2019-2020_39_04_02_2019_1179М_plx_Гендерная психология в социальном воспитании молодежи _Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гендерная психология в социальном воспитании молодежи 
Учебный план
39.04.02_2019_1179М.plx

39.04.02 Социальная работа 

Психолого-педагогические технологии социального воспитания молодежи
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
106,6
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
7 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
20
20
20
20
Консультации (для студента)
0,4
0,4
0,4
0,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,55
28,55
28,55
28,55
Сам. работа
106,6
106,6
106,6
106,6
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Заяц Н.М.
 
 
Гендерная психология в социальном воспитании молодежи 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №80)
 
39.04.02 Социальная работа 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 10  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование углубленного, практико-ориентированного представления о гендерном подходе к воспитанию молодежи; формирование представления о природе гендерных различий, об основных проблемах гендерной психологии, ее категориях и методах; ознакомление с основными этапами гендерной социализации, особенностями формирования гендерных характеристик личности.
1.2
Задачи: 1. Познакомить магистрантов с основными понятиями гендерных исследований.

2. Ориентировать магистрантов на осмысление проблем и препятствий, стоящих перед мужчинами и женщинами как представителями определенного пола.

3. Показать возможности альтернативных путей личностной реализации, как для мужчин, так и для женщин.

4. Способствовать развитию гендерного сознания, свободного от полоролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию. 

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия и методология науки
2.1.2
Педагогика и психология высшей школы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии психологической помощи молодежи в кризисных и экстремальных ситуациях
2.2.2
Технологии развития толерантности в молодежной среде
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
знает и учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий
ИД-2.УК-3: Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий. 
 
 
ПК-1: способен к выявлению граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определению объемов, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения
 
умеет осуществлять сбор и обработку дополнительной информации о проблемах клиента
ИД-1.ПК-1: владеет методами осуществления сбора и обработки дополнительной информации о проблемах клиента
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Введение в гендерную психологию /Лек/
1
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера /Лек/
1
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Гендер как социальная категория /Лек/
1
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 5
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
1.4
Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов /Лек/
1
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях /Лек/
2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Полоролевые стереотипы и профессиональное становление /Лек/
2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Семинарские занятия
 
2.1
Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера /Пр/
2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Гендер как социальная категория /Пр/
2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов. Гендерная

идентичность

/Пр/

2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях  /Пр/
2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.5
Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений /Пр/
4
ИД-2.УК-3
3
2
дискуссия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.6
Полоролевые стереотипы и профессиональное становление  /Пр/
2
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.7
Психология больших гендерных групп  /Пр/
4
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.8
Исследование гендерных стереотипов и гендерных ролей  /Пр/
2
ИД-2.УК-3
3
2
презентация
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Понятие гендера. Биологическое в структуре гендера. /Ср/
16
ИД-2.УК-3
3
0
Подбор материала для обсуждения, его презентация. Работа с тестовым материалом.
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Гендер как социальная категория /Ср/
10
ИД-2.УК-3
3
0
Подбор материала для обсуждения, его презентация.
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Проблема формирования гендерных ролей и стереотипов. Гендерная

идентичность

/Ср/

16
ИД-2.УК-3
3
0
Подготовка к представлению личного гендерного образа.
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.4
Полоролевые стереотипы в межличностных отношениях  /Ср/
12,6
ИД-2.УК-3
3
0
Работа с художественными источниками. Анализ поведения.
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.5
Гендерная манипуляция в сфере межличностных отношений /Ср/
10
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.6
Полоролевые стереотипы и профессиональное становление /Ср/
10
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.7
Психология больших гендерных групп  /Ср/
16
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.8
Исследование гендерных стереотипов и гендерных ролей /Ср/
16
ИД-2.УК-3
3
0
Диагностика гендерных представлений, идентичности.
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
4.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,4
ИД-2.УК-3
3
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Роль биологических факторов в формировании гендерных различий. 2. Теории конструирования гендера. 3. Социальные нормы и гендерные различия. 4. Источники гендерно-ролевой социализации. 5. Проблема гендерных различий в психологии.
 
стр. 6
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
6. Женщина ХХI века: гендерные проблемы 7. Мужчина ХХI века: гендерные проблемы. 8. Представления о половых и гендерных различиях в разных культурах. 9. Социальные нормы и гендерные различия. 10. Роль семьи в формировании гендерных различий. Девочка-девушка-женщина. Мальчик – юноша – мужчина. 11. Влияние стилей родительского поведения на формирование половой идентичности. 12. Использование гендерных стереотипов в СМИ и их влияние на формирование личности. 13. Гендерные конфликты в семейных отношениях. 14. Ограничения, накладываемые традиционно женской ролью. 15. Ограничения, накладываемые традиционно мужской ролью. 16. Гендерные особенности эмоциональности и эмпатии. 17. Гендерные стереотипы и традиционные гендерные роли как барьеры личностного роста. 18. Влияние маскулинности/фемнинности на различия в аспектах общения. 19. Игры и манипуляции в общении. Гендерные установки и аттитюды. 20. Гендерные различия в стилях общения. 21. Гендер и карьера. Гендерная занятость профессиональным трудом: история и современность 22. Склонность к профессиям. Требования к профессии мужчин и женщин. 23. Лидерство – гендерный аспект.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Динамика усвоения половой роли в детстве. 2. Гендерные различия в социализации детей разного пола. 3. Психологические механизмы полоролевой социализации: ожидания  подкрепления, осознание половой социальной роли, идентификация. 4. Особенности гендерной социализации во взрослых возрастных группах. 5. Гендерная теория: новая научная парадигма второй половины ХХ века. 6. Мужчина в российском обществе и его проблемы. 7. Женщина в российском обществе и ее проблемы. 8. Кризис маскулинности в современном обществе. 9. Гендерная асимметрия в сфере занятости. 10. . Профессиональная карьера: гендерный аспект. 11. Гендерная дифференциация в сфере управления организацией. 12. Технологии осуществления гендерно-чувствительного стиля руководства. 13. Мужская агрессивность: миф или реальность. 14. Соотношение личностной, гендерной и профессиональной идентичности личности. 15. . Нарушение гендерной самоидентификации. 16. Проблема личностной самореализации мужчин и женщин в сфере семейных и профессиональных отношений. 17. Гендерные аспекты руководства и лидерства. 18. Различия в профессиональной карьере, стилях руководства и лидерства мужчин и женщин.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в с соответствии с Положением  о фонде оценочных средств ГАГУ.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Козлов В.В., Шухова Н.А.
Гендерная психология: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/18948.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Воронцов Д.В.
Гендерная психология общения: монография
Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2008
http://www.iprbookshop.ru/46938.html
 
Л2.2
Козлов В.В.
Гендерные предубеждения в культуре, философии и психологии: учебник для вузов
Саратов: Вузовское образование, 2014
http://www.iprbookshop.ru/18949.html
 
стр. 7
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.3
Алимпиева А.В.
Гендерная социология и психология: методическое пособие
Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008
http://www.iprbookshop.ru/24096.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Интегрированный научный информационный портал eLIBRARY.RU
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
презентация
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры, ученическая доска, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, офисная мебель (офисные столы, компьютерные кресла), круглый стол, стулья
 
207 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры, столы, стулья. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают 

 
стр. 8
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические указания по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить магистрантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных магистрантами по заданию преподавателя и прочитанных магистрантами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый магистрант готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1.Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2.Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3.Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1.Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2.По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, магистрант приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по выполнению тестовых заданий

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания магистрантов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:

– магистрантами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;

– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний магистрантов, изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

 
стр. 9
УП: 39.04.02_2019_1179М.plx
 
Методические указания по подготовке к зачету

Итоговой формой контроля знаний магистрантов заочной формы обучения по дисциплине является зачет. Зачет – это форма проверки знаний и навыков магистрантов. Цель зачета – проверить теоретические знания магистрантов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.

Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые магистранту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как магистрант понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое воспроизводство учебной информации и работу мысли.

Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения магистранта, вопросы подготовить заранее и записать тезисами. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.

На зачете преподаватель может задать магистранту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что магистрант вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

Основные критерии оценки ответа:

1)правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);

2)полнота и одновременно лаконичность ответа;

3)новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;

4)умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5)логика и аргументированность изложения;

6)грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7)культура речи.

Критерии оценки ответа на зачете:

«Зачтено» - выставляется при условии, если магистрант показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если магистрант показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной  и дополнительный вопросы