2019-2020_45_03_01_2019_419_plx_История русской литературной критики_Отечественная филология (русский язык и литература)
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История русской литературной критики
Учебный план
45.03.01_2019_419.plx

45.03.01  Филология

Отечественная филология (русский язык и литература)
 
экзамены 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
31,2
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
11 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
24
24
24
24
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
42,05
42,05
42,05
42,05
Сам. работа
31,2
31,2
31,2
31,2
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Юрченко Татьяна Николаевна
 
 
История русской литературной критики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)
 
45.03.01  Филология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 21.05.2019 протокол № 10/1  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 45.03.01_2019_419.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: -  формирование систематизированных знаний об истории русской литературной критики
1.2
Задачи: 1)  дать представление о современном состоянии методологических проблем русской литературной критики; 2) уметь анализировать и интерпретировать литературно-критические статьи изучаемой эпохи; 3) владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, умением связать теоретические знания с историко-литературными фактами; 4) определять основные подходы к пониманию литературно-критической деятельности и ее особенностей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Актуальные вопросы современного литературоведения
2.1.3
История зарубежной литературы
2.1.4
Спецсеминар по литературе
2.1.5
Введение в литературоведение
2.1.6
История русской литературы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История русской литературы
2.2.2
Современные проблемы зарубежной литературы
2.2.3
Современные проблемы русской литературы
2.2.4
Филологический анализ текста
2.2.5
Научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-7:способностью к самоорганизации и самообразованию
 
 
Уровень 1
алгоритм проведения научных обзоров, составления аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
Знать:
60178
 
 
 
Уровень 1
организовывать самостоятельную работу по истории русской литературной критики
Уметь:
60178
 
 
 
Уровень 1
приемами самоорганизации и самообразования; навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем
Владеть:
60178
 
 
 
ОПК-1:способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
 
 
Уровень 1
историю русской литературной критики 
Знать:
60182
 
 
 
Уровень 1
демонстрировать представление об истории русской литературной критики анализировать литературно-критических текстов (определять влияние метода, критика, журнального контекста); 2) ориентироваться в источниках русской критики; 3) самостоятельно, исходя из имеющихся теоретико-литературных знаний, анализировать литературное произведение в контексте литературных тенденций эпохи;
Уметь:
60182
 
 
 
Уровень 1
приемами анализа литературно-критических текстов 
Владеть:
60182
 
 
 
ОПК-3:способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
 
 
Уровень 1
Знать:
 
стр. 5
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
знать основные имена, положения и концепции в области русской литературной критики первой половины 20 века
60184
 
 
 
Уровень 1
демонстрировать знание основных положений и концепций в области русской литературной критики первой половины 20 века
Уметь:
60184
 
 
 
Уровень 1
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области русской литературной критики. должен демонстрировать способность и готовность:  1) к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; 2) к устной и письменной коммуникации. навыками анализа литературно-критических статей
Владеть:
60184
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Литературная критика:история, предмет, задачи, функции.
 
1.1
Предмет и задачи курса. Связь литературной критики со смежными областями духовной деятельности (философия, эстетика, литературоведение, публицистика, журналистика). Периодизация русской литературной критики. Жанровые особенности критических работ.   /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
1.2
Связь литературной критики со смежными областями духовной деятельности (философия, эстетика, литературоведение, публицистика, журналистика). /Ср/
Л1.1Л2.1
4
ОК-7 ОПК-1
7
0
 
 
Раздел 2. Критика предсимволистского периода
 
2.1
Особенности эпохи рубежа 19-20 вв.: формирование новой эстетической потребности. Аким Волынский. Юлий Айхенвальд – представитель интуитивно-имманентной критики. Книга «Силуэты русских писателей».  /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-1
7
0
 
2.2
Иннокентий Анненский. Василий Розанов (особенности субъективистской критики. Книги «Уединенное» и «Опавшие листья») /Ср/
Л1.1Л2.1
4
ОК-7
7
0
 
2.3
Критика Иннокентия Анненского. /Ср/
Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-1
7
0
 
 
Раздел 3. Религиозно-философская критика
 
3.1
Споры о критике указанного периода. Богоискательство в критике. Владимир Соловьев (1853-1900) .  /Лек/
Л1.1Л2.1
0
ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
3.2
Иван Ильин (1883-1954). Органическое соединение эстетического анализа с анализом духовно-философско-религиозным. Идея православия в статьях «Основы христианской культуры», «Что такое художественность», «Россия в русской поэзии» /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК-7 ОПК-1
7
2
 
 
Раздел 4. Символистская критика
 
4.1
Символизм в искусстве. Интуитивизм в основе символистской критики. Миф о художнике. Дм. Мережковский (1866-1941).  /Лек/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
стр. 6
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
4.2
Александр Блок (1880-1921). Критическая проза А.А. Блока. Проблема взаимоотношения народа и интеллигенции («Народ и интеллигенция», 1909).  /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОК-7
7
2
 
4.3
Критика В. Брюсова /Ср/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-3
7
0
 
 
Раздел 5. Марксистская критика
 
5.1
Эстетические и литературно-критические построения марксистов.

Г.В. Плеханов. А.В. Луначарский («Основы позитивной эстетики», 1904).

Дискуссия о пролетарском искусстве в критике 1910-х гг.  /Лек/

Л1.1Л2.1
4
ОПК-1
7
0
 
5.2

Александр Воронский (1884-1937) как аналитик послереволюционной реальности. Редактор первого советского «толстого» журнала «Красная новь» (1921—1927 гг.). Теоретико-литературные взгляды Воронского и позиция критиков группы «Перевал».  /Ср/

Л1.1Л2.1
4
ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
 
Раздел 6. Формальная школа в критике
 
6.1
Формальная школа в критике.

Защита эстетической автономности искусства и требование выдвинуть в центр внимания исследователей эстетический анализ формы (Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский).

/Лек/

Л1.1Л2.1
2
ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
6.2
Б. М. Эйхенбаум "Шинель" Н. Гоголя". Работа со статьей /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-3
7
0
 
6.3
Статьи Шкловского. /Ср/
Л1.1Л2.1
4
ОК-7 ОПК-1
7
0
 
 
Раздел 7. Писательская критика
 
7.1
Писательская критика. Специфика. /Лек/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
7.2
Особые условия существования литературной критики послеоктябрьского периода. Критическое наследие Ивана Бунина (1870-1953). «Окаянные дни. Воспоминания. Статьи». Отношение писателя к современной литературе. /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-3
7
0
 
7.3
Марина Цветаева (1892-1941). Мемуарный очерк, качества художнической критики (эмоциональность, ассоциативность, интерпретационность). Статьи, посвященные Пастернаку. /Пр/
Л1.1Л2.1
2
ОПК-3
7
2
 
7.4
Попытки противодействия диктатуре власти и защита независимости искусства. «Еретические» статьи Е. И. Замятина (1884—1937) /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-3
7
0
 
7.5
А. П. Платонов (1899—1951) — крупнейший писатель-критик 30-х тт. /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-3
7
0
 
7.6
М. Горький. "Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре" /Пр/
Л1.1Л2.1
4
ОПК-3
7
2
 
стр. 7
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
7.7
Чтение и конспектирование работ писателей-критиков (М. Цветаева, А. Блок, В. Брюсов, Е. Замятин и др.) /Ср/
Л1.1Л2.1
9,2
ОПК-3
7
0
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
8.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1Л2.1
34,75
ОК-7 ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
8.2
Контроль СР /KСРАтт/
Л1.1Л2.1
0,25
ОК-7 ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
8.3
Контактная работа /KонсЭк/
Л1.1Л2.1
1
ОК-7 ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
 
Раздел 9. Консультации
 
9.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1Л2.1
0,8
ОК-7 ОПК-1 ОПК-3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к экзамену

1. Понятие литературной критики.

2.Литературная критика конца XIX-нач. XX в. (общая характеристика).

3. Критика предсимволистского периода (Аким Волынский, Юлий Айхенвальд, Иннокентий Анненский)

4. Переосмысление истории русской литературы в статьях символистов

5.Религиозно-философская критика начала

XX в. (Бердяев Н., Ильин И.)

6. В.С. Соловьев-критик и публицист.

7. В.В. Розанов - критик и публицист.

8. Интерпретация творчества Ф.М. Достоевского в работах В.С. Соловьева, В.В. Розанова.

9. Марксистская критика: эстетика, основные имена.

10. Критическая деятельность Плеханова Г.В., А. Луначарского, А.К. Воронского (по выбору).

11. М. Горький. Первые выступления Горького-критика («О цинизме», 1908, «Разрушение личности», 1909 и др.). «Несвоевременные мысли…»: проблематика, поэтика.

12. Основные литературные группировки 1920-х гг. Позиция «Перевала» в литературных дискуссиях 20-х гг.

13. Писательская критика как феномен.

14. Литературно-критическое творчество А. Блока. Особенности стиля. Взгляд на русскую литературу.

15. Особенности критического мастерства И. Бунина. «Окаянные дни»: проблематика, позиция автора.

16. М. Цветаева. Основные качества художественной критики (эмоциональность, интерпретационность, ассоциативность). Основные жанры критической прозы. Особенности стиля.

17. Е.И. Замятин. Критика 1920-х гг. Создание группы «Серапионовы братья». Эстетические манифесты Замятина («О синтетизме», 22; «Новая русская проза», 23)

18. А. Платонов. Раннее критическое творчество («воронежское»). Зрелый период. Дискуссия о Пушкине («Пушкин – наш товарищ», 37; «Пушкин и Горький»)

19. Формальная школа в критике (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов). Вопросы теории критики. Творческий путь одного из представителей формальной школы (по выбору).

20. Творческий путь В. Шкловского-критика.

тест

1.Литературно-художественная критика входит в область

А)Общественного сознания

Б)Философского знания

В)Художественно-эстетического сознания

2.Соотнесите определение с соответствующей функцией критики:

1.Осознание критикой себя как части литературного процесса, предполагает участие в формировании литературных групп и направлений.

2.Формирование диагноза состояния общества, формирование самосознания общества.

3.Предполагает построение предположений относительно того или иного литературного события, его роли в будущем литературы и общества.

А)Прогностическая, Б) Оценочная, В) Эвристическая, Г) Организующая.

3.Творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий

А)Читательская критика.

Б)Писательская критика

В)Профессиональная критика

4.Выберите верное:

А)Критический метод включает в себя установку на определенную читательскую аудиторию.

Б)Критический метод включает в себя приемы и формы анализа.

 
стр. 8
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
В)Критический метод включает в себя совокупность выводов и оценок.

Г)Критический метод включает в себя литературный портрет.

5.Назовите авторов учебных пособий по критике.

6.Вычислите лишнее: Критические жанры: А). литературный портрет, б) рецензия, в) рассказ, г) обзор, д) очерк.

Марксистская критика

Тесты

Вариант 1.

1. Основа литературной борьбы 20-х гг 20 в –

1.Противостояние утопического и антиутопического сознания.

2. Философия       3. Вопросы языка           4. Вопросы цели литературы

2. Крайне ограничила творческую свободу и гасила новые направления в зародыше:

1. Религиозно-философская критика   2. Марксистская критика

3. Формальная критика                         4. Писательская

3. Что объединяет М. Горького, А. Воронского, Г. Плеханова

1. Религиозно-философская критика                 2.Формальная критика

3. Марксистская критика                                     3.Писательская критика

4. Вместе с А. Богдановым_____создавал и ликвидировал печально известный Пролеткульт Нарком просвещения:

1. М. Горький                  2. А. Воронский                    3. В. Иванов                  4. А. Луначарский

5. Своими статьями критик Луначарский творил культовую фигуру «первого пролетарского писателя»

1. Е. Замятина                  2. М.Горького                        3. А. Блока                    4. А. Платонова

6. Исключите лишнее:

1. Воронский А.               2. Луначарский А.                 3. Бунин И.                   4. Плеханов Г.

7. Редактор первого литературного советского журнала «Перевал»

1. Воронский А.               2.Е. Замятин                           3. Ю. Айхенвальд        4. А. Луначарский

8. Автором теории творческой интуиции в своей концепции искусства был:

1. В.В. Воровский

2. А.К. Воронский

3. А.В. Луначарский

4. Л.Д. Троцкий

Вариант 2.

1. В какое время литературная критика как таковая почти исчезла, была заменена проработочными кампаниями?

1.1905-1917гг         2.Сталинское тридцатилетие              3.20-е гг               4.Время гражданской войны

2. Взгляд на критику как на практическое общественное дело отличает критика

1.Г.Плеханова              2.М. Горького      .   3.И. Бунина               4. В. Иванова

3. Народный Комиссар просвещения в 1917-1929 гг

1. Георгий Плеханов     2.Максим Горький        3. Анатолий Луначарский       4.Александр Воронский

4. Кому принадлежит статья «Формализм в науке об искусстве» (1924), ставшая началом разгрома формальной школы?

1. Плеханову  .         2.Луначарскому         3. Горькому               4.Воронскому

5. В становлении советской литературной политики исключительную роль сыграл

1.М. Горький                   2.В. Шкловский              3.А. Платонов           4.Б. Эйхенбаум

6. «Искусство видеть мир» (о новом реализме)», «Литературные записи», « Искусство и жизнь» - это статьи

1.Г. Плеханова                  2.М. Горького            3.В. Розанова                     4.А. Воронского

7. Активную роль в становлении марксистской литературной критики в начале ХХ века сыграли:

1. Д.С. Мережковский, Н. Минский, П.Д. Боборыкин

2. Н.К. Михайловский, М.А. Протопопов, В.А. Гольцев

3. А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, В.В. Воровский

4. В.Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, В.В. Розанов

8. Скрытую полемику с рапповскими методами литературной критики осуществлял в своих литературно-критических статьях:

1. В.В. Воровский

2. А.М. Горький

3. А.В. Луначарский

4. Л.Д. Троцкий 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Аким Волынский. Фрагмент из Книги «Русские критики».

Юлий Айхенвальд. Предисловие из Книги «Силуэты русских писателей».

Иннокентий Анненский. Искусство мысли.

Василий Розанов (одна статья по выбору). Фрагмент из Книг «Уединенное», «Опавшие листья».

Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов?

Три момента в развитии русской критики.

Вечно печальная дуэль.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру экспертизы и утверждения фондов оценочных средств  для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта  и образовательной программе высшего 
 
стр. 9
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего  образования «Горно-Алтайский  государственный университет», регламентируется положением ГАГУ № 01-27-10 от 30.08.2017

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

Вопросы по темам дисциплины

Тесты

Реферирование статьи

Анализ статьи

Ролевая игра

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Прозоров В.В.
История русской литературной критики: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Петрова Т.Г., Цурганова Е.А.
Литературная критика русской эмиграции первой волны (Современные отечественные исследования). Аналитический обзор: научное издание
Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010
http://www.iprbookshop.ru/22494.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
круглый стол
 
деловая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
302 А2
Лаборатория коммуникативных исследований и лингвистических экспертиз для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, интерактивная доска, ноутбук
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
412 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель практических занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Практические занятия могут проходить в различных формах

Как правило, занятия проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы занятия. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы всей аудитории, участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, возможно обращение к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения практического занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (на следующее практическое занятие)

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии, для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке конспектов

Конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методика составления конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

Литературно-критические тексты (минимум) для чтения и конспектирования

Анненский И.Ф. Драма на дне. Искусство мысли.

Брюсов В.Я. Священная жертва. Свобода слова.

Соловьев В.С. Судьба Пушкина. Три речи в память Достоевского. Лермонтов.

Розанов В.В. Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов? Три момента в развитии русской критики. Вечно печальная дуэль. // Розанов В. Мысли о литературе. М., 1989.

Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Пушкин. Достоевский. Лермонтов-поэт сверхчеловечества.

Богданов А. Возможно ли пролетарское искусство?

Воровский В. Две матери. В ночь после битвы.

Горький М. Заметки о мещанстве. Разрушение личности. О "карамазовщине".

 
стр. 11
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм. Анатомия стихотворения. Жизнь стиха // Гумилев Н. Письма о русской поэзии.М.,1990.

Замятин Е. Александр Блок. Леонид Андреев. Письмо Сталину. Я боюсь. О сегодняшнем и современном. Новая русская проза.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.

Луначарский А.В. Дачники. Диалог об искусстве. Письма о пролетарской литературе.

Ходасевич В. Есенин. Гумилев и Блок. Горький. // Некрополь. М. ,1991

Тынянов Ю.Н. Журнал, критика, читатель и писатель. Промежуток.

Методические указания по реферированию статьи

Реферат научной (литературно-критической) статьи - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации, включающее основные фактические сведения и выводы без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации.

Реферат обычно состоит из трех частей: общая характеристика, описание основного содержания, выводы референта. Часто текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии и библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в реферате не приводятся. В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов. Обязательное требование - соблюдение единой терминологии в пределах реферата.

Объем текста реферата определяется содержанием документа (количеством сведений, их научной ценностью и/или практическим значением).

Структура реферата научной статьи может включать следующие элементы:

1. Вводная часть реферата. В статье «…», помещенной в журнале «…» № … за … год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы).

2. Тематика и проблематика статьи, ее общая характеристика. Тема статьи - ... (Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)... .); Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)....

3. Материал исследования (художественные произведения, вторичные источники - критические, научно-исследовательские, другие).

4. Композиция статьи, авторская логика.

5. Описание основного содержания статьи, вычленение новизны, теоретической значимости исследования. В начале статьи определяются цель (цели, задачи)... ; В основной части излагается... (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?)... , научное описание (чего?)... ; В статье также затронуты такие вопросы, как....

6. Иллюстрация автором своих положений. Автор приводит (ссылается на) примеры (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения...; Автор использует такие-то методы, опирается на такую-то методологию исследования.

7. Заключение, выводы автора. Автор приходит к выводу (заключению), что...; Проведённое исследование позволяет автору заключить....

8. Выводы и оценки референта. Таким образом, в статье нашло отражение ... (убедительно доказано... , получили исчерпывающее освещение… .); Основная ценность работы состоит (заключается) (в чем?)... ; Достоинством / недостатком работы является... ; Вызывают возражения (сомнения)... ; Существенным недостатком работы можно считать...  (Материалы взяты: Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - Москва: Флинта: Наука, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http//www.doc-style.ru/NTT/?id=1.4)

Темы (по выбору):

Аким Волынский. Фрагмент из Книги «Русские критики».

Юлий Айхенвальд. Предисловие из Книги «Силуэты русских писателей».

Иннокентий Анненский. Искусство мысли.

Василий Розанов (одна статья по выбору). Фрагмент из Книг «Уединенное», «Опавшие листья». Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов? Три момента в развитии русской критики. Вечно печальная дуэль.

Методические указания по подготовке анализа статьи

Схема анализа литературно-критической статьи

При анализе литературно-критической статьи рекомендуется придерживаться определенной методической схемы (хотя следует помнить, что, как и любая схема, она упрощает реальный текст). Студентам предлагается осмыслить выбранную статью в следующей логике:

1.Восстановить конкретно-исторический контекст (время создания, в каком журнале, альманахе, газете, критическом сборнике опубликована, его направление, какие события общественной и литературной жизни отразились в данной статье, какое место они занимает в наследии критика)

2.Выявить цель и задачи, поставленные критиком в статье, социально-исторические и литературные мотивы обращения критика к теме (обычно указывается во введении, ответы на эти вопросы можно почерпнуть из комментариев к сборникам литературно-критических работ, обратиться к учебной, справочной, научной литературе).

3.Концепция статьи (аспекты  философский, эстетический, публицистический,     историко-литературный,   полемический и др.).  В конкретной статье может преобладать какой-либо аспект.  Философский аспект связан с философичностью 

 
стр. 12
УП: 45.03.01_2019_419.plx
 
статьи, с выявлением философского содержания литературы, с постижением онтологических проблем в связи с анализом литературного произведения. Эстетический аспект имеет отношение к постановке и решению эстетических проблем (понимание искусства, трактовка и использование различных эстетических категорий и т.д.). Публицистический  - это «выход» критика в жизнь, размышление о связи произведения с какими-либо актуальными проблемами современной жизни. Историко-литературный аспект дает ответ на вопрос, к каким конкретным результатам в изучении литературного произведения, творчества писателя, литературного процесса пришел автор работы. Полемический аспект определяется полемикой критика с другими критиками или авторами. Следует учитывать, что полемика критика может быть явной, открытой и скрытой. Например, Н.А. Добролюбов полемизирует со статьей Ф.М. Достоевского «Г.-бов и вопрос об искусстве», нигде не называя прямо адресат полемики, а отвечает ему самим способом анализа раннего творчества Достоевского.

4. Рассмотреть мастерство критика (жанр, композиция, логическая структура, особенности аргументации, стиля, средства проявления читательского внимания). Критик также стоит перед проблемой зачина произведения, заглавия, эпиграфа, финала произведения. По-разному могут соотноситься в статье логическое и эмоциональное начало, художественно-эстетическое начало и публицистичность.

Методические рекомендации по подготовке к  экзамену

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Экзамен является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в билетах.

Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Экзамен проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа экзаменатор может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам билета студенту дается 30 минут.

Деловая игра по разделу Символистская критика

1. Тема (проблема)

Место символистской критики в историко-литературном процессе конца 19-начала 20 века.

2. Концепция игры

Выявить знание основного фактического материала по теме, способность демонстрировать коммуникативные навыки; владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов.

3. Роли:

- Дмитрий Сергеевич Мережковский

- Александр Блок

4. Ожидаемый результат

Проявление творческих способностей студентов

Обобщение полученных знаний по теме

5. Структура занятия

1. Доклад «Символизм в искусстве»

2. Представление себя в роли определенного критика (доклад с презентацией своих работ, основных положений работ; интересные факты из биографии).

3. Вопросы аудитории к «критику».

Роли: Дм. Мережковский (1866-1941). Лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) как идейно-эстетическая программа символистского направления. Принцип синтеза в его критике. Романтико-мистическое начало русской классики в статьях о путях развития литературы. Чехов, Короленко, Гончаров в критике Мережковского. Миф о поэте («Пушкин», 1896). Достоевский («Пророк русской революции», 1906), Гоголь («Гоголь и черт», 1906).

А.А. Блок (1880-1921). Проблема взаимоотношения народа и интеллигенции («Народ и интеллигенция», 1909). Символы и мифологемы критической прозы Блока (народ, интеллигенция, лирика, культура, ирония музыка, цивилизация и т.д.). Рецензии, лирико-субъективные портреты. Тип артистической критики (условно-образный язык, преобладание интуиции над анализом). «Поэзия заговоров и заклинаний», «О лирике», «Крушение гуманизма», «Интеллигенция и культура». Негативная оценка деятельности Белинского. Мотив катастроф в развитии культуры.