(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
- формировать базовые знания об основных закономерностях профессионального развития и самоопределения субъекта профессионального выбора; о современном мире профессий и тенденциях его развития, методах изучения и описания профессий с целью составления профессиограмм для различных видов профессиональной деятельности; о содержании, целях и методах сопровождения личности на этапах профессионального развития для активизации профессионального самоопределения обучающихся;
- сформировать систему теоретических представлений о методологических, организационных и методических основах профориентационной работы и навыки практической работы по организации и осуществлению профориентационной деятельности в учреждениях образования.
ции
ракт.
Раздел 1. «Азбука народной мудрости» (Пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки о труде).
Раздел 2. «Славим труд и человека труда» (Детская литература о труде, картины художников, тематические презентации о труде взрослых).
Раздел 3. «Энциклопедия игры» (Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Подберите игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых).
Раздел 4. «Толковый словарь в картинках» для детей (картинки, обозначающие предметы труда, профессии, продукты труда, материалы и оборудование для труда и пр.).
/Ср/
1. Опросник профессиональных предпочтений.
2. Карта интересов.
3. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей.
4. Методика «Мотивы выбора профессии».
5. Анкета оптанта. /Ср/
2. Профессиография как компонент профессиональной ориентации. Цели, задачи и содержание профессиографии
3. Профессиограмма как основной метод и средство изучения профессии. Подходы к классификации профессиограмм, их основные виды, структура, применение в процессе профессионального консультирования
4. Методы профессиографии в структуре профессиональной ориентации и анализа деятельности специалиста
5. Методы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Группы методов, их общая характеристика
6. Характеристика основных субъектов и социальных институтов, участвующих в профориентационной деятельности
7. Традиционная система основных направлений профориентационной деятельности
8. Охарактеризуйте основные стратегии профориентационной помощи
9. Профессиональная деятельность психолога-профориентолога
10. 11. Возрастные особенности профессионального самоопределения
12. Периодизация развития человека как субъекта труда
13. Особенности организации профориентационной работы в ДОО
14. Особенности организации профориентационной работы с подростками
15. Особенности организации профориентационной работы с учащимися старших классов
16. Классификация профессии по Е.А. Климову
17. Основные понятия и характеристики профессии
18. Профессиональное просвещение как технология профориентационной деятельности
19. Профессиональное просвещение различных групп населения
20. Анализ диагностических методик, связанных с выбором профессии
21. Профессиональное консультирование как технология профориентационной деятельности
22. Принципы организации и проведения профессиональной консультации
23. Программа проведения первичной профессиональной консультации
24. Профессиональная диагностика как технология профориентационной деятельности
25. Методы изучения личности в целях профдиагностики
26. Профессиональный отбор (подбор) профориентационной деятельности
27. Виды, методы профотбора
28. Схема осуществления профотбора
29. Игровые технологии в профориентационной деятельности
30. Классификация игр
31. Особенности составления профориентационных мероприятий
32. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления личности
33. Современный рынок труда, его влияние на процесс личностно-профессионального самоопределения молодежи
3. Составьте групповой коллаж " Возрастные особенности профессионального самоопределения" (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст) (педагогический коллаж).
4. "Особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения" (особенности организации профориентационной работы в ДОО, особенности организации профориентационной работы с младшими школьниками, особенности организации профориентационной работы с подростками, особенности организации профориентационной работы с обучающимися старших классов) (командный учебный проект).
5. Разработать электронный аннотированный сборник для детей и подростков о труде:
Раздел 1. «Азбука народной мудрости» (Пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки о труде).
Раздел 2. «Славим труд и человека труда» (Детская литература о труде, картины художников, тематические презентации о труде взрослых).
Раздел 3. «Энциклопедия игры» (Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Подберите игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых).
Раздел 4. «Толковый словарь в картинках» для детей (картинки, обозначающие предметы труда, профессии, продукты труда, материалы и оборудование для труда и пр.).
6. Составьте опорный конспект "Профессиональные деструкции личности" (опорный конспект).
7. "Найти и познакомиться с диагностическими методиками: ДДО, тест Дж. Голланда (Дж. Холланда)" на определение типа личности (диагностические методики).
8. Составьте памятку, буклет «Ошибки и затруднения при выборе профессии» (памятка).
9. Подготовить презентацию: «Загадки о профессиях» (не менее 15), «Пословицы и поговорки профориентационной направленности» (не менее 15) для разных возрастов (презентация).
10. "Подготовьте игры (не менее 10), упражнения (не менее 10), ребусы, головоломки о профессиях (не менее 10)" для разных возрастов (методический материал).
11. "Составить профессиограмму трех профессии для школьников, младших школьников, подростков и старшеклассников" (профессиограмма).
12. Разработайте конспект профориентационного занятия (мероприятия) с приложением дидактического материала (игры, загадки, пословицы, видеоролики и пр.). (возраст на выбор) (конспект мероприятия).
13. Подбор банка диагностических методик пакет «Профориентация»:
1. Опросник профессиональных предпочтений.
2. Карта интересов.
3. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей.
4. Методика «Мотивы выбора профессии».
5. Анкета оптанта (банк диагностических методик).
14. Подобрать примеры методик активизации профессионального самоопределения (по 1 согласно классификации, предложенной в тематике семинарского занятия на каждое возрастное звено)(методический материал).
15. Разработать и представить к презентации командный проект-лепбук "Профессии будущего"(лепбук).
Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.
Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для
По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
- инструкцию;
- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
- варианты ответов;
- эталон.
Формы тестовых заданий:
1. Задания с одним правильным вариантом ответа.
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
3. Задания на установление соответствия.
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
5. Задания на логическое сравнение.
Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:
- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
- эталоны ответов.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки
выставляется студенту, если демонстрируются глубокие знания теоретического материала (количество правильных ответов – 84-100 %). «зачтено»,
повышенный уровень
выставляется студенту, если демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов – 60-83 %). «зачтено»,
пороговый уровень
выставляется студенту, если не демонстрируются достаточные знания теоретического материала (количество правильных ответов - менее 50 % заданий). «не зачтено» уровень не сформирован
I. Методические рекомендации по разработке презентаций Microsoft PowerPoint
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; фамилия, имя, отчество автора; где учится автор проекта.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение ау¬дитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
Стиль:
• Соблюдайте единый стиль оформления, избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
• Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон:
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета:
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты:
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации:
- Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице:
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты:
- Для заголовков - не менее 24.
- Для информации не менее 18.
- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации:
Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Виды слайдов:
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Критерии оценивания презентации Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.
Тема презентации:
Соответствие темы программе учебного предмета, раздела.
Дидактические и методические цели и задачи презентации:
- Соответствие целей поставленной теме
- Достижение поставленных целей и задач.
- Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях.
- Все заключения подтверждены достоверными источниками - Язык изложения материала понятен аудитории - Актуальность, точность и полезность содержания.
Подбор информации для создания проекта - презентации:
- Графические иллюстрации для презентации; статистика; диаграммы и графики; экспертные оценки; ресурсы Интернет; примеры; сравнения; цитаты и т.д.
Подача материала проекта - презентации:
- Хронология - Приоритет - Тематическая последовательность - Структура по принципу «проблема-решение»
Логика и переходы во время проекта - презентации:
- От вступления к основной части - От одной основной идеи (части) к другой
- От одного слайда к другому
- Гиперссылки.
Заключение:
- Яркое высказывание - переход к заключению: повторение основных целей и задач выступления; выводы; подведение итогов; короткое и запоминающееся высказывание в конце.
Дизайн презентации:
- Шрифт (читаемость)
- Элементы анимации.
Техническая часть:
- Грамматика
- Подходящий словарь
- Наличие ошибок правописания и опечаток.
Критерии оценивания презентаций:
Выставляемая оценка (балл) за презентацию(от 1 до 1,5 б.)
• Связь презентации с программой и учебным планом
• Содержание презентации.
• Заключение презентации
• Подача материала проекта - презентации
• Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)
• Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office
• Графический дизайн
• Техническая часть
• Эффективность применения презентации в учебном процессе
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, если содержание презентации соответствует заданной теме, выполнены все требования к содержанию, оформлению и представлению презентации.
Оценка «хорошо» ставится, если содержание презентации соответствует заданной теме, но допущены недочеты оформления и представлению презентации.
Оценка «удовлетворительно» если содержание презентации соответствует заданной теме, но имеются неточности в изложении материала, имеются упущения в оформлении.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если тема презентации не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы; презентация не представлена.
II. Методические рекомендации к составлению конспекта
Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
Краткая характеристика типов конспектов:
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
5. Конспект-схема
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.
Алгоритм составления конспекта:
• Определите цель составления конспекта.
• Читая изучаемый материал, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
• Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
• Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
• В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
• Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
• Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
• Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Правила конспектирования:
Для грамотного написания конспекта необходимо:
1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания.
2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные".
3. Заключать основные понятия, законы, правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
Критерии оценивания конспекта:
• содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла;
• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов, 5 баллов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла;
• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации, 1 балл;
• соответствие оформления требованиям, 1 балл;
• грамотность изложения, 1 балл;
• конспект сдан в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
III. Методические указания по организации учебного проекта
Проект – это самостоятельная творческая разработка.
2. Алгоритм выполнения проекта:
а) выбери тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: учебные пособия, научную литературу, периодические издания, каталоги, словари, журналы, книги и т.п.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Используй знания других дисциплин, проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы –
(это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем )
Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов
(мы это можем делать) планирование
Результат «Что получится?» Ожидаемый результат
(как решение проблемы)
Педагог
Студент
Этапы проекта:
1-й этап – погружение в проект
Формулирует
осуществляет
1) проблему проекта
1) личностное присвоение проблемы
2) сюжетную ситуацию
2) вживание в ситуацию
3) цель и задачи
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
4) организовать группы
4) разбивку на группы
5) распределение ролей в группе
6) спланировать деятельность по решению задач проекта
7) планирование работы
8) возможные формы презентации результатов
9) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует по необходимости
8 )каждый в соответствии со своей ролью
9) ненавязчиво контролирует
9) Консультируются по необходимости
10 )дает новые знания, когда возникает в этом необходимость
10) «добывают» недостающие знания
11) репетирует предстоящую презентацию результатов
11) подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация
Принимает отчет:
Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты
13) понимание проблемы, цели и задачи
14) подводит итоги обучения
15) умение планировать и осуществлять работу
17) Найденный способ решения проблемы
18) рефлексию деятельности и результата
19) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Критерии оценивания командного проекта
Оформление проекта, 10 баллов
1. Соответствие стандартным требованиям.
2. Единый стиль оформления.
3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
4. Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.
5. Сочетание фона с графическими элементами.
6. Творчество и оригинальность
Содержание проекта, 30 баллов
1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.
2. Обоснование потребности.
3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
4. Выполнение принятых этапов проектирования.
5. Законченность проекта, выбор профессии.
6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию
другими людьми.
Иллюстративный материал, 20 баллов
1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основному
содержанию проекта.
2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.
3. Качество помещаемых изображений
Объем информации, 20 баллов
1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей,
выводы логически обоснованными, краткими, точными.
2. Полнота библиографии, цитаты
Оценка защиты проекта, 20 баллов
1. Композиция, полнота представления работы.
2. Объем и глубина знаний по теме.
3. Коммуникативная ориентация, культура речи.
4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержание
внимания аудитории.
Максимальное количество баллов: 100.
90-100 баллов соответствует оценке «5»
75-89 баллов – «4»
55-74 баллов – «3»
менее 55 баллов – «2»
IV. Методические рекомендации к составлению памятки
Памятка – это свод рекомендаций по определенной теме.
Памятка – малообъёмное печатное средство массовой пропаганды. В памятках освещают наиболее важные и актуальные вопросы.
Памятка может носить информационный или рекомендательный характер. Памятка оформляется в формате буклета или в виде информационного листка.
Общие требования
Представляется в форме компьютерного набора и отпечатывается:
- при использовании формата буклета текст располагается на обеих сторонах листа, на лицевой стороне располагается тема памятки и иллюстративный материал в соответствии с темой. Ориентация бумаги – альбомная.
- при использовании формата информационного листка на одной стороне листа текст располагается в 1 или 2 столбца. Ориентация бумаги – книжная. Листы формата – А 4.
Требования к содержанию
Текст памятки должен быть написан доступным языком, основываться на достоверных фактах (информационная памятка) или на алгоритмах выполнения манипуляции (рекомендательная памятка).
Требования к названию.
Название должно быть броским, ярким и не запугивающим, оно должно отражать содержание памятки, быть коротким. Название должно четко определять тематику и направленность памятки, например «Как правильно выбрать мультфильмы для детей».
Структура текста состоит из введения, основной части и заключения вытекающего из темы. Информация должна иметь познавательное и воспитательное значение. Текст – короткий, но предельно информативный и написанный чётким, разборчивым шрифтом с использованием компьютера. Содержательная часть памятки должна нести практическую направленность.
Основные требования к содержанию памятки:
1. Актуальность.
2. Чёткая выраженность основной идеи, т.е. наличие главной мысли, связывающей все элементы (выразительность формы изложения и изображения).
4. Доходчивость формы изложения (текст должен быть конкретным и целенаправленным).
5. Современность и профессионализм образного решения.
К критериям оценки самостоятельной работы по составлению памятки относятся:
— соответствие содержания теме;
— глубина проработки материала;
— лаконичность изложения;
— грамотность и полнота использования источников;
— отсутствие грамматических ошибок;
— работа представлена в срок.
Оценка: «отлично» ставится, если содержание памятки полностью соответствует теме, глубоко проработан материал, положения памятки сформулированы
лаконично, грамотно и полно использованы источники, отсутствуют грамматические ошибки работа представлена в срок.
Оценка «хорошо» ставится, если содержание памятки полностью соответствует теме, глубоко проработан материал, не все положения памятки
сформулированы лаконично, грамотно и полно использованы источники, встречаются грамматические ошибки, работа представлена в срок.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если содержание памятки соответствует теме, материал проработан не достаточно глубоко, не все положения памятки сформулированы лаконично, не полно использованы источники, имеются грамматические ошибки, работа не представлена в срок.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если содержание памятки не соответствует теме, материал проработан не достаточно глубоко, многие
положения памятки сформулированы нелаконично, не полно использованы источники, имеются грамматические ошибки, работа не представлена в срок.
V. Методические указания к составлению коллажа
Коллаж (от фр. collage - «приклеивание») - технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж может быть выполнен целиком из газетных и журнальных вырезок. В этом случае стоит обратить внимание на достижение эффекта неожиданности от сочетания материалов, а также эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисован тушью, акварелью, маркерами, авторучками, карандашами и т. д.
Существуют различные типы коллажей:
• «солнечная система», в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией;
• «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть нет;
• «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.
Задача студента, изучив материалы текста, главы книги или лекции, составить коллаж по какой-то теме. К достоинствам коллажа как формы оценивания в первую очередь следует отнести то, что он не занимает много времени, учит студентов быстро анализировать текст, а затем интегрировать его в краткое сообщение через опорную схему. Составление коллажей помогает установить и осознать связи между целыми и частями, общим и единым.
Общие этапы работы над коллажем:
1.Сбор материалов, необходимых для изготовления коллажа
2.Развейте тему. Вы, возможно, уже продумали какую-то тему, или, может быть, придумали что-то из собранных материалов. В любом случае, постройте свой коллаж вокруг центральной идеи или образа
3.Создайте проект на бумаге, предварительно нарисовав его.
4.Выберите подходящий фон.
5.Подумайте о добавлении украшений. Хотя это несущественно, украшения могут поднять коллаж на ступеньку выше, добавляя глубину, делая его интереснее
Электронный коллаж
Выберите простую программу для редактирования фото. Вы можете редактировать фотографии в нескольких различных программах в зависимости от вашего компьютера и вашего бюджета. Выберите простой редактор фотографий, если вы не специалист; вы можете улучшить свои навыки, если будете составлять больше коллажей таким образом.
Развейте тему. Вы, возможно, уже продумали какую-то тему, или, может быть, придумали что-то из собранных материалов. В любом случае, поместите электронный коллаж вокруг центральной идеи, изображения или рисунка. Если у вас уже есть какая-то задумка, это поможет вам легко найти фото и изображения
Соберите подходящие материалы. Найдите в интернете изображения и шрифты, которые вы считаете идеальными для коллажа. Или вы можете отсканировать старые фотографии, вырезки из журналов или другие элементы, которые вы могли бы использовать в коллаже. Используйте изображения, которые вдохновляют вас. Измените изображения по своему усмотрению. Изменяйте форму и цвет изображения с помощью обрезки фото и инструментов затенения. Не придерживайтесь точного контура изображения – используйте то, что лучше всего подходит для вашего дизайна. Распечатайте коллаж. Выберите тип бумаги, на которой вы хотите напечатать коллаж. Вы можете выбрать блестящую, глянцевую бумагу или более матовую. В любом случае, она должна соответствовать вашей общей теме и быть пригодной для конечного использования.
На какие моменты в коллаже стоит обратить внимание?
1. Материалы. Газетно-журнальные материалы, используемые в коллаже, должны быть разными. Это могут быть как информационные статьи, взятые целиком, так и заголовки, и даже отдельные буквы, вырезанные или вырванные из газет. Важно использовать в коллаже вырезки фотографий, их фрагментов, а также аппликации-рисунки, выполненные из
2. Тема. Перед началом работы вы должны определить тематику вашего коллажа (чему, на ваш взгляд, должны быть и\или могут быть посвящены последние страницы учебника в рамках истории современности) и далее подбирать такие материалы, которые бы наилучшим образом ее отражали. Тема коллажа должна быть заявлена на презентации. Имейте в виду, что у вас будет естественное ограничение в виде той подборки газет и журналов, которую вы получили для работы.
3. Композиция. Если вы хотите правильно сделать коллаж, обратите особое внимание на расположение его составляющих. Позаботьтесь о том, чтобы части коллажа гармонично сочетались друг с другом.
4. Оформление. Еще один важный этап подготовки любого коллажа - это его оформление. Как уже говорилось выше, в коллаже вы можете использовать всевозможные варианты дизайна: шрифты, фотографии, рваные края, аппликацию, дорисовку и многое другое. Однако если вы хотите качественно сделать коллаж, не стоит перегружать его излишним декором.
Критерии оценки коллажа (максимальное количество 20 баллов):
- актуальность темы 3 балла;
- информативность коллажа 3 балла;
- качество оформления коллажа 3 балла ;
- внутренняя логика проекта 3 балла;
- понятность (доступность) содержания мини-проекта 3 балла;
- лаконизм содержания 2 балла;
- оригинальность проекта 3 балла.
VI. Методические рекомендации по составлению буклета
Буклет(от франц. Bouclette — колечко) – это произведение печати, изготовленное на одном листе, и сложенное при помощи параллельных сгибов (фальцев) один или несколько раз в несколько страниц-полос.
Цель буклета - привлечь внимание аудитории и уложить максимум необходимой информации в минимум печатной площади.
Правильно составленный буклет должен включать в себя 3 основных блока: информативный материал, визуальный ряд, контактную информацию (сведения об авторе).
При отборе информации для буклета помните о соответствии заданной теме и выбранной целевой аудитории, для которой предназначен буклет.
Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия темы, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста.
Убедитесь в достоверности и современности выбранной информации. Если материал вызывает у Вас сомнения, а проверить его не представляется возможным, лучше не включайте такие сведения буклет.
Информация должна быть изложена точно, ясно и кратко, без излишней терминологии.
В качестве ключевых точек используйте броские заголовки / подзаголовки. Длинные тексты не вызывают интереса.
Для оформления буклета воспользуйтесь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Publisher:
программа Microsoft Publisher наиболее удобна для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания;
если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft Word. В этом случае рекомендуется в пункте меню «Параметры страницы» выбрать альбомную ориентацию листа и разбить его на три колонки («Формат» - «Колонки»), или создать таблицу с тремя колонками, для размещения в них информации.
Определите цветовую схему буклета. Для фона желательно выбирать белый, серый, бежевый, розовый или бледно-желтый цвета. От использования темных цветов нужно отказаться. В противном случае читать текст будет труднее, так как будет чувствоваться нагрузка на глаза. Темные цвета можно использовать только в исключительных случаях, они позволят подчеркнуть определенную смысловую нагрузку. Ключевые фразы следует выделить другим цветом.
Визуальный ряд должен дополнять информацию, соответствовать заданной теме. При его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления.
Разрабатывая дизайн буклета, не перегружайте его лишними элементами, т.к. все, что отвлекает, снижает эффективность восприятия буклета, но и не старайтесь свести дизайн к минимуму, т.к. он будет неинтересным, не привлечет внимания.
Критерии оценки:
"отлично" - содержание буклета полностью соответствует заданной теме; информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; информация изложена логично и доступно; визуальный ряд соответствует заданной теме; оформление буклета эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль.
"хорошо" - содержание буклета в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; в изложении информации незначительно нарушена логика; визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; присутствуют недочеты в оформлении буклета.
"удовлетворительно" - содержание буклета соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; в изложении информации незначительно нарушена логика; визуальный ряд частично соответствует заданной теме; оформление буклета недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля.
"неудовлетворительно" - задание не выполнено; содержание буклета не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; в изложении информации значительно нарушена логика; визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; оформление буклета неэстетично, неаккуратно.
Конспект мероприятия (методическая разработка) – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия.
Для того, чтобы мероприятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:
· отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива;
· четко продумать методическое и техническое обеспечение, логику и преемственность этапов учебного занятия;
· структура мероприятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения.
Методическая разработка должна содержать следующую информацию:
1. Цель мероприятия
2. Задачи (не более пяти)
Задачи должны быть достаточно конкретны, достижимы за одно занятие и соответствовать выбранной теме. Они должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия.
Мероприятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Обучающие задачи направлены на формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений (операций, технологий, способов изготовления);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
Развивающие задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление;
- создать условия для развития...;
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка;
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность);
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности:
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
3. Тип занятия. Определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.
Занятия теоретического обучения: изучения нового учебного материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; контроля знаний, умений и навыков; комбинированное.
Занятия практического обучения: по первоначальному формированию умений и навыков; совершенствования умений и навыков; по выполнению комплексных заданий (работ).
4. Форма занятия: путешествие, соревнование, заочная экскурсия, лекция, семинар, дискуссия, деловая игра и др.
5. Продолжительность.
6. Участники.
7. Возраст учащихся.
8. Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия. Под оборудованием занятия следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения: аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д.
9. Структура мероприятия:
- этапы мероприятия;
- содержание;
- время.
10. Ход мероприятия.
В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность, содержание каждого этапа, формы работы педагога и учащихся.
План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним, можно было получить полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.
Во время подготовки к занятию педагогу необходимо проанализировать соответствие содержания данного занятия теме, возрасту учащихся; последовательность действий; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленность и активность; формы изучения и закрепления материала; поддержание необходимого уровня внимания и снятие напряжения; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; завершенность занятия.
Мероприятие состоит из 3 частей:
1. Организационный момент.
Приветствие, создание психологического настроя учащихся на учебную деятельность и активизация их внимания. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Подведение итога занятия. Рефлексия (самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы). Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе
11. Литература.
Указываются все учебники, учебные пособия и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке.
12. Приложения (оформляются на отдельных листах).
К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.
Требования к оформлению разработки занятия.
Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учреждения образования, тему занятия, ФИО составителя занятия, место и год проведения.
Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, интервал между строк – 1,15; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений кроме общепринятых аббревиатур. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках (Например: (Приложение 1.). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист титульный.
VIII. Методические рекомендации по созданию лэпбука
Лэпбук – разновидность метода проекта. Лэпбук - интерактивная папка, в которой собран учебный материал на определённую тему. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. целеполагание (выбор темы)
2. разработка лэпбука (составление плана)
3. выполнение (практическая часть)
4. подведение итогов
При создании лэпбука обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их и накапливают в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности . Изготавливая лэпбук, педагог должен учитывать, что он в дальнейшем может быть использован как методическое пособие, дидактическое пособием, игровым маркером развивающего пространства.
К нему предъявляются следующие требования:
1.Структура и содержание соответствуют теме, доступны детям данной возрастной группе;
2. Полифункционален;
3. Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
4. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
5.Обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с темой;
6. Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
7.Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
8. Разнообразие игровых заданий;
9.Участие воспитанников в создании лэпбука.
10. Наличие паспорта лэпбука.
Паспорт как документ, определяет состав и значение содержания лэпбука. Т.е. «Паспорт лэпбука» — это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в текстовом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой или буклетом.
При создании лэпбука необходимо учесть:
эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься другие, он должен быть крепким)
минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
С чего начать создание лэпбука
Тема. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение, эпизод наблюдения, значимое событие.
План. После того, как определились с темой, составить план лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать – это и будет содержание наших мини-книжечек, кармашков.
Макет. Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках . Потом все это нарисовать на черновике простым карандашом, чтобы можно было внести поправки в случае необходимости: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Лэпбук состоит из картонной папки разных форматов А3, А4 в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по выбранной теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества нужной и познавательной информации.
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
содержимое лэпбука могут входить:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые страницы для дальнейшего пополнения лэпбука и т.д.
Критерии оценивания (максимальное количество 15 баллов):
оригинальность оформления лэпбука 3 балла;
- содержательность 3 балла;
- методическая ценность и дидактическая грамотность 3 балла;
- оптимальность и технологичность материалов лэпбука 3 балла;
- авторская позиция 3 балла.
(0 – параметр отсутствует, 1 – параметр не соответствует критериям конкурса, 2 – соответствует частично, 3 - присутствует в полном объеме).