45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- развивать навыки грамотного письма;
- научить пользоваться справочниками и иной литературой по орфографии и пунктуации;
- воспитывать у студентов интерес к русскому языку.
ции
ракт.
1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного
языка.
2. Понятие нормы литературного языка. Признаки нормы.
3. Виды норм литературного языка.
4. Орфоэпические нормы.
5. Лексические нормы.
6. Морфологические нормы.
7. Синтаксические нормы.
8. Основные принципы русской орфографии.
9. Правописание Н и НН в именах прилагательных.
10. Употребление НЕ с различными частями речи.
11.Правописание наречий.
12. Ошибки в определении рода аббревиатур.
13. Склонение иноязычных фамилий.
14. Склонение числительных.
15. Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
16. Тире между членами предложения.
17. Употребление кавычек.
18. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.
19. Типы словарей и справочников современного русского литературного языка.
20. Функциональные стили речи (общая характеристика).
21. Характерные черты научного стиля и его жанры.
22. Реферат как вторичный научный текст, структура и виды рефератов.
Перечень тем для докладов по дисциплине «Лингвистический практикум»
1. Словари русского языка.
2. Речевая избыточность: плеоназм и тавтология.
3. Специфика русского ударения.
4. Местоимения «ВЫ» и «ТЫ»: правила использования.
5. Нормативное употребление деепричастных оборотов.
7. Правила склонения иностранных имен и фамилий в русском языке.
8. Сложные синтаксические конструкции
Практическое занятие № 1
Вопросы:
1. Понятие об орфографии. Типы орфограмм. Принципы русской орфографии.
2. Общие правила правописания сложных слов.
3.Перенос слов.
4. Правописание знаменательных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, имен числительных).
Литература
1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.
2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.
Практическое занятие № 2
Вопросы:
1. Правописание знаменательных частей речи (местоимений, глаголов, наречий).
2. Правописание служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц).
Литература
1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.
2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.
Практическое занятие № 3
Вопросы:
1. Понятие о пунктуации. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания.
2. Знаки препинания в осложненном предложении.
Литература
1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.
2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.
Практическое занятие № 4
Вопросы:
1. Знаки препинания в сложном предложении.
2. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.
Литература
1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 85.
2. Гольцова, Н.Г. Русский язык в таблицах / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2006.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Тест 1
Выберите вариант, соответствующий норме.
1. А. квартАл
Б. квАртал.
2. А. обеспечЕние
Б. обеспЕчение
3 А. катАлог
Б. каталОг
4. А. экспЕрт
Б. Эксперт
Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных и причастий.
5. ... страны характеризует высокий уровень жизни населения.
А. рАзвитые
Б. развитЫе
6. В универмаге началась распродажа товаров по ... ценам.
Б. Оптовым
7. Я очень ...: завтра у меня экзамен.
А. занятА
Б. зАнята
8. Мне сообщили, что я ... на работу.
А. прИнята
Б. принятА
9. Депутаты ...: необходимо увеличить расходы на науку.
А. прАвы
Б. правЫ
Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных.
14. В нашем университете работают известные ....
А. профессорЫ
Б. профессорА
15. ... вузов страны собрались на очередное совещание.
А. ректорА
Б. ректорЫ
16. ... подготовили все материалы для годового отчета.
А. бухгалтерА
Б. бухгалтерЫ
17. Молодые дизайнеры-... разработали коллекцию одежды.
А. конструкторЫ
Б. конструкторА
18. В универмаге большой выбор осенних ....
А. туфель
Б. туфлей
19. Сообщение декана об изменении сроков сессии принято без ….
А. комментариев
Б. комментарий
20. Среди беженцев была большая группа ....
А. осетин
Б. осетинов
21. На праздник мы купили пять килограммов ....
А. апельсинов
Б. апельсин
Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.
22. Выборы состоялись в ... округах.
А. трехстах пятидесяти восьми
Б. триста пятьдесят восьми
23. Открытие нового салона состоялось в ....
А. двухтысячном первом
Б. две тысячи первом
24. Университет находится в ... километрах от моего дома.
А. полутора
Б. полтора
25. Преподаватель особо отметил ... студенток.
А.троих
Б. трех
26. Президент выступил перед ... палатами.
А. обоими
Б. обеими
Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме.
27. МВФ ... решение оказать финансовую помощь странам, которые пострадали от засухи.
А. принял
Б. приняла
В. приняло
28. НДС в этом году не ....
А. изменилось
Б. изменилась
В. изменился
29. 30 лет назад в медицинской практике редко ... УЗИ.
Б. использовался
В. использовалось
30. Менеджер модного салона Ирина Васильевна ... по радио.
А. выступил
Б. выступила
31. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина ... артистам Гран-при.
А. вручил
Б. вручила
Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).
32. ... музей-квартира академика Дмитрия Лихачева.
А. открылся
Б. открылась
33. Студентов пригласили на ... вечер-встречу с выпускниками.
А. торжественную
Б. торжественный
34. ... Сочи привлекает всех туристов.
А. солнечное
Б. солнечный
В. солнечные
35. Согласно ... ректора всем необходимо пройти медосмотр.
А. распоряжению
Б. распоряжения
36. Вопреки ... погода в День Победы была без дождей.
А. прогноза
Б. прогнозу
47. По ... экзаменационной сессии все ведомости сдают в деканат.
А. окончании
Б. окончанию
48. Руководитель написал хороший отзыв ....
А. на мою курсовую работу
Б. о моей курсовой работе
Выберите вариант, соответствующий норме словоупотребления.
49. Председатель собрания . . . слово старосте группы.
А. представил
Б. предоставил
50. Всем ... необходимо получить у секретаря документы.
А. командированным
Б. командировочным
Тематика рефератов
2. Речевая избыточность: плеоназм и тавтология.
3. Специфика русского ударения.
4. Местоимения «ВЫ» и «ТЫ»: правила использования.
5. Нормативное употребление деепричастных оборотов.
6. Основные типы речевых ошибок.
7. Правила склонения иностранных имен и фамилий в русском языке.
8. Сложные синтаксические конструкции
Защита реферата может сопровождаться презентацией.
2. Вопросы к практическим занятиям
3. Тесты
4. Диктанты
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке практическим занятиям
Лабораторные работы и практические занятия являются основными формами обязательной аудиторной учебной работы студента по дисциплине, предусмотренными рабочим учебным планом специальности. Они имеют тесную связь с лекционным материалом, следуют за лекциями и тем самым наполняют теоретический курс практическим содержанием. Направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, навыков, компетенций.
В процессе лабораторной работы или практического занятия студенты выполняют одно или несколько лабораторных или практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала. Выполнение студентами лабораторных работ и практических заданий направлено на: обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний; формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; выработку профессионально значимых компетенций.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Практикум по русской орфографии и пунктуации» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лабораторных, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы – диктант по орфографии и пунктуации.
Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.