2019-2020_45_04_01_2019_529М_plx_Эстетика алтайского фольклора_Литература народов России (алтайская литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Эстетика алтайского фольклора
Учебный план
45.04.01_2019_529М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
44,6
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,55
18,55
18,55
18,55
Сам. работа
44,6
44,6
44,6
44,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., Зав.каф., Чочкина Майя Петровна
 
 
Эстетика алтайского фольклора
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать у магистров представления об эстетике фольклора как основы науки о сущности и законах искусства алтайцев, ее своеобразии
1.2
Задачи: - сформировать основные понятия и представления об эстетике фольклора, закономерностях ее развития;

- обеспечить овладение магистрантами знаниями об особенностях эстетики фольклора алтайцев и ее места в системе художественной культуры народа;

- познакомить магистров с основными категориями эстетики, научить их использовать современные методики исследования при выявлении их в  алтайском фольклоре.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Преподавание дисциплины «Эстетика алтайского фольклора» опирается на знания магистра, освоившего курсы «Устное народное творчество» на предыдущем курсе обучения 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Магистрант приобретает новые знания, необходимые для изучения дисциплин «Мифопоэтика алтайской литературы», «Актуальные вопросы современной алтайской литературы».
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1:владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
 
 
Уровень 1
значения фольклора как вида искусства в истории культуры, видение тенденций художественного процесса; особенности устного художественного творчества, умение адекватно оценивать выразительные характеристики художественных объектов;
Знать:
61539
 
 
 
Уровень 1
оперировать понятиями эстетики фольклора; выстраивать самостоятельные суждения по эстетическим категориям; анализировать эстетические функции фольклора и литературы
Уметь:
61539
 
 
 
Уровень 1
навыками наблюдения, анализа современных процессов в фольклоре и литературе родного народа; навыками сравнительно-типологического анализа фольклора родственных народов; навыками анализа научных работ об эстетике фольклора
Владеть:
61539
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 
 
1.1
Введение. Эстетика фольклора и философия.Красота, мера, гармония в алтайской устной поэзии.   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
0
 
1.2
Эстетика фольклора в работах исследователей. Категория трагического в мифологии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
0
 
1.3
Связь категории комического с обрядами, играми.Символические образы категории героического в устной поэзии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
0
 
1.4
Безобразное и низменное в словесных и песенных состязяниях, дразнилках.Эстетические свойства в фольклоре алтайцев  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
0
 
1.5
Отражение окружающего мира принципами эстетики.Красота, мера, гармония в алтайской в мифологии и в «байланыш» - религиозно-этических нормах, героических сказаниях  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
0
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
1.6
Эстетика фольклора в работах С.С. Суразкова, С.С. Каташа, Н.И. Шатиновой, В.А. Муйтуевой,  Е.Е. Ямаевой, М.А. Демчиновой, Т.М. Садаловой, М.П. Чочкиной.Символика плодородия в  семейно-бытовом, календарном, культовом, производственном обрядах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
2
 
1.7
Мотив «универсально-телесного низа» как основа категории комического.

Элементы категории драматического в обрядах, игровой поэзии.  /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
2
 
1.8
Символические образы категории героического: кам - шаман, кайчы - сказитель, баатыр - богатырь. Героическое начало в исторических преданиях, песнях, эпических сказаниях. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
2
 
1.9
Низменное начало смерти и войны в сказках и героическом эпосе алтайцев.Эстетические свойства в фольклоре алтайцев (чудесное, изъящное, ужасное, прелестное и др.)  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ПК-1
2
2
 
1.10
О природе трагического в календарных обрядах алтайцев в работе К.Э. Укачиной, Ф.А. Сатлаева  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ПК-1
2
0
 
1.11
Черты «универсально-телесного низа» в фольклоре алтайцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
ПК-1
2
0
 
1.12
Мифологический мотив «через смерть к новому рождению» в обрядах алтайцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ПК-1
2
0
 
1.13
Эстетическая сущность состязаний и борьбы в обрядах и играх алтайцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
ПК-1
2
0
 
1.14
Элементы комического в песенных и словесных состязаниях, дразнилках и прозвищах алтайцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ПК-1
2
0
 
1.15
Драматическое в хороводных  и обрядовых песнях алтайцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
ПК-1
2
0
 
1.16
Героическое в исторических преданиях и песнях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ПК-1
2
0
 
1.17
Персонажи-герои в эпосе алтайцев /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
ПК-1
2
0
 
1.18
Возвышенное в величальных песнях, гимнах, благопожеланиях /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4,6
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
8,85
ПК-1
2
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
0,15
ПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1 Л2.2
0,4
ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы

Категории эстетики в работах Ю. Борева

Мифологический мотив «через смерть к новому рождению» в работе В. Ереминой «Ритуал и фольклор»

Об «универсально-телесном низе», как компоненте комического в работе М.М. Бахтина

О комических персонажах в эпосе работах С.С. Суразакова

Категории эстетики и их природа в работах Ю. Борева

 
стр. 6
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
Исследование эстетики фольклора алтайцев

Специфика и универсальные черты в эстетике фольклора алтайцев в работе М.П. Чочкиной

О природе трагического в календарных обрядах алтайцев в работе К.Э. Укачиной

Черты «универсально-телесного низа» в фольклоре алтайцев

Мифологический мотив «через смерть к новому рождению» в обрядах алтайцев

Эстетическая сущность состязаний и борьбы в обрядах и играх алтайцев

Элементы комического в песенных и словесных состязаниях, дразнилках и прозвищах алтайцев

Драматическое в хороводных  и обрядовых песнях алтайцев

Героическое в исторических преданиях и песнях

Персонажи-герои в эпосе алтайцев

Возвышенное в величальных песнях, гимнах, благопожеланиях

Эстетика возвышенного в картинах Г.И. Чорос-Гуркина

Красота, гармония, мера в благопожеланиях, в «бай» - священных законах

Прекрасное в героическом эпосе алтайцев

Безобразное и низменное в сказках и эпосе

Эволюция образов в фольклоре алтайцев

Идеал в мифах и фольклоре алтайцев

Идеальное и божественное в фольклоре алтайцев

Чудесное и ужасное в несказочной прозе

Смеховая культура и комизм в фольклоре алтайцев

Категории эстетики в работах Ю. Борева

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1.Фольклордыn эстетиказыныn  философия тöзöлгöзи.

2. Эстетиканыn öзöги ле оныn jÿзÿни искусстводо ло телекейде.

3. Алтай искусстводо ло культурада фольклордыn эстетиказыныn jебрен ле тöзöлгö учуры.

4. Алтай оос поэзияда jараштыn, кемjÿниn, байлуныn (гармонияныn) оnдомолдоры.

5. Байланыштрада алтай кижиниn айландыра телекейле теn-тай бирлик колбузы.

6. Соjындарда, кай чöрчöктö алтай кижиниn  телекейле колбузы.

7. Алтай фольклордыn эстетический  кемин шиnдегени.

8. Трагическое деп категория сооjындарда ла чÿм-jаnда «öлÿм ажыра jаnы jÿрÿмге» деп мифологический мотив ажыра jарталганы.

9. М.М. Бахтинниn, О. Фрейденбергтиn, И.Е. Ереминаныn шиnжÿ иштеринде чÿм-jаnдарда «öлÿм», «jÿрÿм» деп оnдомолдорды jартаганы.

10. Айыл-jуртла колбулу, календарный, культовый, ишле колбулу чÿм-jаnдарда тÿжÿмниn символиказы.

11. Комическое деп категорияныn чÿм-jаnдарла, ойын- jыргалла колбузы.

12. Каткыныn ла сыгыт- комыттыn jебрен учуры.

13. Календарный чÿм-jаnдарда символический каткыныn ла ыйдыn комический учуры.

14. «Универсально-телесный низ» деп мотивтиn комическое деп категорияда тöзöлгö учуры.

15. Драматическое деп категорияныn элементтери чÿм-jаnда, ойынныn поэзиязында.

16. Кÿрее кожоnдордо ло кÿрее биjеде драматическое деп оnдомол.

17. Ойындарда, чöрчöктöрдö, кай чöрчöктöрдö, сöгÿште тартыжуныn кебери.

18. Ат-нере (героическое) деп категория алтай фольклордо.

19. Ат-нере деп категорияныn jебрен кеберлери: кам, кайчы, батыр.

20. Тÿÿки кеп куучындарда, кожоnдордо, ат-нерелу кайлап айдар чöрчöктöрдо тöрöлиниn ле элиниn jайымы учун тартыжуныn бийик кÿÿн-табы.

21. Jабыстыn (безобразное и низменное) темдектери сöгÿш сöстöрдо лö кожоnдордо, чололордо.                               

22. Чöрчöктöрдö лö кай чöрчöктöрдö jуу-чактыn, öлÿмниn jабыс учуры керегинде.

23. Jабыстыn  кеберлери : Jелбеген, алтыгы ороонныn сÿр-кеберлери.

стетический категориялардыn  аnылу темедектери ле оnдомолдоры.

24. Эстетический категориялардыn  аnылу темедектери ле оnдомолдоры оос поэзияда.

25. Литературада ла искусствоныn бöлÿктеринде алтай фольклордыn эстетиказыныn категориялары ла аnылу темдектери.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

1 вариант

1. «Кочо-кан» деп чÿм-jаnда эстетиканыn кандый категориязы тöзöлгö алынат?

а) трагическое;

б) героическое;

в) возвышенное.

2. «Сынару» деп чöрчöктö «драматическое» деп айалганы кöргÿзип турган тöс темдек?

а) кыйалтазы jок öлÿмге jетире тартыжу;

б) эки ийде-кÿчтиn тартыжузы;

в) Сынару ла jокту балыкчыныn сÿÿжи.

3. Кандый жанрда «трагическое» деп категорияныn темдектери иле кöрÿнет?

а) сонет;

 
стр. 7
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
б) гражданская лирика;

в) элегия.

4. Коот, соот, шоот - кандый эстетический категорияныn тöс бÿдÿмдери?

а) драматическое;

б) героическое;

в) комическое.

5. М.М.Бахтинниn ижин темдектеп беригер:

а) «Золотая ветвь»;

б) «Ритуал и фольклор»;

в) «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

6. Кандый эстетический категория керегинде айдылат: «Эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности» (Авдеев В.И., Радугин А.А.)?

а) трагическое;

б) комическое;

в) низменное.

7. «Баатыр» кандый эстетический кемjÿге келижип турган сÿр-кебер?

а) безобразное;

б) героическое;

в) трагическое.

8. «Эстетика» деп бичиктиn авторы?

а) С.С. Суразаков;

б) Ю. Борев;

в) В.Еремина.

9. Мак кожоn, алкыш сöс, мÿргÿÿл сöс – кандый эстетический кемjÿге келижип турган жанрлар?

а) возвышенное;

б) низменное;

в) трагическое.

10. «Öлÿм ажыра jаnы jÿрÿмге» деп мифологический мотив кандый эстетический кемjÿниn тöзöлгöзинде турат?

а) комическое;

б) трагическое;

в) возвышенное.

2 вариант

1. «Чага-байрам», «Jылгайак» деп чÿм-jаnдарда эстетиканыn кандый категориязы тöзöлгö алынат?

а) трагическое;

б) героическое;

в) возвышенное.

2. «Ырысту» деп чöрчöктö «драматическое» деп айалганы кöргÿзип турган тöс темдек?

а) кыйалтазы jок öлÿмге jетире тартыжу;

б) эки ийде-кÿчтиn тартыжузы;

в) Ырыстуга Алтайдыn ээзи болушканы.

3. Кандый жанрда «комическое» деп категорияныn темдектери иле кöрÿнет?

а) романс;

б) пародия;

в) элегия.

4. Ат-нерелÿ керектер, элдиn jайымы учун тартыжу - кандый эстетический категорияныn тöс бÿдÿмдери?

а) драматическое;

б) героическое;

в) комическое.

5. О. Фрейденбергтиn ижин темдектеп беригер:

а) «Поэтика сюжета и жанра»;

б) «Ритуал и фольклор»;

в) «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

6. Кандый эстетический категория керегинде айдылат: «Эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут положительно освоены обществом и личностью» (Авдеев В.И., Радугин А.А.)?

а) трагическое;

б) возвышенное;

в) низменное.

7. «Jелбеген» кандый эстетический кемjÿге келижип турган сÿр-кебер?

а) безобразное;

б) героическое;

в) трагическое.

8. «Художественное освоение мира в алтайской устной поэзии» деп статьяныn авторы?

а) С.С. Суразаков;

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
б) Ю. Борев;

в) М. Чочкина.

9. Сöгÿш кожоn, чололор, ойынныn поэзиязы – кандый эстетический кемjÿге келижип турган кееркедим бÿдÿмдер?

а) возвышенное;

б) низменное;

в) комическое.

10. «Универсально-телесный низ» деп мифологический мотив кандый эстетический кемjÿниn тöзöлгöзинде турат?

а) комическое;

б) трагическое;

в) возвышенное.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту, Реферат, Тест
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Суразаков С.С., Конунов А.А.
Алтай фольклор: учебное пособие на алтайском языке
Горно-Алтайск: БУ РА Литературно-издательский Дом "Алтын-Туу", 2015
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чочкина М.П.
Этнолингвокультурология и мифология: учебное пособие для магистров
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=647:etnolingvokulturologiya-i-mifologiya&catid=17:culture&Itemid=173
 
Л2.2
Муканова Т.Н.
И зреет художественный образ: (адаптация системы К.С. Станиславского для анимации): учебное пособие
Алматы: КазНАИ им.Т. Жургенова, 2014
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.5
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 9
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на 

 
стр. 10
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В 

 
стр. 11
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Методические указания по подготовке к тестам:

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

4. Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.

Методические указания по подготовке к зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.