06.04.01 Биология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
почвы.
/Пр/
Видовое разнообразие грибов.
Экология грибов.
/Пр/
Динамика численности популяции
/Пр/
Предмет и задачи экологии растений.
Стресс у растений.
Фазы стресса.
Понятия устойчивости и адаптации растений.
Концепции описания адаптации растений.
Особенности системы «восприятие — обработка информации — адекватный ответ» у растений.
Внутриклеточные механизмы передачи (трансдукции) сигнала и вторичные мессенджеры.
Действие радиации на растения (прямое и косвенное). Устойчивость растений и ее механизмы.
Газоустойчивость растений: загрязняющие компоненты, их действие на растения, приспособления.
Устойчивость растений к недостатку кислорода: приспособления, способы повышения устойчивости.
Устойчивость растений к засолению, её физиологическая суть, способы повышения. Типы галофитов.
Холодоустойчивость растений: причины гибели, способы повышения.
Морозоустойчивость растений: причины гибели, закаливание по И.И.Туманову (1 – 2 Фазы).
Зимостойкость растений (выпревание, вымокание, выпирание, выдувание, образование ледяной корки).
Физиологические основы устойчивости растений к засухе.
Приспособление растений к биотическим факторам – болезням, вредителям.
Физиологическое взаимодействие растений в фитоценозах. Аллелопатия
Генная инженерия растений. Цели и методы. Проблемы и риски трансгеноза растений.
Надвидовые классификации растительности. Причины их создания.
Основные типы жизненных форм растений. Их физиологическая характеристика.
Экологические группы растений. Классификация в соответствии с экологическими факторами.
Функциональные особенности гидро-, гигро-, мезо- и ксерофитов.
Особенности физиологии термофильных и криофильных растений.
Особенности местообитаний, анатомо-морфологических и физиологических признаков сциофитов и гелиофитов.
Средообразующая функция растений в биосфере.
Роль растений в в биогеохимических циклах углерода, азота, кислорода и других элементов.
Растения и глобальные климатические изменения.
Экология бактерий и грибов.
Общая характеристика бактерий. Общее с другими организмами и специфические черты мира микробов.
Типы и механизмы питания микроорганизмов.
Механизмы проникновения питательных веществ в бактериальную клетку.
Дыхания микроорганизмов. Аэробные и анаэробные типы дыхания.
Ферменты и структуры клетки участвующие в процессе дыхания в бактериальной клетке.
Влияние бактерий на живые организмы.Роль бактерий.
Предмет и задачи микологии. Основные направления экологии грибов.
Основные этапы развития микробиологии (история отечественной микробиологии).
Место и роль грибов в биосфере.
Участие грибов в круговоротах веществ в природе. Биосферная роль грибов.
Особенности строения грибов. Размножение грибов.
Основные методы изучения экологии грибов.
Факторная экология грибов.
Влияние на грибы абиотических факторов среды: температуры, влажности, солевого состава, осмотического потенциала, кислотности, света и др
Классификация грибов по отношению к абиотическим факторам.
Влияние на грибы биотических факторов.
Биотические связи грибов и их характеристика.
Топические и трофические связи грибов в биогеоценозах.
Экологические группы грибов.
Адаптации грибов к условиям обитания.
Ферменты, антибиотики, токсины, пигменты, ростовые вещества грибов и их экологическое значение.
Реакции таксисов и тропизмов и их роль в выживании и расселении популяций грибов.
Классификация базидиомицетов по строению базидии. Базидомы афиллофоровых грибов.
Систематические группы афиллофоровых грибов. Важнейшие представители и их роль в природе.
Базидиомы агариковых грибов. Макроструктура базидиом. Место базидиомы в жизненном цикле.
Систематические группы агарикоидных грибов. Важнейшие представители и их роль в природе.
Практическое использование знаний о консортивных связях грибов в биогеоценозах.
Возникновение и эволюция симбиотрофии у грибов.
Микоризы, их многообразие, распространение и значение в природе.
Грибы – эндофиты растений. Их роль в природных сообществах.
Охрана грибных ресурсов.
Экология животных.
Предмет, методы и задачи экологии животных Место экологии животных в ряду других биологических наук.
Объекты и методы экологии животных. 3 основных раздела экологии животных.
Сравнительно-экологический метод. Эколого-географический метод.
История дисциплины «экология животных» (Паллас, Рулье, Н.А.Северцов, Миддендорф и др.).
Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие. Закономерно-периодические факторы. Климатические факторы.
Основные абиотические факторы. Правило оптимума фактора внешней среды.
Правило Ю.Либиха об ограничивающем действии недостающего фактора.
Эврибионтность и стенобионтность. Термофилия, стенотермия и эвритермия.
Правило Бергмана (увеличение размеров гомойотермных позвоночных при продвижении в холодные климатические зоны).
Параметры литосферы, лимитирующие существование живых организмов: плотность и структурированность, влажность, газовый и ионный составы почвы.
Характеристика атмосферы и гидросферы как сред обитания организмов.
Водно-солевой обмен гидоробионтов и сухопутных животных.
Виды лучистой энергии. Свет и поведение животных
Суточные и сезонные циклы. Суточный ритм активности при различных режимах среды обитания.
Сезонная спячка теплокровных и холоднокровных животных. Сезонное запасание корма, нагул
Светочувствительность и зрение. Химическая чувствительность. Роль хеморецепции в поддержании интегративности популяции.
Ориентация как целостный процесс. Чувство направления, ориентация по внешним объектам, кинестетическая память.
Трофические уровни экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Продуценты, консументы, редуценты.
Основные типы питания животных.
Способы добывания корма. Специализация питания.
Полифагия, эврифагия (многоядность), монофагия, стенофагия, олигофагия – экологические особенности вида, связанные с тем или иным видом питания.
Общие свойства особи и популяции, как биологических систем.
Специфика популяции как биологической системы по Ю. Одуму.
Виды, подвиды и мелкие таксономические единицы: племена, расы, экотипы, сезонные фазы животных
Географические, экологические, элементарные популяции по Н.П. Наумову.
Рождаемость, плодовитость, смертность, скорость роста популяций.
Способы регуляции плотности населения.
Факторы популяционной динамики, зависимые и независимые от её плотности. Ключевой фактор
Образ жизни – одиночный, одиночно-семейный, групповой (колониальный или стадный) – и связанная с ним потребность в
Отношения хищник-жертва. Приспособления хищников и жертв.
Комменсализм (нахлебничество). Нейтрализм. Аменсализм, аменсал, ингибитор. Мутуализм (обоюдно выгодное сожительство).
Биосфера. Живое и косное вещество по В.И. Вернадскому. Роль консументов в круговороте веществ и энергии в биосфере. Ноосфера.
Причины различий зональных сообществ: климат, геологический субстрат, рельеф, доминирующее направление ветра.
Эндемики, узко и широко распространенные виды животных и растений. Автохтоны (аборигены) и аллохтоны (пришельцы).
2. Отношение грибов к ведущим экологическим факторам – температуре, влажности, свету, рН-среде, кислороду, земному тяготению (факториальная экология).
3. Питание грибов. Ассимиляция и диссимиляция.
4. Размножение и расселение грибов. Бесполое, половое и вегетативное, биологические типы спор грибов.
5. Анемохория и зоохория в жизни грибов, приспособления к анемохорному и зоохорному расселению.
6. Закономерности географического распределения грибов, историческая и экологическая микогеография.
7. Синэкология грибов, их положение в природных сообществах.
8. Микоценоз как особый тип биотических сообществ.
9. Основные экологические группы грибов (сапротрофы, паразиты, симбиотрофы, хищники) и их роль в экосистемных процессах.
10. Паразитические грибы, распространение и происхождение паразитизма у грибов, его эволюционное и экологическое значение.
11. Симбиотрофные грибы и их экологическое значение.
12. Эндомикориза орхидных, ее особенности.
13. Характеристика экологических групп грибов: водные грибы, древесные грибы, копрофильные грибы, почвенные грибы.
14. Съедобные и ядовитые грибы. Места обитания, роль в природе.
15. Значение грибов в рационе человека. Профилактика отравления ядовитыми грибами.
16. Использование грибов в разных областях хозяйственной деятельности человека.
17. Охрана и рациональное использование грибных ресурсов.
18. Растение и стресс.
19. Адаптации растений
20. Устойчивость растений и ее механизмы.
21. Взаимодействие растений с компонентами биоценозов.
22. Эколого-физиологические классификации растений.
23. Растения и проблемы глобальной экологии.
24. Правило мехового покрова. Физиологическая адаптация, акклимация и акклиматизация животных.
25. Правило Рише-Рубнера об уменьшении потребления кислорода по мере увеличения размеров тела.
26. Правило Рубнера о соотношении массы и поверхности. Правила величины особей.
27. Адаптации животных к действию нивального фактора среды. Фенологические данные на службе экологических исследований.
28. Чередование лет обилия и малочисленности видов в связи с климатическими воздействиями
29. Ориентация птиц по магнитному полю земли и фотокомпасная ориентация. Подражательные реакции в ходе ориентации.
30. Биологическое сигнальное поле по Н.П. Наумову.
31. Конкурентные отношения по питанию. Компенсаторные механизмы, сопровождающие недостаток корма: сокращение плодовитости, прекращение размножения, миграции, переход на факультативные корма.
32. Брачные церемонии, их экологическое значение. Половое и родительское поведение.
33. Облигатное и факультативное научение молодняка. Птенцовые и выводковые птицы.
1. Методические указания к выполнению практических работ
Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач
Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. Практическими занятиями называют занятия с выполнением упражнений на построение схем, графиков, диаграмм, выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам.
Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:
- углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
- формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
- развития самостоятельности и т.д.
Работа считается выполненной, если студент:
• индивидуально выполнил практическую работу;
• осмыслил теоретический материал на уровне свободного воспроизведения;
• аккуратно оформил в тетради необходимые рисунки, математические расчеты, таблицы и др.;
• сформулировал правильные выводы и дал письменные ответы на контрольные вопросы;
• защитил работу.
2. Методические указания по самостоятельной работе студентов
Особенностью курса Частная экология (экология бактерий, грибов, растений, животных) является индивидуальная работа магистранта – биолога при выполнении практических заданий. Самостоятельно выполняет практическую работу, используя литературные источники, указанные в методических рекомендациях и тексты лекций. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях, во время защиты практической работы, на индивидуальных занятиях. Для выполнения плана самостоятельной работы магистранту необходимо прочитать и усвоить теоретический материал по основным и литературным источникам. Необходимо творчески переработать изученный материал и представить его для отчета в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.
Для подготовки к практическим занятиям нужно обратить внимание на контрольные вопросы, при необходимости просмотреть рекомендуемую литературу, выписать непонятные пункты для уяснения их на предстоящем занятии магистранта на лабораторных занятиях. Защита некоторых лабораторных работ предусматривает самостоятельную подготовку по темам, указанным в плане самостоятельной работы.
Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских занятиях, во время защиты лабораторной работы, аттестаций, на индивидуальных занятиях.
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, эссе и др.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на лабораторных занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.
В случае пропуска лекций, лабораторных и семинарских занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.
Для подготовки к лабораторным занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.
3. Применение активных методов обучения
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов активного обучения, и любая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Чаще всего их делят на имитационные и неимитационные, игровые и неигровые методы. Среди них: активная (проблемная) лекция, лекция-визуализация, круглый стол, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, мозговая атака, программированное обучение, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, поисковая лабораторная работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов и т.д.
4. Методические указания к подготовке и написанию реферата, эссе, доклада.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его