
- оглавление
-введение (отражает понимание актуальности исследования, его целей и задач, практической значимости);
- основная часть (может дробиться на главы, параграфы, пункты, при этом обязательна логичность изложения, после каждой главы, параграфа делаются выводы и обобщения)
- заключение (подводит итоги всей работы, в нем отражаются результаты и предполагается видение дальнейших перспектив)
- список использованной литературы (обязателен в любой научно-исследовательской работе, располагается в конце в алфавитном порядке с точным указанием выходных данных);
приложение - по необходимости.
5. Написание текста творческой работы
После составления плана переходят непосредственно к самому изложению материала, где подтверждаются выдвинутые гипотезы. Особое внимание следует обратить на оформление работы.
После написания творческая работа предоставляется научному руководителю для проверки, внесения замечаний и корректировки.
Исследование дорабатывается с учетом замечаний, вносятся необходимые изменения. Только после этого оформляется чистовой вариант.
Творческая работа должна быть написана научным языком с соблюдением правил грамматики, орфографии и пунктуации, с учетом особенностей научной речи (точность, однозначность, логичность и т.д.). Следует помнить, что в современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной, где недопустимым является употребление личного местоимения «я». Так, вместо фразы «я считаю» следует употреблять «мы считаем» или «считается».
Творческая работа должна представлять собой целостное стилистически однородное и завершенное исследование.
Оформление творческой работы
Творческая работа – исследование, к которому предъявляются конкретные требования.
1.Работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с принятыми стандартами.
2. Исследование выполняется 14 кеглем, шрифт – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.
3. Страницы текста должны быть пронумерованы и иметь поля – по 2 см сверху и снизу, слева – 3 см, справа – 1 см. Нумеровать страницы следует, начиная с 3 страницы (на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится)
4. Каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, список литературы) начинается с новой страницы. Заголовки пишутся строчными буквами, выравниваются по центру строки и выделяются жирным шрифтом. После названия раздела, главы, параграфа, располагаемого по центру строки, точка не ставится. Не допускается подчеркивание и перенос заголовков.
5. Примеры из литературных источников заключаются в кавычки и выделяются курсивом, после них оформляются сноски.
6. Цитаты из научной литературы требуют после себя ссылки на источник.
6. Ссылки набираются в квадратных скобках. Например, [9, 27]. Здесь 9- номер источника, указанного в списке литературы, 27 – номер страницы. Ссылка может оформляться и по-другому. Например [Есин 2008: 32]. (Фамилия автора, год издания, страница)
7. Особое внимание обращается на оформление списка литературы.
Защита творческой работы может осуществляться на научно-практических конференциях, на занятиях, а также в рамках устного экзамена.
Защита творческого исследования – это публичное краткое, но содержательное представление работы, после которого обучающийся отвечает на вопросы, возникшие у слушателей по ходу выступления.
Содержание доклада (сообщения) должно быть тщательно продумано, т. к. на процедуру защиты отводится ограниченное количество времени (не более 10 минут).
При подготовке к защите следует еще раз прочитать текст творческой работы. В целях соблюдения регламента необходимо заранее самостоятельно определить, сколько времени занимает выступление и исключить несущественное.
Выступление должно быть четким, продуманным и отражать основные положения творческой работы. Обязательны примеры. Лучше, если защита будет сопровождаться каким-либо раздаточным материалом или электронной презентацией.
Следует следить за речью, избегать грамматических ошибок, также необходимо обращать внимание на интонацию, темп речи (он не должен быть слишком быстрым или, напротив, медленным), и дикцию.
После выступления обучающийся должен быть готов ответить на вопросы. Отвечать нужно четко на поставленный вопрос, соблюдать тактичность. Если содержание вопроса не являлось объектом исследования и не рассматривалось в работе (следовательно, студент испытывает затруднения при ответе), необходимо корректно заявить об этом и обязательно принять во внимание указанный вопрос при дальнейшей работе над творческим проектом.
Методические указания к решению ситуационных задач
При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и её решению, чем групповому.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:
- Название задания.
- Личностно-значимый познавательный вопрос.
- Информация по данному вопросу (в виде текста, таблиц, графиков и др.)
- Задания на работу с данной информацией
Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли обучающимся не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.
Сущность педагогической ситуации выражается через:
- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями обучающихся и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;
- развитие этого противоречия;
- его разрешение.
Алгоритм анализа ситуационной задачи
1.Сформулируйте проблему ситуации.
2.Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.
Смысл выполнения ситуационной задачи в получении информации о том, чему необходимо обучающемуся научиться, какие умения освоить. Одна из задач – развитие аутентичной оценки (оценки магистрантом своих учебных успехов).
Критерии оценки решения ситуационных задач
«отлично» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«хорошо» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; затруднения в формулировке выводов.
«неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:
– магистрантами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний магистрантов, изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Методические указания по подготовке к зачету
Итоговой формой контроля знаний магистрантов заочной формы обучения по дисциплине является зачет. Зачет – это форма проверки знаний и навыков магистрантов. Цель зачета – проверить теоретические знания магистрантов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.
Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения магистранта, вопросы подготовить заранее и записать тезисами. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На зачете преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что магистрант вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
Основные критерии оценки ответа:
1)правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2)полнота и одновременно лаконичность ответа;
3)новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4)умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5)логика и аргументированность изложения;
6)грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7)культура речи.
Критерии оценки ответа на зачете:
«Зачтено» - выставляется при условии, если магистрант показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.
«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если магистрант показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы