45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности с коммуникацией и текстом.
ции
ракт.
1. Формы и типы речевой коммуникации.
2. Речевое действие.
3. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности.
4. Соотношение понятий «язык» и «речь».
5. Функции языка.
6. Модель речевой коммуникации.
7. Коммуникативные барьеры.
8. Нравственные установки участников общения.
9. Чтение как вид речевой деятельности. Недостатки традиционного чтения. Способы чтения.
10. Технологии совершенствования навыков чтения.
11. Слушание как вид речевой деятельности.
12. Технологии совершенствования навыков слушания.
13. Письмо как вид речевой деятельности. Пути совершенствования навыков письменной речи.
14. Запись чужой речи (конспектирование, аннотация, реферат, рецензия).
15. Говорение как вид речевой деятельности. Специфика публичной речи. Классический риторический канон.
16. Оратор (навыки и умения). Оратор и аудитория. Проблема контакта.
17. Приемы достижения взаимопонимания с аудиторией.
18. Классификация публичных выступлений.
19. Подготовка к конкретному выступлению (этапы: 1. Выбор темы и целевой установки. 2. Подбор материала. 3. Изучение и анализ отобранных материалов. 4. Разработка плана выступления).
20. Подготовка к конкретному выступлению (этапы: 5. Работа над композицией. 6. Написание текста. 7. Репетиция).
21. Доказательность и убедительность речи.
22. Аргументация. Логические приемы доказательства.
23. Психологические приемы аргументации. Уловки в споре.
24. Типы спора, условия его эффективности.
25. Стратегия и тактика речевого поведения. Важнейшие тактики и приемы спора.
Темы докладов
1. Способ коммуникации как условие динамики общества.
2. Четыре коммуникативные революции Г.М. Маклюэна.
3. Происхождение языка. Основные теории.
4. Письменность. Коммуникативные возможности письменного языка.
5. Воздействие письма на информационно-языковые процессы.
6. Этапы развития письменности: предметное; пиктография и идеография; иероглифика; слоговое письмо; алфавит.
7. Книгопечатание и его преимущества. Воздействие книгопечатания на информационно-языковые процессы.
8. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец как первые русские книгопечатники.
9. Электронная коммуникация: телеграф, телефон, радио, спутники, волоконнооптическая связь и современные компьютерные технологии.
10. Социокультурное значение распространения новых технологий.
11. Языковая ситуация, её основные характеристики.
12. Типологические признаки языковой ситуации.
13. Сбалансированное и несбалансированное двуязычие.
14. Интерференция в речевой деятельности билингвов.
15. Диглоссия как вид несбалансированного двуязычия.
16. Языковая политика как один из видов социального регулирования.
17. Унитаризм и сегрегация в решении национально-языковых проблем.
18. Правовой статус языка. Законы о языке. Языковая политика в России и в мире.
19. «Вмешательства» человека в язык: реформы письменности, создание терминологий,
реформы нормативно-стилистической системы.
20. Пределы сознательной активности общества по отношению к языку.
1. Речевые тактики в деловом общении, выделенные Т.А. ван Дейком.
2. Невербальные средства общения.
3. Этика речевого поведения.
4. Понятие о психологии речевой коммуникации. Типы коммуникабельности людей, учет типа коммуникабельности при построении речевого общения.
5. Теория эго-состояний. Учет эго-состояния клиента в речевом общении.
6. Организация речевого взаимодействия. Принципы речевой коммуникации.
7. Законы эффективной коммуникации.
8. Особенности речевой коммуникации в деловой среде.
9. Деловой разговор и деловая беседа. Деловое совещание.
10. Деловые переговоры. Деловой телефонный разговор. Вопросы в деловом общении.
Вопросы к контрольной работе
1. Приведите по 1 примеру на каждый вид общения. В каких сферах и средах общения
оно осуществляется? Какие технические средства передачи информации используются в данных примерах? Какие из текстов реализуются в коммуникативном, а какие – в нарративном
режимах? Что вы можете сказать об адресантах и адресатах этих текстов? Есть ли в них примеры непрямой коммуникации? Охарактеризуйте невербальные составляющие коммуникативного процесса.
2. Приведите по 1 примеру на каждый параметр коммуникативной ситуации (в 1 диалоге может быть реализовано сразу несколько параметров). Охарактеризуйте их.
3. Составьте коммуникативный портрет а) известного политика, ученого, певца, художника и т.д. (на выбор); б) преподавателя института, в котором вы учитесь; в) вашего однокурсника.
4. Дайте характеристику речевым актам с точки зрения их интенционального содержания, прямоты/косвенности.
5. Приведите примеры речевых актов из группы «иллокутивных самоубийств».
6. Сколько коммуникативных эпизодов выделяется в данных диалогах? Обоснуйте свой ответ.
7. На основании логической операции импликации декодируйте невыраженный (имплицитный) смысл в данных ниже примерах.
8. Какие речевые жанры представлены в данных ниже примерах? Каков их фрейм? В
каких сферах общения их можно встретить? В состав каких коммуникативных событий они
могут входить? Может ли название коммуникативного события совпадать с названием речевого жанра? Есть ли здесь примеры жанроидов?
9. Каков фрейм таких коммуникативных событий, как «Урок», «Экзамен», «Лекция»,
«Защита диплома (диссертации)», «Митинг», «Заседание Государственной Думы», « Суд»,
«Собеседование», «Конференция», «Посещение врача», «Встреча бывших одноклассников»,
«Семейный ужин», «Свадьба», «Застолье», «Похороны». Приведите примеры речевых жанров, которые для них типичны.
10. Какие из предложенного вашему вниманию текстов можно отнести к: 1) политическому дискурсу; 2) деловому дискурсу; 3) дипломатическому дискурсу; 4) юридическому
дискурсу; 5) военному дискурсу; 6) медицинскому дискурсу; 7) массово-информационному дискурсу; 8) научному дискурсу; 9) педагогическому (дидактическому, учебному) дискурсу; 10) рекламному дискурсу; 11) компьютерному
11. Какие максимы общения нарушены в данных ниже примерах? Приведите по два примера на каждую максиму общения: 1) с соблюдением данной максимы; 2) с ее нарушением. Помните о том, что коммуниканты часто вынуждены нарушать максимы общения с целью сохранения принципа кооперации.
12. Определите типы коммуникативных неудач в данных ниже примерах. Приведите аналогичные примеры.
13. Какой тип дискурса представлен данными ниже примерами? Какие речевые жанры здесь можно выделить? Как осуществляется иллокутивное вынуждение коммуникантов к
действию? Какие тактики применяют говорящие для реализации своих стратегических целей? Какие из тактик являются универсальными для всех коммуникантов (повторяются во
всех примерах), а какие присущи только речевому репертуару каждого из них? Каким образом коммуниканты регулируют процесс общения (сохраняют принцип кооперации в общении, преодолевают коммуникативные неудачи, «захватывают» инициативу в диалоге, «блокируют» общение и т.д.)? Есть ли здесь примеры манипуляции? Какой набор тактик предпочли бы вы в данном типе дискурса? Приведите свои примеры подобных диалогов.
14. Как проявляется конфликтное поведение коммуникантов в приведенных ниже примерах? Какие речевые жанры здесь представлены? Какие интенции выражают РА в этих жанрах?
15. Предложите свои способы гармонизации агрессивных речевых актов.
16. Какой тип монологов представлен в данных примерах? Что общего между ними и чем они различаются? Какова их структура? Какие образные средства в них употребляются?
Приведите свои примеры таких монологов.
17. Какие из предложенных ниже монологов представляют собой монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение? Почему вы так считаете? Могут ли в одном
монологе сочетаться все выделенные типы речи? Приведите свои примеры подобных монологов.
18. Приведите примеры диалогических единств, которые отражают следующие схемы: 1) сообщение – сообщение, 2) сообщение – вопрос, 3) сообщение – побуждение, 4) сообщение – восклицание, 5) вопрос – сообщение, 6) вопрос – вопрос, 7) вопрос – побуждение, 8) вопрос – восклицание, 9) побуждение – сообщение, 10) побуждение – вопрос, 11) побуждение – побуждение,12) побуждение – восклицание, 13) восклицание – сообщение, 14) восклицание – вопрос, 15) восклицание – побуждение, 16) восклицание – восклицание. Помните о том, что каждая схема может иметь разные интенциональные реализации.
19. Какие типы диалогов здесь представлены? В каких сферах общения они реализуются? Чем спонтанный разговорный диалог отличается от литературно обработанного? Приведите свои примеры подобных диалогов в разных сферах общения.
20. Какие виды бесед вам известны? Что такое «светская беседа»? Чем она отличается от других видов бесед? Существует ли этот жанр в современных условиях? Какие микрожанры включает данный гипержанр?
21. Чем разговор отличается от беседы? Вам предлагаются два текста. Определите, какой из них представляет собой бытовой разговор, а какой – семейную беседу? Докажите свою
точку зрения.
22. Какие виды споров вам известны? Чем спор отличается от ссоры и выяснения отношений? Чем различаются спор, дискуссия, полемика? Продемонстрируйте на примерах эти
отличия.
23. Ознакомьтесь с современными правилами этикета. Как в соответствии с этими правилами вы будете действовать в следующих ситуациях?
24. Приведите примеры 1) прямых речевых актов; 2) конвенциональных косвенных речевых актов; 3) контекстуально-ситуативных косвенных речевых актов (где это возможно) во
всех коммуникативно-семантических группах ЕРЭ («Обращение, привлечение внимания»; «Знакомство»; «Приветствие»; «Прощание»; «Поздравление»; «Пожелание», «Благодарность»; «Извинение»; «Просьба»; «Согласие, разрешение»; «Отказ, запрещение»; «Приглашение»; «Предложение»; «Совет»; «Утешение, сочувствие, соболезнование»; «Комплимент, одобрение, похвала»). Приводя примеры контекстуально-ситуативных косвенных РА, описывайте ситуацию и невербальное поведение коммуникантов.
2. Вопросы к зачету.
3. Вопросы к семинарским занятиям /коллоквиумам
4. Дискуссия
5. Доклад
5. Тест
6. Контрольная работа
Особенностью курса «Введение в теорию коммуникации» является индивидуальная творческая работа студентов. К такого рода работам относится написание эссе или другой публикации в качестве итоговой (зачетной) работы. Кроме того, каждый студент осваивает глоссарий (терминологический диктант), пишет реферат (защита).
Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях, во время защиты
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время, вырабатывать коммуникативные компетенции.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, эссе, конспекта и др. форм записи чужой речи.
1. Самостоятельное изучение темы «Коммуникация у животных» относится к первому модулю «Происхождение коммуникативной деятельности» и предполагает написание конспекта (2 ч.)
Конспект — это один из видов вторичного текста, который предназначен не для публикации, а для восстановления информации. Конспектирование текста - вид аналитико-синтетической переработки первичного текста, связанной с отбором наиболее ценной информации первоисточника, включая ее систематизацию, обобщения, переформулировку, а также письменную фиксацию основных положений. Конспекты бывают пяти типов:
1) плановые (каж¬дому вопросу плана соответствует определенная часть конспек¬та);
2) текстуальные (состоящие из цитат);
3) свободные (соче¬тающие цитаты и самостоятельный текст);
4) тематические (со¬держащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источ-никам);
5) конспект-схема (схематическое фиксирование ин¬формации – синтагматическое или парадигматическое). Состав¬ление конспектов способствует не только запоминанию материа-ла. Такая работа развивает способность выделять самое сущест¬венное в учебном материале, классифицировать информацию.
2. Подготовка к терминологическому диктанту. Терминологический диктант проводится дважды (после изучения тем «Модели коммуникации» и «Семиотика коммуникации») и показывает степень освоения терминологического аппарата студентом (8 ч.).
3. Написание эссе (или другого рода публикации) после изучения темы по речевой коммуникации (18 ч.)
Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 5-6 страниц машинописного текста.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.
В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуникативистики. В ходе изучения темы «Сферы коммуникации. Профессиональная коммуникация» на занятия приглашаются ведущие специалисты из разных профессиональных сфер общения: образования, журналистики, PR-коммуникации, медицины, театра, Союза писателей РА и т.д. У студентов есть возможность из первых уст получить информацию о специфике профессиональной коммуникации, получить мастер-классы, задать вопросы и проиграть различные ситуации профессионального общения.
Портфолио. Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:
- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);
- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.
Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Три основные типа портфолио:
1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.
Студент сам решает, что именно будет входить в его портфолио, т.е. вырабатывает навыки оценки собственных достижений. Для отбора документов в портфолио студентам предлагается, например: выбрать три лучших работы из написанных при изучении конкретной курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, лучше всего демонстрирующие определенные навыки; из перечисленных типов работ выбрать по одной (например, анализ текста; эссе; научная статья; рецензия на работу однокурсника и т.д.).