2019-2020_01_03_01_2019_639_plx_История (история России_ всеобщая история)_общий
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История (история России, всеобщая история)
Учебный план
01.03.01_2019_639.plx

01.03.01 Математика

общий
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
48,7
аудиторные занятия
58
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
1,3
1,3
1,3
1,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
58
58
58
58
Кoнтактная рабoта
60,55
60,55
60,55
60,55
Сам. работа
48,7
48,7
48,7
48,7
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 01.03.01_2019_639.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии , Куликов Фёдор Иванович
 
 
История (история России, всеобщая история)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №8)
 
01.03.01 Математика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 16.05.2019 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 01.03.01_2019_639.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: создание условий для освоения студентами комплексных знаний в области социально-экономической и политической истории России и основных государств Западной Европы, а также базовых навыков использования теоретических и практических знаний в области истории для постановки и решения профессиональных задач. 
1.2
Задачи: - сформировать знания об основных исторических личностях, событиях и процессах отечественной и зарубежной истории – с периода средневековья до современности;

- сформировать базовые представления о движущих сила, этапах и закономерностях мирового исторического процесса;

- сформировать представление о месте России в истории человечества и в современном мире;

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины "История (история России, всеобщая история)" обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения данной дисциплины на предыдущем уровне образования  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Культурология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. 
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1. История средних веков в Западной Европе и в России
 
1.1
Введение в курс. Этнополитическая ситуация в Европе в V-IX вв.  /Лек/
2
1
2
Лекция-визуализация 
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
1.2
Европа и Русь в период Раннего средневековья  /Лек/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
стр. 5
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
1.3
Восточные славяне. Образование Древнерусского государства /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
1.4
Развитое средневековье и эпоха Реформации в Европе /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
1.5
Возникновение сословной монархии в Англии  /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
1.6
Россия в развитое средневековье /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
1.7
Борьба народов Руси с иностранной интервенцией в XIII веке /Пр/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.8
 
1.8
Реформы Ивана IV Грозного /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.8
 
1.9
Подготовка к семинарским занятиям  /Ср/
10
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.8
 
1.10
Подготовка к электронному тестированию в системе moodle по теме 1 /Ср/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.8
 
 
Раздел 2. Тема 2. История нового времени в Европе и Америке
 
2.1
История нового времени в странах Западной Европы /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.8
 
2.2
Россия в новое время /Лек/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.8
 
2.3
Смутное время в России  /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.8
 
2.4
Реформы Петра I и их место в истории России  /Пр/
4
1
4
Конференция. Анализ и обсуждение докладов
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
2.5
Россия в правление Екатерины II  /Пр/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
стр. 6
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
2.6
Борьба английских колоний за независимость и образование США /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
2.7
Реформы 60-70-х гг. XIX века в России  /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
2.8
Подготовка к семинарским занятиям  /Ср/
14
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4 Л2.7 Л2.8
 
2.9
Подготовка к электронному тестированию в системе moodle по теме 2.  /Ср/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
 
Раздел 3. Тема 3. История новейшего времени в Европе и в России 
 
3.1
Западная Европа, США и Россия в новейшее время  /Лек/
6
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
3.2
Мировой экономический кризис и "новый курс" Ф. Рузвельта /Пр/
2
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.4
 
3.3
Зарождение и развитие фашизма в Германии  /Пр/
2
1
2
Конференция. Анализ и обсуждение докладов
Л1.1 Л1.2Л2.4
 
3.4
Международные отношения накануне Второй мировой войны /Пр/
2
1
2
Коллоквиум
Л1.1 Л1.2Л2.4
 
3.5
Международные отношения во 2 пол. 40-х - начало 60-х гг. XX в.  /Пр/
2
1
2
Коллоквиум
Л1.1 Л1.2Л2.4
 
3.6
Подготовка к семинарским занятиям по теме 3 /Ср/
12,7
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
3.7
Подготовка к электронному тестированию в системе moodle  по теме 3.  /Ср/
4
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.4
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,3
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
5.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
1
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8
 
5.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
1
0
 
5.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
I. Текущий контроль проводится в форме электронного тестирования в системе moodle

II. Перечень вопросов к экзамену

1. История в системе научных знаний. Предмет и принципы истории как науки

2. Этнополитическая ситуация в Европе V-IX вв. Научная проблема происхождения славян и их расселения

3. Франкское государство. Формирование феодальных отношений

4. Основные черты западноевропейского феодализма

5. Германия в Раннее средневековье. Борьба германских императоров за инвеституру

6. Англия в Раннее средневековье. Борьба Альфреда Великого с норманнами

7. Первые государства у славян. Политическая история Первого болгарского царства

 
стр. 7
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
8. Восточные славяне, Киевская Русь и русские земли (до XIII века)

9. Государственное устройство и социальная структура Киевской Руси

10. Общие черты экономического развития Западной Европы в Развитое средневековье

11. Крестовые походы: причины, основные события и участники, итоги и последствия

12. Борьба русских земель с монголо-татарским нашествием в XIII веке.

13. Борьба Новгорода и Пскова с немецко-шведской интервенцией в XIII веке.

14. Англия в Развитое средневековье. Реформы Генриха II Плантагенета

15. Принятие Великой хартии вольностей и образование английского парламента

16. Экономические и социально-политические изменения в Англии в XV-XVI вв. «Огораживание» и «Кровавое законодательство» .

17. Франция в Развитое средневековье (до начала XIV в.). Созыв Генеральных штатов.

18. Столетняя война: причины, поводы, основные события и итоги. Завершение централизации страны Людовиком XI

19. Германия в Развитое средневековье. Колонизация славянских земель.

20. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва и ее значение

21. Россия в правление Ивана III

22. Внутренняя политика Ивана IV Грозного

23. Внешняя политика Ивана IV Грозного. Ливонская война, расширение территории России

24. Смутное время начала XVII века в России и вмешательство иностранных государств

25. Внутренняя политика России в XVII веке. События «Бунташного века»

26. Внешняя политика России в XVII веке

27. Основные тенденции экономического развития стран Запада в XVI- сер. XVII вв. Мануфактурное производство

28. Великие географические открытия: причины и предпосылки, основные события и последствия  

29. Реформация в Германии. Мартин Лютер – идеолог княжеской реформации. Аугсбургский религиозный мир

30. Реформация в Англии. Основные черты англиканской церкви.

31. Английская буржуазная революция: причины, основные события, итоги. Протекторат Кромвеля и Славная революция. Начало промышленного переворота

32. Реформация и гражданская война во Франции. Нантский эдикт  

33. Франция в правление Людовика XIV. «Золотой век» в истории Франции.

34. Великая французская революция: причины, основные события, итоги. Якобинская диктатура и ее падение.

35. Борьба английских колоний в Северной Америке за независимость: причины, ход войны и ее итоги

36. Россия в правление Петра I: реформы и внешняя политика.   

37. Эпоха дворцовых переворотов в России

38. Россия в правление Екатерины II: реформы и внешняя политика

39. Наполеоновские войны в Европе и роль России

40. Франция в первой половине XIX века (до 1848 г.)

41. Франция во второй половине XIX века. Франко-прусская война и ее последствия для Франции.

42. Пруссия и Австрия в первой половине XIX века.

43. Объединение Германии во второй половине XIX века. Внутренняя и внешняя политика Бисмарка

44. Внутренняя политика Англии в XIX веке

45. Внешняя политика Великобритании в XVIII- середине XIX вв. Ост-Индская компания

46. США во II половине XIX века. Гражданская война в США и развитие экономики. Решение «индейского вопроса»

47. Внешняя политика США в XIX веке. «Доктрина Монро» и политика «открытых дверей».

48. Россия в общеевропейской политике в XIX веке. Крымская война.

49. Реформы 60-70-х гг. в России. Экономическое развитие России и Европы на рубеже XIX-XX вв.

50. Первая мировая война и формирование Версальско-Вашингтонской системы. Участие России в войне

51. Европа и США в 20-30-е годы XX в. Мировой экономический кризис. «Новый курс» Рузвельта.

52. Германия после Первой мировой войны. Приход к власти фашистов

53. Международные отношения в Европе накануне Второй мировой войны

54. Вторая мировая война как возможность цивилизационной катастрофы. Итоги и уроки Второй мировой войны

55. Региональные конфликты середины – II половины XX в. и участие в них СССР.

56. Обострение отношений между СССР и США в середине 40-х гг. XX в. Начало холодной войны.

57. Страны Запада и СССР в 40-60-е гг. XX в. Политика «стандартизации жизни».

58. Страны Запада в 70-90-е гг. XX в. Переход к постиндустриальному обществу

59. Страны Восточной Европы во II половине XX в.

60. СССР в 70-80-х гг. XX в. Кризис социалистической системы и ее демонтаж

61. Россия и мир в начале XXI века.

62. Страны Востока во II пол. XX – начале XXI в. «Арабская весна» и ее последствия.   

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. Внутренняя и внешняя политика Карла Великого.

2. Византийско-русские отношения в IX-X вв.

3. Борьба Оттона I за образование «Священной Римской империи».

4. Внешняя политика Руси в XI-XIII вв.

5. Цех и цеховая регламентация в западноевропейских городах.

6. Салах эд-Дин и его борьба с крестоносцами.

7. IV крестовый поход и завоевание крестоносцами Константинополя.

 
стр. 8
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
8. Вооружение и тактика средневекового рыцарского войска.

9. Новгородское княжество в системе европейских международных отношений.

10. Возникновение во Франции сословной монархии.

11. Военная деятельность Жанны д Арк.

12. Возникновение английского парламента.

13. Реформы Ивана Грозного в России.

14. Борьба Польши и Руси с Тевтонским орденом.

15. Сельское хозяйство в России и Западной Европе в XV-XVI вв.: сравнительный анализ.

16. Движение диггеров в Англии и их социальная утопия.

17. Аграрный вопрос в английской буржуазной революции.

18. Положение английских колоний в Северной Америке накануне войны за независимость.

19. Конституция США 1787 г и ее характер.

20. Военная реформа  Петра I

21. Армия России в период Северной войны.

22. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

23. Великая французская революция и отношение к ней в России.

24. Философская концепция Джона Локка.

25. Идея народного суверенитета в политико-правовой концепции Ж.Ж. Руссо.

26. Состояние французской промышленности в XVIII в.

27. Состояние промышленности России в XVIII в.

28. Борьба Франции за гегемонию в Европе во второй половине XVII века.

29. Война за «Испанское наследство» 1701-1714 гг. Утрехтский мирный договор 1714 г.

30. Война за независимость США 1775-1783 гг. Версальский мирный договор.

31. Военное искусство в период наполеоновских войн.

32. Маршалы наполеоновской Франции.

33. Венский конгресс 1814-1815 гг. и создание Священного союза.

34. Развитие науки и машинной техники в Западной Европе и России в XVIII-XIX вв.

35. Внутренняя и внешняя политика президента А. Линкольна в период гражданской войны в США.  

36. Адам Смит и Давид Рикардо – идеологи английской политической экономии.

37. Роберт Оуэн и Шарль Фурье – идеологи французского утопического социализма.

38. Франко-прусская война 1870-1871 гг. и крушение бонапартизма во Франции

39. Восточный вопрос и Крымская война.

40. «Опиумные войны» середины XIX в. и закабаление Китая индустриальными державами.

41. Противоречия на международной арене в конце XIX века и создание военно-политических союзов.

42. Причины и характер Первой мировой войны.

43. Формирование антифашистского Народного фронта во Франции. Деятельность прави-тельства Народного фронта.

44. Внутренняя политика германского фашизма в 30-х гг. XX в.

45. Полемика вокруг концепции тоталитаризма в современной России и мире.

46. Чехословацкий кризис и Мюнхенский сговор 1938 г.

47. Советско-германский договор о ненападении 1939 года: причины, последствия, оценки.

48. Формирование антигитлеровской коалиции в годы II мировой войны.

49. Создание Организации Объединенных Наций.  

50. Берлинский кризис 1948 года.

51. Неоконсерваторы и неоконсервативная революция 1980-х гг.

52. «Консервативная революция» М. Тэтчер в Англии.

53. «Бархатная революция» в ГДР. Объединение Германии.  

54. Вооруженные конфликты в Содружестве Независимых государств в 90-х гг. XX в.

55. Современный Китай и китайская модель развития.

56. Война США в Ираке в начале XXI в.: причины, ход и перспективы.

57. США, Турция и Россия в Сирийском конфликте   

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедура экспертизы и утверждения фондов оценочных средств для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет», регламентируется положением ГАГУ No 01-27-10 от 30.08.2017.   

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Вопросы к экзамену

2. Темы и вопросы семинарских занятий.

3. Тестовые задания в системе moodle для проведения текущего контроля

4. Темы рефератов 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 9
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кузнецов И.Н.
Отечественная история: учебник
Москва: Дашков и К, 2014
 
Л1.2
Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская [и др.] Н.О., Поляк Г.Б.
История России: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71152.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кузьмин А.Г., Киселев А.Ф.
История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для вузов: в 2-х книгах
Москва: ВЛАДОС, 2004
 
Л2.2
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник
Москва: Проспект, 2012
 
Л2.3
Вовина-Лебедева В.Г.
История Древней Руси: учебник для вузов
Москва: Академия, 2011
 
Л2.4
Адлыкова А.П., Елбачева Г.А., Куликов [и др.] Ф.И., Захарова Т.В.
История: учебное пособие для неисторических факультетов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=598:history12&catid=18:history&Itemid=172
 
Л2.5
Соловьев Е.А., Блохин В.В.
История древней и средневековой России (IX—XVII вв.): учебное пособие
Москва: Российский университет дружбы народов, 2013
http://www.iprbookshop.ru/22177.html
 
Л2.6
Зайцева Н.В., Ипполитова А. Г., Ипполитов [и др.] Г. М.
История культуры России: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата (по всем направлениям)
Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017
http://www.iprbookshop.ru/75379.html
 
Л2.7
Волков В.А.
История России с древнейших времен до конца 17 века (новое прочтение): учебное пособие
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018
http://www.iprbookshop.ru/79050.html
 
Л2.8
Рыбаков С.В.
История России с древнейших времен до конца 17 века. Курс лекций: учебное пособие
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014
http://www.iprbookshop.ru/68336.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Adobe Reader
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
MS WINDOWS
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
Moodle
6.3.1.8
MS Office
6.3.1.9
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
стр. 10
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
конференция
 
лекция-визуализация
 
коллоквиум
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
200 Б1
Компьютерный класс.

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы

Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

 
стр. 11
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

 
стр. 12
УП: 01.03.01_2019_639.plx
 
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.

Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.

Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.

Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.

Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).

Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы.

Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.

Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.

Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.

Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.

Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.

Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.