2019-2020_45_03_01_2019_419_plx_Речевое воздействие_Отечественная филология (русский язык и литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Речевое воздействие
Учебный план
45.03.01_2019_419.plx

45.03.01  Филология

Отечественная филология (русский язык и литература)
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
10 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
2
2
2
2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Никонова Татьяна Николаевна
 
 
Речевое воздействие
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)
 
45.03.01  Филология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 21.05.2019 протокол № 10/1  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Познакомить студентов с речевым воздействием - новой современной наукой. Привить им умения и навыки в сфере  эффективного общения. 
1.2
Задачи: - освоить понятийный аппарат дисциплины;

- выявить признаки, аспекты, законы эффективного общения,принципы бесконфликтного общения и прпавила эффективного речевого воздействия;

- помочь выпускникам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего в речевых ситуациях связанных с будущей профессией;

- развить коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;

- способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Освоение компетенций по ранее изученных дисциплинам:
2.1.2
Современный русский язык
2.1.3
Стилистика русского языка
2.1.4
Введение в теорию коммуникации
2.1.5
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика,
2.2.2
Защита ВКР, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-5:способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
Уровень 1
- особенности эффективной коммуникации в устной и письменной форме на русском языке; - основные законы коммуникации.
Знать:
60176
 
 
 
Уровень 1
- строить устные и письменные сообщения в соответствии с задачами коммуникативной ситуации;
Уметь:
60176
 
 
 
Уровень 1
- владения законами общения; - владения базовыми методами и техниками речевого воздействия. 
Владеть:
60176
 
 
 
ОПК-5:свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
 
 
Уровень 1
речевые стратегии и тактики, приемы речевого воздействия в вербальном и невербальном аспектах.
Знать:
60186
 
 
 
Уровень 1
-строить устные и письменные тексты, отвечающие принципам эффективной коммуникации.
Уметь:
60186
 
 
 
Уровень 1
- основным изучаемым языком в его литературной форме для эффективной коммуникации; - приемами эффективной коммуникации в изучаемом языке в его литературной форме.
Владеть:
60186
 
 
 
ПК-3:владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
 
 
Уровень 1
основные библиографические источники по эффективной коммуникации. 
Знать:
60190
 
 
 
Уровень 1
находить необходимые источники информации по вопросам речевого воздействия и оставлять вторичные тексты по данной тематике.
Уметь:
60190
 
 
 
Уровень 1
Владеть:
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике эффективной коммуникации.
60190
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Речевое воздействие 
 
1.1
Речевое воздействие как наука об эффективном общении. Основные понятия, признаки, факторы, условия. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
2
ОК-5 ОПК-5
8
0
 
1.2
Речевое воздействие как наука об эффективном общении. Основные понятия, признаки, факторы, условия. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-5
8
0
 
1.3
Речевое воздействие как наука об эффективном общении. Основные понятия, признаки, факторы, условия. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
10
ОК-5 ОПК-5
8
0
 
1.4
Аспекты речевого воздействия. Вербальный аспект (Речевые стратегии и тактики. Аргументативность). Невербальный аспект речевого воздействия. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-5
8
0
 
1.5
Аспекты речевого воздействия. Вербальный аспект (Речевые стратегии и тактики. Аргументативность). Невербальный аспект речевого воздействия. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
8
ОПК-5 ПК-3
8
0
 
1.6
Аспекты речевого воздействия. Вербальный аспект (Речевые стратегии и тактики. Аргументативность). Невербальный аспект речевого воздействия. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
14,5
ОПК-5 ПК-3
8
0
Подготовка сообщений по теме.
 
1.7
Коммуникативные законы, принципы, правила, приёмы речевого воздействия. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2
4
ОК-5 ОПК-5
8
2
Лекция-презентация.
 
1.8
Коммуникативные законы, принципы, правила, приёмы речевого воздействия. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2
6
ОК-5 ОПК-5 ПК-3
8
0
 
1.9
Коммуникативные законы, принципы, правила, приёмы речевого воздействия. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2
10
ОК-5 ОПК-5 ПК-3
8
0
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1 Л2.2
0,5
ОК-5 ОПК-5 ПК-3
8
0
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2
8,85
ОК-5 ОПК-5 ПК-3
8
0
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ОК-5 ОПК-5 ПК-3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Перечень вопросов к зачету

1. Общая характеристика речевой деятельности человека. Язык и речь. Понятие коммуникативной рамки.

2. Речевое воздействие в широком и узком смысле. Природа речевого воздействия.

3. Формы и функции речи. Функции, которые ставит говорящий (коммуникативные, прагматические, фатические, т.п.).

4. Понятие эффективного общения, его слагаемые. Признаки эффективного общения. Условия эффективного речевого воздействия.

 
стр. 6
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
5. Языковой паспорт говорящего и его роль в общении.

6. Аспекты речевого воздействия. Вербальное речевое воздействие.

7. Инструменты речевого воздействия. Конструирование формальной оболочки текста.

8. Инструменты речевого воздействия. Словообразовательные и лексические средства.

9. Инструменты речевого воздействия. Выбор синтаксических конструкций и макроструктуры

10. Понятие коммуникативной неудачи.

11. Понятие аргументации. Разные виды аргументации: логическая и психологическая; односторонняя и двусторонняя; естественные доказательства и логические уловки. Аргументы к реальности и авторитету. Аргументы к аудитории.

12. Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, приказ, просьба и др.

13. Невербальное речевое воздействие.

14. Речевое воздействие и манипуляция. Метод лингвистического манипулирования в рекламе.

15. Общение и ролевое поведение. Понятие роли. Виды ролей.

16. Понятие имиджа. Внешний имидж. Поведенческий имидж. Коммуникативный имидж

17. Позиции оратора и его речевая деятельность в ходе публичного выступления. Проблема первого впечатления.

18. Законы общения.

19. Принципы бесконфликтного общения.

20. Коммуникативные барьеры

21. Фактор адресата в речевом воздействии. Особенности речевого воздействия на молодежную/взрослую аудитории; учет национальной специфики аудитории

22. Фактор адресата в речевом воздействии. Особенности речевого воздействия на однородную/разнородную, большую/небольшую, подготовленную/неподготовленную аудитории.

23. Фактор адресата в речевом воздействии. Особенности речевого воздействия на позитивно/негативно настроенную аудиторию, женскую/мужскую аудитории.

24. Прямая и косвенная коммуникация. Основные требования к условиям правильной интерпретации косвенных высказываний.

Вопросы для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Речевое воздействие как наука об эффективном общении

1. Речевое воздействие в широком и узком смысле.

2. Природа речевого воздействия.

3. Исследования в сфере речевого воздействия.

4. Основные сферы речевого воздействия.

5. Предпосылки речевого воздействия.

6. Условия эффективного речевого воздействия.

Тема 2. Фактор адресата в убеждающем сообщении.

1. Особенности речевого воздействия на однородную/разнородную,

большую/небольшую, подготовленную/неподготовленную аудитории.

2. Фактор адресата в убеждающем сообщении.

3. Особенности речевого воздействия на позитивно/негативно настроенную

аудиторию, женскую/мужскую аудитории.

Тема 3. Речевое воздействие на молодежную аудиторию

1. Фактор адресата в убеждающем сообщении.

2. Особенности речевого воздействия на молодежную/взрослую аудитории.

3. Учет национальной специфики аудитории.

Тема 4. Выразительные средства языка в аспекте речевого воздействия

1. Изобразительные возможности речевого воздействия: совокупность приемов и их

реализация.

2. Принцип усиления выразительности и изобразительности.

3. Фигуры речи. Общие представления.

4. Художественные возможности речевого воздействия: слагающие элементы и их

характеристика.

5. Три подхода к композиции речи и их художественные возможности.

6. Композиция с точки зрения последовательности доводов.

Тема 5. Эффективные приемы использования выразительных средств языка

1. Метафора.

2. Сравнение.

3. Метонимия.

4. Эпитет.

Тема 6. Способы речевого воздействия

1. Убеждение как метод речевого воздействия.

2. Процесс убеждения и убежденность.

 
стр. 7
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
3. Понятие аргументации.

4. Нисходящая и восходящая аргументация. Односторонняя и двусторонняя аргументация.

5. Логическая и психологическая аргументация. Естественные доказательства.

6. Аргументы к этосу. Аргументы к пафосу.

7. Индуктивная и дедуктивная аргументация, рассуждение с дефиницией. Логические

уловки.

8. Структура убеждающего воздействия. Принципы убеждающего воздействия.

Тема 7. Основные аспекты и факторы воздействия речевых средств на человека

1. Невербальное речевое воздействие.

2. Функции невербальных сигналов.

3. Невербальные знаки.

4. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия.

Тема 8. Основные законы общения

1.Нормативные правила общения и правила речевого воздействия.

2. Приемы общения.

3. Законы общения.

4. Принципы и правила бесконфликтного общения. 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Задание: Каждому студенту предлагается выполнить творческое задание по проведению анализа конкретного текста в аспекте речевого воздействия. Текст для анализа студент выбирает самостоятельно или с помощью преподавателя.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017 
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Перечень вопросов к зачету.

2. Вопросы к семинарским занятиям.

3. Задания к семинарским занятиям.

4. Индивидуальный творческий проект по работе с текстом.

5. Тесты.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Иссерс О.С.
Речевое воздействие: учебное пособие для вузов
Москва: Флинта, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Иссерс О.С.
Речевое воздействие: учебное пособие
Москва: Флинта, 2009
 
Л2.2
Чудинов А.П.
Политическая лингвистика: учебное пособие
Москва: Флинта, 2008
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks
 
стр. 8
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
6.3.2.4
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
метод проектов
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
412 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции - это, с одной стороны, одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

 
стр. 9
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Задание: Каждому студенту предлагается выполнить творческое задание по анализу конкретного текста в аспекте речевого воздействия. Данное задание, в случае его успешного выполнения и с учетом результатов  текущего контроля за семестр, может быть засчитано в качестве экзаменационной оценки. Анализ текста предлагается сделать по предложенной схеме.

Cхема анализа текста в аспекте эффективности речевого воздействия

1. Функции, которые ставит автор текста  (коммуникант) (коммуникативные, прагматические, фатические, др.).

2. Образ автора (коммуниканта-адресанта, говорящего, пишущего):

2.1. Знание коммуникантом общих законов общения и следование им.

2.2. Соблюдение коммуникантом правил бесконфликтного общения.

2.3. Использование им правил и приемов речевого воздействия.

2.3.1. Использование вербальных средств воздействия,

2.3.2. Использование невербальных средств воздействия.

2.4. Ролевое поведение коммуниканта (виды ролей).

2.5. Соблюдение/ нарушение законов общения.

2.6. Соблюдение общих правил эффективного речевого воздействия.

3. Фактор адресата (образ адресата/аудитории).

4. Коммуникативные барьеры, выделяемые в тексте (в коммуникации).

5. Выводы по эффективности речевого воздействия текста.