40.03.01 Юриспруденция
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- изучение федеральных законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права и практики их применения;
- анализ специфики правового регулирования данной отрасли права на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
- приобретении базовых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере социального обеспечения.
ции
ракт.
Применяемые образовательные технологий: проблемная лекция
Содержание темы:
Понятие и виды социального обеспечения. Социальная защита и социальное обеспечение. Предмет и метод права социального обеспечения.
Принципы права социального обеспечения. Понятие принципов права и их классификация. Содержание права социального обеспечения.
Система права социального обеспечения. Понятие и виды источников права социального обеспечения. Действие источников права социального обеспечения. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами.
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия
2. Проверка домашнего задания «Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя)».
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Определение понятия социального обеспечения.
2. Понятие и виды нуждаемости.
3. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».
3. Функции и назначение социального обеспечения.
4. Понятие и виды социального обеспечение
5. Понятие предмета права социального обеспечения. Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения.
6. Метод права социального обеспечения. Признаки, характеризующие особенности метода правового регулирования.
7. Понятие принципов права и их классификация.
8. Содержание принципов права социального обеспечения.
9. Система права социального обеспечения.
10. Источники права социального обеспечения. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами, подготовка реферата
Содержание работы:
1. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: опрос по вопосам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 1.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Конспектирование с комментариями текстов отделных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя). Форма отчетности: письменный конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 1.
4. Подготовка реферата. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 6. /Ср/
Применяемые образовательные технологий: проблемная лекция.
Содержание темы:
Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения. Структура (элементы) социально-обеспечительного правоотношения. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений.
Субъект, объекты и содержание социально-обеспечительных правоотношений.
Виды социально-обеспечительных правоотношений. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Опрос по вопросам семинарского занятия.
2. Проверка домашнего задания: Схема «Субъекты и объекты СОП»
3. Решение ситуационных задач.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения.
2. Структура (элементы) социально-обеспечительного правоотношения.
3. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений.
4. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений
5. Объекты социально-обеспечительных правоотношений.
6. Содержание социально-обеспечительных правоотношений.
7. Виды социально-обеспечительных правоотношений. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами
Содержание работы:
1. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: опрос по вопосам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 2.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Подготовка таблицы субъекты и объекты СОП. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 2.
4. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 2. /Ср/
Содержание темы:
Трудовой стаж и его значение в праве социального обеспечения. Понятие и виды трудового стажа. Общий трудовой стаж. Страховой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Подтверждение страхового стажа. Особенности подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: подготовка презентации, работа с документами
Содержание работы:
1. Подготовка презентаций. Форма отчетности: защита презентаций. Сроки контроля: семинарское зантятие 3.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 3. /Ср/
Применяемые образовательные технологий: защита презентации, работа с документами.
План занятия:
1. Работа по группам: Защита презентаций
2. Решение задач.
Темы для презентаций:
1. Трудовой стаж и его значение в праве социального обеспечения.
2. Понятие и виды трудового стажа.
3. Подтверждение страхового стажа.
4. Особенности подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: лекция вдвоем.
Содержание темы:
Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в РФ. Понятие пенсий и их классификация. Обязательное государственное пенсионное страхование. Дополнительное пенсионное страхование. Индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования. Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ.
Виды пенсий и круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсионном обеспечении. Пенсии федеральным государственным гражданским служащим. Пенсии военнослужащим и членам их семей. Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Социальные пенсии.
Пенсии по Закону о страховых пенсиях. Понятие и виды страховых пенсий. Страховая пенсия по старости на общих основаниях. Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки страховых пенсий.
Пенсии по Закону о пенсиях военным. Круг лиц, имеющих право на пенсию по Закону о пенсиях военным. Пенсия за выслугу лет. Пенсия по инвалидности. Пенсия по случаю потери кормильца. Исчисление, повышение, изменения размера пенсии. Назначение и выплата пенсии.
Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан РФ. Пожизненное содержание судей. Материальное обеспечение Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами, решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания:Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя)
2. Решение тестов
3. Решение задач
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1.Понятие пенсий и их классификация.
2.Обязательное государственное пенсионное страхование.
3.Дополнительное пенсионное страхование.
4.Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
5.Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ.
6.Виды пенсий и круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсионном обеспечении
7.Пенсии федеральным государственным гражданским служащим.
8.Пенсии военнослужащим и членам их семей.
9.Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
10. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей.
11.Пенсии гражданам из числа космонавтов и членам их семей.
12.Пенсии гражданам их числа работников летно-испытательного состава.
13.Социальные пенсии.
14.Понятие и виды страховых пенсий.
15.Страховая пенсия по старости на общих основаниях.
16.Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
17.Страховая пенсия по инвалидности.
18. Старховая пенсия по случаю потери кормильца.
19.Круг лиц, имеющих право на пенсию по Закону о пенсиях военным.
20.Пенсия за выслугу лет.
21.Пенсия по инвалидности.
22.Пенсия по случаю потери кормильца.
23.Пожизненное содержание судей.
24.Материальное обеспечение Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий
25.Дополнительное ежемесячное
26.Процедура обращения за пенсией.
Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей.
Особенности процедуры обращения за пенсией федеральных государственных гражданских служащих.
27.Назначение пенсий.
Особенности назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим.
Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям.
28.Выплата пенсии.
Удержания из трудовой пенсии.
Особенности выплаты трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ.
Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим.
Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семей
29.Перерасчет и индексация пенсий.
Сроки перерасчета размера трудовой пенсии.
Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих.
Особенности перерасчета пенсий военнослужащим и членам их семей.
Индексация пенсий. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами.
Содержание работы:
1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: тестирование. Сроки контроля: семинарское зантятие 4.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 4.
4. Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя). Форма отчетности: письменный конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 4. /Ср/
Применяемые образовательные технологий: лекция вдвоем.
Содержание темы:
Понятие и видовая дифференциация пособий в праве социального обеспечения. Классификация пособий и методы определения их размеров.
Понятие и общие правила назначения пособия по временной нетрудоспособности. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Размер пособия по временной нетрудоспособности и порядок его исчисления. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
Понятие и основания назначения пособия по безработице. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице. Приостановка, снижение размера и прекращение выплаты пособия по безработице.
Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Пособие гражданам, проходившим военную службу. Пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пособие вынужденным переселенцам. Пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений. Пособия гражданам, участвующим в борьбе с терроризмом. Пособие на погребение. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания: Таблица «Виды пособий»
2. Решение задач
3. Решение тестов.
Вопросы для подготовки к семинарсокму занятию:
1.Понятие и видовая дифференциация пособий в праве социального обеспечения. 2.Классификация пособий и методы определения их размеров.
3.Понятие и общие правила назначения пособия по временной нетрудоспособности.
4.Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.
5. Размер пособия по временной нетрудоспособности и порядок его исчисления.
6.Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
7.Понятие и основания назначения пособия по безработице
8. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице.
9.Приостановка, снижение размера и прекращение выплаты пособия по безработице.
10.Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.
11.Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
12.Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью.
13.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
14.Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
15.Пособие вынужденным переселенцам.
16. Пособие на погребение.
17. Иные виды пособия /Пр/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами.
Содержание работы:
1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: тестирование. Сроки контроля: семинарское зантятие 5.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 5.
4. Составление таблицы "Виды пособий". Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 5. /Ср/
Содержание темы:
Понятие и принципы социального обслуживания населения. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание детей и подростков. Оплата социального обслуживания.
Понятие охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья. Медицинское страхование. Договоры в системе обязательного медицинского страхования. Виды медицинской и медико-социальной помощи. Лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение.
Понятие и виды государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг. Оказание государственной социальной помощи за счет бюджетов субъектов РФ. Социальная доплата к пенсии. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Решение задач
2. Экспресс-опрос в конце семинарского занятия
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1.Понятие и принципы социального обслуживания населения.
2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
3. Основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
4.Социальное обслуживание детей и подростков.
5. Оплата социального обслуживания.
6.Понятие охраны здоровья.
7.Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
8.Медицинское страхование.
9. Договоры в системе обязательного медицинского страхования.
10.Виды медицинской и медико-социальной помощи.
11.Лекарственная помощь.
12.Санаторно-курортное лечение.
13. Понятие и виды государственной социальной помощи.
14.Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг.
15.Оказание государственной социальной помощи за счет бюджетов субъектов РФ. 16.Социальная доплата к пенсии. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами.
Содержание работы:
1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 6.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 6. /Ср/
Содержание темы:
Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения. Льготы для многодетных семей. Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Понятие и виды компенсационных выплат. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Ежемесячные денежные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. /Лек/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами, решение ситуационных задач.
План занятия:
1. Проверка домашнего задания: Конспект с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя)
2. Решение задач.
3. Экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1.Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения.
2.Льготы для многодетных семей.
3.Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.Льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
5.Понятие и виды компенсационных выплат. 6.Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
7.Ежемесячные денежные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. /Пр/
Применяемые образовательные технологий: работа с документами.
Содержание работы:
1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 6.
2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.
3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 6.
4. Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя). Форма отчетности: письменный конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 6. /Ср/
1. Понятие социального обеспечения
2. Виды социального обеспечения
3. Предмет и метод права социального обеспечения
4. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права России
5. Система права социального обеспечения
6. Принципы права социального обеспечения
7. Источники права социального обеспечения
8. Понятие и структура социально-обеспечительных правоотношений
9. Виды социально-обеспечительных правоотношений.
10. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения
11. Порядок исчисления стажа
12. Понятие и виды пенсионного обеспечения
13. Принципы и источники пенсионного права
14. Пенсионные правоотношения
15. Пенсии по возрасту
16. Пенсии по инвалидности
17. Пенсии по случаю потери кормильца
18. Пенсии за выслугу лет
19. Особенности пенсионного обеспечения по возрасту лиц, пострадавших от техногенных катастроф
21. Порядок обращения за пенсией т ее назначение. Приостановление и прекращение выплаты пенсии
22. Понятие пособий, их классификация и место в системе права социального обеспечения
23. Общая характеристика замещающих пособий
24. Пособия по временной нетрудоспособности
25. Пособия на период социальных отпусков
26. Общая характеристика восполняющих пособий
27. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей
28. Пособия в связи с утратой или недостаточностью (отсутствием) средств к существованию
29. Пособия в связи со смертью гражданина
30. Компенсирующие пособия
31. Понятие льгот, их особенности и место в системе права социального обеспечения
32. Классификация льгот в праве социального обеспечения
33. Специфика правоотношения по предоставлению социально-обеспечительных льгот
34. Компенсации в праве социального обеспечения
35. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения
36. Социальное обслуживание населения (общие положения)
37. Виды социальных услуг
38. Медицинское обслуживание населения (общие положения)
39. Виды медицинских услуг
40. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования
1. Организационно-правовые формы социального обеспечения
2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
3. Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России
4. Социальное обеспечение в советской России
5. Характеристика пенсионной системы России
6. Пенсионный фонд Российской Федерации
7 Фонд социального страхования РФ
8. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
9. Процедура обращения за пенсией и назначение пенсий
10. Пособие по временной нетрудоспособности
11. Пенсии по старости
12. Виды социального обслуживания
13. Реабилитация инвалидов
14. Меры социальной поддержки ветеранов труда
15. Меры поддержки многодетных семей в Республике Алтай
2. Вопросы к зачету
3. Тесты
4. Задачи
5. Письменные задания (таблица)
Помимо аудиторных занятий, учебным планом подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками права социального обеспечения, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.
Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.
Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:
- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;
- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;
- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;
- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам римского права.
Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам исследовательской работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или
Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.
Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.
К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ.
Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:
- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);
- постановка общих целей и задач для группы;
- работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;
- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;
- экспертный анализ;
- оценка работы группы преподавателем;
- проведение самооценки.
Методические рекомендации по подготовке к контрольному тестированию
Тестирование служит не только средством обучения, измерения и оценивания уровня теоретических знаний, умений, но и в совокупности с другими средствами обучения обеспечивает формирование компетенций бакалавра.
При тестировании по дисциплине «Право социального обеспечения» особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и толкования текстов указанных источников, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретного источника. При подготовке к тестированию по данной дисциплине используются следующие формы самостоятельной работы студентов:
- работа с источниками – изучение нормативных правовых актов, в том числе международных актов;
- воспроизведение текста прослушанной лекции;
- ознакомление с основной и дополнительной литературой;
- изучение и повторение определений понятий и терминов, представленных в глоссарии;
- пробное решение тестов, рекомендованных преподавателем в качестве тренировочных.
Наилучший способ подготовки к любому контрольному тесту, в какой бы форме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в данной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тестирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемого студента невысок, но всегда есть опасность не показать высокие результаты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тестировании при сдаче устного экзамена проявляли себя весьма успешно.
.
Методические указания по подготовке рефератов (докладов)
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.
6.Структура реферата:
7.Титульный лист
8.После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
9.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
10.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
11.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
12.Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
13.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
14.Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного
Создание презентаций
Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.
Цель: формирование у студентов навыков самостоятельного добывания знаний, их систематизации и представления в наглядной форме.
На сегодняшний день различные виды презентаций – один из самых эффективных способов ознакомления аудитории с изучаемым материалом. С помощью презентации можно легко реализовать коммуникативную задачу обучения студентов, проверить результаты самостоятельной работы и умения представления информации.
Для презентации студенты используют как лекционный материал, так и материл полученный в результате самостоятельного изучения нормативных правовых актов и судебной практики.
Презентация выполняется в формате РowerРoint. При подготовке презентаций РowerРoint можно использовать сочетание информации и наглядного материала. Количество слайдов в презентации зависит от объема информации. Последний должен полностью раскрывать тему.
Логическая последовательность создания презентации (этапы подготовки):
- Структуризация учебного материала
- Составление сценария реализации учебного материала
- Разработка дизайна презентации
- Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)
- Тестирование-проверка, доводка презентации.
Работа с документами
Студентам при изучении курса часто приходится работать с различны¬ми документами.
Под документами (при расширительном толковании) можно понимать: тексты законов и иных нормативных правовых актов (в том числе в электронном виде), различные юри-дические документы (иски, договоры, акты, доверенности и т.п.), публичные выступления (в том числе выступления в суде), материалы судебной практики, газетные и журнальные материалы, энциклопедии и справочники, сло¬вари, статистические данные и т.п. В определенной степени этот метод похож на работу с наглядными материалами. Однако здесь из иллюстрации к материалу (в методике наглядных пособий) документ превращается в материал для основательного изучения и для приобретения таких навыков и умений, как пользование различными источниками и документами, работа с нормативными правовыми актами, навыки вдумчивого (критического) мышления, а также навыки самообразова¬ния.
При работе с нормативными правовыми актами, в частности с законами и кодексами, необходимо помнить о следующем:
убедиться, что текст документа является официальной, а редакция закона или кодекса является действующей.
четко определиться какую задачу вы ставите перед собой при работе с нормативным правовым актом.
С учетом поставленных задач определиться именно какие разделы (главы) и статьи подлежат изучению.
Найти в тексте документа соответствующие нормы и внимательно прочитать их.
В случае не ясности смысла правовой нормы обратиться к их официальному толкованию и практике применения.
Ознакомиться со всеми другими нормами, к которым имеются ссылки в тексте документа.
Выполнить, поставленные перед собой задачи.
Методические указания по подготовке конспектов
При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов; подчеркивание; заключение в рамку главной информации.
Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.
Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать. Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия,
Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. 4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными.
Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.