2019-2020_45_03_01_2019_419_plx_Спецсеминар по литературе_Отечественная филология (русский язык и литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спецсеминар по литературе
Учебный план
45.03.01_2019_419.plx

45.03.01  Филология

Отечественная филология (русский язык и литература)
 
курсовые работы 4, 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
6 (3.2)
Итого
Недель
17 3/6
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Практические
20
20
16
16
36
36
Контроль самостоятельной работы (для студента)
4
4
4
4
8
8
В том числе инт.
2
2
2
2
Итого ауд.
20
20
16
16
36
36
Кoнтактная рабoта
24
24
20
20
44
44
Сам. работа
16
16
20
20
36
36
Курсовое проектирование (для студента)
32
32
32
32
64
64
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Линьков В.Д.
 
 
Спецсеминар по литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)
 
45.03.01  Филология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 21.05.2019 протокол № 10/1  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний об эпосе, драме и лирике как родах  литературы 
1.2
Задачи: 1)  дать представление о современном состоянии методологических проблем родов литературы; 2) уметь анализировать и интерпретировать литературно-художественные произведения  изучаемой эпохи; 3) владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, умением связать теоретические знания с историко-литературными фактами;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в литературоведение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История русской литературной критики
2.2.2
История зарубежной литературы
2.2.3
История русской литературы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-7:способностью к самоорганизации и самообразованию
 
 
Уровень 1
- знать особенности литературоведческой деятельности и понимать роль преподавателя-филолога в современном обществе; - знать историю, этапы развития и перспективы развития выбранной профессиональной области;
Знать:
60178
 
 
 
Уровень 1
уметь эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, выполняя различные задания, а также проявлять инициативу; - уметь осуществлять поиск и анализ необходимой информации в области литературоведения, формулировать проблему, выявлять возможные ограничения и предлагать различные варианты ее решения, обосновывать свои суждения, правильно выбирать методы поиска и исследования
Уметь:
60178
 
 
 
Уровень 1
- владеть современными информационными технологиями и инструментальными средствами для решения общих задач и для организации своего труда в литературоведческой области.
Владеть:
60178
 
 
 
ОПК-1:способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
 
 
Уровень 1
- историю, современное состояние и перспективы развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области.
Знать:
60182
 
 
 
Уровень 1
демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области.
Уметь:
60182
 
 
 
Уровень 1
способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области.
Владеть:
60182
 
 
 
ОПК-4:владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
 
 
Уровень 1
- эстетическую, социально-историческую природу литературы и творческого процесса, родовую и жанровую дифференциацию.
Знать:
60185
 
 
 
Уровень 1
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; - оперировать знаниями о поэтике произведения, жанра, рода.
Уметь:
60185
 
 
 
Уровень 1
- навыками квалификации текста на основе результатов аналитической деятельности.
Владеть:
60185
 
 
 
ПК-1:способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
 
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Уровень 1
Знает способы применения полученных знаний в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Знать:
60188
 
 
 
Уровень 1
- применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Уметь:
60188
 
 
 
Уровень 1
способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.
Владеть:
60188
 
 
 
ПК-2:способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
 
 
Уровень 1
- теорию локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
Знать:
60189
 
 
 
Уровень 1
- проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
Уметь:
60189
 
 
 
Уровень 1
- способностью проводить под научным руководством научные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
Владеть:
60189
 
 
 
ПК-3:владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
 
 
Уровень 1
особенности подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
Знать:
60190
 
 
 
Уровень 1
осуществлять подготовку научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований
Уметь:
60190
 
 
 
Уровень 1
- приемами библиографического описания.
Владеть:
60190
 
 
 
ПК-4:владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
 
 
Уровень 1
- стилистические и жанровые нормы текстов делового, научного стилей, язык массовой коммуникации.
Знать:
60191
 
 
 
Уровень 1
- письменно и виртуально представлять материалы собственного исследования для участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами.
Уметь:
60191
 
 
 
Уровень 1
- навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях), представления материалов собственных исследований.
Владеть:
60191
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 4. Общие вопросы поэтики
 
1.1
Специфика художественной литературы  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
6
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
2
 
стр. 6
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1.2
Образный характер произведения  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
6
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.3
Разделение литературы на роды и жанры  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.4
Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
16
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
1.5
Родовое и жанровое своеобразие эпоса, лирики, драмы.Роман как ведущий жанр литературы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Выполнение и защита курсовой работы
 
2.1
Выполнение курсовой работы /KРП/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
32
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
2.2
Консультирование и защита курсовой работы /КСРС/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. 6. Поэтика художественного произведения
 
3.1
Художественная целостность литературного произведения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
8
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.2
Образ времени и пространства в художественном произведении   

Хронотоп

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
8
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.3
Подготовка к практическим занятиям. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
20
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 4. Выполнение и защита курсовой работы
 
4.1
Выполнение курсовой работы /KРП/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
32
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.2
Консультирование и защита курсовой работы /КСРС/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
ОК-7 ОПК-1 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для семинаров, коллоквиумов

Тема 1. Специфика художественной литературы

1. Деление искусства на виды.

2. Изобразительные и экспрессивные искусства.

3. Литература как искусство слова.

4. Литература и жизнь.

5. Своеобразие предмета и содержания литературы.

6. Единство объективного и субъективного в литературе.

7. Основные функции художественной литературы.

Тема 2. Образный характер произведения

 
стр. 7
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1. Искусство – «мышление в образах».

2. Многозначность понятия «художественный образ».

3. Образ как средство выражения содержания в художественной литературе.

4. Образ и знак.

5. Роль художественного вымысла.

6. Условность и жизнеподобие в художественном образе.

7. Внутренняя структура образа.

8. Типология художественного образа.

Тема 3. Разделение литературы на роды и жанры

1. Понятие о делении художественной литературы на роды, виды и жанры.

2. Концепции происхождения литературных родов (Аристотель, Гегель, Веселовский и др.).

3. Конструктивные положения статьи В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».

4. Взаимодействие литературных родов и жанров.

5. Понятие о жанре как содержательной форме литературы.

6. Межродовые и внеродовые формы.

Тема 4. Родовое и жанровое своеобразие эпоса, лирики, драмы.Роман как ведущий жанр

литературы

1. Эпос как род литературы.

2. Жанровые формы эпоса: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла и др.

3. Драма, специфика драматического действия.

4. Связь драматического искусства с театром.

5. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма.

6. Лирика и ее виды.

7. Лироэпические произведения.

8. Типологические параметры романа.

9. Исторические разновидности романа.

10. Особенности поэтики романного жанра.

11. Теория романа в ХХ веке (М.М.Бахтин, В.В.Кожинов и др.).

12. Анализ родового и жанрового своеобразия романа.

Тема 5. Художественная целостность литературного произведения

1. Литературное произведение как системное единство составляющих его элементов.

2. Структура литературно-художественного произведения.

3. Понятие о содержании и форме литературного произведения.

4. «Внутренний мир» произведения.

5. Текст, его соотношение с понятием «литературное произведение».

6. Поэтика – учение о литературном произведении.

Тема 6. Образ времени и пространства в художественном произведении. Хронотоп

1. Пространство и время как определяющие характеристики художественного мира.

2. Художественное время.

3. Художественное пространство.

4. Взаимодействие художественного времени и художественного пространства. Хронотоп.

М.М. Бахтин о формах времени и хронотопа в романе.

5. Д.С. Лихачев о поэтике художественного времени и пространства.

6. Ю.М. Лотман о типах художественного пространства.

7. Разновидности литературного хронотопа.

8. Способы выражения пространственных и временных отношений в рассказе И.А. Бунина

«Легкое дыхание», связь времени и пространства в рассказе А.П. Чехова «Студент».

Перечень дискуссионных тем

для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов

1.Литературоведение как научная дисциплина

2. Структура литературоведения.

3.Специфика искусства. Искусство как художественное творчество. Функции искусства.

4. Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств.

5. Общее представление о художественном образе.

6.Система образов в литературно-художественном произведении.

7. Понятие о содержании и форме художественного произведения.

8. Разделение литературы на роды и жанры.

9. Понятие литературного жанра. Жанровая классификация.

10. Эпос как род литературы.

11. Эпические жанры: повесть, рассказ, новелла и др

12. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра.

13. Жанры драматического рода: трагедия, комедия, драма и др.

14.Лирика как экспрессивно-изобразительный вид словесного творчества.

15. Лирические жанры: песня, элегия, ода, послание и др.

16. Роман: жанровая сущность, его признаки и разновидности

17. Межродовые формы. Лиро-эпика: лиро-эпическая поэма, баллада, лирическая проза.

 
стр. 8
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
18.Литературное произведение как художественное единство.

19. Автор, его роль в произведении.

20. Тема и идея как литературоведческие категории. Типы проблематики в произведении.

21. Категория пафоса. Виды пафоса художественного произведения. 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. Место сюжета в структуре произведения. Сюжет и фабула. Их противоречивое истолкование в научной литературе

2. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига.

3. Сюжетные и внесюжетные элементы художественного произведения.

4. Композиция как важнейший компонент произведения, ее роль.

5. Понятие о мире литературного произведения.

6. Образ человека в литературе.

7. Персонаж (герой) и структура его образа.

8. Система персонажей.

9. Вещный мир, его эстетические функции. Пейзаж, его роль в произведении.

10. Пространственно-временная организация литературного произведения. Понятие

хронотопа, его эстетические функции.

11. Художественная речь как одно из проявлений образности произведения.

12. Речь автора и речь персонажей. Сказ.

13. Общие лексические средства речевого изображения. Художественная лексика. Архаизмы, варваризмы, неологизмы, диалектизмы и др. в художественной литературе

14. Понятие тропа, классификация тропов, их роль в художественном произведении.

15. Стихотворная речь, ее особенности.

16. Система стихосложения.

17. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения.

18. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.

19. Эстетическая роль рифмы в стихе. Классификация рифм. Строфика. Виды строф.

20. Дольники. Тактовик и акцентный стих. Проблемы верлибра.

21. Синтаксис поэтической речи. Его отличие от синтаксиса разговорной речи.

22. Риторические фигуры, их разновидности.

23. Поэтическая фонетика: ассонанс, диссонанс, аллитерация и т.д.

24. Понятие о литературном процессе.

25. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления

и течения.

26. Историческое развитие литературы до XVIII века.

27. Краткая характеристика основных направлений литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм и др.).

28. Особенности реализма XIX века.

29. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и др. 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Является отдельным документом
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Курсовая работа

Реферат

дискуссия

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек [и др.] А.Я., Чернец Л.В.
Введение в литературоведение: учебник для вузов
Москва: Академия, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Хализев В.Е.
Теория литературы: учебник для вузов
Москва: Высшая школа, 2002
 
Л2.2
Томашевский Б.В.
Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие
Москва: Аспект-Пресс, 2003
 
стр. 9
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.3
Лейни Р.Н
Введение в литературоведение: учебно-методическое пособие
Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2016
http://www.iprbookshop.ru/76479.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
411 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.

Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.

Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.

 
стр. 10
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.

Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).

Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы.

Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.

Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.

Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.

Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.

Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.

Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, 

 
стр. 11
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. Bсточники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. Cпециальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Лобок А.М. Антропология мифа. [Текст] / А.М. Лобок. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

 
стр. 12
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.