45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Г.В. Плеханов. А.В. Луначарский («Основы позитивной эстетики», 1904).
Дискуссия о пролетарском искусстве в критике 1910-х гг. /Лек/
Александр Воронский (1884-1937) как аналитик послереволюционной реальности. Редактор первого советского «толстого» журнала «Красная новь» (1921—1927 гг.). Теоретико-литературные взгляды Воронского и позиция критиков группы «Перевал». /Ср/
Защита эстетической автономности искусства и требование выдвинуть в центр внимания исследователей эстетический анализ формы (Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский).
/Лек/
1. Понятие литературной критики.
2.Литературная критика конца XIX-нач. XX в. (общая характеристика).
3. Критика предсимволистского периода (Аким Волынский, Юлий Айхенвальд, Иннокентий Анненский)
4. Переосмысление истории русской литературы в статьях символистов
5.Религиозно-философская критика начала
XX в. (Бердяев Н., Ильин И.)
6. В.С. Соловьев-критик и публицист.
7. В.В. Розанов - критик и публицист.
8. Интерпретация творчества Ф.М. Достоевского в работах В.С. Соловьева, В.В. Розанова.
9. Марксистская критика: эстетика, основные имена.
10. Критическая деятельность Плеханова Г.В., А. Луначарского, А.К. Воронского (по выбору).
11. М. Горький. Первые выступления Горького-критика («О цинизме», 1908, «Разрушение личности», 1909 и др.). «Несвоевременные мысли…»: проблематика, поэтика.
12. Основные литературные группировки 1920-х гг. Позиция «Перевала» в литературных дискуссиях 20-х гг.
13. Писательская критика как феномен.
14. Литературно-критическое творчество А. Блока. Особенности стиля. Взгляд на русскую литературу.
15. Особенности критического мастерства И. Бунина. «Окаянные дни»: проблематика, позиция автора.
16. М. Цветаева. Основные качества художественной критики (эмоциональность, интерпретационность, ассоциативность). Основные жанры критической прозы. Особенности стиля.
17. Е.И. Замятин. Критика 1920-х гг. Создание группы «Серапионовы братья». Эстетические манифесты Замятина («О синтетизме», 22; «Новая русская проза», 23)
18. А. Платонов. Раннее критическое творчество («воронежское»). Зрелый период. Дискуссия о Пушкине («Пушкин – наш товарищ», 37; «Пушкин и Горький»)
19. Формальная школа в критике (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов). Вопросы теории критики. Творческий путь одного из представителей формальной школы (по выбору).
20. Творческий путь В. Шкловского-критика.
тест
1.Литературно-художественная критика входит в область
А)Общественного сознания
Б)Философского знания
В)Художественно-эстетического сознания
2.Соотнесите определение с соответствующей функцией критики:
1.Осознание критикой себя как части литературного процесса, предполагает участие в формировании литературных групп и направлений.
2.Формирование диагноза состояния общества, формирование самосознания общества.
3.Предполагает построение предположений относительно того или иного литературного события, его роли в будущем литературы и общества.
А)Прогностическая, Б) Оценочная, В) Эвристическая, Г) Организующая.
3.Творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий
А)Читательская критика.
Б)Писательская критика
В)Профессиональная критика
4.Выберите верное:
А)Критический метод включает в себя установку на определенную читательскую аудиторию.
Б)Критический метод включает в себя приемы и формы анализа.
Г)Критический метод включает в себя литературный портрет.
5.Назовите авторов учебных пособий по критике.
6.Вычислите лишнее: Критические жанры: А). литературный портрет, б) рецензия, в) рассказ, г) обзор, д) очерк.
Марксистская критика
Тесты
Вариант 1.
1. Основа литературной борьбы 20-х гг 20 в –
1.Противостояние утопического и антиутопического сознания.
2. Философия 3. Вопросы языка 4. Вопросы цели литературы
2. Крайне ограничила творческую свободу и гасила новые направления в зародыше:
1. Религиозно-философская критика 2. Марксистская критика
3. Формальная критика 4. Писательская
3. Что объединяет М. Горького, А. Воронского, Г. Плеханова
1. Религиозно-философская критика 2.Формальная критика
3. Марксистская критика 3.Писательская критика
4. Вместе с А. Богдановым_____создавал и ликвидировал печально известный Пролеткульт Нарком просвещения:
1. М. Горький 2. А. Воронский 3. В. Иванов 4. А. Луначарский
5. Своими статьями критик Луначарский творил культовую фигуру «первого пролетарского писателя»
1. Е. Замятина 2. М.Горького 3. А. Блока 4. А. Платонова
6. Исключите лишнее:
1. Воронский А. 2. Луначарский А. 3. Бунин И. 4. Плеханов Г.
7. Редактор первого литературного советского журнала «Перевал»
1. Воронский А. 2.Е. Замятин 3. Ю. Айхенвальд 4. А. Луначарский
8. Автором теории творческой интуиции в своей концепции искусства был:
1. В.В. Воровский
2. А.К. Воронский
3. А.В. Луначарский
4. Л.Д. Троцкий
Вариант 2.
1. В какое время литературная критика как таковая почти исчезла, была заменена проработочными кампаниями?
1.1905-1917гг 2.Сталинское тридцатилетие 3.20-е гг 4.Время гражданской войны
2. Взгляд на критику как на практическое общественное дело отличает критика
1.Г.Плеханова 2.М. Горького . 3.И. Бунина 4. В. Иванова
3. Народный Комиссар просвещения в 1917-1929 гг
1. Георгий Плеханов 2.Максим Горький 3. Анатолий Луначарский 4.Александр Воронский
4. Кому принадлежит статья «Формализм в науке об искусстве» (1924), ставшая началом разгрома формальной школы?
1. Плеханову . 2.Луначарскому 3. Горькому 4.Воронскому
5. В становлении советской литературной политики исключительную роль сыграл
1.М. Горький 2.В. Шкловский 3.А. Платонов 4.Б. Эйхенбаум
6. «Искусство видеть мир» (о новом реализме)», «Литературные записи», « Искусство и жизнь» - это статьи
1.Г. Плеханова 2.М. Горького 3.В. Розанова 4.А. Воронского
7. Активную роль в становлении марксистской литературной критики в начале ХХ века сыграли:
1. Д.С. Мережковский, Н. Минский, П.Д. Боборыкин
2. Н.К. Михайловский, М.А. Протопопов, В.А. Гольцев
3. А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, В.В. Воровский
4. В.Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, В.В. Розанов
8. Скрытую полемику с рапповскими методами литературной критики осуществлял в своих литературно-критических статьях:
1. В.В. Воровский
2. А.М. Горький
3. А.В. Луначарский
4. Л.Д. Троцкий
Юлий Айхенвальд. Предисловие из Книги «Силуэты русских писателей».
Иннокентий Анненский. Искусство мысли.
Василий Розанов (одна статья по выбору). Фрагмент из Книг «Уединенное», «Опавшие листья».
Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов?
Три момента в развитии русской критики.
Вечно печальная дуэль.
Вопросы по темам дисциплины
Тесты
Реферирование статьи
Анализ статьи
Ролевая игра
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель практических занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Практические занятия могут проходить в различных формах
Как правило, занятия проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы занятия. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы всей аудитории, участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, возможно обращение к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения практического занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (на следующее практическое занятие)
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии, для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Литературно-критические тексты (минимум) для чтения и конспектирования
Анненский И.Ф. Драма на дне. Искусство мысли.
Брюсов В.Я. Священная жертва. Свобода слова.
Соловьев В.С. Судьба Пушкина. Три речи в память Достоевского. Лермонтов.
Розанов В.В. Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов? Три момента в развитии русской критики. Вечно печальная дуэль. // Розанов В. Мысли о литературе. М., 1989.
Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Пушкин. Достоевский. Лермонтов-поэт сверхчеловечества.
Богданов А. Возможно ли пролетарское искусство?
Воровский В. Две матери. В ночь после битвы.
Горький М. Заметки о мещанстве. Разрушение личности. О "карамазовщине".
Замятин Е. Александр Блок. Леонид Андреев. Письмо Сталину. Я боюсь. О сегодняшнем и современном. Новая русская проза.
Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.
Луначарский А.В. Дачники. Диалог об искусстве. Письма о пролетарской литературе.
Ходасевич В. Есенин. Гумилев и Блок. Горький. // Некрополь. М. ,1991
Тынянов Ю.Н. Журнал, критика, читатель и писатель. Промежуток.
Методические указания по реферированию статьи
Реферат научной (литературно-критической) статьи - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации, включающее основные фактические сведения и выводы без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.
Реферат обычно состоит из трех частей: общая характеристика, описание основного содержания, выводы референта. Часто текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии и библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в реферате не приводятся. В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов. Обязательное требование - соблюдение единой терминологии в пределах реферата.
Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением).
Структура реферата научной статьи может включать следующие элементы:
1. Вводная часть реферата. В статье «…», помещенной в журнале «…» № … за … год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы).
2. Тематика и проблематика статьи, ее общая характеристика. Тема статьи - ... (Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)... .); Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)....
3. Материал исследования (художественные произведения, вторичные источники - критические, научно-исследовательские, другие).
4. Композиция статьи, авторская логика.
5. Описание основного содержания статьи, вычленение новизны, теоретической значимости исследования. В начале статьи определяются цель (цели, задачи)... ; В основной части излагается... (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?)... , научное описание (чего?)... ; В статье также затронуты такие вопросы, как....
6. Иллюстрация автором своих положений. Автор приводит (ссылается на) примеры (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения...; Автор использует такие-то методы, опирается на такую-то методологию исследования.
7. Заключение, выводы автора. Автор приходит к выводу (заключению), что...; Проведённое исследование позволяет автору заключить....
8. Выводы и оценки референта. Таким образом, в статье нашло отражение ... (убедительно доказано... , получили исчерпывающее освещение… .); Основная ценность работы состоит (заключается) (в чем?)... ; Достоинством / недостатком работы является... ; Вызывают возражения (сомнения)... ; Существенным недостатком работы можно считать... (Материалы взяты: Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - Москва: Флинта: Наука, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http//www.doc-style.ru/NTT/?id=1.4)
Темы (по выбору):
Аким Волынский. Фрагмент из Книги «Русские критики».
Юлий Айхенвальд. Предисловие из Книги «Силуэты русских писателей».
Иннокентий Анненский. Искусство мысли.
Василий Розанов (одна статья по выбору). Фрагмент из Книг «Уединенное», «Опавшие листья». Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов? Три момента в развитии русской критики. Вечно печальная дуэль.
Методические указания по подготовке анализа статьи
Схема анализа литературно-критической статьи
При анализе литературно-критической статьи рекомендуется придерживаться определенной методической схемы (хотя следует помнить, что, как и любая схема, она упрощает реальный текст). Студентам предлагается осмыслить выбранную статью в следующей логике:
1.Восстановить конкретно-исторический контекст (время создания, в каком журнале, альманахе, газете, критическом сборнике опубликована, его направление, какие события общественной и литературной жизни отразились в данной статье, какое место они занимает в наследии критика)
2.Выявить цель и задачи, поставленные критиком в статье, социально-исторические и литературные мотивы обращения критика к теме (обычно указывается во введении, ответы на эти вопросы можно почерпнуть из комментариев к сборникам литературно-критических работ, обратиться к учебной, справочной, научной литературе).
3.Концепция статьи (аспекты философский, эстетический, публицистический, историко-литературный, полемический и др.). В конкретной статье может преобладать какой-либо аспект. Философский аспект связан с философичностью
4. Рассмотреть мастерство критика (жанр, композиция, логическая структура, особенности аргументации, стиля, средства проявления читательского внимания). Критик также стоит перед проблемой зачина произведения, заглавия, эпиграфа, финала произведения. По-разному могут соотноситься в статье логическое и эмоциональное начало, художественно-эстетическое начало и публицистичность.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут.
Деловая игра по разделу Символистская критика
1. Тема (проблема)
Место символистской критики в историко-литературном процессе конца 19-начала 20 века.
2. Концепция игры
Выявить знание основного фактического материала по теме, способность демонстрировать коммуникативные навыки; владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов.
3. Роли:
- Дмитрий Сергеевич Мережковский
- Александр Блок
4. Ожидаемый результат
Проявление творческих способностей студентов
Обобщение полученных знаний по теме
5. Структура занятия
1. Доклад «Символизм в искусстве»
2. Представление себя в роли определенного критика (доклад с презентацией своих работ, основных положений работ; интересные факты из биографии).
3. Вопросы аудитории к «критику».
Роли: Дм. Мережковский (1866-1941). Лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) как идейно-эстетическая программа символистского направления. Принцип синтеза в его критике. Романтико-мистическое начало русской классики в статьях о путях развития литературы. Чехов, Короленко, Гончаров в критике Мережковского. Миф о поэте («Пушкин», 1896). Достоевский («Пророк русской революции», 1906), Гоголь («Гоголь и черт», 1906).
А.А. Блок (1880-1921). Проблема взаимоотношения народа и интеллигенции («Народ и интеллигенция», 1909). Символы и мифологемы критической прозы Блока (народ, интеллигенция, лирика, культура, ирония музыка, цивилизация и т.д.). Рецензии, лирико-субъективные портреты. Тип артистической критики (условно-образный язык, преобладание интуиции над анализом). «Поэзия заговоров и заклинаний», «О лирике», «Крушение гуманизма», «Интеллигенция и культура». Негативная оценка деятельности Белинского. Мотив катастроф в развитии культуры.