2019-2020_40_03_01_2019_1039-ОЗФ_plx_Право социального обеспечения_Уголовно-правовой
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Право социального обеспечения
Учебный план
40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx

40.03.01 Юриспруденция

Уголовно-правовой
 
зачеты с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
82,8
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16,35
16,35
16,35
16,35
Сам. работа
82,8
82,8
82,8
82,8
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
старший преподаватель, Куттубаев Аяпбек Айтмуханович
 
 
Право социального обеспечения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)
 
40.03.01 Юриспруденция
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.04.2019 протокол № 4.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: - формирование базовых знаний в сфере законодательства о  социальном обеспечении
1.2
Задачи: - усвоение теоретических основ права социального обеспечения;

- изучение федеральных законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права  и практики их применения;

- анализ специфики правового регулирования данной отрасли права на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

- приобретении базовых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере социального обеспечения. 

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов "Трудовое право", "Семейное право", "Конституционное право", "Финансовое право", "Теория государства и права".
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Трудовое право
2.2.2
Жилищное право
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-16:способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности 
 
 
Уровень 1
- сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовой статус субъектов правоотношений в праве социального обеспечения; - понятие и виды социально-обеспечительных првоотношений
Знать:
70779
 
 
 
Уровень 1
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области права социального обеспечения; - оперировать юридическими понятиями и категориями
Уметь:
70779
 
 
 
Уровень 1
- навыками подготовки квалифицированного юидического заключения по вопросам социального обеспечения; - навыками юридического консультирования в области права социального обеспечения; - юридической терминологией, в том числе понятийным аппаратом права социального обеспечения
Владеть:
70779
 
 
 
ПК-15:способностью толковать нормативные правовые акты 
 
 
Уровень 1
- основные нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения, основы пенсионного законодательства, законодательства о социальных пособиях, льготах и компенсациях, медицинской помощи и лечении в Российской Федерации
Знать:
70780
 
 
 
Уровень 1
- толковать содержание основных нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения, пенсионное законодательство, законодательство о социальных пособиях, льготах и компенсациях, медицинской помощи и лечении в Российской Федерации; - ориентироваться в действующем законодательсве о социальном обеспечении
Уметь:
70780
 
 
 
Уровень 1
- юридической терминологией, в том числе понятийным аппаратом права социального обеспечения; - навыками толкования нормативных правовых актов, регулирующих социально-обеспечительные правоотношения
Владеть:
70780
 
 
 
ПК-9:способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина 
 
 
Уровень 1
- основные права и гарантий граждан в области социального обеспечения; - способы защиты прав граждан в области социального обеспечения
Знать:
70786
 
 
 
Уровень 1
- защищать права и свободы человека и гражданин в области социального обеспечения; - применять теоретические знания, необходимых для защиты чести и достоинства человека и гражданина
Уметь:
70786
 
 
 
Уровень 1
Владеть:
 
стр. 5
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
- навыками защиты прав и свободы человека и гражданина
70786
 
 
 
ПК-6:способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства 
 
 
Уровень 1
- понятие, виды и способы квалификации фактов и обстоятельств, этапы юридической квалификации, действующее законодательство в сфере социального обеспечения; - виды социально-обеспечительных правоотношений
Знать:
70789
 
 
 
Уровень 1
- давать самостоятельную правовую оценку социальным проблемам и процессам; - правильно квалифицировать факты и обстоятельства в области социального обеспечения и давать по ним юридическое заключение
Уметь:
70789
 
 
 
Уровень 1
- навыками правового анализа социально значимых проблем и процессов; - навыками анализа юридических фактов, социально-правовых норм и соответствующих правоотношений в связи со своей профессиональной деятельностью; - навыками квалификации фактов и обстоятельств в соответствии с законодательством о осциальном обеспечении
Владеть:
70789
 
 
 
ПК-5:способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности 
 
 
Уровень 1
- основные нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения, основы пенсионного законодательства, законодательства о социальных пособиях, льготах и компенсациях, медицинской помощи и лечении в Российской Федерации; - практику применения законодательства в сфере социального обеспечения; - особенности применения процессуальных норм в праве социального обеспечения
Знать:
70790
 
 
 
Уровень 1
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права  к социально-обеспечительным отношениям
Уметь:
70790
 
 
 
Уровень 1
- навыками работы с социальным законодательством и иными актами, содержащими нормы права социального обеспечения; -навыками обобщения и анализа правоприменительной практики по вопросам права социального обеспечения
Владеть:
70790
 
 
 
ПК-4:способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации 
 
 
Уровень 1
- основные нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения, основы пенсионного законодательства, законодательства о социальных пособиях, льготах и компенсациях, медицинской помощи и лечении в Российской Федерации
Знать:
70791
 
 
 
Уровень 1
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с  законодательством в сфере социального обеспечения; - правильно давать юридическую оценку фактам и обстоятельствам, обоснованно применять правовую норму к конкретным ситуациям при квалификации фактов и обстоятельств; - ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении
Уметь:
70791
 
 
 
Уровень 1
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с социально-обеспечительным законодательством Российской Федерации
Владеть:
70791
 
 
 
ОПК-6:     способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности 
 
 
Уровень 1
- основные формы и средства поиска, обобщения, анализа и восприятия различного вида информации в целях правильного определения целей своей профессиональной деятельности и путей их осуществления
Знать:
70796
 
 
 
Уровень 1
- получать и преобразовывать информацию в знание, осмысливать государственно-правовые процессы, события и явления в области социального обеспечения.
Уметь:
70796
 
 
 
Уровень 1
- технлогиями организации самообразования с целью повышения уровня своей профессиональной компетенции в сфере права социального обеспечения; - способностью повышать уровень своей профессиональной компетенции в области права социального обеспечения
Владеть:
70796
 
 
 
 
 
 
 
стр. 6
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения
 
1.1
Тема 1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Применяемые образовательные технологий: проблемная лекция

Содержание темы:

Понятие и виды социального обеспечения. Социальная защита и социальное обеспечение. Предмет и метод права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения. Понятие принципов права и их классификация. Содержание права социального обеспечения.

Система  права социального обеспечения. Понятие и виды источников права социального обеспечения. Действие источников права социального обеспечения. /Лек/

Л1.1Л2.1
1
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
1.2
Тема 1: Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Применяемые образовательные технологий: работа с документами.

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия

2. Проверка домашнего задания «Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя)».

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Определение понятия социального обеспечения.

2. Понятие и виды нуждаемости.

3. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

3. Функции и назначение социального обеспечения.

4. Понятие и виды социального обеспечение

5. Понятие предмета права социального обеспечения. Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения.

6. Метод права социального обеспечения. Признаки, характеризующие особенности метода правового регулирования.

7. Понятие принципов права и их классификация.

8. Содержание принципов права социального обеспечения.

9. Система права социального обеспечения.

10. Источники права социального обеспечения. /Пр/

Л1.1Л2.1
2
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
стр. 7
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
1.3
Тема: Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

Применяемые образовательные технологий: работа с документами, подготовка реферата

Содержание работы:

1. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: опрос по вопосам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 1.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Конспектирование с комментариями текстов отделных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя). Форма отчетности: письменный конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 1.

4. Подготовка реферата. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 6.  /Ср/

Л1.1Л2.1
14,4
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
 
Раздел 2. Социально-обеспечительные правоотношения
 
2.1
Тема: Социально-обеспечительные правоотношения

Применяемые образовательные технологий: проблемная лекция.

Содержание темы:

Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения. Структура (элементы) социально-обеспечительного правоотношения. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений.

Субъект, объекты и содержание социально-обеспечительных правоотношений.

Виды социально-обеспечительных правоотношений.  /Лек/

Л1.1Л2.1
1
ПК-4 ПК-6 ПК-9
6
0
 
стр. 8
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
2.2
Тема: Социально-обеспечительные правоотношения

Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Опрос по вопросам семинарского занятия.

2. Проверка домашнего задания: Схема «Субъекты и объекты СОП»

3. Решение  ситуационных задач.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Понятие и признаки социально-обеспечительного правоотношения.

2. Структура (элементы) социально-обеспечительного правоотношения.

3. Основания возникновения социально-обеспечительных правоотношений.

4. Субъекты социально-обеспечительных правоотношений

5. Объекты социально-обеспечительных правоотношений.

6. Содержание социально-обеспечительных правоотношений.

7. Виды социально-обеспечительных правоотношений.  /Пр/

Л1.1Л2.1
2
ПК-4 ПК-6 ПК-9
6
0
 
2.3
Тема: Социально-обеспечительные правоотношения.  

Применяемые образовательные технологий: работа с документами

Содержание работы:

1. Подготовка к семинарскому занятию. Форма отчетности: опрос по вопосам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 2.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Подготовка таблицы субъекты и объекты СОП. Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 2.

4. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 2. /Ср/

Л1.1Л2.1
12,4
ПК-4 ПК-6 ПК-9
6
0
 
 
Раздел 3. Стаж в праве социального обеспечения
 
стр. 9
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
3.1
Тема: Стаж в праве социального обеспечения

Содержание темы:

Трудовой стаж и его значение в праве социального обеспечения. Понятие и виды трудового стажа. Общий трудовой стаж. Страховой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Подтверждение страхового стажа. Особенности подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. /Лек/

Л1.1Л2.1
0
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16
6
0
 
3.2
Тема: Стаж в праве социального обеспечения.  

Применяемые образовательные технологий: подготовка презентации, работа с документами

Содержание работы:

1. Подготовка презентаций. Форма отчетности: защита презентаций. Сроки контроля: семинарское зантятие 3.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 3. /Ср/

Л1.1Л2.1
12
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
3.3
Тема: Стаж в праве социального обеспечения.

Применяемые образовательные технологий: защита презентации, работа с документами.

План занятия:

1. Работа по группам: Защита презентаций

2. Решение задач.

Темы для презентаций:

1. Трудовой стаж и его значение в праве социального обеспечения.

2. Понятие и виды трудового стажа.

3. Подтверждение страхового стажа.

4. Особенности подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. /Пр/

Л1.1Л2.1
2
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
 
Раздел 4. Пенсионное обеспечение по законодательству РФ
 
стр. 10
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
4.1
Тема: Пенсионное обеспечение по законодательству РФ.

Применяемые образовательные технологий: лекция вдвоем.

Содержание темы:

Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в РФ. Понятие пенсий и их классификация. Обязательное государственное пенсионное страхование. Дополнительное пенсионное страхование. Индивидуальный учет  в системе обязательного пенсионного страхования. Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ.

Виды пенсий и круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсионном обеспечении. Пенсии федеральным государственным гражданским служащим. Пенсии военнослужащим и членам их семей. Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей.  Социальные пенсии.

Пенсии по Закону о страховых пенсиях. Понятие и виды страховых пенсий. Страховая пенсия по старости на общих основаниях. Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Страховая пенсия по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки страховых  пенсий.

Пенсии по Закону о пенсиях военным. Круг лиц, имеющих право на пенсию по Закону о пенсиях военным. Пенсия за выслугу лет. Пенсия по инвалидности. Пенсия по случаю потери кормильца. Исчисление, повышение, изменения размера пенсии. Назначение и выплата пенсии.

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан РФ. Пожизненное содержание судей. Материальное обеспечение Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. /Лек/

Л1.1Л2.1
1
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
стр. 11
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
4.2
Тема: Пенсионное обеспечение по законодательству РФ.

Применяемые образовательные технологий: работа с документами, решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Проверка домашнего задания:Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя)

2. Решение тестов

3. Решение задач

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.Понятие пенсий и их классификация.

2.Обязательное государственное пенсионное страхование.

3.Дополнительное пенсионное страхование.

4.Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.

5.Вопросы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ.

6.Виды пенсий и круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсионном обеспечении

7.Пенсии федеральным государственным гражданским служащим.

8.Пенсии военнослужащим и членам их семей.

9.Пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

10. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей.

11.Пенсии гражданам из числа космонавтов и членам их семей.

12.Пенсии гражданам их числа работников летно-испытательного состава.

13.Социальные пенсии.

14.Понятие и виды страховых пенсий.

15.Страховая пенсия по старости на общих основаниях.

16.Пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

17.Страховая пенсия по инвалидности.

18. Старховая пенсия по случаю потери кормильца.

19.Круг лиц, имеющих право на пенсию по Закону о пенсиях военным.

20.Пенсия за выслугу лет.

21.Пенсия по инвалидности.

22.Пенсия по случаю потери кормильца.

23.Пожизненное содержание судей.

24.Материальное обеспечение Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий

25.Дополнительное ежемесячное 

Л1.1Л2.1
2
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
стр. 12
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
обеспечение граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ

26.Процедура обращения за пенсией.

Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей.

Особенности процедуры обращения за пенсией федеральных государственных гражданских служащих.

27.Назначение пенсий.

Особенности назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим.

Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям.

28.Выплата пенсии.

Удержания из трудовой пенсии.

Особенности выплаты трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ.

Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим.

Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семей

29.Перерасчет и индексация пенсий.

Сроки перерасчета размера  трудовой пенсии.

Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих.

Особенности перерасчета пенсий военнослужащим и членам их семей.

Индексация пенсий. /Пр/

 
4.3
Тема: Пенсионное обеспечение по законодательству РФ .

Применяемые образовательные технологий: работа с документами.

Содержание работы:

1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: тестирование. Сроки контроля: семинарское зантятие 4.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 4.

4. Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя). Форма отчетности: письменный конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 4. /Ср/

Л1.1Л2.1
12
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
 
Раздел 5. Пособия в праве социального обеспечения
 
стр. 13
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
5.1
Тема: Пособия в праве социального обеспечения.

Применяемые образовательные технологий: лекция вдвоем.

Содержание темы:

Понятие и видовая дифференциация пособий в праве социального обеспечения. Классификация пособий и методы определения их размеров.

Понятие и общие правила назначения пособия по временной нетрудоспособности. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Размер пособия по временной нетрудоспособности и порядок его исчисления. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Понятие и основания назначения пособия по безработице. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице. Приостановка, снижение размера и прекращение выплаты пособия по безработице.

Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Пособие гражданам, проходившим военную службу. Пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пособие вынужденным переселенцам. Пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений. Пособия гражданам, участвующим в борьбе с терроризмом. Пособие на погребение. /Лек/

Л1.1Л2.1
1
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
стр. 14
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
5.2
Тема: Пособия в праве социального обеспечения.

Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Проверка домашнего задания: Таблица «Виды пособий»

2. Решение задач

3. Решение тестов.

Вопросы для подготовки к семинарсокму занятию:

1.Понятие и видовая дифференциация пособий в праве социального обеспечения. 2.Классификация пособий и методы определения их размеров.

3.Понятие и общие правила назначения пособия по временной нетрудоспособности.

4.Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности и порядок его исчисления.

6.Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

7.Понятие и основания назначения пособия по безработице

8. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице.

9.Приостановка, снижение размера и прекращение выплаты пособия по безработице.

10.Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

11.Пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

12.Единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью.

13.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

14.Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15.Пособие вынужденным переселенцам.

16. Пособие на погребение.

17. Иные виды пособия /Пр/

Л1.1Л2.1
2
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
стр. 15
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
5.3
Тема: Пособия в праве социального обеспечения.

Применяемые образовательные технологий: работа с документами.

Содержание работы:

1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: тестирование. Сроки контроля: семинарское зантятие 5.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 5.

4. Составление таблицы "Виды пособий". Форма отчетности: письменная работа. Сроки контроля: семинарское занятие 5. /Ср/

Л1.1Л2.1
12
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
 
Раздел 6. Социальные и медицинские услуги в праве социального обеспечения
 
6.1
Тема: Социальные и медицинские услуги в праве социального обеспечения

Содержание темы:

Понятие и принципы социального обслуживания населения. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание детей и подростков. Оплата социального обслуживания.

Понятие охраны здоровья. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья. Медицинское страхование. Договоры в системе обязательного медицинского страхования. Виды медицинской и медико-социальной помощи. Лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение.

Понятие и виды государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг. Оказание государственной социальной помощи за счет бюджетов субъектов РФ. Социальная доплата к пенсии. /Лек/

Л1.1Л2.1
0
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
стр. 16
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
6.2
Тема: Социальные и медицинские услуги в праве социального обеспечения.

Применяемые образовательные технологий: решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Решение задач

2. Экспресс-опрос в конце семинарского занятия

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.Понятие и принципы социального обслуживания населения.

2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Основные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

4.Социальное обслуживание детей и подростков.

5. Оплата социального обслуживания.

6.Понятие охраны здоровья.

7.Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.

8.Медицинское страхование.

9. Договоры в системе обязательного медицинского страхования.

10.Виды медицинской и медико-социальной помощи.

11.Лекарственная помощь.

12.Санаторно-курортное лечение.

13. Понятие и виды государственной социальной помощи.

14.Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг.

15.Оказание государственной социальной помощи за счет бюджетов субъектов РФ. 16.Социальная доплата к пенсии. /Пр/

Л1.1Л2.1
1
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
6.3
Тема: Социальные и медицинские услуги в праве социального обеспечения.

Применяемые образовательные технологий: работа с документами.

Содержание работы:

1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 6.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 6. /Ср/

Л1.1Л2.1
8
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
 
Раздел 7. Льготы и компенсации в праве социального обеспечения
 
стр. 17
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
7.1
Тема: Льготы и компенсации в праве социального обеспечения

Содержание темы:

Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения. Льготы для многодетных семей. Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

Понятие и виды компенсационных выплат. Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Ежемесячные денежные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. /Лек/

Л1.1Л2.1
0
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
7.2
Тема: Льготы и компенсации в праве социального обеспечения

Применяемые образовательные технологий: работа с документами, решение ситуационных задач.

План занятия:

1. Проверка домашнего задания: Конспект с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя)

2. Решение задач.

3. Экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения.

2.Льготы для многодетных семей.

3.Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Льготы для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

5.Понятие и виды компенсационных выплат. 6.Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до трех лет и женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

7.Ежемесячные денежные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. /Пр/

Л1.1Л2.1
1
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
стр. 18
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
7.3
Тема: Льготы и компенсации в праве социального обеспечения

Применяемые образовательные технологий: работа с документами.

Содержание работы:

1. Подготовка к семинарскому занятияю. Форма отчетности: экспресс-опрос по вопросам семинарского занятия. Сроки контроля: семинарское зантятие 6.

2. Подготовка к зачету: изучение учебной и научной литературы, изучение нормативных правовых актов и практики их применения. Форма отчетности: устные ответы на зачете. Сроки контроля: зачет.

3. Изучение нормативных правовых актов и судебной практики. Форма отчетности: решение ситуационных задач. Сроки контроля: семинарское занятие 6.

4. Конспектирование с комментариями текстов отдельных нормативных правовых актов (по заданию преподавателя). Форма отчетности: письменный конспект. Сроки контроля: семинарское занятие 6.  /Ср/

Л1.1Л2.1
12
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-16
6
0
 
 
Раздел 8. Консультации
 
8.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1
0,2
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
 
Раздел 9. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
9.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1
8,85
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
9.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1
0,15
ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-9 ПК-15 ПК-16 ОПК-6
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Понятие социального обеспечения

2. Виды социального обеспечения

3. Предмет и метод права социального обеспечения

4. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями права России

5. Система права социального обеспечения

6. Принципы права социального обеспечения

7. Источники права социального обеспечения

8. Понятие и структура социально-обеспечительных правоотношений

9. Виды социально-обеспечительных правоотношений.

10. Понятие и виды стажа в праве социального обеспечения

11. Порядок исчисления стажа

12. Понятие и виды пенсионного обеспечения

13. Принципы и источники пенсионного права

14. Пенсионные правоотношения

15. Пенсии по возрасту

16. Пенсии по инвалидности

17. Пенсии по случаю потери кормильца

18. Пенсии за выслугу лет

19. Особенности пенсионного обеспечения по возрасту лиц, пострадавших от техногенных катастроф

 
стр. 19
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
20. Способы и порядок определения размеров пенсий. Перерасчет пенсий

21. Порядок обращения за пенсией т ее назначение. Приостановление и прекращение выплаты пенсии

22. Понятие пособий, их классификация и место в системе права социального обеспечения

23. Общая характеристика замещающих пособий

24. Пособия по временной нетрудоспособности

25. Пособия на период социальных отпусков

26. Общая характеристика восполняющих пособий

27. Пособия в связи с рождением и воспитанием детей

28. Пособия в связи с утратой или недостаточностью (отсутствием) средств к существованию

29. Пособия в связи со смертью гражданина

30. Компенсирующие пособия

31. Понятие льгот, их особенности и место в системе права социального обеспечения

32. Классификация льгот в праве социального обеспечения

33. Специфика правоотношения по предоставлению социально-обеспечительных льгот

34. Компенсации в праве социального обеспечения

35. Понятие социальных и медицинских услуг и их место в системе права социального обеспечения

36. Социальное обслуживание населения (общие положения)

37. Виды социальных услуг

38. Медицинское обслуживание населения (общие положения)

39. Виды медицинских услуг

40. Медицинское обслуживание по системе обязательного медицинского страхования

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Перечень тем рефератов

1. Организационно-правовые формы социального обеспечения

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

3. Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России

4. Социальное обеспечение в советской России

5. Характеристика пенсионной системы России

6. Пенсионный фонд Российской Федерации

7 Фонд социального страхования РФ

8. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

9. Процедура обращения за пенсией и назначение пенсий

10. Пособие по временной нетрудоспособности

11. Пенсии по старости

12. Виды социального обслуживания

13. Реабилитация инвалидов

14. Меры социальной поддержки ветеранов труда

15. Меры поддержки многодетных семей в Республике Алтай

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к семинарам

2. Вопросы к зачету

3. Тесты

4. Задачи

5. Письменные задания (таблица)

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Волостнова Т. И.
Право социального обеспечения: учебное пособие
Саранск: Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019
http://www.iprbookshop.ru/84444.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 20
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде [и др.] Т.Э., Курбанов Р.А., Гасанов К.К., Озоженко С.И.
Право социального обеспечения: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/83050.html
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
6.3.1.8
CDBurnerXP
6.3.1.9
Far Manager
6.3.1.10
Firefox
6.3.1.11
Foxit Reader
6.3.1.12
VLC media player
6.3.1.13
1С: Предприятие 8 Комплект для обучения
6.3.1.14
ArcView GIS
6.3.1.15
Audacity
6.3.1.16
Audit Expert
6.3.1.17
Business Studio
6.3.1.18
Deductor Academic
6.3.1.19
Dev-C++
6.3.1.20
Dia
6.3.1.21
Free Pascal
6.3.1.22
GIMP
6.3.1.23
Inkscape
6.3.1.24
LibreOffice
6.3.1.25
Moodle
6.3.1.26
MS Access
6.3.1.27
MS Visio
 
стр. 21
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
6.3.1.28
Visual Studio
6.3.1.29
NVDA
6.3.1.30
Oracle VM VirtualBox
6.3.1.31
Cisco Packet Tracer Student
6.3.1.32
Project Expert
6.3.1.33
Python
6.3.1.34
QGIS
6.3.1.35
Quick Sales Free
6.3.1.36
Ramus Educational
6.3.1.37
WinDjView
6.3.1.38
БЭСТ Маркетинг
6.3.1.39
Налогоплательщик ЮЛ
6.3.1.40
MS Windows
6.3.1.41
1С: Налогоплательщик
6.3.1.42
1С: Предприятие 8. Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом ПРОФ
6.3.1.43
1С: Управление нашей фирмой
6.3.1.44
2ГИС
6.3.1.45
КонсультантПлюс
6.3.1.46
ГАРАНТ
6.3.1.47
Gephi
6.3.1.48
Stamina
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Гарант
6.3.2.4
КонсультантПлюс
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
решение ситуационных задач
 
проблемная лекция
 
Работа с документами
 
Лекция вдвоем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
стр. 22
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
102 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
319 А2
Компьютерный класс. Лаборатория региональной экономики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, интерактивная доска с проектором, подключение к сети интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по самостоятельной работе студентов

Помимо аудиторных занятий, учебным планом подготовки бакалавров по направлению 40.03.01  «Юриспруденция» предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками права социального обеспечения, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.

Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендованной в приведенной ниже таблице.

Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно  будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.

Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:

- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;

- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;

- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;

- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;

- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам римского права.

Семинар-исследование предполагает предварительную работу - написание реферата, доклада по итогам исследовательской работы. Участие в нем – это, прежде всего, диалог студента с преподавателем. Результаты обсуждаются на семинаре или 

 
стр. 23
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
конференции с наглядным показом исследовательского материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). При подготовке к семинару-исследованию студент изучает результаты теоретических исследований, составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

Семинаром-зачетом заканчивается каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах, таблицах, тестах.

Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно: подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по пособиям, а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, журналы.

К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных исследовательских школ.

Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

- постановка общих целей и задач для группы;

- работа в последовательности: индивидуальная, парная (чаще всего - перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;

- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;

- экспертный анализ;

- оценка работы группы преподавателем;

- проведение самооценки.

Методические рекомендации по подготовке к контрольному тестированию

Тестирование служит не только средством обучения, измерения и оценивания уровня теоретических знаний, умений, но и в совокупности с другими средствами обучения обеспечивает формирование компетенций бакалавра.

При тестировании по дисциплине «Право социального обеспечения» особое внимание обращается на развитие навыков работы с разнообразными источниками, анализа и толкования текстов указанных источников, на формирование умения выделять проблему и находить пути ее решения на основе конкретного источника. При подготовке к тестированию по данной дисциплине используются  следующие формы самостоятельной работы студентов:

- работа с источниками – изучение нормативных правовых актов, в том числе международных актов;

- воспроизведение текста прослушанной лекции;

- ознакомление с основной и дополнительной литературой;

- изучение и повторение определений понятий и терминов, представленных в глоссарии;

- пробное решение тестов, рекомендованных преподавателем в качестве тренировочных.

Наилучший способ подготовки к любому контрольному тесту, в какой бы форме он ни проводился, это упорный труд на протяжении всего процесса обучения. Когда сделано все возможное для достижения должного уровня подготовки в данной предметной области, можно разрабатывать стратегию поведения во время тестирования. Необходимость ее неоспорима, т. к. при использовании качественных тестов нельзя показать высокие результаты, если уровень подготовки тестируемого студента невысок, но всегда есть опасность не показать высокие результаты, даже если уровень подготовки очень высок. Есть множество примеров, когда показавшие невысокие, а иногда даже очень низкие результаты при тестировании при сдаче устного экзамена проявляли себя весьма успешно.

.

Методические указания по подготовке рефератов (докладов)

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, представляющая собой краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора.

6.Структура реферата:

7.Титульный лист

8.После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

9.После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

10.Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

11.Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

12.Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

13.Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

14.Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного 

 
стр. 24
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении

Создание презентаций

Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.

Цель: формирование у студентов навыков самостоятельного добывания знаний, их систематизации и представления в наглядной форме.

На сегодняшний день различные виды презентаций – один из самых эффективных способов ознакомления аудитории с изучаемым материалом. С помощью презентации можно легко реализовать коммуникативную задачу обучения студентов, проверить результаты самостоятельной работы и умения представления информации.  

Для презентации студенты используют как лекционный материал, так и материл полученный в результате самостоятельного изучения нормативных правовых актов и судебной практики.

Презентация выполняется в формате РowerРoint. При подготовке презентаций РowerРoint можно использовать сочетание информации и наглядного материала. Количество слайдов в презентации зависит от объема информации. Последний должен полностью раскрывать тему.

Логическая последовательность создания презентации (этапы подготовки):

- Структуризация учебного материала

- Составление сценария реализации учебного материала

- Разработка дизайна презентации

- Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, аудиофрагменты, видеофрагменты, анимация)

- Тестирование-проверка, доводка презентации.

Работа с документами

Студентам при изучении курса  часто приходится работать с различны¬ми документами.

Под документами (при расширительном толковании) можно понимать: тексты законов и иных нормативных правовых актов (в том числе в электронном виде), различные юри-дические документы (иски, договоры, акты, доверенности и т.п.), публичные выступления (в том числе выступления в суде), материалы судебной практики, газетные и журнальные материалы, энциклопедии и справочники, сло¬вари, статистические данные и т.п. В определенной степени этот метод похож на работу с наглядными материалами. Однако здесь из иллюстрации к материалу (в методике наглядных пособий) документ превращается в материал для основательного изучения и для приобретения таких навыков и умений, как пользование различными источниками и документами, работа с нормативными правовыми актами, навыки вдумчивого (критического) мышления, а также навыки самообразова¬ния.

При работе с нормативными правовыми актами, в частности с законами и кодексами, необходимо помнить о следующем:

 убедиться, что текст документа является официальной, а редакция закона или кодекса является действующей.

 четко определиться какую задачу вы ставите перед собой при работе с нормативным правовым актом.

 С учетом поставленных задач определиться именно какие разделы (главы) и статьи подлежат изучению.

 Найти в тексте документа соответствующие нормы и внимательно прочитать их.

 В случае не ясности смысла правовой нормы обратиться к их официальному толкованию и практике применения.

 Ознакомиться со всеми другими нормами, к которым имеются ссылки в тексте документа.

 Выполнить, поставленные перед собой задачи.

Методические указания по подготовке конспектов

При подготовке конспектов необходимо использовать различные способы конспектирования, особенности которых раскрываются ниже.

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала, которые лаконично выражают суть рассматриваемого текста, дают возможность раскрыть его содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие: сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали; выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;  использование различных цветов;  подчеркивание; заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать. Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок".  В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, 

 
стр. 25
УП: 40.03.01_2019_1039-ОЗФ.plx
 
ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими: 1. Подберите факты для составления схемы. 2. Выделите среди них основные, общие понятия.3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.  4. Сгруппируйте факты в логической последовательности. 5. Дайте название выделенным группам. 6. Заполните схему данными.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Опорный конспект. В опорном конспекте содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.