2019-2020_39_04_02_2019_1179М_plx_Технологии развития толерантности в молодежной среде_Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии развития толерантности в молодежной среде
Учебный план
39.04.02_2019_1179М.plx

39.04.02 Социальная работа 

Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
76,7
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
16
16
16
16
Консультации (для студента)
0,3
0,3
0,3
0,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,45
22,45
22,45
22,45
Сам. работа
76,7
76,7
76,7
76,7
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Гонохова Т,А, 
 
 
Технологии развития толерантности в молодежной среде
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)
 
39.04.02 Социальная работа 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование компетенций магистранта, которые позволят ему осуществлять психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.
1.2
Задачи: - формировать систему знаний по проблеме толерантности в социальных отношениях;

- развивать  способность  обучающихся  признавать  существование  иной  точки  зрения, многообразие культурных отличий на основе уверенности своих позиций, в рамках универсальных прав и свобод личности, и при этом обеспечивать развитие независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях;

- развивать установки толерантного отношения к различным субъектам профессиональной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гендерная психология в социальном воспитании молодежи 
2.1.2
Дифференциальная психология в работе с молодежью
2.1.3
Технологии психолого-педагогического сопровождения молодежи 
2.1.4
Психолого-педагогические технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности 
2.1.5
Современные теории и технологии социальной работы 
2.1.6
Социально-психологические основы воспитания молодежи
2.1.7
Современные методы и технологии воспитания
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психология больших групп и организация массового взаимодействия 
2.2.2
Психология и педагогика общения 
2.2.3
Технологии психологической помощи молодежи в кризисных и экстремальных ситуациях 
2.2.4
Преддипломная
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
умеет учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересов, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий.
ИД-2.УК-3: Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий. 
 
 
ПК-1: способен к выявлению граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определению объемов, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения
 
владеет методами осуществления сбора и обработки дополнительной информации о проблемах клиента
ИД-1.ПК-1: владеет методами осуществления сбора и обработки дополнительной информации о проблемах клиента
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Проблема толерантности в социологических и психологических теориях 
 
стр. 5
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1.1
Тема 1. Проблема толерантности в социологических и психологических теориях  /Лек/
2
ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Тема 1. Проблема толерантности в социологических и психологических теориях

Вопросы для обсуждения:

1. Различные теоретические подходы к содержанию понятия толерантность.

2. Теории толерантности (В.А. Петрицкий, Д. Бродский, С.Л. Братченко, А.В. Зимбули).

3. Толерантность в условиях современного мира: толерантность в онтологии общественного сознания и самосознания (В.М. Золотухин, А.М. Кондаков, В.И. Красиков).

4. Толерантность в процессе обретения целостности (А.Г. Асмолов, Е.Ф. Казаков, В.А. Тишков), границы толерантности (П.М. Колычев, Д.В. Сухушин) и др.

5. Виды и функции проявления толерантности.

6. Обобщенные характеристики толерантных и интолерантных личностей (Г. Оллпорт).

7. Формы толерантности в социальных отношениях.

8. Взаимосвязь терпимого, толерантного и нетерпимого отношений с компонентами.

9. Критерии определения толерантных и интолерантных личностей.

/Пр/

4
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Тема 1. Проблема толерантности в социологических и психологических теориях

Задание 1. Опираясь на полученные знания о толерантности, выразите своё понимание данной проблемы в виде Синквейна – «Толерантность».

Задание 2. Создайте эмблему толерантности и сформулируйте лозунг, отражающий сущность эмблемы.

/Ср/

18,7
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Социально-психологические основы толерантности
 
2.1
Тема 2. Социально-психологические основы толерантности /Лек/
2
ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
2.2
Тема 2. Социально-психологические основы толерантности

Вопросы для обсуждения:

1.  Факторы, влияющие на формирование толерантности в молодежной среде.

2.  Социально-психологические условия развития толерантности.

3.  Методы развития толерантности личности.

4. Толерантность на уровне межличностных отношений.

5. Толерантность на уровне самоотношения.

6. Толерантность межгрупповых отношений.

7. Толерантность на уровне общих личностных черт.

8. Толерантность как ценностная ориентация личности.

/Пр/

4
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Тема 2. Социально-психологические основы толерантности

Задание 1. Письменно раскройте формы и методы формирования толерантного сознания молодежи.

Задание 2. Проведите самодиагностику с помощью методов, позволяющих определить уровень сформированности толерантности личности.

/Ср/

28
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Технологии формирования толерантности
 
3.1
Тема 3. Технологии формирования толерантности /Лек/
2
ИД-2.УК-3
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Тема 3. Технологии формирования толерантности

Вопросы для обсуждения:

1. Техники психологической профилактики.

2. Возможности психологического консультирования в процессе создания психологически безопасной образовательной среды.

3. Психологическая коррекция и ее направления.

4. Технологии психологической реабилитации: тренинги социальных и жизненных умений.

5. Технология социально–психологического обучения общению, свободному от проявления психологического насилия.

/Пр/

8
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
4
дискуссия
Л1.1Л2.1
 
3.3
Тема 3. Технологии формирования толерантности

Задание 1. Систематизируйте методы повышения уровня толерантности среди молодежи и составьте копилку методов.

/Ср/

30
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
стр. 7
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
4.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,3
ИД-2.УК-3 ИД-1.ПК-1
4
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету 1. Общая характеристика понятия «толерантность», различные подходы. 2. Возрастные аспекты формирования толерантности. 3. Толерантность как признание универсальных прав и свобод человека. 4. Основные этапы (формирования толерантности. 5. Формирование толерантности детей и молодежи в ходе учебной и внеучебной деятельности. 6. Нравственные чувства личности как базовые качества для формирования толерантности 7. Социальные отношения и взаимодействия субъектов друг с другом. 8. Теория обмена Дж. Хоманса и её место в деятельности специалиста по социальной работе. 9. Толерантность в философско-этических учениях и религиозных концепциях. 10. Толерантность в социологических и психологических теориях. Значимость толерантных отношений для личности и общества. 11. Модели толерантности и их особенности. 12. Формы толерантности в социальных отношениях. 13. Содержательные характеристики толерантности: функции, уровни развития, сферы толерантности. 14. Толерантная и личность, её характеристики, проявления. 15. Обобщенные характеристики толерантных и интолерантных личностей. 16. Проблемы ценностей в концепции Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, Р. Инглхарта. 17. Толерантность как ценностная ориентация личности. 18. Толерантная установка и уровни ее проявления. 19. Конфликт как инструмент развития личности. 20. Влияние толерантности на позицию и реагирования в конфликтах. 21. Социокультурная толерантность и ее особенности. 22. Содержание социальной работы при разрешении социокультурных проблем. 23. Методы исследования толерантности. 24. Уровни толерантного отношения специалистов по рекламе и PR. 25. Эмоционально-типические особенности каждого уровня сформированности толерантности. 26. Основные условия развития толерантности.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерная тематика письменных работ 1. Толерантность и современный мир. 2. Толерантность как форма современных коммуникаций 3. Особенности толерантности коммуникаций межпоколенческих групп. 4. Молодежные субкультуры и толерантность. 5. Значимость различий в современном мире. 6. Толерантность как духовно-нравственное качество личности. 7. Интолерантность в современном российском обществе: причины и пути преодоления. 8. Идея политической толерантности в идеологии и практике либерализма. 9. Концепция «консенсусной терпимости» в работах Дж. Ролза и Р. Дворкина. 10. Идея политической толерантности в современных концепциях мультикультурализма. 11. Концепция «солидарности» Юргена Хабермаса. 12. Концепция репрессивной толерантности Г. Маркузе. 13. Политическая толерантность в российском общественном сознании. 14. Роль СМИ в формировании толерантности. 15. Проблемы формирования толерантности российской молодежи. 16. Пути формирования толерантного сознания в российском обществе. 17. Правовое образование как средство воспитания толерантности в современном обществе. 18. Политика Российской Федерации в сфере создания правовых условий развития толерантности. 19. Толерантность как ценностная ориентация личности. 20. Культура толерантности в современной парадигме образования. 21. Толерантность как ресурс эффективного специалиста по социальной работе.
 
стр. 8
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Ковалева А.С.
Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие
Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т., 2015
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/4647/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кудрина Е.Л., Белозёрова М.В., Садовой [и др.] А.Н., Кудрина Е.Л.
Толерантность в мультикультурном обществе. Региональный аспект: монография
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013
http://www.iprbookshop.ru/22114.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
204 А2
Лаборатория социальной работы. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор SMART V30, ноутбук
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры, столы, стулья. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать 

 
стр. 9
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям  

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3 - 5 минут. Основной вид работы на семинаре - участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к под¬готовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды про¬читать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование - один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее, есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительны¬ми, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами 

 
стр. 10
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие по¬метки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистр повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические рекомендации по подготовке к тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию магистранту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.

Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам

будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.

Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.

При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:

а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).

в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).

Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

Методические указания по подготовке к зачету

Итоговой формой контроля знаний магистрантов заочной формы обучения по дисциплине является зачет. Зачет – это форма проверки знаний и навыков магистрантов. Цель зачета – проверить теоретические знания магистрантов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые магистранту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как магистрант понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения магистранта, вопросы подготовить заранее и записать тезисами. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что магистрант вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1)правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2)полнота и одновременно лаконичность ответа;

3)новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4)умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5)логика и аргументированность изложения;

6)грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7)культура речи.

Критерии оценки ответа на зачете:

«Зачтено» - выставляется при условии, если магистрант показывает хорошие знания изученного учебного материала; 

 
стр. 11
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если магистрант показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной  и дополнительный вопросы