2019-2020_45_04_01_2019_529М_plx_Литературное краеведение и наследие писателей РА_Литература народов России (алтайская литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литературное краеведение и наследие писателей РА
Учебный план
45.04.01_2019_529М.plx

45.04.01 Филология

Литература народов России (алтайская литература)
 
зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
152,6
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18,55
18,55
18,55
18,55
Сам. работа
152,6
152,6
152,6
152,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Киндикова Альбина Викторовна
 
 
Литературное краеведение и наследие писателей РА
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)
 
45.04.01 Филология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать представление о памятниках алтайской литературы, как неотъемлемой части общенациональной культуры.
1.2
Задачи: - познакомить магистрантов с литературным краеведением и произведениями XIX-XX вв., связанными с ними;

- познакомить  магистрантов с литературными музеями, усадьбами писателей;

- углубить знания магистрантов об алтайской литературной культуре, ее своеобразии;

- пробудить интерес к проблемам региональной литературы;

- изучить тексты, имеющие отношение к краеведческой тематике;

- развить научно-творческие навыки, способствующие  самостоятельной работе с культурными текстами.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Мифопоэтика алтайской литературы
2.2.2
Художественный перевод
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4:способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
 
 
Уровень 1
основные научные и теоретические труды в области литературного краеведения
Знать:
61538
 
 
 
Уровень 1
демонстрировать углубленные знания литературного краеведения и наследия писателей РА
Уметь:
61538
 
 
 
Уровень 1
необходимыми знаниями по истории литературы, культуры Сибири и Горного Алтая
Владеть:
61538
 
 
 
ПК-2:владением навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования, оформления и продвижения результатов собственной научной деятельности
 
 
Уровень 1
основные навыки  квалифицированного анализа, реферирования
Знать:
61540
 
 
 
Уровень 1
анализировать художественные произведения писателей Горного Алтая с точки зрения их функционирования в контексте алтайской литературы
Уметь:
61540
 
 
 
Уровень 1
навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования
Владеть:
61540
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Наследие писателей РА
 
1.1
История алтайской республиканской писательской организации. Литературная жизнь Республики Алтай /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-4
2
0
 
1.2
Проблемы изучения региональной литературы.

Алтайские писатели и поэты старшего поколения.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-4
2
0
 
1.3
Современная алтайская проза. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
1.4
Современная алтайская лирика /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
 
Раздел 2. 
 
стр. 5
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
2.1
Литературное краеведение и его место среди литературоведческих дисциплин. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-4
2
2
 
2.2
Писатели и места, связанные с их творчеством /Пр/
Л1.2Л2.1
4
ОПК-4
2
2
 
2.3
Проблема областничества и народническая литература /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-4
2
2
 
2.4
Сибирская литература XX в /Пр/
Л2.2
2
ОПК-4
2
2
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Традиции русской литературы в поэзии Б.Укачина (М. Лермонтов, В.Маяковский, Н.Рубцов). Уровни интертестуальности. /Ср/
Л2.1
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.2
Проблемно-тематический комплекс поэтического творчества Сурайи Сартаковой (сборники »Подснежник», «Благодарность людям», «Перевал любви») /Ср/
Л1.1Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.3
Поэтика современной алтайской поэзии (на материале творчества А.Куладжи. Ю.Туденековой,  С.Адлыкова, В.Бахмутова, О.Казаковаой, О.Граковой,  С.Решетнева, Л.Юсуповой. /Ср/
Л1.1Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.4
Литература Сибирского региона: основные работы исследователей.

Традиционное и инновационное в литературе.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.5
Тематика, проблематика современной алтайской прозы. Национальная картина мира в прозе Д.Каинчина. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.6
Тематика, жанровое своеобразие современной алтайской лирики. /Ср/
Л1.1Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.7
История культурного и литературного развития г. Горно-Алтайска /Ср/
Л2.1 Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.8
Русская литература Горного Алтая /Ср/
Л1.1Л2.1
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.9
Современная проза Республики Алтай. /Ср/
Л1.1Л2.1
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.10
Расширение проблемно-тематического комплекса. Основные проблемы: поэзия и время, человек и мир, Вселенная и вечность, любовь и красота. Обращение к обрядовой поэзии. Д.Белеков. К.Керчилов. Б.Бурмалов. Ч.Еемзеев.

Творчество С.Сартаковой

/Ср/

Л1.1Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.11
Творчество П.Самыка, Б.Бедюрова, А.Ередеева, Ш.Шатинова: создание образа  социально-активного и одухотворенного высоким гражданским чувством лирического героя. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
стр. 6
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
3.12
Д. Каинчин. Философское осмысление прошлого, настоящего, будущего: «Перед глазами Синяя скала», «Сохрани нас». Осмысление Гражданской войны и революции:  незаконченный роман «Над нами гора Белуха».  Тема Великой Отечественной войны: «Дорога отцов». Острые вопросы современности в прозе писателя. Мифологизм творческого мышления Д.Каинчина. Д.Каинчин – переводчик Акутагавы, М.Шолохова, В.Шукшина, Ч.Айтматова. /Ср/
Л1.1Л2.1
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.13
К. Телесов. Роман «Катунь весной». Сатирические рассказы. А. Ередеев. Проза для детей. Сопоставление с русской современной детской прозой. /Ср/
Л1.1Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.14
И.Штыгашев. Цикл путевых очерков П.Гордиенко «Ойротия».  Повесть Н.Глебова «Кара-Баарчык». Лирика Г.Кондакова, А.Эдокова, К.Козлова. Проза К.Поклонова и О.Бондарчук. Новейшая литература. А.Куладжи. Ю.Туденекова.  С.Адлыков. В.Бахмутов. О.Казакова. О.Гракова. С.Решетнев. Л.Юсупова. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
10
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
3.15
Сведения об истории Горно-Алтайска. Образование, культура города в разные этапы его развития. Газеты, журналы, издаваемые в  РА. Литературные объединения  в культурной жизни города и республики.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
12,6
ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2Л2.2
0,4
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8,85
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2Л2.1
0,15
ОПК-4 ПК-2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Проблемы изучения региональной литературы.

2. Понятие локального текста

3. Жизнь и творчество Г.Ч. Гуркина.

4. У истоков алтайской литературы.

5. Алтайская драматургия.

6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.

7. Современная алтайская проза.

8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.

9. Современная алтайская поэзия.

10. Русская литература Горного Алтая.

11. Творчество писателя …(по выбору студента).

12. Творчество поэта…(по выбору студента).

13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова

14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова

15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)

16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае

17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.

18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.

19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)

 
стр. 7
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая

21. Проблемы современности в творчестве …..

22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики

23. Б.Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА

24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.

25. Мир природы в лирике алтайских поэтов

26. Мир природы в прозе алтайских писателей

27. Памятные литературные локусы Горного Алтая

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы для рефератов

1. Проблемы изучения региональной литературы.

2. Понятие локального текста

3. Жизнь и творчество Г.Ч.Гуркина.

4. У истоков алтайской литературы.

5. Алтайская драматургия.

6. Алтайские прозаики 30-70-х годов 20 в.

7. Современная алтайская проза.

8. Алтайская поэзия 70-80-х гг. 20 в.

9. Современная алтайская поэзия.

10. Русская литература Горного Алтая.

11. Творчество писателя …(по выбору студента).

12. Творчество поэта…(по выбору студента).

13. Алтай в жизни и творчестве Г. Гребенщикова

14. Алтай в жизни и творчестве В. Шишкова

15. Творческий портрет любого алтайского писателя – по выбору студента)

16. Литературные чтения и литературные премии на Алтае

17. Творчество Б. Укачина. Автобиографическое начало в повестях автора.

18. Села Республики Алтай в жизни и творчестве писателей.

19. Творчество одного из писателей РА: темы, проблемы, образы (на выбор)

20. Судьбы деревни, крестьянства, родной земли в прозе писателей Алтая

21. Проблемы современности в творчестве …..

22. Роль литературных изданий в культурной жизни города и республики

23. Б. Бедюров как поэт и председатель Союза писателей РА

24. Поэты (………..) как поэтические индивидуальности.

25. Мир природы в лирике алтайских поэтов

26. Мир природы в прозе алтайских писателей.

Художественные тексты:

Адаров А.О. Лирика. Гоби Алтай. Комус.  Я –алтаец. Мой народ.

Бахмутов В. Деревенька моя.

Белеков Д. Поющие деревья. Звезды у ручья.

Бедюров Б. Лирика.

Бельчекова Н. Синий волк.

Бурмалов Б. Лирика.

Гракова О. Лирика.

Елемов Г. Под землей.

Ередеев А. Лирика.

Каинчин Д. Перед глазами Синяя скала. Сохрани нас. Дорога отцов. В глазах алтайские горы.Над нами гора Белуха. Рассказы.

Кокышев Л. Стихи. Туба. Мое поколение.

Кондаков Г. Лирика.

Маскина Д. Соколиное гнездо.

Самык П. Лирика.

Сартакова С. Подснежник. Благодарность людям.

Телесов К. Рассказы. Катунь весной.

Палкин Э. Рассказы.

Укачин Б. Эхо вечного Алтая. Одинокий домик среди белых снегов. Горные духи.

Юсупова Л. Лирика.

Тематика эссе

Материалом для работы служат произведения местных писателей:

1. Тема семьи.

2. Женский мир.

3. Предметно-вещный мир.

4. Мотив потери.

5. Тема будущего.

6. Образы представителей старшего поколения.

 
стр. 8
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
7. Тема взаимоотношений поколений.

8. Образ ребенка.

9. Ситуация выбора.

10. Мотив перехода.

11. Образы животных.

12. Оппозиция «свой-чужой».

13. Мифофольклорное начало.

14. Воспоминания в структуре текста.

15. Сюжетно-композиционные особенности.

16. Поэтика финала.

17. Мотив обретения.

18. Человек и природа.

19. Поэтика пейзажа.

20. Сюжет-путешествие.

21. Миф в структуре произведения.

22. Тема смерти.

Тема эссе

1. Творческий портрет … (фамилия любого писателя, представляющего литературу Горного Алтая).

Задача эссе − раскрыть творческую индивидуальность автора, связанного с региональным краеведением.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ

ЦИТАТЫ ОБ АЛТАЕ (какому автору принадлежат строки?)

«Склоны этих гор – одно из красивейших мест Земли, и неудивительно, что обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи…

Алтай – самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся совсем в других местах» (Л.Гумилев).

«Я люблю Алтай крепко, с каждым годом моя любовь растет, и я знаю, чем возмещу Алтаю ту радость и счастье, которым он меня наделяет» (В.Шишков).

«Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии» (Н.Рерих).

“Вдали, подобно океану, оледеневшему в буре, блистали вечные льды, меж которых, теряясь в светлом голубоватом тоне неба, зубчатым великаном поднимался Кадын-Бажы (Белуха). В ущельях змеями вились туманы. Но где слова, где краска, чтобы передать эту картину?!

Напрасно ломаешь голову, напрасно ищешь в красках тона… Я посмотрел на все, потом на самого себя – что же я? невидная точка в этом огромном лабиринте! Мне казалось, что я вижу живого бога природы со всей его силой и красотой” (Е.Мейер).

“За понюх алтайского воздуха, за погляд его природной сказки, за послух ветра в кедрачах и звона горных речек, за один лишь побыв среди всего этого, не изжамканного колесами индустриализации, человек что угодно отдаст и скажет спасибо… Есть страны, которые живут за счет своей природной удачи. Не хлеб единый дает и хлеб. В Горном Алтае развитое животноводство, драгоценные и полудрагоценные камни, тайга и горы рождают столько всякого богатства, что только успевай брать. Если самой природой предназначено быть здесь маралу и кедру, пасекам и облепихе, сыру и садам, табунам лошадей и отарам овец – зачем изводить их тут и разводить затем где-то в чужой стране?” (Валентин Распутин).

“Каждый, кто проедет Чуйским трактом с юга на север, увидит в этой стране множество других стран… Увидит мягкие очертания невысоких сглаженных гор – и вдруг узнает Южный Урал… Увидит Семинский перевал и подумает, что это Саяны. Перевал Чике-Таман, а вскоре вслед за ним бомы вдоль Катуни напомнят путешественнику Кавказ… В устье Чуи промелькнет перед нами картина из предгорий Копет-Дага, Курайская степь возникла как будто потому, что кто-то перенес сюда пейзаж Хакасии, а степь Чуйская – это пустыня Гоби в миниатюре” (Сергей Залыгин).

  

“Широта Алтая развернулась перед нами. Она расцвела всеми переливающимися оттенками голубого и зеленого. Она забелела дальними снегами. Трава и цветы высотою с всадника. Даже не разглядишь коня. Нигде мы не видели таких травяных покровов.

И странно и чудно – везде по всему краю хвалят цветы невиданны… Говорят, на Алтае весною цветут какие-то особенные красные лилии. Откуда это общее почитание Алтая?” (Николай Рерих).

  

“Что Альпы?!

Видел я Альпы.

Далеко им до Алтая!!!” (Василий Сапожников).

“Дик и страшен верх Алтая

 
стр. 9
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
Вечен блеск его снегов”  (Алексей Хомяков).

“И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди величественное природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по снежным благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая течет изумрудная река-красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая и между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стемительно, с шумом, течет впереди…” (Григорий Иванович Чорос-Гуркин).

“Жемчужиной великой Сибири, одним из лучших уголков ее является, несомненно, Алтай, эта замечательная горная страна, богатая оригинальными суровыми красотами своей природы, представляющей резкие контрасты в разных своих частях”  (Порфирий Крылов).

“Нигде больше в Сибири нельзя найти такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, больших и малых озер, мрачной елово-пихтовой черни на востоке и светлых лиственных лесов на западе”  (Владимир Обручев).

“И особенно почему-то цвела в камерах легенда об Алтае. Те редкие, кто когда-то там был, а особенно – кто там не был, напевали сокамерникам певучие сны: что за страна Алтай! И сибирское раздолье, и мягкий климат. Пшеничные берега и медовые реки. Степь и горы. Стада овец, дичь, рыба. Многолюдные богатые деревни…” (Александр Солженицын).

“Не зная Вас, могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся по душе мне…

Это - Алтай. В жизни не видел ничего прекрасного. Я жил там в юности – четыре года – и до сих пор (а мне седьмой десяток) вспоминаю это время как чудесный сон…”  (Виталий Бианки).

“Алтай очень хорош. Я давно любил его. Хочется воспеть его, прославить, но где мне взять звучных струн, где мне взять и красоту слова?” (Вячеслав Шишков).

“Мои глаза обращены постоянно к синеющим вершинам Алтая, где оставлено мое сердце” (Николай Ядринцев).

“Алтай, с ближайшими пограничными странами, является одним из самых важных и интересных районов умеренной зоны Азии с точки зрения зоогеографии…”  (Петр Сушкин).

“Дорога и пейзаж совершенно восхитительны – ковры из голубых, лиловых, желтых, розовых цветов! Елена Ивановна чуть не плакала от радости при виде этой красоты…” (Зинаида Фосдик, участница экспедиции на Алтае семьи Рерихов).

“Ах, как хорошо на Алтае осенью! Свинцовые скалы, желтая бахрома леса, темные узоры хвои, молочные водопады, синие-синие горы!” (Николай Чевалков).

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту, Реферат, Тест
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Киндикова Н.М.
История алтайской литературы: курс лекций по направлению 050100 "Пед. обр., профиль "Род. яз. и литер.", 440305 "Пед. обр., профили "Род. яз. и Иностранный яз.", "Род. яз. и Китайский яз.",  "Род. яз. и дошкольное обр."
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=298:istoriya-altajskoj-literatury&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
Л1.2
Киндикова А.В.
Литературное краеведение: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=278:literaturnoe-kraevedenie&catid=32:literaturovedenie&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 10
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Чичина Э.П., Тарбанакова С.Н., Палкина Р.А.
История алтайской литературы: научное издание в 2-х книгах
Горно-Алтайск: Инс-т Алтаистики им. С.С. Суразакова, 2004
 
Л2.2
Чинина Э.П., Тарбанакова С.Н., Шатыпин В.В., Палкина Р.А.
История алтайской литературы: научное издание в 2-х книгах
Горно-Алтайск: Инс-т Алтаистики им. С.С. Суразакова, 2004
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.5
ЭКБСОН
6.3.2.6
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
203 Б2
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
208 А4
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся).  Компьютеры с доступом в Интернет, проектор, экран, копировальный аппарат, многофункциональное

устройство, выставочные стеллажи, печатные издания.

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

 
стр. 11
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

 
стр. 12
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат  должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 2-3 страницы машинописного текста.

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

4. Методические рекомендации по подготовке к  зачету

 
стр. 13
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
 
Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.

Методические указания по подготовке к зачету

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.

Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.

При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.

Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.