2019-2020_45_03_01_2019_419_plx_Введение в теорию коммуникации_Отечественная филология (русский язык и литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в теорию коммуникации
Учебный план
45.03.01_2019_419.plx

45.03.01  Филология

Отечественная филология (русский язык и литература)
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
36,6
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26,55
26,55
26,55
26,55
Сам. работа
36,6
36,6
36,6
36,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Алексеев Павел Викторович
 
 
Введение в теорию коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)
 
45.03.01  Филология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 21.05.2019 протокол № 10/1  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: получить первоначальное представление о теории коммуникации как  филологической дисциплине, находящейся на пересечении филологии и других наук – гуманитарных и естественных - и  изучающей  человека в его коммуникативном  отношении к другим людям, обществу,  самому себе.
1.2
Задачи: - изучить научные основы  теории коммуникации;

- научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности с коммуникацией и текстом.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы филологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современный русский язык
2.2.2
Общее языкознание
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-5:способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
Уровень 1
особенности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Знать:
60176
 
 
 
Уровень 1
в устной и письменной формах на русском и иностранном языках выражать свои мысли для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Уметь:
60176
 
 
 
Уровень 1
навыками межличностной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Владеть:
60176
 
 
 
ОПК-2:способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
 
 
Уровень 1
основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории русского языка, теории коммуникации
Знать:
60183
 
 
 
Уровень 1
ориентироваться в положениях и концепциях в области общего языкознания, теории и истории русского языка, теории коммуникации
Уметь:
60183
 
 
 
Уровень 1
Навыками демонстрирования знаний основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории русского языка, теории коммуникации
Владеть:
60183
 
 
 
ПК-1:способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
 
 
Уровень 1
способы применения полученных знаний в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
Знать:
60188
 
 
 
Уровень 1
применять полученные знания в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
Уметь:
60188
 
 
 
Уровень 1
навыками системного использования полученных знаний в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
Владеть:
60188
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание курса
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1.1
1. Введение. Понятие коммуникации. Два подхода к коммуникации.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.2
2. Модели коммуникации и коммуникативного акта /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.3
3. Типология коммуникации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.4
1. Моделирование коммуникации в разных науках /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.5
2. Функции коммуникации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.6
3. Семиотика коммуникации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.7
4. Межличностная коммуникация /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.8
5. Групповая и массовая коммуникация /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.9
6. Язык и речь. Речевая деятельность /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.10
1. Написание конспектов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.11
2. Подготовка глоссария /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
16,6
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.12
3. Написание эссе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
18
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1 Л2.2
0,4
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
8,85
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
0,15
ОК-5 ОПК-2 ПК-1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Формы и типы речевой коммуникации.

2. Речевое действие.

3. Речевая ситуация. Виды речевой деятельности.

4. Соотношение понятий «язык» и «речь».

5. Функции языка.

6. Модель речевой коммуникации.

7. Коммуникативные барьеры.

8. Нравственные установки участников общения.

9. Чтение как вид речевой деятельности. Недостатки традиционного чтения. Способы чтения.

10. Технологии совершенствования навыков чтения.

11. Слушание как вид речевой деятельности.

12. Технологии совершенствования навыков слушания.

13. Письмо как вид речевой деятельности. Пути совершенствования навыков письменной речи.

14. Запись чужой речи (конспектирование, аннотация, реферат, рецензия).

15. Говорение как вид речевой деятельности. Специфика публичной речи. Классический риторический канон.

16. Оратор (навыки и умения). Оратор и аудитория. Проблема контакта.

17. Приемы достижения взаимопонимания с аудиторией.

18. Классификация публичных выступлений.

19. Подготовка к конкретному выступлению (этапы: 1. Выбор темы и целевой установки. 2. Подбор материала. 3. Изучение и анализ отобранных материалов. 4. Разработка плана выступления).

20. Подготовка к конкретному выступлению (этапы: 5. Работа над композицией. 6. Написание текста. 7. Репетиция).

21. Доказательность и убедительность речи.

22. Аргументация. Логические приемы доказательства.

23. Психологические приемы аргументации. Уловки в споре.

24. Типы спора, условия его эффективности.

25. Стратегия и тактика речевого поведения.  Важнейшие тактики и приемы спора.

 
стр. 6
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 

Темы докладов

1. Способ коммуникации как условие динамики общества.

2. Четыре коммуникативные революции Г.М. Маклюэна.

3. Происхождение языка. Основные теории.

4. Письменность. Коммуникативные возможности письменного языка.

5. Воздействие письма на информационно-языковые процессы.

6. Этапы развития письменности: предметное; пиктография и идеография; иероглифика; слоговое письмо; алфавит.

7. Книгопечатание и его преимущества. Воздействие книгопечатания на информационно-языковые процессы.

8. Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец как первые русские книгопечатники.

9. Электронная коммуникация: телеграф, телефон, радио, спутники, волоконнооптическая связь и современные компьютерные технологии.

10. Социокультурное значение распространения новых технологий.

11. Языковая ситуация, её основные характеристики.

12. Типологические признаки языковой ситуации.

13. Сбалансированное и несбалансированное двуязычие.

14. Интерференция в речевой деятельности билингвов.

15. Диглоссия как вид несбалансированного двуязычия.

16. Языковая политика как один из видов социального регулирования.

17. Унитаризм и сегрегация в решении национально-языковых проблем.

18. Правовой статус языка. Законы о языке. Языковая политика в России и в мире.

19. «Вмешательства» человека в язык: реформы письменности, создание терминологий,

реформы нормативно-стилистической системы.

20. Пределы сознательной активности общества по отношению к языку.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. Речевые тактики в деловом общении, выделенные Т.А. ван Дейком.

2. Невербальные средства общения.

3. Этика речевого поведения.

4. Понятие о психологии речевой коммуникации. Типы коммуникабельности людей, учет типа коммуникабельности при построении речевого общения.

5. Теория эго-состояний. Учет эго-состояния клиента в речевом общении.

6. Организация речевого взаимодействия. Принципы речевой коммуникации.

7. Законы эффективной коммуникации.

8. Особенности речевой коммуникации в деловой среде.

9. Деловой разговор и деловая беседа. Деловое совещание.

10. Деловые переговоры. Деловой телефонный разговор. Вопросы в деловом общении.

Вопросы к контрольной работе

1. Приведите по 1 примеру на каждый вид общения. В каких сферах и средах общения

оно осуществляется? Какие технические средства передачи информации используются в данных примерах? Какие из текстов реализуются в коммуникативном, а какие – в нарративном

режимах? Что вы можете сказать об адресантах и адресатах этих текстов? Есть ли в них примеры непрямой коммуникации? Охарактеризуйте невербальные составляющие коммуникативного процесса.

2. Приведите по 1 примеру на каждый параметр коммуникативной ситуации (в 1 диалоге может быть реализовано сразу несколько параметров). Охарактеризуйте их.

3. Составьте коммуникативный портрет а) известного политика, ученого, певца, художника и т.д. (на выбор); б) преподавателя института, в котором вы учитесь; в) вашего однокурсника.

4. Дайте характеристику речевым актам с точки зрения их интенционального содержания, прямоты/косвенности.

5. Приведите примеры речевых актов из группы «иллокутивных самоубийств».

6. Сколько коммуникативных эпизодов выделяется в данных диалогах? Обоснуйте свой ответ.

7. На основании логической операции импликации декодируйте невыраженный (имплицитный) смысл в данных ниже примерах.

8. Какие речевые жанры представлены в данных ниже примерах? Каков их фрейм? В

каких сферах общения их можно встретить? В состав каких коммуникативных событий они

могут входить? Может ли название коммуникативного события совпадать с названием речевого жанра? Есть ли здесь примеры жанроидов?

9. Каков фрейм таких коммуникативных событий, как «Урок», «Экзамен», «Лекция»,

«Защита диплома (диссертации)», «Митинг», «Заседание Государственной Думы», « Суд»,

«Собеседование», «Конференция», «Посещение врача», «Встреча бывших одноклассников»,

«Семейный ужин», «Свадьба», «Застолье», «Похороны». Приведите примеры речевых жанров, которые для них типичны.

10. Какие из предложенного вашему вниманию текстов можно отнести к: 1) политическому дискурсу; 2) деловому дискурсу; 3) дипломатическому дискурсу; 4) юридическому

дискурсу; 5) военному дискурсу; 6) медицинскому дискурсу; 7) массово-информационному дискурсу; 8) научному дискурсу; 9) педагогическому (дидактическому, учебному) дискурсу; 10) рекламному дискурсу; 11) компьютерному 

 
стр. 7
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
(электронному, виртуальному) дискурсу; 12) ритуальному дискурсу; 13) семейному дискурсу; 14) аргументативному (убеждающему) дискурсу; 15) религиозному дискурсу; 16) спортивному дискурсу; 17) комическому (юмористическому) дискурсу? Какими речевыми жанрами они представлены? Какие из этих текстов относятся к а) неинституциональному дискурсу; б) институциональному дискурсу? Какие еще типы дискурса вам известны? Приведите свои примеры на каждый тип дискурса. Помните о том, что каждый тип дискурса может быть представлен множеством речевых жанров.

11. Какие максимы общения нарушены в данных ниже примерах? Приведите по два примера на каждую максиму общения: 1) с соблюдением данной максимы; 2) с ее нарушением. Помните о том, что коммуниканты часто вынуждены нарушать максимы общения с целью сохранения принципа кооперации.

12. Определите типы коммуникативных неудач в данных ниже примерах. Приведите аналогичные примеры.

13. Какой тип дискурса представлен данными ниже примерами? Какие речевые жанры здесь можно выделить? Как осуществляется иллокутивное вынуждение коммуникантов к

действию? Какие тактики применяют говорящие для реализации своих стратегических целей? Какие из тактик являются универсальными для всех коммуникантов (повторяются во

всех примерах), а какие присущи только речевому репертуару каждого из них? Каким образом коммуниканты регулируют процесс общения (сохраняют принцип кооперации в общении, преодолевают коммуникативные неудачи, «захватывают» инициативу в диалоге, «блокируют» общение и т.д.)? Есть ли здесь примеры манипуляции? Какой набор тактик предпочли бы вы в данном типе дискурса? Приведите свои примеры подобных диалогов.

14. Как проявляется конфликтное поведение коммуникантов в приведенных ниже примерах? Какие речевые жанры здесь представлены? Какие интенции выражают РА в этих жанрах?

15. Предложите свои способы гармонизации агрессивных речевых актов.

16. Какой тип монологов представлен в данных примерах? Что общего между ними и чем они различаются? Какова их структура? Какие образные средства в них употребляются?

Приведите свои примеры таких монологов.

17. Какие из предложенных ниже монологов представляют собой монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение? Почему вы так считаете? Могут ли в одном

монологе сочетаться все выделенные типы речи? Приведите свои примеры подобных монологов.

18. Приведите примеры диалогических единств, которые отражают следующие схемы: 1) сообщение – сообщение, 2) сообщение – вопрос, 3) сообщение – побуждение, 4) сообщение – восклицание, 5) вопрос – сообщение, 6) вопрос – вопрос, 7) вопрос – побуждение, 8) вопрос – восклицание, 9) побуждение – сообщение, 10) побуждение – вопрос, 11) побуждение – побуждение,12) побуждение – восклицание, 13) восклицание – сообщение, 14) восклицание – вопрос, 15) восклицание – побуждение, 16) восклицание – восклицание. Помните о том, что каждая схема может иметь разные интенциональные реализации.

19. Какие типы диалогов здесь представлены? В каких сферах общения они реализуются? Чем спонтанный разговорный диалог отличается от литературно обработанного? Приведите свои примеры подобных диалогов в разных сферах общения.

20. Какие виды бесед вам известны? Что такое «светская беседа»? Чем она отличается от других видов бесед? Существует ли этот жанр в современных условиях? Какие микрожанры включает данный гипержанр?

21. Чем разговор отличается от беседы? Вам предлагаются два текста. Определите, какой из них представляет собой бытовой разговор, а какой – семейную беседу? Докажите свою

точку зрения.

22. Какие виды споров вам известны? Чем спор отличается от ссоры и выяснения отношений? Чем различаются спор, дискуссия, полемика? Продемонстрируйте на примерах эти

отличия.

23. Ознакомьтесь с современными правилами этикета. Как в соответствии с этими правилами вы будете действовать в следующих ситуациях?

24. Приведите примеры 1) прямых речевых актов; 2) конвенциональных косвенных речевых актов; 3) контекстуально-ситуативных косвенных речевых актов (где это возможно) во

всех коммуникативно-семантических группах ЕРЭ («Обращение, привлечение внимания»; «Знакомство»; «Приветствие»; «Прощание»; «Поздравление»; «Пожелание», «Благодарность»; «Извинение»; «Просьба»; «Согласие, разрешение»; «Отказ, запрещение»; «Приглашение»; «Предложение»; «Совет»; «Утешение, сочувствие, соболезнование»; «Комплимент, одобрение, похвала»). Приводя примеры контекстуально-ситуативных косвенных РА, описывайте ситуацию и невербальное поведение коммуникантов. 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедура экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017. 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Реферат.

2. Вопросы к зачету.

3. Вопросы к семинарским занятиям /коллоквиумам

4. Дискуссия

5. Доклад

5. Тест

6. Контрольная работа

 
стр. 8
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гнатюк О.Л.
Основы теории коммуникации: учебник для вузов
Москва: Кнорус, 2010
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В.
Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2008
 
Л2.2
Гойхман О.Я., Надеина Т.М.
Речевая коммуникация: учебник для вузов
Москва: ИНФРА-М, 2011
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Firefox
6.3.1.5
Foxit Reader
6.3.1.6
Google Chrome
6.3.1.7
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.8
MS Office
6.3.1.9
MS WINDOWS
6.3.1.10
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
портфолио
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рекомендации по выполнению плана самостоятельной работы

Особенностью курса «Введение в теорию коммуникации» является индивидуальная творческая работа студентов. К такого рода работам относится написание эссе или другой публикации в качестве итоговой (зачетной) работы. Кроме того, каждый студент осваивает глоссарий (терминологический диктант), пишет реферат (защита).

Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на практических занятиях, во время защиты 

 
стр. 9
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
реферативной работы, аттестаций, на индивидуальных занятиях.     

Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время, вырабатывать коммуникативные компетенции.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, эссе, конспекта и др. форм записи чужой речи.

1. Самостоятельное изучение темы «Коммуникация у животных» относится к первому модулю «Происхождение коммуникативной деятельности» и предполагает написание конспекта (2 ч.)

Конспект — это один из видов вторичного текста, который предназначен не для публикации, а для восстановления информации. Конспектирование текста - вид аналитико-синтетической переработки первичного текста, связанной с отбором наиболее ценной информации первоисточника, включая ее систематизацию, обобщения, переформулировку, а также письменную фиксацию основных положений. Конспекты бывают пяти типов:

1) плановые (каж¬дому вопросу плана соответствует определенная часть конспек¬та);

2) текстуальные (состоящие из цитат);

3) свободные (соче¬тающие цитаты и самостоятельный текст);

4) тематические (со¬держащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источ-никам);

5) конспект-схема (схематическое фиксирование ин¬формации –  синтагматическое или парадигматическое). Состав¬ление конспектов способствует не только запоминанию материа-ла. Такая работа развивает способность выделять самое сущест¬венное в учебном материале, классифицировать информацию.

2. Подготовка к терминологическому диктанту. Терминологический диктант проводится дважды (после изучения тем «Модели коммуникации» и «Семиотика коммуникации») и показывает степень освоения терминологического аппарата студентом (8 ч.).

3. Написание эссе (или другого рода публикации) после изучения темы по речевой коммуникации (18 ч.)

Эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению эссе такие же, как и для реферата. Объем эссе – 5-6 страниц машинописного текста.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

В рамках учебного  курса  предусматриваются  встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуникативистики. В ходе изучения темы «Сферы коммуникации. Профессиональная коммуникация» на занятия приглашаются ведущие специалисты из разных профессиональных сфер общения: образования, журналистики, PR-коммуникации, медицины, театра, Союза писателей РА и т.д. У студентов есть возможность из первых уст получить информацию о специфике профессиональной коммуникации,  получить мастер-классы, задать вопросы и проиграть различные ситуации профессионального общения.

Портфолио.  Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:

- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;

- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);

- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;

- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения;

- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.

Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Три основные типа портфолио:

1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

 
стр. 10
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.

Студент сам решает, что именно будет входить в его портфолио, т.е. вырабатывает навыки оценки собственных достижений. Для отбора документов в портфолио студентам предлагается, например: выбрать три лучших работы из написанных при изучении конкретной курса; выбрать работу из начала, середины и конца курса; выбрать работы, лучше всего демонстрирующие определенные навыки; из перечисленных типов работ выбрать по одной (например, анализ текста; эссе; научная статья; рецензия на работу  однокурсника и т.д.).