2019-2020_39_04_02_2019_1179М_plx_Культура деловой письменной речи _Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культура  деловой письменной речи 
Учебный план
39.04.02_2019_1179М.plx

39.04.02 Социальная работа 

Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
зачеты с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
82,8
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Консультации (для студента)
0,2
0,2
0,2
0,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16,35
16,35
16,35
16,35
Сам. работа
82,8
82,8
82,8
82,8
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Алексеев Павел Викторович
 
 
Культура  деловой письменной речи 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)
 
39.04.02 Социальная работа 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 21.05.2019 протокол № 10/1  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: обучение теоретическим и практическим основам культуры устной и письменной речи как составной части интеллектуально-профессионального развития студентов университета; создание у студентов мотивации к повышению общей речевой культуры; формирование понятия о языковых нормах письменной формы литературного языка, их разнообразии; развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в соответствии с ситуацией общения и коммуникативными намерениями говорящего.
1.2
Задачи: - представить основные сведения о языке как о сложной многофункциональной

знаковой системе;

- дать общее представление о современном состоянии русского литературного

языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, ак-

туальных проблемах языковой культуры общества;

- познакомить с системой норм современного русского языка на уровне произ-

ношения, словоупотребления, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуа-

ции, объяснить закономерности их формирования и изменения.

- показать разнообразие стилистических возможностей русского языка в различ- ных функциональных стилях (прежде всего в научной и официально-деловой речи), а также специфику устной и письменной форм существования русского

литературного языка с учетом функциональных разновидностей;

- способствовать расширению активного словарного запаса студентов, демонст-

рируя богатство русской лексики, фразеологии;

- сформировать навыки использования различных источников кодификации (ор-

тологических словарей, справочников и пособий) для улучшения качества речи;

- сформировать навыки корректного использования терминологии в учебно-

профессиональной и официально-деловой сферах общения;

- способствовать развитию критического отношения к своей и чужой устной и письменной речи в соответствии с главными принципами успешной коммуни- кации современного красноречия, такими как правильность, точность, лаконич- ность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразитель-

ность, логичность, уместность.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык и межкультурная коммуникация
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика и психология высшей школы
2.2.2
Психолого-педагогические технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности
2.2.3
Психология больших групп и организация массового взаимодействия 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
Умеет использовать современный русский литературный язык в межличностном устном и письменном общении и в условиях профессиональной коммуникации; варьировать языковые средства в соответствии со стилем и жанром речи; грамотно формулировать свои мысли устно и письменно; создавать логичные, связные тексты для учебной, научной и деловой коммуникации, в том числе тексты документов (заявление, объяснительная записка, резюме и т.п.); устанавливать речевой контакт, обмениваться информацией в учебной, научной и деловой сферах общения; пользоваться различными ортологическими словарями и справочниками для решения конкретных познавательных задач и с целью коррекции собственной речи
ИД-1.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для написания, письменного перевода и редактирования различных академических текстов (рефератов, эссе, обзоров, статей и т.д.) 
 
умеет использовать современный русский литературный язык в в условиях профессиональной коммуникации на различных научных мероприятиях, включая международные
ИД-2.УК-4: Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных научных мероприятиях, включая международные
 
умеет грамотно и связно формулировать высказывания в соответствии с номами слвременного русского литературного языка в академических и профессиональных дискуссиях
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения, необходимые для эффективного участия в академических и профессиональных дискуссиях.
 
 
 
стр. 5
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание курса
 
1.1
Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. /Лек/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.2
Введение в историю и теорию русского языка, статус русского яыка как государственного /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
2
дискуссия
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.3
Понятие культуры речи. Базовые характеристики культуры речи: правильность, точность,

богатство, выразительность, логичность, уместность, доступность и т.д Понятие языковой нормы. Виды

норм в русском языке. /Пр/

4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
2
дискуссия
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.4
Функциональные стили русской речи. Свойства стилей речи. Жанровая дифференциация стилей

речи, отбор языковых средств

/Пр/

4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.5
Жанровая дифференциация стилей речи, отбор языковых средств

/Пр/

2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.6
1. Подготовка к практическим занятиям /Ср/
27,8
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.7
2. Реферирование источников /Ср/
25
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.8
3. Разработка памятки деловой письменной речи /Ср/
30
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Какое место занимает официально-деловой стиль в системе функциональных стилей русского языка?

2. Каковы стилеобразующие факторы официально-делового стиля речи?

3. Чем обусловлено то обстоятельство, что официально-деловые тексты представляют собой документ?

4. Назовите основные виды деловых документов.

 
стр. 6
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
5. Какие стилистические и семантические свойства делового (канцелярского) текста связаны с его спецификой?

6. В чём состоят основные языковые особенности официально-делового стиля речи?

7. Каковы реквизиты постоянной и переменной информации в тексте различных документов?

8. Чем характеризуются особенности выбора лексических и грамматических средств в процессе языкового наполнения схемы документа?

9. В чем проявляется стандартизация средств языкового заполнения текста документа?

10. Перечислите цели и задачи унификации документов.

11. Что такое стандартизация? Какие стандарты, регулирующие создание текстов официально- делового стиля, вам известны?

12. Что вы знаете о компьютерных средствах унификации документов?

13. В чем состоят особенности речевого этикета в официально-деловом стиле?

14. С чем связаны возможности регламентированных изменений в построении текста документа?

15. С чем связаны возможности регламентированных изменений в построении текста документов?

16. Как оформляется обращение в деловом письме?

17. Охарактеризуйте распорядительную документацию как разновидность текстов официально-делового стиля речи?

18. Перечислите особенности оформления распоряжений.

19. Каковы особенности оформления инструкций?

20. Что такое документ, бланк, реквизиты?

21. На какие группы делятся документы в зависимости от нужд предприятия и сферы их употребления?

22. Назовите основные реквизиты документов для внутреннего пользования.

23. Назовите основные виды управленческих документов..

24. Что такое коммерческая тайна и какие сведения к ней относятся?

25. Для чего служат документы для внешнего пользования?

26. Какие основные реквизиты свойственны документам для внешнего пользования?

27. На какие две группы делятся деловые письма в зависимости от содержания и объёма?

28. Назовите виды простых деловых писем.

29. Назовите основные типы контрактных документов.

30. Каковы основные цели рекламного текста?

31. Опишите структуру рекламного текста.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Пунктуация при пояснительных членах предложения.

2. Пунктуация при присоединительных членах предложения.

3. Функции сложного предложения в юридических документах. Ошибки в их построении.

4. Понятие ?документ?. Группы документов по функциональному значению, по типу записи текста.

5. Основные нормы оформления деловых бумаг.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Является отдельным документом.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: учебное пособие для студ. нефилологических факультетов вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
 
Л1.2
Баданова Т.А., Новикова О.В., Попов [и др.] А.В., Попов А.В.
Русский язык и культура речи: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
 
Л1.3
Большакова Л.И., Мирсаитова А.А.
Русский язык и культура речи: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
http://www.iprbookshop.ru/29876.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Трофимова Г.К.
Русский язык и культура речи: курс лекций
Москва: Флинта, 2008
 
стр. 7
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
212 А2
Лаборатория методики обучения физической культуре. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры, столы, стулья. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

 
стр. 8
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Самостоятельная работа магистрантов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, магистрант должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Лобок А.М. Антропология мифа. [Текст] / А.М. Лобок. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

 
стр. 9
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические указания по подготовке к дискуссии

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

- подготовка (информированность и компетентность) магистрантов по предложенной проблеме;

- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми магистрантами);

- корректность поведения участников;

- умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения дискуссии.

Оценка «отлично» ставится магистранту, если дискуссионный материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов. Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации. Ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов. Могут быть допущены одна-две неточности при освещении вопросов, которые исправляются по замечанию. Ответ демонстрирует повышенный уровень сформированности компетенций.

Оценка «хорошо» ставится магистранту, если ответ обнаруживает хорошее знание и понимание учебного материала, умение его анализировать, приводя необходимые примеры, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, в изложении могут быть допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа. Наблюдаются один-два недочета при освещении учебного материала, исправленные по замечанию преподавателя. Ответ демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций.

Оценка «удовлетворительно» ставится магистранту, если в ответе материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Нет полноценных обобщений и выводов. Хотя содержание материала раскрыто неполно или непоследовательно, показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. При неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций.

Оценка «неудовлетворительно» ставится магистранту, если не раскрыто основное содержание учебного материала. Обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Не сформированы компетенции.

Методические указания по подготовке к тестированию

Итоговое тестирование проводится по завершению изучения магистрантами темы. Тестирование рассчитано на временной промежуток от 20 до 30 минут (в зависимости от количества тестовых заданий). Тестовые задания выполняются индивидуально без использования вспомогательных учебных материалов, в письменном виде. При выполнении тестов достаточно указать вариант правильного ответа (один) без дополнительных комментариев.

 
стр. 10
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

Методические указания по подготовке к зачету с оценкой

На зачете по правоведению определяется качество и объем усвоенных магистрантами знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, а также умение работать с нормативными документами в рамках дисциплины. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.

Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.

Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.

Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.

Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям магистрантов определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.

Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных магистрантом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные  вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи магистранта, а также его достижения в течение семестра.

Дополнительной целью зачета является формирование у магистрантов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у магистранта система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.

При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету магистранты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться магистрантом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет магистранту самостоятельно перепроверить усвоение материала.

Критерии оценки ответа на зачете с оценкой:

- оценка «отлично» ставится магистранту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется магистрантам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

- оценка «хорошо» ставится магистранту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющему предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется магистрантам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

- оценка «удовлетворительно» ставится магистранту, обнаружившему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется магистрантам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится магистрантам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.