2019-2020_06_04_01_2019_159М_plx_Частная экология (экология бактерий_ грибов_ растений_ животных)_Экология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Частная экология (экология бактерий, грибов, растений, животных)
Учебный план
06.04.01_2019_159М.plx

06.04.01  Биология

Экология
 
зачеты 1 зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
76,2
аудиторные занятия
84
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
13 5/6
6 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
24
24
24
24
48
48
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
1,8
1,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
В том числе инт.
14
14
10
10
24
24
Итого ауд.
42
42
42
42
84
84
Кoнтактная рабoта
43,05
43,05
43,05
43,05
86,1
86,1
Сам. работа
56,1
56,1
20,1
20,1
76,2
76,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
108
108
72
72
180
180
 
 
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Лёвкина М.Н.;к.б.н., доцент, Ачимова А.А.;к.б.н., доцент, Конунова А.Н.
 
 
Частная экология (экология бактерий, грибов, растений, животных)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)
 
06.04.01  Биология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 19.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: -  формирование  представлений  о  многообразии микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животных,  их  основных  систематических  и экологических групп,  роли в природе и хозяйственном значении. 
1.2
Задачи: - дать магистрам современные представления о физиологических процессах в микроорганизмах, грибах и растениях, механизмах их адаптации в связи с изменением экологических факторов; - познакомить магистров с методологией частной и экологической физиологии как науки, интегрирующей знания фитофизиологии и экологии; - показать роль и перспективы частной и экологической физиологии  в решении задач сельского хозяйства, промышленности, медицины и охраны окружающей среды. - обучить магистров некоторым классическим и современным методам эколого-физиологических исследований, постановке и решению исследовательских задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины требуются знания ботаники, микробиологии с  вирусологией, экологии  растений, экологии и рациональное природопользование, учение о экосистемах и биосфере на предыдущем уровне образования. 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современная экология и глобальные экологические проблемы
2.2.2
Биоиндикация и биотестирование загрязнений природной среды
2.2.3
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая)
2.2.4
Преддипломная практика
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-1:способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
 
 
Уровень 1
основные приемы анализа и синтеза информации
Знать:
62007
 
 
 
Уровень 1
анализировать, обобщать, обосновывать и воспринимать предметный материал в области частной экологии
Уметь:
62007
 
 
 
Уровень 1
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; - иметь навыки использования полученных предметных знаний в области частной экологии
Владеть:
62007
 
 
 
ПК-1:способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
 
 
Уровень 1
- механизмы регуляции и адаптации микроорганизмов, грибов, растений и животных к абиотическим и биотическим условиям среды;   -  влияние  экологических  факторов  на  основные  экологические  группы микроорганизмов, грибов, растений и животных.
Знать:
62019
 
 
 
Уровень 1
-  оценивать  состояние  биологических  объектов  на  основе  структурно-функциональных реакций на изменения параметров среды;  
Уметь:
62019
 
 
 
Уровень 1
- экологическими понятиями и терминами. - принципами написания отчетов по результатам проведенных наблюдений или экспериментов;
Владеть:
62019
 
 
 
ПК-3:способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
 
 
Уровень 1
- механизмы регуляции и адаптации микроорганизмов, грибов, растений и животных к абиотическим и биотическим условиям среды;   -  влияние  экологических  факторов  на  основные  экологические  группы микроорганизмов, грибов, растений и животных.
Знать:
62021
 
 
 
стр. 5
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
Уровень 1
- планировать и проводить  экологические  эксперименты и наблюдения, производить необходимые расчеты, обрабатывать и объяснять результаты экспериментов. 
Уметь:
62021
 
 
 
Уровень 1
- навыками выращивания микроорганизмов, грибов, растений и животных  в естественных и лабораторных условиях, исследования с использованием  специальных приборов и установок и оборудования общего лабораторного назначения;
Владеть:
62021
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Экология бактерий, грибов и растений
 
1.1
Экология бактерий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.4
3
ОК-1 ПК-3 ПК-1
1
0
 
1.2
Экология грибов /Лек/
Л1.2Л2.2
6
ОК-1 ПК-3
1
2
Лекция-визуализация
 
1.3
Экология растений /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.3
9
ОК-1 ПК-3
1
2
Лекция-визуализация
 
1.4
Микробиологические исследования воды, воздуха

почвы.

/Пр/

Л1.1Л2.4
4
ОК-1 ПК-3
1
0
защита лабораторной работы, тестирование, ответы на зачете
 
1.5
Возбудители брожений. Микроорганизмы, участвующие в превращениях азота, серы, фосфора, железа /Пр/
Л1.1Л2.4
2
ОК-1 ПК-3
1
0
защита лабораторной работы, тестирование, ответы на зачете
 
1.6
Строение, размножение и расселение грибов.

Видовое разнообразие грибов.

Экология грибов.

  /Пр/

Л1.2Л2.2
6
ОК-1 ПК-3
1
4
защита лабораторной работы, тестирование, реферат, круглый стол, ответы на зачете.
 
1.7
Охрана и рациональное использование грибных ресурсов /Пр/
Л1.2Л2.2
2
ОК-1 ПК-3
1
0
защита лабораторной работы, тестирование, ответы на зачете.
 
1.8
Определение фотосинтетических пигментов /Пр/
Л1.2Л2.1
2
ОК-1 ПК-3
1
0
 
1.9
Определение зольности листьев (хвои), почек и коры древесных растений /Пр/
Л1.2Л2.1
2
ОК-1 ПК-3
1
2
Поисковая лабораторная работа
 
1.10
Определение формы воды в тканях растений различных экологических групп /Пр/
Л1.2Л2.1
2
ОК-1 ПК-3
1
0
защита лабораторной работы, тестирование, реферат, ответы на зачете.
 
1.11
Определение концентрации клеточного сока у растений различных экологических групп /Пр/
Л1.2Л2.1
4
ОК-1 ПК-3
1
4
Поисковая лабораторная работа
 
1.12
Экология бактерий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.4
18
ОК-1 ПК-3
1
0
тестирование, ответы на зачете
 
1.13
Экология грибов /Ср/
Л1.2Л2.2
18,1
ОК-1 ПК-3
1
0
тестирование, реферат, ответы на зачете
 
1.14
Экология растений /Ср/
Л1.2Л2.1
20
ОК-1 ПК-3
1
0
тестирование, реферат, ответы на зачете.
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
8,85
ОК-1 ПК-3 ПК-1
1
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.2Л2.3
0,15
ОК-1 ПК-3 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.2
0,9
ОК-1 ПК-3 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 4. Экология животных
 
4.1
Экология особей /Лек/
Л1.2 Л1.3
4
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.2
Популяционная экология /Лек/
Л1.3
4
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.3
Биогеоценология /Лек/
Л1.3
4
ОК-1 ПК-3
2
4
 
стр. 6
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
4.4
Основные экологические понятия и принципы /Лек/
Л1.3
6
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.5
Проблематика современной экологии /Пр/
Л1.3
2
ОК-1 ПК-3
2
2
 
4.6
Факторы среды /Пр/
Л1.3
4
ОК-1 ПК-3
2
4
 
4.7
Основные характеристики сфер жизни /Пр/
Л1.3
2
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.8
Биологические циклы /Пр/
Л1.3
2
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.9
Пространственная ориентация животных /Пр/
Л1.3
2
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.10
Питание животных /Пр/
Л1.3
2
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.11
Популяционная структура вида

Динамика численности популяции

/Пр/

Л1.3
2
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.12
Пространственная структура популяции /Пр/
Л1.3
4
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.13
Основные формы межвидовых отношений /Пр/
Л1.3
4
ОК-1 ПК-3
2
0
 
4.14
Экология животных /Ср/
Л1.3
20,1
ОК-1 ПК-3
2
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
Л1.2
8,85
ОК-1 ПК-3 ПК-1
2
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ОК-1 ПК-3 ПК-1
2
0
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ОК-1 ПК-3 ПК-1
2
0
 
 
 
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Экология растений.

Предмет и задачи экологии  растений.

Стресс у растений.

Фазы стресса.

Понятия устойчивости и адаптации растений.

Концепции описания адаптации растений.

Особенности системы «восприятие — обработка информации — адекватный ответ» у растений.

Внутриклеточные механизмы передачи (трансдукции) сигнала и вторичные мессенджеры.

Действие радиации на растения (прямое и косвенное). Устойчивость растений и ее механизмы.

Газоустойчивость растений: загрязняющие компоненты, их действие на растения, приспособления.

Устойчивость растений к недостатку кислорода: приспособления, способы повышения устойчивости.

Устойчивость растений к засолению, её физиологическая суть, способы повышения. Типы галофитов.

Холодоустойчивость растений: причины гибели, способы повышения.

Морозоустойчивость растений: причины гибели, закаливание по И.И.Туманову (1 – 2 Фазы).

Зимостойкость растений (выпревание, вымокание, выпирание, выдувание, образование ледяной корки).

Физиологические основы устойчивости растений к засухе.

Приспособление растений к биотическим факторам – болезням, вредителям.

Физиологическое взаимодействие растений в фитоценозах. Аллелопатия

Генная инженерия растений. Цели и методы. Проблемы и риски трансгеноза растений.

Надвидовые классификации растительности. Причины их создания.

Основные типы жизненных форм растений. Их физиологическая характеристика.

Экологические группы растений. Классификация в соответствии с экологическими факторами.

Функциональные особенности гидро-, гигро-, мезо- и ксерофитов.

Особенности физиологии термофильных и криофильных растений.

Особенности местообитаний, анатомо-морфологических и физиологических признаков сциофитов и гелиофитов.

Средообразующая функция растений в биосфере.

Роль растений в в биогеохимических циклах углерода, азота, кислорода и других элементов.

Растения и глобальные климатические изменения.

Экология бактерий и грибов.

Общая характеристика бактерий. Общее с другими организмами и специфические черты мира микробов.

 
стр. 7
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
Основные формы бактерий. Структура бактериальной клетки.

Типы и механизмы питания микроорганизмов.

Механизмы проникновения питательных веществ в бактериальную клетку.

Дыхания микроорганизмов. Аэробные и анаэробные типы дыхания.

Ферменты и структуры клетки участвующие в процессе дыхания в бактериальной клетке.

Влияние бактерий на живые организмы.Роль бактерий.

Предмет и задачи микологии. Основные направления экологии грибов.

Основные этапы развития микробиологии (история отечественной микробиологии).

Место и роль грибов в биосфере.

Участие грибов в круговоротах веществ в природе. Биосферная роль грибов.

Особенности строения грибов. Размножение грибов.

Основные методы изучения экологии грибов.

Факторная экология грибов.

Влияние на грибы абиотических факторов среды: температуры, влажности, солевого состава, осмотического потенциала, кислотности, света и др

Классификация грибов по отношению к абиотическим факторам.

Влияние на грибы биотических факторов.

Биотические связи грибов и их характеристика.

Топические и трофические  связи грибов в биогеоценозах.

Экологические группы грибов.

Адаптации грибов к условиям обитания.

Ферменты, антибиотики, токсины, пигменты, ростовые вещества грибов и их экологическое значение.

Реакции таксисов и тропизмов и их роль в выживании и расселении популяций грибов.

Классификация базидиомицетов по строению базидии. Базидомы афиллофоровых грибов.

Систематические группы афиллофоровых грибов. Важнейшие представители и их роль в природе.

Базидиомы агариковых грибов. Макроструктура базидиом. Место базидиомы в жизненном цикле.

Систематические группы агарикоидных грибов. Важнейшие представители и их роль в природе.

Практическое использование знаний о консортивных связях грибов в биогеоценозах.

Возникновение и эволюция симбиотрофии у грибов.

Микоризы, их  многообразие, распространение и значение в природе.

Грибы – эндофиты растений. Их роль в природных сообществах.

Охрана грибных ресурсов.

Экология животных.

Предмет, методы и задачи экологии животных Место экологии животных в ряду других биологических наук.

Объекты и методы экологии животных. 3 основных раздела экологии животных.

Сравнительно-экологический метод. Эколого-географический метод.

История дисциплины «экология животных» (Паллас, Рулье, Н.А.Северцов, Миддендорф и др.).

Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие. Закономерно-периодические факторы. Климатические факторы.

Основные абиотические факторы. Правило оптимума фактора внешней среды.

Правило Ю.Либиха об ограничивающем действии недостающего фактора.

Эврибионтность и стенобионтность. Термофилия, стенотермия и эвритермия.

Правило Бергмана (увеличение размеров гомойотермных позвоночных при продвижении в холодные климатические зоны).

Параметры литосферы, лимитирующие существование живых организмов: плотность и структурированность, влажность, газовый и ионный составы почвы.

Характеристика атмосферы и гидросферы как сред обитания организмов.

Водно-солевой обмен гидоробионтов и сухопутных животных.

Виды лучистой энергии. Свет и поведение животных

Суточные и сезонные циклы. Суточный ритм активности при различных режимах среды обитания.

Сезонная спячка теплокровных и холоднокровных животных. Сезонное запасание корма, нагул

Светочувствительность и зрение. Химическая чувствительность. Роль хеморецепции в поддержании интегративности популяции.

Ориентация как целостный процесс. Чувство направления, ориентация по внешним объектам, кинестетическая память.

Трофические уровни экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Продуценты, консументы, редуценты.

Основные типы питания животных.

Способы добывания корма. Специализация питания.

Полифагия, эврифагия (многоядность), монофагия, стенофагия, олигофагия – экологические особенности вида, связанные с тем или иным видом питания.

Общие свойства особи и популяции, как биологических систем.

Специфика популяции как биологической системы по Ю. Одуму.

Виды, подвиды и мелкие таксономические единицы: племена, расы, экотипы, сезонные фазы животных

Географические, экологические, элементарные популяции по Н.П. Наумову.

Рождаемость, плодовитость, смертность, скорость роста популяций.

Способы регуляции плотности населения.

Факторы популяционной динамики, зависимые и независимые от её плотности. Ключевой фактор

Образ жизни – одиночный, одиночно-семейный, групповой (колониальный или стадный) – и связанная с ним потребность в 

 
стр. 8
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
территории

Отношения хищник-жертва. Приспособления хищников и жертв.

Комменсализм (нахлебничество). Нейтрализм. Аменсализм, аменсал, ингибитор. Мутуализм (обоюдно выгодное сожительство).

Биосфера. Живое и косное вещество по В.И. Вернадскому. Роль консументов в круговороте веществ и энергии в биосфере. Ноосфера.

Причины различий зональных сообществ: климат, геологический субстрат, рельеф, доминирующее направление ветра.

Эндемики, узко и широко распространенные виды животных и растений. Автохтоны (аборигены) и аллохтоны (пришельцы).

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Общие условия жизни грибов. Влияние внешних факторов.

2. Отношение грибов к ведущим экологическим факторам – температуре, влажности, свету, рН-среде, кислороду, земному тяготению (факториальная экология).

3. Питание грибов. Ассимиляция и диссимиляция.

4. Размножение и расселение грибов. Бесполое, половое и вегетативное, биологические типы спор грибов.

5. Анемохория и зоохория в жизни грибов, приспособления к анемохорному и зоохорному расселению.

6. Закономерности географического распределения грибов, историческая и экологическая микогеография.

7. Синэкология грибов, их положение в природных сообществах.

8. Микоценоз как особый тип биотических сообществ.

9. Основные экологические группы грибов (сапротрофы, паразиты, симбиотрофы, хищники) и их роль в экосистемных процессах.

10. Паразитические грибы, распространение и происхождение паразитизма у грибов, его эволюционное и экологическое значение.

11. Симбиотрофные грибы и их экологическое значение.

12. Эндомикориза орхидных, ее особенности.

13. Характеристика экологических групп грибов: водные грибы, древесные грибы, копрофильные грибы, почвенные грибы.

14. Съедобные и ядовитые грибы. Места обитания, роль в природе.

15. Значение грибов в рационе человека. Профилактика отравления ядовитыми грибами.

16. Использование грибов в разных областях хозяйственной деятельности человека.

17. Охрана и рациональное использование грибных ресурсов.

18. Растение и стресс.

19. Адаптации растений

20. Устойчивость растений и ее механизмы.

21. Взаимодействие растений с компонентами биоценозов.

22. Эколого-физиологические классификации растений.

23. Растения и проблемы глобальной экологии.

24. Правило мехового покрова. Физиологическая адаптация, акклимация и акклиматизация животных.

25. Правило Рише-Рубнера об уменьшении потребления кислорода по мере увеличения размеров тела.

26. Правило Рубнера о соотношении массы и поверхности. Правила величины особей.

27. Адаптации животных к действию нивального фактора среды. Фенологические данные на службе экологических исследований.

28. Чередование лет обилия и малочисленности видов в связи с климатическими воздействиями

29. Ориентация птиц по магнитному полю земли и фотокомпасная ориентация. Подражательные реакции в ходе ориентации.

30. Биологическое сигнальное поле по Н.П. Наумову.

31. Конкурентные отношения по питанию. Компенсаторные механизмы, сопровождающие недостаток корма: сокращение плодовитости, прекращение размножения, миграции, переход на факультативные корма.

32. Брачные церемонии, их экологическое значение. Половое и родительское поведение.

33. Облигатное и факультативное научение молодняка. Птенцовые и выводковые птицы.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гусев М.В., Минеева Л.А.
Микробиология: учебник для вузов
Москва: Академия, 2008
 
Л1.2
Березина Н.А., Афанасьева Н.Б.
Экология растений: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2009
 
стр. 9
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.3
Дауда Т.А., Кощаев А.Г.
Экология животных: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2015
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56164
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Прокопьев Е.П.
Экология растений (особи, виды, экогруппы, жизненные формы): учебник для вузов
Томск: ТГУ, 2001
 
Л2.2
Черепанова Н.П., Тобиас А.В.
Морфология и размножение грибов: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2006
 
Л2.3
Барсукова Т.Н., Белякова Г.А., Прохоров [и др.] В.П.
Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы: учебное пособие
Москва: Академия, 2005
 
Л2.4
Томошевич М.А.
Патогенные микромицеты древесных интродуцентов семейства Rosaceae. Коллекция арборетума центрального сибирского ботанического сада: научное издание
Новосибирск: Академическое изд-во "Гео", 2010
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
проблемная лекция
 
лекция-визуализация
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 10
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
327 А1
Кабинет физиологии растений. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, раздвижной экран для проектора, таблицы по, шкаф сушильный универсальный, вытяжной шкаф, микротом замораживающий,  гербарий научный и учебный, папки для гербария, коллекции мхов и лишайников, определители растений, микроскопы, бинокуляры, лупы, покровные и предметные стекла, микропрепараты по анатомии и морфологии растений, посуда, влажные препараты, термостат, фиксированные и живые объекты, постоянные и временные микропрепараты по водорослям и грибам, практикумы, определители, таблицы по систематике растений, физиологии растений и микробиологии, раздаточный материал, карточки для занятий, покровные и предметные стекла, предметные стекла с вышлифованным углублением, препаровальные иглы, петли для пересева, стеклянные палочки, спиртовка, микропрепараты, посуда, растворы красителей, весы ВТ-500 торсионные, весы лабораторные ВЛТЭ 150 с гирей копировочной, питательные среды, бурав, высотомер, мерная вилка, полнотометр Биттерлиха, керны, спилы древесных растений, коллекции лекарственных растений, рефрактометры ИРФ-454Б2М, химические реактивы, посуда
 
238 А1
Кабинет методики преподавания биологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ученическая доска, кафедра. Муляжи, таблицы по биологии, микропрепараты, гербарий, тематические коллекции, влажные препараты, бюсты древнего человека, расс человека, скелеты млекопитающих, рыб, ящериц, портреты ученых
 
128 А1
Кабинет экологии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран, ноутбук, ученическая доска, кафедра, экран, телевизоры, видеопроигрыватель, DVD–плеер, витрины с животными, шкуры (волк, барс, енотовая собака), коллекция птиц, чучела медведей, чучела и тушки птиц и млекопитающих, биогеографические карты, справочники, коллекция видеофильмов, карты, калькуляторы, микропрепараты, микроскопы, скелеты рыб, земноводных, рептилий, влажные препараты, лотки для препарирования, скальпели, пинцеты, бинокулярные лупы, ручные лупы, витрины с чучелами птиц и млекопитающих, коллекция черепов млекопитающих, коллекция рогов копытных, коллекция чучел голов копытных
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Методические указания к выполнению практических работ

Практические занятия (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач

Перечень тем практических занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины. Практическими занятиями называют занятия с выполнением упражнений на построение схем, графиков, диаграмм, выполнению расчетно-графических работ по специальным дисциплинам.

Правильно организованные практические занятия имеют важное воспитательное и практическое значение (реализуют дидактический принцип связи теории с практикой) и ориентированы на решение следующих задач:

- углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

- формирование практических умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

 
стр. 11
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
- развитие умений наблюдать и объяснять явления, изучаемые;

- развития самостоятельности и т.д.

Работа считается выполненной, если студент:

• индивидуально выполнил практическую работу;

• осмыслил теоретический материал на уровне свободного воспроизведения;

• аккуратно оформил в тетради необходимые рисунки, математические расчеты, таблицы и др.;

• сформулировал правильные выводы и дал письменные ответы на контрольные вопросы;

• защитил работу.

2. Методические указания по самостоятельной работе студентов

Особенностью курса Частная экология (экология бактерий, грибов, растений, животных) является индивидуальная работа магистранта – биолога при выполнении практических заданий. Самостоятельно выполняет практическую работу, используя литературные источники, указанные в методических рекомендациях и тексты лекций. Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях, во время защиты практической работы, на индивидуальных занятиях. Для выполнения плана самостоятельной работы магистранту необходимо прочитать и усвоить теоретический материал по основным и литературным источникам. Необходимо творчески переработать изученный материал и представить его для отчета в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.

Для подготовки к практическим занятиям нужно обратить внимание на контрольные вопросы, при необходимости просмотреть рекомендуемую литературу, выписать непонятные пункты для уяснения их на предстоящем занятии магистранта на лабораторных занятиях.  Защита некоторых лабораторных работ предусматривает самостоятельную подготовку по темам, указанным в плане самостоятельной работы.

Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских занятиях, во время защиты лабораторной работы, аттестаций, на индивидуальных занятиях.

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, эссе и др.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на лабораторных занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.

В случае пропуска лекций, лабораторных и семинарских занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Для подготовки к лабораторным занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.

3. Применение активных методов обучения

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов активного обучения, и любая из  классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Чаще всего их делят на имитационные и неимитационные, игровые и неигровые методы.  Среди них: активная (проблемная) лекция, лекция-визуализация, круглый стол, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, мозговая атака, программированное обучение, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, поисковая лабораторная работа, коллективная мыслительная деятельность, метод проектов и т.д.

4. Методические указания к подготовке и написанию реферата, эссе, доклада.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его 

 
стр. 12
УП: 06.04.01_2019_159М.plx
 
прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2019). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.