2019-2020_45_03_01_2019_419_plx_Лингвистический практикум_Отечественная филология (русский язык и литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лингвистический практикум
Учебный план
45.03.01_2019_419.plx

45.03.01  Филология

Отечественная филология (русский язык и литература)
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
35
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
28
28
28
28
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,15
28,15
28,15
28,15
Сам. работа
35
35
35
35
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Драчева С.И.
 
 
Лингвистический практикум
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)
 
45.03.01  Филология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 21.05.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: повторение и закрепление полученных в общеобразовательной школе знаний по русской орфографии и пунктуации.
1.2
Задачи: - развивать орфографическую зоркость;

- развивать навыки грамотного письма;

- научить пользоваться справочниками и иной литературой по орфографии и пунктуации;

- воспитывать у студентов интерес к русскому языку.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б.17
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современный русский язык
2.1.2
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современный русский язык
2.2.2
Стилистика русского языка
2.2.3
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Педагогическая)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-7:способностью к самоорганизации и самообразованию
 
 
Уровень 1
- терминологический минимум по орфографии и пунктуации
Знать:
60178
 
 
 
Уровень 1
грамотно в орфографическом, пунктуационном, и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники, словари трудностей
Уметь:
60178
 
 
 
Уровень 1
правилами орфографии и пунктуации
Владеть:
60178
 
 
 
ОПК-2:способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
 
 
Уровень 1
правила орфографии и пунктуации
Знать:
60183
 
 
 
Уровень 1
-уметь редактировать тексты (орфографический и пунктуационный анализ)
Уметь:
60183
 
 
 
Уровень 1
навыками орфографического и пунктуационного анализа
Владеть:
60183
 
 
 
ОПК-4:владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
 
 
Уровень 1
правила лингвистического анализа текста.
Знать:
60185
 
 
 
Уровень 1
находить в словах орфограммы; - обосновывать выбор орфограммы; - обосновывать употребление знаков препинания; - грамотно в орфографическом, пунктуационном, и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники, словари трудностей
Уметь:
60185
 
 
 
Уровень 1
навыками нахождения орфографических и пунктуационных ошибок, их исправления.
Владеть:
60185
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Функциональные стили языка
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1.1
Функциональные стили языка /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
6
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
1.2
Стилистический анализ текста /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
6
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 2. Орфография
 
2.1
Сложные вопросы орфографии /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
12
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
2.2
Орфография /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
16
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 3. пунктуация
 
3.1
Пунктуация /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
10
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
3.2
Пунктуация /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
13
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
4.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
8,85
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
0,15
ОК-7 ОПК-2 ОПК-4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету

1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного

языка.

2. Понятие нормы литературного языка. Признаки нормы.

3. Виды норм литературного языка.

4. Орфоэпические нормы.

5. Лексические нормы.

6. Морфологические нормы.

7. Синтаксические нормы.

8. Основные принципы русской орфографии.

9. Правописание Н и НН в именах прилагательных.

10. Употребление НЕ с различными частями речи.

11.Правописание наречий.

12. Ошибки в определении рода аббревиатур.

13. Склонение иноязычных фамилий.

14. Склонение числительных.

15. Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

16. Тире между членами предложения.

17. Употребление кавычек.

18. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

19. Типы словарей и справочников современного русского литературного языка.

20. Функциональные стили речи (общая характеристика).

21. Характерные черты научного стиля и его жанры.

22. Реферат как вторичный научный текст, структура и виды рефератов.

Перечень тем для докладов по дисциплине «Лингвистический практикум»

1. Словари русского языка.

2. Речевая избыточность: плеоназм и тавтология.

3. Специфика русского ударения.

4. Местоимения «ВЫ» и «ТЫ»: правила использования.

5. Нормативное употребление деепричастных оборотов.

 
стр. 6
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
6. Основные типы речевых ошибок.

7. Правила склонения иностранных имен и фамилий в русском языке.

8. Сложные синтаксические конструкции

Практическое занятие  № 1

Вопросы:

1. Понятие об орфографии. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии.

2. Общие правила правописания сложных слов.

3.Перенос слов.

4. Правописание знаменательных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, имен числительных).

Литература

1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.

2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.

Практическое занятие  № 2

Вопросы:

1. Правописание знаменательных частей речи (местоимений, глаголов, наречий).

2. Правописание служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц).

Литература

1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.

2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.

Практическое занятие  № 3

Вопросы:

1. Понятие о пунктуации. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.

2. Знаки препинания в осложненном предложении.

Литература

1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.

2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.

Практическое занятие  № 4

Вопросы:

1. Знаки препинания в сложном предложении.

2. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

Литература

1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.

2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ  

Тест 1

Выберите вариант, соответствующий норме.

1.  А. квартАл

     Б. квАртал.

2.   А. обеспечЕние  

      Б. обеспЕчение

3    А. катАлог  

          Б. каталОг

4.   А. экспЕрт

      Б. Эксперт

Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных и причастий.

5. ... страны характеризует высокий уровень жизни населения.

А. рАзвитые

Б. развитЫе

6. В универмаге началась распродажа товаров по ... ценам.

 
стр. 7
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
А. оптОвым

Б. Оптовым

7. Я очень ...: завтра у меня экзамен.

А. занятА

Б. зАнята

8. Мне сообщили, что я ... на работу.

А. прИнята  

Б. принятА

9. Депутаты ...: необходимо увеличить расходы на науку.

А. прАвы

Б. правЫ

Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных.

14. В нашем университете работают известные ....

А. профессорЫ

Б. профессорА

15. ... вузов страны собрались на очередное совещание.

А. ректорА

Б. ректорЫ

16. ... подготовили все материалы для годового отчета.

А. бухгалтерА

Б. бухгалтерЫ

17. Молодые дизайнеры-... разработали коллекцию одежды.

А. конструкторЫ

Б. конструкторА

18. В универмаге большой выбор осенних ....

А. туфель

Б. туфлей

19. Сообщение декана об изменении сроков сессии принято без ….

А. комментариев

Б. комментарий

20. Среди беженцев была большая группа ....

А. осетин

Б. осетинов

21. На праздник мы купили пять килограммов ....

А. апельсинов

Б. апельсин

Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.

22. Выборы состоялись в ... округах.

А. трехстах пятидесяти восьми

Б. триста пятьдесят восьми

23. Открытие нового салона состоялось в ....

А. двухтысячном первом

Б. две тысячи первом

24. Университет находится в ... километрах от моего дома.

А. полутора

Б. полтора

25. Преподаватель особо отметил ... студенток.

А.троих

Б. трех

26. Президент выступил перед ... палатами.

А. обоими

Б. обеими

Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме.

27. МВФ ... решение оказать финансовую помощь странам, которые пострадали от засухи.

А. принял

Б. приняла

В. приняло

28. НДС в этом году не ....

А. изменилось

Б. изменилась

В. изменился

29. 30 лет назад в медицинской практике редко ... УЗИ.

 
стр. 8
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
А. использовалась

Б. использовался

В. использовалось

30. Менеджер модного салона Ирина Васильевна ... по радио.

А. выступил

Б. выступила

31. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина ... артистам Гран-при.

А. вручил

Б. вручила

Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

32.  ... музей-квартира академика Дмитрия Лихачева.

А. открылся

Б. открылась

33. Студентов пригласили на ... вечер-встречу с выпускниками.

А. торжественную

Б. торжественный

34. ... Сочи привлекает всех туристов.

А. солнечное

Б. солнечный

В. солнечные

35. Согласно ... ректора всем необходимо пройти медосмотр.

А. распоряжению

Б. распоряжения

36. Вопреки ... погода в День Победы была без дождей.

А. прогноза

Б. прогнозу

47. По ... экзаменационной сессии все ведомости сдают в деканат.

А. окончании

Б. окончанию

48. Руководитель написал хороший отзыв ....

А. на мою курсовую работу

Б. о моей курсовой работе

Выберите вариант, соответствующий норме словоупотребления.

49. Председатель собрания . . . слово старосте группы.

А. представил

Б. предоставил

50. Всем ... необходимо получить у секретаря документы.

А. командированным  

Б. командировочным

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля

Тематика рефератов

2. Речевая избыточность: плеоназм и тавтология.

3. Специфика русского ударения.

4. Местоимения «ВЫ» и «ТЫ»: правила использования.

5. Нормативное употребление деепричастных оборотов.

6. Основные типы речевых ошибок.

7. Правила склонения иностранных имен и фамилий в русском языке.

8. Сложные синтаксические конструкции

Защита реферата может сопровождаться презентацией.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к зачету

2. Вопросы к практическим занятиям

3. Тесты

4. Диктанты

 
стр. 9
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Введенская Л.А., Семенова М.Ю.
Русский язык. Практикум: учебное пособие для вузов
Москва: Кнорус, 2009
 
Л1.2
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: учебное пособие для студ. нефилологических факультетов вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
 
Л1.3
Голубева А.А., Медведева Н.В., Филина [и др.] О.В., Медведева Н.В.
Русский язык для бакалавров и магистров. Орфография. Пунктуация. Часть 1: учебно-методическое пособие
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016
http://www.iprbookshop.ru/70651.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.
Русский язык. Орфография и пунктуация: учебное пособие
Москва: Рольф, 2002
 
Л2.2
Селезнёва Л.Б.
Русская пунктуация: алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие
Москва: Флинта, 2007
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS Office
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
диктант
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

 
стр. 10
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Методические указания по подготовке практическим занятиям

Лабораторные работы и практические занятия являются основными формами обязательной аудиторной учебной работы студента по дисциплине, предусмотренными рабочим учебным планом специальности. Они имеют тесную связь с лекционным материалом, следуют за лекциями и тем самым наполняют теоретический курс практическим содержанием. Направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, навыков, компетенций.

В процессе лабораторной работы или практического занятия студенты выполняют одно или несколько лабораторных или практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала. Выполнение студентами лабораторных работ и практических заданий направлено на: обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний; формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; выработку профессионально значимых компетенций.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Изучение дисциплины «Практикум по русской орфографии и пунктуации» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лабораторных, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы – диктант по орфографии и пунктуации.

Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.