45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- обеспечить овладение магистрантами знаниями об особенностях эстетики фольклора алтайцев и ее места в системе художественной культуры народа;
- познакомить магистров с основными категориями эстетики, научить их использовать современные методики исследования при выявлении их в алтайском фольклоре.
ции
ракт.
Элементы категории драматического в обрядах, игровой поэзии. /Пр/
Категории эстетики в работах Ю. Борева
Мифологический мотив «через смерть к новому рождению» в работе В. Ереминой «Ритуал и фольклор»
Об «универсально-телесном низе», как компоненте комического в работе М.М. Бахтина
О комических персонажах в эпосе работах С.С. Суразакова
Категории эстетики и их природа в работах Ю. Борева
Специфика и универсальные черты в эстетике фольклора алтайцев в работе М.П. Чочкиной
О природе трагического в календарных обрядах алтайцев в работе К.Э. Укачиной
Черты «универсально-телесного низа» в фольклоре алтайцев
Мифологический мотив «через смерть к новому рождению» в обрядах алтайцев
Эстетическая сущность состязаний и борьбы в обрядах и играх алтайцев
Элементы комического в песенных и словесных состязаниях, дразнилках и прозвищах алтайцев
Драматическое в хороводных и обрядовых песнях алтайцев
Героическое в исторических преданиях и песнях
Персонажи-герои в эпосе алтайцев
Возвышенное в величальных песнях, гимнах, благопожеланиях
Эстетика возвышенного в картинах Г.И. Чорос-Гуркина
Красота, гармония, мера в благопожеланиях, в «бай» - священных законах
Прекрасное в героическом эпосе алтайцев
Безобразное и низменное в сказках и эпосе
Эволюция образов в фольклоре алтайцев
Идеал в мифах и фольклоре алтайцев
Идеальное и божественное в фольклоре алтайцев
Чудесное и ужасное в несказочной прозе
Смеховая культура и комизм в фольклоре алтайцев
Категории эстетики в работах Ю. Борева
1.Фольклордыn эстетиказыныn философия тöзöлгöзи.
2. Эстетиканыn öзöги ле оныn jÿзÿни искусстводо ло телекейде.
3. Алтай искусстводо ло культурада фольклордыn эстетиказыныn jебрен ле тöзöлгö учуры.
4. Алтай оос поэзияда jараштыn, кемjÿниn, байлуныn (гармонияныn) оnдомолдоры.
5. Байланыштрада алтай кижиниn айландыра телекейле теn-тай бирлик колбузы.
6. Соjындарда, кай чöрчöктö алтай кижиниn телекейле колбузы.
7. Алтай фольклордыn эстетический кемин шиnдегени.
8. Трагическое деп категория сооjындарда ла чÿм-jаnда «öлÿм ажыра jаnы jÿрÿмге» деп мифологический мотив ажыра jарталганы.
9. М.М. Бахтинниn, О. Фрейденбергтиn, И.Е. Ереминаныn шиnжÿ иштеринде чÿм-jаnдарда «öлÿм», «jÿрÿм» деп оnдомолдорды jартаганы.
10. Айыл-jуртла колбулу, календарный, культовый, ишле колбулу чÿм-jаnдарда тÿжÿмниn символиказы.
11. Комическое деп категорияныn чÿм-jаnдарла, ойын- jыргалла колбузы.
12. Каткыныn ла сыгыт- комыттыn jебрен учуры.
13. Календарный чÿм-jаnдарда символический каткыныn ла ыйдыn комический учуры.
14. «Универсально-телесный низ» деп мотивтиn комическое деп категорияда тöзöлгö учуры.
15. Драматическое деп категорияныn элементтери чÿм-jаnда, ойынныn поэзиязында.
16. Кÿрее кожоnдордо ло кÿрее биjеде драматическое деп оnдомол.
17. Ойындарда, чöрчöктöрдö, кай чöрчöктöрдö, сöгÿште тартыжуныn кебери.
18. Ат-нере (героическое) деп категория алтай фольклордо.
19. Ат-нере деп категорияныn jебрен кеберлери: кам, кайчы, батыр.
20. Тÿÿки кеп куучындарда, кожоnдордо, ат-нерелу кайлап айдар чöрчöктöрдо тöрöлиниn ле элиниn jайымы учун тартыжуныn бийик кÿÿн-табы.
21. Jабыстыn (безобразное и низменное) темдектери сöгÿш сöстöрдо лö кожоnдордо, чололордо.
22. Чöрчöктöрдö лö кай чöрчöктöрдö jуу-чактыn, öлÿмниn jабыс учуры керегинде.
23. Jабыстыn кеберлери : Jелбеген, алтыгы ороонныn сÿр-кеберлери.
стетический категориялардыn аnылу темедектери ле оnдомолдоры.
24. Эстетический категориялардыn аnылу темедектери ле оnдомолдоры оос поэзияда.
25. Литературада ла искусствоныn бöлÿктеринде алтай фольклордыn эстетиказыныn категориялары ла аnылу темдектери.
1 вариант
1. «Кочо-кан» деп чÿм-jаnда эстетиканыn кандый категориязы тöзöлгö алынат?
а) трагическое;
б) героическое;
в) возвышенное.
2. «Сынару» деп чöрчöктö «драматическое» деп айалганы кöргÿзип турган тöс темдек?
а) кыйалтазы jок öлÿмге jетире тартыжу;
б) эки ийде-кÿчтиn тартыжузы;
в) Сынару ла jокту балыкчыныn сÿÿжи.
3. Кандый жанрда «трагическое» деп категорияныn темдектери иле кöрÿнет?
а) сонет;
в) элегия.
4. Коот, соот, шоот - кандый эстетический категорияныn тöс бÿдÿмдери?
а) драматическое;
б) героическое;
в) комическое.
5. М.М.Бахтинниn ижин темдектеп беригер:
а) «Золотая ветвь»;
б) «Ритуал и фольклор»;
в) «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
6. Кандый эстетический категория керегинде айдылат: «Эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности» (Авдеев В.И., Радугин А.А.)?
а) трагическое;
б) комическое;
в) низменное.
7. «Баатыр» кандый эстетический кемjÿге келижип турган сÿр-кебер?
а) безобразное;
б) героическое;
в) трагическое.
8. «Эстетика» деп бичиктиn авторы?
а) С.С. Суразаков;
б) Ю. Борев;
в) В.Еремина.
9. Мак кожоn, алкыш сöс, мÿргÿÿл сöс – кандый эстетический кемjÿге келижип турган жанрлар?
а) возвышенное;
б) низменное;
в) трагическое.
10. «Öлÿм ажыра jаnы jÿрÿмге» деп мифологический мотив кандый эстетический кемjÿниn тöзöлгöзинде турат?
а) комическое;
б) трагическое;
в) возвышенное.
2 вариант
1. «Чага-байрам», «Jылгайак» деп чÿм-jаnдарда эстетиканыn кандый категориязы тöзöлгö алынат?
а) трагическое;
б) героическое;
в) возвышенное.
2. «Ырысту» деп чöрчöктö «драматическое» деп айалганы кöргÿзип турган тöс темдек?
а) кыйалтазы jок öлÿмге jетире тартыжу;
б) эки ийде-кÿчтиn тартыжузы;
в) Ырыстуга Алтайдыn ээзи болушканы.
3. Кандый жанрда «комическое» деп категорияныn темдектери иле кöрÿнет?
а) романс;
б) пародия;
в) элегия.
4. Ат-нерелÿ керектер, элдиn jайымы учун тартыжу - кандый эстетический категорияныn тöс бÿдÿмдери?
а) драматическое;
б) героическое;
в) комическое.
5. О. Фрейденбергтиn ижин темдектеп беригер:
а) «Поэтика сюжета и жанра»;
б) «Ритуал и фольклор»;
в) «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».
6. Кандый эстетический категория керегинде айдылат: «Эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут положительно освоены обществом и личностью» (Авдеев В.И., Радугин А.А.)?
а) трагическое;
б) возвышенное;
в) низменное.
7. «Jелбеген» кандый эстетический кемjÿге келижип турган сÿр-кебер?
а) безобразное;
б) героическое;
в) трагическое.
8. «Художественное освоение мира в алтайской устной поэзии» деп статьяныn авторы?
а) С.С. Суразаков;
в) М. Чочкина.
9. Сöгÿш кожоn, чололор, ойынныn поэзиязы – кандый эстетический кемjÿге келижип турган кееркедим бÿдÿмдер?
а) возвышенное;
б) низменное;
в) комическое.
10. «Универсально-телесный низ» деп мифологический мотив кандый эстетический кемjÿниn тöзöлгöзинде турат?
а) комическое;
б) трагическое;
в) возвышенное.
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.
В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В
В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
Общие требования к внешним параметрам текста
Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта - 14, гарнитура шрифта - Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.
Сноски постраничные.
Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа
Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине
Методические указания по подготовке к тестам:
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться лекциями, учебниками, дополнительной литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
4. Методические рекомендации по подготовке к зачету
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:
– выяснить уровень освоения обучающимися программы учебной дисциплины;
– оценить формирование определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;
– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.
Зачет проводится в форме собеседования, в процессе которого обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.
Методические указания по подготовке к зачету
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.