45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
И. Штыгашев, Г. Чорос-Гуркин, П. Гордиенко, Н. Глебов.
/Лек/
Г. Кондаков, А. Эдоков, К. Козлов /Лек/
Н. Балакирева, О. Бондарчук, А. Киверина. /Лек/
/Лек/
1. В чем заключается основное различие между аполлоническим и дионисийским восприятием мира? (на примере русской литературы Горного Алтая, а также общероссийской и мировой). Какие эстетические характеристики имеют неоклассическая, условно-метафорическая и «другая проза»?
2. Какую лирику можно назвать философской и в чем ее принципиальное отличие от лирики пейзажной? (проследите движение от пейзажной лирики к философской на примере творчества одного из горно-алтайских поэтов).
3. Проанализируйте одно или несколько философских стихотворений, посвященных взаимоотношениям человека и Природы; определите степень значимости этих взаимоотношений в картине мира конкретного литератора.
4. Какие русские и алтайские фольклорные элементы и мотивы наиболее встречаются в литературе новейшего периода в целом и в индивидуальном творчестве горно-алтайских писателей?
5. Какую роль играет мифологема Хан-Алтая в лирике Алексея Куладжи и Юлии Туденевой? Сделайте сравнительный анализ одного или нескольких стихотворений каждого поэта.
6. Найдите элементы алтайской мифологии и фольклора в произведениях Ольги Граковой, Валерия Куницына, Веры Кушнаренко и других писателей (по выбору).
7. В каких семантических, структурных элементах поэтики проявляется традиционность и новизна воплощения темы России и темы войны в новейшей русской литературе Горного Алтая? Проанализируйте в этом плане произведения Сергея Адлыкова, Сергея Башкатова. Валерия Куницына. Николая Пивоварова, Юлии Туденевой, Владимира Уделяева, Лилии Юсуповой.
8. Дайте развернутую структурно-композиционную характеристику одной из авторских книг писателей Горного Алтая, вышедших в 90-е г. XX века.
9. Определите основные особенности художественного мира Лилии Юсуповой – на материале одного из поэтических сборников.
10. Национальные архетипы и советские идеологемы в литературе 30-40-х годов.
Вопросы и задания для практических занятий
1. Творчество Г.И. Чорос-Гуркина (4 часа)
1. Романтизм как метод и направление, как тип культуры.
2. Эстетические принципы творчества Г.И. Чорос-Гуркина.
3. Эволюция романтического героя в творчестве Г. Гуркина
4. Типологическая основа романтизма:
а) романтическое мироощущение, двоемирие, конфликт мечты и действительности
б) романтическое отрицание действительности,
в) антирациональность, культ чувств, интерес к духовному миру, интроспективность,
г) интерес к национальному, народному,
д) культ поэта и поэзии,
е) философия истории,
ж) человек в мире природы и культуры.
5. Особенный романтический герой:
а) идея героя,
б) характер взаимоотношений со средой,
в) исключительность,
г) трагизм одиночества,
д) романтизация страдания.
6. Романтизм и реализм, их соотношение в творчестве Гуркина.
2. Формы и способы использования алтайского фольклора в цикле очерков "Ойротия" П. Гордиенко (2 часа)
1. «Ойротия» как цикл. Особенности жанра.
2. Свое и чужое пространство в «Ойротии».
3. Формы и способы введения в текст «Ойротии» фольклорно-мифологических элементов.
4. Мифологемы Гора и Река в «Ойротии»
3. Творчество Г.В. Кондакова (4 часа)
1. Ориентация на определенную систему нравственных и эстетических координат (традиции Н. Заболоцкого).
2. Билингвистичность и диалогичность в картине мира Кондакова.
3. Философская лирика.
4. Концепт Дома в лирике Кондакова («Свет твоих вершин», «Оленный камень», Праздник росы»).
4. Повесть Петра Муравьева и Кузьмы Поклонова «Высший суд» (2 часа)
1. Социально-философский аспект в изображении народного характера.
2. Развернутый психологизм как отражение концепции личности: самозначимость внутреннего мира человека, его уникальность.
3. Деревенский мир в повести. Внутренняя противоречивость народного мира и истоки социальных противоречий.
4. Народное правдоискательство в повести.
5. Проблема личности как центральная проблема повести: утверждение нравственно устойчивой личности.
5. Мифологема Алтая в поэзии Алексея Куладжи и Юлии Туденевой (2 часа)
1.Эстетические функции мифологемы Хан-Алтая в творчестве Алексея Куладжи и Юлии Туденевой.
2. Сравнительная характеристика стихотворений «Алтай», «Кан-Алтай», «Алтайские стансы», «В горах» (А. Куладжи) и стихотворений «скалистые берега», «И вечность длится этот спор…», «Здесь все еще о нем напоминает…» (Ю. Туденева),
3. Выявление особенностей индивидуальной системы образов в тематически едином пространстве.
6. Проза В. Бахмутова и С. Адлыкова (2 часа)
1. Поэтика сборника С. Адлыкова «Белая кобра».
2. Образ мирового древа в рассказе С. Адлыкова «2094 год».
3. Тема утраченного поколения в прозе С. Адлыкова.
4. Выполните анализ и интерпретацию рассказа В.Г. Бахмутова «Радуга».
5. Тема родины в сборнике рассказов В.Г. Бахмутова «Деревенька моя».
7. Современная поэзия Горного Алтая (2 часа)
1. Познакомьтесь с циклом стихотворений О. Граковой «Зеленая ведьма».
2. Определите смысл названия цикла, композицию цикла, сквозные образы-символы, движение мысли автора.
3. Выполните анализ 1 стихотворения по плану:
-Автор и название стихотворения.
-История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
-Жанр стихотворения.
-Тема, идея, основная мысль стихотворения.
-Композиция стихотворения, его деление на строфы.
-Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
-С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
-Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
-Моё восприятие стихотворения.
-Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
Тесты для контроля
1. Составной частью алтайского текста не является
1. русская литература Горного Алтая
2. алтайская литература
3. литература об Алтае
4. алтайский фольклор
2. Выберите ряд, представленный исключительно писателями-представителями литературы об Алтае.
1. Владимир Чивилихин, Мариэтта Шагинян, Вячеслав Шишков
2. Аржан Адаров, Дибаш Каинчин, Паслей Самык,
3. Борис Укачин, Георгий Вяткин, Георгий Гребенщиков,
4. Петр Драверт, Аржан Адаров, Николай Рубцов
3. Выберите ряд, представленный исключительно писателями-представителями русскоязычной литературы Горного Алтая.
1. Григорий Чорос-Гуркин, Петр Гордиенко, Вячеслав Шишков
2. Георгий Кондаков, Кузьма Поклонов, Валерий Куницын
3. Ольга Гракова, Юлия Туденева, Мариэтта Шагинян
4. Лилия Юсупова, Владимир Бахмутов, Николай Рубцов
4. Фактическим началом письменной русскоязычной литературы Горного Алтая принято считать сочинения
1. Ивана Штыгашева
2. Григория Чорос-Гуркина
3. Вячеслава Шишкова
4. Георгия Гребенщикова
1. «Гуркин Г.И.: Очерк жизни и творчества»
2. «Мастер из Аноса»
3. «Возвращение мастера»
4. «Основные проблемы творчества Г. Гуркина советского периода»
6. Животный мир в произведении Гуркина «Алтай (Плач алтайца на чужбине)» представлен исключительно тотемными животными. Выберите соответствующий ряд
1. олень, медведь, орел
2. марал, медведь, орел
3. маралуха, волк, орел
4. конь, орел, скворец
7. Повесть Николая Глебова «Кара-Баарчык» была издана
1. в 1946 году в Горно-Алтайске
2. в 1996 году в Горно-Алтайске
3. в 1946 году в Новосибирске
4. в 1996 году в Бийске
8. В центре сюжета повести Николая Глебова «Кара-Баарчык»
1. дружба двух мальчиков: алтайца Кара-Баарчыка и русского Яньки
2. предсказания старика Барамая
3. отношение охотника Дьалтанбаса к Кара-Баарчыку
4. месть Кара-Баарчыка мальчику из богатой семьи Степанко
9. Выберите ряд, в котором представлены поэтические сборники Георгия Васильевича Кондакова.
1. «Подлесок», «Песня ветерка», «Высокая земля»
2. «Орлиный край», «Эдельвейс», «Радуга»
3. «Свет твоих вершин», «Иней», «Каракорум»
4. «Оленный камень», «Праздник росы», «Окно в сад»
10. Автором какой монографии Г.В. Кондаков не является?
1. «Алтайский фольклор в творчестве В.Я. Шишкова»
2. «Связь времен: Русско-алтайские литературные связи дооктябрьского периода»
3. «Духовное согласие: Русско-алтайские литературные связи советского периода (1917-1982)»
4. «Архивные разыскания и публикации»
11. Кто из писателей первым в истории русской литературы Горного Алтая открыто декларирует аналогию Алтай – Рай:
«Вот раскинулся Горный Алтай –
Богом созданный рай…
Мне в раю этом жить»?
1. Валерий Куницын
2. Георгий Кондаков
3. Юлия Туденева
4. Сергей Адлыков
12. В художественном мире какой поэтессы прослеживается присутствие данных образов: языческих (водяной, русалка, леший, ведьма, колдунья, ворожейка, зелье, кукушка, Иван Купала, подкова, лесной дух) и православных (Бог, Господь, Христос, Спаситель, крест, храм, Богородица, День Творения, нимб, икона, рай, архангел, молитва, дьякон, елей)?
1. Ольги Граковой
2. Лилии Юсуповой
3. Юлии Туденевой
4. Татьяны Чанчибаевой
13. Главной особенностью поэтики данной поэтессы является равноправное присутствие в художественном мире элементов православия и ислама, причем образ Аллаха и образ Христа сосуществуют порой даже в одном произведении:
«Пять откровений, пять молитв
Твори Всевышнему с почтеньем,
Тогда Аллах тебя простит
За все земные прегрешенья.
Ходите чаще в Божий храм,
Покайтесь в горестных деяньях,
Тогда Христос отпустит вам
Любое зло за покаянье…»
1. Лилия Юсупова
2. Ольга Гракова
3. Юлия Туденева
4. Ольга Образцова
14. Автором какого рассказа Кузьма Поклонов не является?
1. «Бельчатники»
2. «В оккупации»
3. «Медведь на пасеке»
4. «Взгляд на Суремейку»
15. В каком произведении Владимир Бахмутов использует отдельные языческие славянские поверья, связанные главным образом с проявлением сил потустороннего мира, активизирующихся в ночное время суток – русалок, полудниц, нечистой силы, привидений: «Была у нас и своя русалка. История очень романтическая и убедительная, но там больше про любовь, а этим в то время мы интересовались мало. Однако точно знали – выходит Алена ночью на берег. Присядет на камушек и сидит, перебирает свои длинные волосы. В каждом доме в подполе были свои «полудинки», но ими пугали обычно самых маленьких. В лесу водилось всякое множество нечистой силы, одно упоминание о которой приводило в дрожь. Оживала нечистая сила ровно в полночь, а с первыми петухами пропадала. Много было жуткого и влекущего»?
1. «Ветка пихты»
2. «Семигорки»
3. «Стог»
4. «Восхождение»
Вопросы к практическим занятиям.
Тест.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому)
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.