Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
кафедра алтайской филологии и востоковедения
рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
45.04.01_2019_529М.plx
45.04.01 Филология
Литература народов России (алтайская литература)
экзамены 3
зачеты с оценкой 2
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
Консультации перед экзаменом
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
к.филол.н., доцент, Киндикова А.В.
Актуальные вопросы современной алтайской литературы
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Чочкина Майя Петровна
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: Сформировать у студентов знание особенностей современного литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте
Задачи: - рассматривать современный литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи; анализировать структуру и динамику процесса, интерпретировать литературные факты и литературные репутации;
- научиться работать с критическими и литературоведческими источника¬ми; уметь разобраться в спорных вопросах литературоведения, оценить позиции исследователей и выработать свою собственную позицию по отношению к произведению и творчеству писателя в целом.
- рассматривать художественное произведение с учетом многообразных контекстов (идеологического, эстетического и т.д.); выделять круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов;
- углубить навыки анализа и интерпретации литературных произведений;
-рассматривать художественное произведение в историко-функциональном ключе (критика и литературоведение);
- формировать базовый понятийный (терминологический) аппарат.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Литературная критика Горного Алтая
Теоретическое литературоведение
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Литературное краеведение и наследие писателей РА
Литературоведческий анализ текста
Мифопоэтика алтайской литературы
Литература тюркских народов СНГ
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-4:способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике
освещать отдельные идейно-тематические, жанрово-стилистические и иные проблемы, порождаемые литературой и обладающие особенной новизной и актуальностью в культуре нашего времени
работой со справочными изданиями
ПК-2:владением навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования, оформления и продвижения результатов собственной научной деятельности
содержание и художественные особенности произведений
анализировать эпические, лирические, драматические произведения
литературоведческим анализом художественных текстов
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Особенности литературного процесса рубе-жа XX-XXI ве-ков
Введение Понятие периодизации. Из истории изучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
Понятие периодизации литературы Из истории изучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Основы периодизации алтайской литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтические особенности алтайской литературы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтический анализ произведений алтайских писателей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Обзор исследовательских работ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Периодизация Н.Баскакова, С.М. Каташева, Н. Киндиковой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Фольклорные и литературные взаимосвязи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Произведения А. Адарова: мифопоэтический аспект /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
Христивнские мотивы в литературе конца 19 начала 20 вв. Литература 20-30 гг.ХХ века, особенности развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Влияние фоьклорно-мифологических мотивов на творчество С. Суразакова. Поэма «Аргымак» в мифопоэтическом контексте. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Роль пространственных символов-маркеров в художественном пространстве Д. Каинчина /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Периодизация Н.Баскакова, С.М. Каташева, Н. Киндиковой /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Произведения А. Адарова: мифопоэтический аспект /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Поэмы Э.Палкина в мифопоэтическом прочтении /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика в новейшей алтайской литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Введение Понятие периодизации алтайской литературы. Из истории изучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Фольклорные и литературные взаимосвязи. Исторический аспект /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Мифопоэтика древнетюркской литературы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Особенности мифологических символов в алтайской литературе ХХ века /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
Мифопоэтика в творчестве С. Суразакова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Особенности организации художественного пространства в произведениях Д. Каинчина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Феномен «женской» прозы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
особенности переводных произведений алтайских писателей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Раздел 2. Промежуточная аттестация (экзамен)
Подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Контактная работа /KонсЭк/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Пояснительная записка
1. Ј.Б.Каинчинниҥ «Чеден» деп куучынныҥ учуры, тӧс сӱр-кеберлер јураган эп-аргалар.
2. Ј.Б. Каинчинниҥ «Ай эски тӱн» деп куучыныҥ мифопоэтикалык тӧзӧгӧзи.
3. А.О.Адаровтыҥ «Бурылганы» деп чӱмдемелинде тӧс мотив.
4. А.Я.Ередеевтиҥ «Ажудагы балыктар» деп чӱмдемелинде тузаланган јаҥжыккан сӱр-кеберлердиҥ учеры. Чӱмдемелдиҥ жанры.
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
5. А.Я.Ередеевтиҥ «Улаганныҥ ажузында» деп чӱмдемелинде оос-поэтический темдектер.
6. А.Я.Ереедеевтиҥ «Солоҥы» деп чӱмдемелдиҥ кееркедим эп-аргалары.
7. Б.У. Укачинниҥ «Сок јаҥыс уулы» деп куучынныҥ тӧс геройыныҥ сӱр-кебери, јуралган эп-аргалар.
8. Б.У.Укачинниҥ «Ӧлӧргӧ јетире эм де узак» деп чӱмдемелиниҥ композициязыныҥ учуры.
9. Б.У.Укачинниҥ «Тайганыҥ јаҥы» деп куучынында герой-куучындаачыныҥ (рассказчик) сӱр-кебери, тӧс конфликт.
10. Жанр деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери.
11. И.П.Кочеевтиҥ «Эдельвейс» деп куучыныҥ аҥылузы, темазы, учуры.
12. Интерпретация деп оҥдомол, оныҥ учуры ла бӱдӱмдери.
13. Ј. Б.Каинчинниҥ «Адалар јолы» деп чӱмдемелиниҥ персонажтарыныҥ системазы.
14. Ј.Б.Каинчинниҥ «Аба-јыштыҥ балазы» деп куучынныҥ тӧс темазы, кӧдӱрилген сурактары, мӧштиҥ сӱр-кебериниҥ учуры.
15. Ј.Б.Каинчинниҥ куучындарында психологизмниҥ темдектери.
16. Ј.Маскинаныҥ «Карганай» деп куучынында тӧс сӱр-кебердиҥ учуры.
17. К.Ч.Телесовтыҥ «Кайда ол јол» деп куучынында автордыҥ айладуларыныҥ (отступление) учуры, автордыҥ кӱӱни.
18. Кееркедим темдек (деталь), оныҥ чӱмдемелде учуры.
19. Кееркедим троптор, олордыҥ бӱдӱмдери.
20. Кееркедим чӱмдемел, оныҥ темдектери.
21. Кееркедим чӱмдемелде автордыҥ сӱр-кебери.
22. Кееркедим чумдемелде ар-буткенниҥ јуругы, оныҥ функциязы, бӱдӱмдери.
23. Кееркедим чӱмдемелде куучындаачыныҥ учуры ла аҥылу сӱр-кебери.
24. Кееркедим чӱмдемелде персонажтардыҥ сӱр-јуругын кӧргӱскен эп-аргалар.
25. Кееркедим чӱмдемелде сюжеттиҥ учуры, оныҥ элементтери.
26. Композиция деп оҥдомол, оныҥ бӱдӱмдери, тӧс бӧлуктери.
27. Куучын деп жанр, оныҥ аҥылу темдектери, бӱдӱмдери.
28. Л.В.Кокышевтиҥ «Дикарка» деп куучынныҥ тӧс темазы, шӱӱлтелери ла геройлоры.
29. Н.Б.Бельчекованныҥ «Карганак ла от» деп чӱмдемелде алтай элдиҥ кӧрӱм-шӱӱлтези салынганы.
30. Н.Б.Бельчекованыҥ «Кӧк бӧрӱ» деп куучынында бӧрӱниҥ сӱр-кебери, оныҥ фольклор тӧзӧлгӧзи.
31. Психологизм деп оҥдомол, оныҥ аҥылу темдектери.
32. С.К.Манитов «Элик» деп куучынныҥ тӧс тартыжузы ла шӱӱлтези.
33. С.С.Суразаковтыҥ «Картыс» деп чӱмдемелиниҥ жанровый аҥылузы, тӧс геройды кӧргӱскен эп-аргалар.
34. Сюжетке кирбей турган элементтердиҥ учуры ла бӱдӱмдери.
35. Фольклор ло литератураныҥ башказы ла тӱҥейи.
36. Чӱмдемелде кееркедим ӧй ле телкем (пространство).
37. Чӱмдемелдиҥ проблематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.
38. Чӱмдемелдиҥ тематиказы, оныҥ бӱдӱмдери.
39. Ылгамал деп оҥдомол, бӱдӱмдери, ылгаар эп-аргалар.
40. Эпикалык бӱдӱм, оныҥ аҥылузы, жанрлары.
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов
1. Целостный анализ текста, средства ее реализации.
2. Сильные позиции текста (актуализация заглавных слов как прием целостного анализа).
3. Образ автора, его речевая структура, система персонажей, художественное время и пространство. Организация и самоорганизация текста. Структурная и смысловая гармония целого.
4. Методы и приемы анализа художественного текста. Семантико-стилистический (слово и образ, образ-символ, звукопись и повторы).
5. Методы и приемы анализа художественного текста.
6. Анализ поэтического текста (на выбор студента). Общие подходы к анализу, специфика стихотворного произведения. Композиция лирического стихотворения. Поэтический синтаксис. Соотношение синтаксического и стихового членения текста.
7. Анализ прозаического текста (на выбор студента). Образ автора и система персонажей, их речевая характеристика. Принципы и способы стилизации. Художественная деталь.
8. Анализ драматического текста (на выбор студента). Речевая характеристика.
9. Номинация персонажей. Художественное пространство и время.
10. Целостный анализ текста.
11. Понятие об особенностях целостного анализа текста. Целостность текста, средства ее реализации.
12. Жанр стихотворение в прозе, его особенности.
13. Г.И. Чорос-Гуркин. Стихотворение в прозе.
14. Анализ на фоне поэтического языка эпохи и в контексте творчества (выбранного) писателя.
15. Материал для анализа. Л.В. Кокышев «Алтай тилиме».
16. Образ автора и система содержания текста, художественная деталь.
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену, Вопросы к зачёту, Реферат, Тест
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Киндикова Н.М., Киндикова А.В., Чандыева [и др.] Е.Д., Киндикова Н.М.
История алтайской литературы = Алтай литератураныҥ тӱӱкизи: учебное пособие на алт. яз.
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
Киндикова Н.М., Киндикова А.В., Чандыева [и др.] Е.Д.
История алтайской литературы = Алтай литератураныҥ тӱӱкизи: учебное пособие на алтайском языке
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Интертекст в аспектах лингвистики и общей теории текста: монография
Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2008
http://www.iprbookshop.ru/21082.html
Јӱрген јӱрӱм сӱрекей кыска...: исследование о жизни и творчестве Л.В. Кокышева: на алтайском языке
Горно-Алтайск: ОАО Горно-Алтайская типография, 2013
Текенова У.Н., Киндикова Н.М.
Л.В. Кокышевтиҥ чӱмделгези: литература билим кычырыш: опыт литературоведческого чтения
Горно-Алтайск: ОАО "Горно-Алтайская типография", 2013
В круговороте времени: сб. статей и очерков
Горно-Алтайск: ОАО "Горно-Алтайская типография", 2014
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И.
Литература народов России: учебное пособие для вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
Межвузовская электронная библиотека
Электронно-библиотечная система IPRbooks
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
Лаборатория «Алтайская филология». Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся, кафедра, 3 шкафа для учебной и научной литературы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук. ПК и монитор «Acer» с выходом в интернет
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
Читальный зал. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук, проектор, экран, выставочные стеллажи, печатные издания
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается магистрантом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается магистрантом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Факультет алтаистики и тюркологии
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ АЛТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(название темы)
Выполнил: магистрант 529М гр.
Иванов И.И.
Научный руководитель:
Папина О.Н., к.ф.н., доцент
Горно-Алтайск – 2019
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается
УП: 45.04.01_2019_529М.plx
критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену магистры вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка магистра к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут с момента получения им
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных ведущим преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Результат по сдаче зачета объявляется студентам, вносится в экзаменационную ведомость.
Незачет проставляется только в ведомости. После чего студент освобождается от дальнейшего присутствия на зачете.
При получении незачета повторная сдача осуществляется в другие дни, установленные деканатом.
Положительные оценки «зачтено» выставляются, если студент усвоил учебный материал, исчерпывающе, логически, грамотно изложив его, показал знания специальной литературы, не допускал существенных неточностей, а также правильно применял понятийный аппарат.