45.04.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
знания об эволюции литературной критики Горного Алтая; понимание
художественного своеобразия и значения литературного произведения в
критическом аспекте.
ции
ракт.
развития литературной критики /Ср/
2. Периодизация истории литературной критики Горного Алтая.
3. Оценочные критерии нормативно-жанровой критики.
4. Эстетические основы и проблематика выступлений ведущих критиков.
5. Основные принципы философской критики.
6. Литературно-критическая позиция В.Г. Белинского в 1840-е годы.
7. Жанровые особенности критических выступлений В.Г. Белинского.
8. Своеобразие «эстетической» критики: позиции, имена.
9. Основные принципы «реальной» критики.
10. Писательская критика XX века (на примере одного писателя).
11. Позиции журналов «Алтайдын тууларында, "Дылдыс".
12. Журнальная и газетная критика рубежа веков.
13. Своеобразие «новой» критики (на примере одного автора).
14. Развитие литературно-критической мысли в Сибири
15. Об истории критики в региональных литературах.
16. Зачатки литературно-критической мысли в Горном Алтае.
17. Особенности критических работ 30-х годов ХХ века.
18. Зарождение очеркистики
19. 1960-1980-е годы ХХ столетия, основы профессионального литературоведения и критики
20. Расцвет национального литературоведения, конец ХХ начало ХХ1 века
Своеобразие литературно-критической позиции С. Суразакова, С.Каташа, С.Каташева, В.Чичинова, Т. Тюхтенева, Г.Когдакова, З.Казагачевой, Р.Палкиной, Н.Киндиковой(на выбор).
Формирование новых жанров в национальной критике .
Литературно-критическая позиция А.Коптелова, С.Кожевникова, Н.Баскакова, П.Кучияка и др. (на выбор)
В.Г. Белинский о содержании и целях литературной критики.
Жанровые особенности критических выступлений В.Г. Белинского.
Споры о «реальной» критике.
Писательская критика второй половины XIX -начала ХХ веков: Л.Кокышев, Э.Палкин, А.Адаров, Б.Бедюров, Б.Укачин и
Критика на страницах газет "Красная Ойротия", "Ойротский край".
Роль журнала "Сибирские огни" в пропоганде и развитии региональной критики
Литературно-художественная критика на страницах альманахов "В горах Алтая"
Зачатки профессионального литературоведения и критики
Принципы классификации литературно-критических жанров
Конспекты
1. Ценность работ Н.Баскакова и С.Суразакова
2. Особенности монографических исследований С.Каташа, З.Казагачевой, В.Чичинова, Г.Кондакова, С.Каташева, Н.Киндиковой, Э.Чининой и др.
3. О роли фольклора в формировании алтайской лирической поэзии в статьях сборников: "Актуальные вопросы современной алтайской литературы" (1975), "Улагашевские чтения" (1979), "Алтайский фольклор и литература" (1982), "Национальное наследие и современность" (1984) и др.
4. Алтайская лирика в работах ведущих литературоведов страны и региона (Р.Бикмухаметов, В.Дементьев, Н.Тобуроков и др.)
Литература:
1. Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература.-1948.
2. Суразаков С.С. Алтай литература.-Горно-Алтайск, 1962, 1995.
3. Каташ С.С. Литературные портреты.-Горно-Алтайск, 1971.
4. Чичинов В.И. Адрес поэзии – Горный Алтай.-Горно-Алайск, 1976.
5. Каташев С.М.Алтай eлгер керегинде. – Горно-Алтайск, 1974.
6. Кондаков Г.В. Магнитное поле поэта. - Барнаул, 1976.
7. Дементьев В.В. Звездный путь: поэзия Горного Алтая и других народов Сибири: прошлое и настоящее.-Горно-Алтайск, 1985.
8. Тобуроков Н.Н. Современная поэзия народов Сибири.-М., 1986.
9. Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике. - Горно-Алтайск, 1989; Эмдиги алтай лириканын кееркедими.-Горно-Алтайск, 1994; Проблемы алтайской лирики. Генезис. Поэтика. Искусство перевода. - Горно-Алтайск, 2003
Основные показатели оценки:
Понимание обсуждаемой проблемы.
Формы и методы контроля и оценки:
текущий контроль успеваемости в форме тестирования;
текущий контроль и оценка активности и креативности аспиранта на аудиторных занятиях;
промежуточный контроль в форме защиты рефератов.
Итоговый контроль – зачёт.
устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается магистрантом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 2-3 страницы машинописного текста.
Конспектирование произведения – это краткое последовательное изложение его содержания своими словами с цитированием главных положений.
Конспект – универсальная и вместе с тем сложная форма записи, в которой могут иметь место и другие виды рабочих записей – пометки, выписки, тезисы, схемы, таблицы, диаграммы.
Единого, пригодного для всех магистрантов метода конспектирования не существует: каждый записывает так, как для него удобнее. Но надо стремиться к тому, чтобы конспективные записи были краткими, четкими, разборчивыми и наилучшим образом содействовали глубокому усвоению основных проблем произведения.
Конспект должен содержать не только идеи прочитанного текста, но и их обоснование, наиболее важные факты, даты и т.д.
Правильно и хорошо составленный конспект служит средством повторения материала и подготовки к итоговой аттестации. Для этого необходимо, чтобы конспект был совершенным не только по содержанию, но и по форме. Хорошая форма конспекта позволяет удобно им пользоваться. Следует соблюдать выделение заголовков, абзацев, выводов, оставлять широкие поля.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.