45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
- выявить признаки, аспекты, законы эффективного общения,принципы бесконфликтного общения и прпавила эффективного речевого воздействия;
- помочь выпускникам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего в речевых ситуациях связанных с будущей профессией;
- развить коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;
- способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности.
ции
ракт.
1. Общая характеристика речевой деятельности человека. Язык и речь. Понятие коммуникативной рамки.
2. Речевое воздействие в широком и узком смысле. Природа речевого воздействия.
3. Формы и функции речи. Функции, которые ставит говорящий (коммуникативные, прагматические, фатические, т.п.).
4. Понятие эффективного общения, его слагаемые. Признаки эффективного общения. Условия эффективного речевого воздействия.
6. Аспекты речевого воздействия. Вербальное речевое воздействие.
7. Инструменты речевого воздействия. Конструирование формальной оболочки текста.
8. Инструменты речевого воздействия. Словообразовательные и лексические средства.
9. Инструменты речевого воздействия. Выбор синтаксических конструкций и макроструктуры
10. Понятие коммуникативной неудачи.
11. Понятие аргументации. Разные виды аргументации: логическая и психологическая; односторонняя и двусторонняя; естественные доказательства и логические уловки. Аргументы к реальности и авторитету. Аргументы к аудитории.
12. Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, приказ, просьба и др.
13. Невербальное речевое воздействие.
14. Речевое воздействие и манипуляция. Метод лингвистического манипулирования в рекламе.
15. Общение и ролевое поведение. Понятие роли. Виды ролей.
16. Понятие имиджа. Внешний имидж. Поведенческий имидж. Коммуникативный имидж
17. Позиции оратора и его речевая деятельность в ходе публичного выступления. Проблема первого впечатления.
18. Законы общения.
19. Принципы бесконфликтного общения.
20. Коммуникативные барьеры
21. Фактор адресата в речевом воздействии. Особенности речевого воздействия на молодежную/взрослую аудитории; учет национальной специфики аудитории
22. Фактор адресата в речевом воздействии. Особенности речевого воздействия на однородную/разнородную, большую/небольшую, подготовленную/неподготовленную аудитории.
23. Фактор адресата в речевом воздействии. Особенности речевого воздействия на позитивно/негативно настроенную аудиторию, женскую/мужскую аудитории.
24. Прямая и косвенная коммуникация. Основные требования к условиям правильной интерпретации косвенных высказываний.
Вопросы для подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Речевое воздействие как наука об эффективном общении
1. Речевое воздействие в широком и узком смысле.
2. Природа речевого воздействия.
3. Исследования в сфере речевого воздействия.
4. Основные сферы речевого воздействия.
5. Предпосылки речевого воздействия.
6. Условия эффективного речевого воздействия.
Тема 2. Фактор адресата в убеждающем сообщении.
1. Особенности речевого воздействия на однородную/разнородную,
большую/небольшую, подготовленную/неподготовленную аудитории.
2. Фактор адресата в убеждающем сообщении.
3. Особенности речевого воздействия на позитивно/негативно настроенную
аудиторию, женскую/мужскую аудитории.
Тема 3. Речевое воздействие на молодежную аудиторию
1. Фактор адресата в убеждающем сообщении.
2. Особенности речевого воздействия на молодежную/взрослую аудитории.
3. Учет национальной специфики аудитории.
Тема 4. Выразительные средства языка в аспекте речевого воздействия
1. Изобразительные возможности речевого воздействия: совокупность приемов и их
реализация.
2. Принцип усиления выразительности и изобразительности.
3. Фигуры речи. Общие представления.
4. Художественные возможности речевого воздействия: слагающие элементы и их
характеристика.
5. Три подхода к композиции речи и их художественные возможности.
6. Композиция с точки зрения последовательности доводов.
Тема 5. Эффективные приемы использования выразительных средств языка
1. Метафора.
2. Сравнение.
3. Метонимия.
4. Эпитет.
Тема 6. Способы речевого воздействия
1. Убеждение как метод речевого воздействия.
2. Процесс убеждения и убежденность.
4. Нисходящая и восходящая аргументация. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
5. Логическая и психологическая аргументация. Естественные доказательства.
6. Аргументы к этосу. Аргументы к пафосу.
7. Индуктивная и дедуктивная аргументация, рассуждение с дефиницией. Логические
уловки.
8. Структура убеждающего воздействия. Принципы убеждающего воздействия.
Тема 7. Основные аспекты и факторы воздействия речевых средств на человека
1. Невербальное речевое воздействие.
2. Функции невербальных сигналов.
3. Невербальные знаки.
4. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия.
Тема 8. Основные законы общения
1.Нормативные правила общения и правила речевого воздействия.
2. Приемы общения.
3. Законы общения.
4. Принципы и правила бесконфликтного общения.
Задание: Каждому студенту предлагается выполнить творческое задание по проведению анализа конкретного текста в аспекте речевого воздействия. Текст для анализа студент выбирает самостоятельно или с помощью преподавателя.
2. Вопросы к семинарским занятиям.
3. Задания к семинарским занятиям.
4. Индивидуальный творческий проект по работе с текстом.
5. Тесты.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
Задание: Каждому студенту предлагается выполнить творческое задание по анализу конкретного текста в аспекте речевого воздействия. Данное задание, в случае его успешного выполнения и с учетом результатов текущего контроля за семестр, может быть засчитано в качестве экзаменационной оценки. Анализ текста предлагается сделать по предложенной схеме.
Cхема анализа текста в аспекте эффективности речевого воздействия
1. Функции, которые ставит автор текста (коммуникант) (коммуникативные, прагматические, фатические, др.).
2. Образ автора (коммуниканта-адресанта, говорящего, пишущего):
2.1. Знание коммуникантом общих законов общения и следование им.
2.2. Соблюдение коммуникантом правил бесконфликтного общения.
2.3. Использование им правил и приемов речевого воздействия.
2.3.1. Использование вербальных средств воздействия,
2.3.2. Использование невербальных средств воздействия.
2.4. Ролевое поведение коммуниканта (виды ролей).
2.5. Соблюдение/ нарушение законов общения.
2.6. Соблюдение общих правил эффективного речевого воздействия.
3. Фактор адресата (образ адресата/аудитории).
4. Коммуникативные барьеры, выделяемые в тексте (в коммуникации).
5. Выводы по эффективности речевого воздействия текста.