45.03.01 Филология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Ср/
пособий(таблиц, кроссвордов) и портфолио
/Ср/
наглядных пособий (таблиц, кроссвордов),
портфолио
/Ср/
занятии,создание наглядных пособий,
таблиц, кроссвордов, портфолио
/Ср/
1. Определение «филология», филологические дисциплины.
2. Государства современных славян
3. Столицы славянских государств.
4. Названия языков славян.
5. Создатели литературных славянских языков..
6. Группы славян.
7. Гипотезы о прародине славян.
8. Славянский пантеон (имена богов и сфера их деятельности).
9. Раннефеодальные государства славян: год или век образования, названия, создатель данного государства.
10. Древнейшие соседи славян.
11. Славянские просветители Кирилл и Мефодий.
12. Древние славянские азбуки. Глаголица и кириллица.
13. Основные постулаты сравнительно-исторического метода.
14. Понятия: внешняя реконструкция, внутренняя реконструкция, архетипы, звуковой закон, фонетические соответствия, праязык.
16. Древние славянские университеты
17.Университеты России
18. Имена славянских писателей.
19. Крещение славян
20. Роль Византии в развитии культуры славян
21. Создатели словарей по славянским языкам.
22. Классификация славянских языков в целом.
23. Племена славян, указанные в «Повести временных лет».
24. Традиционные занятия предков восточных славян на рубеже I тысячелетия до нашей эры.
25. Укажите существовавшие варианты письменного языка Древней Руси.
Вопросы для текущего контроля
1. Дайте классификацию славянских языков в целом.
2. Перечислите племена славян, указанные в «Повести временных лет».
3. Укажите традиционные занятия предков восточных славян на рубеже I тысячелетия до нашей эры.
4. Укажите существовавшие варианты письменного языка Древней Руси.
5. Какие говоры положены в основу белорусского литературного языка?
6. Какой из восточнославянских языков занимает 2-е место по числу говорящих на нем?
7. Перечислите исследователей в области истории русского языка.
8. Кто является основателем книгопечатания в России?
9. В какую группу славянских языков входит болгарский язык?
10. Укажите дату принятия христианства на Руси.
11. Перечислите языки, входящие в восточнославянскую группу.
12. Укажите первые славянские государства.
13. На какие группы разделились славяне во время вторжения в балканские провинции Византийской империи?
14. Во время правления какого князя произошло крещение Руси?
15. Кто изобрел славянскую азбуку?
16. Какие говоры положены в основу русского литературного языка?
17. В какую группу славянских языков входит польский язык?
18. Укажите основные источники сведений о славянском язычестве.
19. Где и когда впервые было изобретено книгопечатание?
20. Укажите формы существования полабской письменности.
Контрольная работа (текущий срез знаний) по теме «Южнославянские языки»
1. Дать полную классификацию славянских языков.
2. Указать «мертвые» славянские языки.
3. Перечислить языки, входящие в балканский языковой союз.
4. Указать принцип, объединяющий разные языки в балканский языковой союз.
5. Указать языковую черту, объединяющую слова из разных языковых групп: восточнославянские – русс. звезда, цвет; южнославянские – болг. звезда, цвят.
6. Указать графический вариант сербского литературного языка.
7. Указать графический вариант хорватского литературного языка.
8. Указать принцип сербскохорватского правописания.
9. В каком языке из восточнославянской группы используется этот же принцип правописания?
10. Какая фонетическая черта в области согласных отмечена в сербскохорватских словах: [лед], [мед], [нож], [рог]?
11. Кому принадлежит заслуга в создании единого литературного сербскохорватского языка?
12. Перевести со словенского языка на русский следующие слова: srce, krvav, trg.
13. Какая фонетическая черта отражена в данных словах?
14. Какой южнославянский язык отличается чрезвычайным диалектным разнообразием?
15. Перечислите все языки южнославянской языковой группы.
1.В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, опыт своего народа, его историю и предания они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почётом и уважением, были желанными гостями на пирах.
Как их называли?
2. Этим письмом, которому обучались годами, владели жители древней Боливии, Перу, Чили. К толстой верёвке привязывались разноцветные шнурки разной длины. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание и на толщину шнурка, и на его цвет, и на то, какой узелок ближе к верёвке.
Что это за письмо?
3.Для этого письма, распространенного в Древнем Китае, в Африке, у индейских племён Америки, использовали морские раковины. Их распиливали на мелкие пластины, просверливали в них отверстия и нанизывали на нитки.
Что это за письмо?
Как назывался этот вид письма?
5.Эти письмена в старину называли священными знаками. Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, львы, жуки. Вперемежку с ними: чёрточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слово, другие – слоги, третьи - буквы.
Что это за письмена?
6.Школы первыми создали жители Южного Двуречья – шумеры. Учёба начиналась с разминания глины. Из сырой глины изготавливали гладкие таблички-плитки. На мягких плитках трёхгранной заостренной палочкой – клином наносили текст. Так же чертили знаки и писцы. Плитки нумеровались, как страницы и обжигались.
Что это за письмо?
7. Изобретательные египтяне научились изготавливать и другой писчий материал. Появились удивительные книги в виде длинной ленты. Ленту стал знаменитый нильский тростник.
Как он назывался?
8. В городе Пергаме научились писать на материале, который делали из кожи телят и ягнят. Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько листов сшивали в книгу. Одну книгу писали многие месяцы. В библиотеках такие книги приковывались железными цепями к столбам.
Как назывался новый материал для книг?
9. В древней Руси пользовались пергаментными книгами, но пергамента не хватало, и стоил он очень дорого. Поэтому жители Новгорода, Пскова, Смоленска приспособились писать тексты заостренным костяным стержнем на другом материале.
Как он назывался?
10. Гениальное открытие сделал И. Гутенберг. Он изобрел ручной словолитный прибор – аппарат для отливки букв и особый станок.
Как он назывался?
11. Первый способ печатать книги изобрели в странах Восточной и Центральной Азии. Для этого изготавливали гравированные доски. Вначале они использовались для нанесения узоров на ткани, затем применялись и для размножения несложных текстов.
Как называется такая печать?
12.Эта книжечка изобретена во времена древних римлян. Она очень похожа на обычную, только «листы» в ней деревянные. «Страницы» в середине выстругивались, в углубление заливался воск. Писали стилем – стальной палочкой. Одни конец стиля был заострён, другой выкован в виде лопаточки, которой заглаживали воск, если писец ошибался.
Что это за книга?
13. Первые печатные книги в Русском государстве появились в пору царствования Ивана Грозного. Из олова отливались отдельные буквы - литеры и раскладывались по ящикам. Перед печатанием букву за буквой размещали на доске. Сверху на буквы наносили краску и приклеивали лист бумаги. Бумага к буквам прижимали плитой с деревянным винтом. Поворот винта – и страница отпечатана. Первопечатником на Руси стал ……(Кто?)
14. Как называлась древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием?
15. «Русская гражданская азбука» - это преобразованная по указу Петра Первого кириллица. Пётр Первый собственноручно вычеркнул буквы сложного написания.
Какие буквы он вычеркнул?
16. Какие буквы были отменены в России после 1917 года?
Тестовые задания для текущего контроля (2)
Вариант 1
1. Где возникала филологическая наука
1) В Древнем Египте
2) В Древней Индии
3) В Шумере
2) К какой стране Древнего мира восходит европейская филологическая традиция
1) Риму
2) Греции
3) Македонии
3) Где возникло противопоставление филологов и грамматиков
1) в Древнем Египте
2) в Древнем Риме
3) в Древней Индии
4) Когда возникла научная славянская филология
1) в конце ХVIII в.
2) в начале ХХ в.
3) в ХVII веке
5) Кто из русских ученых относится к числу основоположников славянской филологии
1) М.В.Ломоносов
2) А.Х.Востоков
3) И.И.Срезневский
6) К какой семье языков относятся славянские языки
1) алтайской
2) палеоазиатской
3) индоевропейской
7) Какой из перечисленных языков относится к числу славянских языков
1) албанский
2) болгарский
3) курдский
8) Какой из перечисленных языков относится к числу южнославянских
1) словацкий
2) словенский
3) чешский
9) Какой из указанных ниже славянских языков относится к мертвым
1) кашубский
2) русинский
3) полабский
10) К какой из групп славянских языков относятся русский, украинский и белорусский языки
1) западной
2) восточной
3) южной
11) Какую из мировых религий исповедует абсолютное большинство славян
1) ислам
2) христианство
3) буддизм
12) К числу первых славянских государств относится
1) Сербия
2) Польша
3) Болгария
13) Для какого из первых славянских государств была создана первая славянская письменность
1) Само
2) Великая Моравия
3) Другое государство (назовите)
14) Столицей какого современного славянского государства является город Скопле
1) Польши
2) Словении
3) Македонии
15) Кто из современных славянских народов не имеет своей государственности
1) хорваты
2) черногорцы
3) лужицкие сербы (серболужичане)
16) Кто относится к числу создателей первой славянской письменности
1) князь Владимир Святой
3) Император Юстиниан
17) Какой письменностью пользуются восточные славяне
1) латиницей
2) еврейским алфавитом
3) кириллицей
18) Чем объясняется использование той или иной разновидности письменности у большинства славян
1) ареалом проживания
2) религиозной принадлежностью
3) другими причинами
19) С какой группой индоевропейских языков обнаруживают наиболее тесные связи славянские языки
1) германской
2) иранской
3) балтийской
20) Точка зрения о висло-одерской прародине славян принадлежит
1) Ф.П.Филину
2) Т.Лер-Сплавинскому
3) А.А.Шахматову
21) Кто из перечисленных ученых прародиной славян считал Прибалтику
1) Л.Нидерле
2) Т. Лер-Сплавинский
3) А.Шахматов
22) Предводитель племени у древних славян назывался
1) руководитель
2) глава
3) вождь
Вариант 2
1. Кто является создателями славянской письменности?
а) Климент и Горазд
б) Наум и Климент
в) Константин (Кирилл) и Мефодий
г) Ангеларий и Мефодий
2. В какую группу славянских языков входит русский язык?
а) западнославянскую
б) восточнославянскую
в) южнославянскую
г) балканский языковой союз
3. Кто возглавлял славянский пантеон божеств?
а) Перун
б) Велес
в) Мокошь
г) Белобог
4. Кто является основателем книгопечатания в России?
а) Франциск Скорина
б) монах Макарий
в) Швайпольт Фиоль
г) Иван Федоров
5. Какое из перечисленных раннефеодальных государств не являлось славянским?
а) государство Само
б) Киевская Русь
в) Золотая Орда
г) Великая Моравия
а) Белобог
б) Дажьбог
в) Сварог
г) Стрибог
1. Образование литературного языка у каждого славянского народа.
2. Первые печатные книги. Деятельность И. Федорова.
3. Славянские азбуки: кириллица.
3.1. Происхождение знаков.
3.2. Происхождение названий букв.
3.3. Изменения, внесенные в кириллицу разными славянскими народами.
3.4. Русская кириллица.
3.5. Украинская кириллица.
3.6. Белорусская кириллица.
3.7. Сербская кириллица.
3.8. Использование кириллицы неславянскими народами.
4. Славянские азбуки: глаголица. Гипотезы о происхождении знаков.
5. Латиницы всех народов.
5.1. Происхождение знаков.
5.2. Происхождение названий букв.
5.3. Польская латиница.
5.4. Чешская латиница.
5.5. Словацкая латиница.
5.6. Словенская латиница.
5.7. Хорватская латиница.
5.8. Использование латиницы в международной научной транскрипции.
5.9. Использование латиницы в изображении праславянских архетипов.
6. Древние славяне и их прародина.
7. Жизнь древних славян по данным их языка.
7.1. Человек, семья, род.
7.2. Тело и душа, жизнь и смерть.
7.3. Дом, утварь, пища, одежда.
7.4. Домашние животные.
7.5. Живая природа и ее использование.
7.6. Небо, воздух, время.
7.7. Представления о фигурах и числах.
7.8. Звуки, образы, краски.
8. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы.
8.1. Языческие персонажи.
8.2. Фольклорные персонажи.
8.3. Народное православие. Христианские персонажи.
8.4. Ритуалы и таинства.
9. Из истории славянской филологии.
9.1. Успехи науки о славянских языках в XIX в.
9.2. Славистика конца XIX – ХХ в.
9.3. Славистика меду первой и второй мировыми войнами.
9.4. Послевоенное развитие славистики.
9.5. Славистика в неславянских странах.
10. Славянские университеты.
10.1. Пражский университет.
10.2. Ягеллонский (Краковский) университет.
10.3. Московский университет.
10.4. Петербургский университет.
10.5. Томский университет.
10.6. Другие русские университеты.
10.7. Варшавский университет.
10.8. Софийский и Великотырновский университеты.
10.9. Университет г. Скопье.
10.10. Белградский университет.
10.11. Университет г. Сараево.
10.12. Университет в г. Загребе.
Текущий контроль знаний №1
Контрольная работа
1.В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, опыт своего народа, его историю и предания они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почётом и уважением, были желанными гостями на пирах.
Как их называли?
2. Этим письмом, которому обучались годами, владели жители древней Боливии, Перу, Чили. К толстой верёвке привязывались разноцветные шнурки разной длины. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание и на толщину шнурка, и на его цвет, и на то, какой узелок ближе к верёвке.
Что это за письмо?
3.Для этого письма, распространенного в Древнем Китае, в Африке, у индейских племён Америки, использовали морские раковины. Их распиливали на мелкие пластины, просверливали в них отверстия и нанизывали на нитки.
Что это за письмо?
4.Древнейший вид письма - рисунками. Нужно было рассказать об охоте - рисовали диких зверей и человеческие фигурки с копьями. Рисунок, высеченный на могильной плите, рассказывал историю человека, погребённого под ней. Используется это письмо и в наши дни. Например, на вывесках. Изображены ботинки – значит, тут чинят обувь.
Как назывался этот вид письма?
5.Эти письмена в старину называли священными знаками. Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, львы, жуки. Вперемежку с ними: чёрточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слово, другие – слоги, третьи - буквы.
Что это за письмена?
6.Школы первыми создали жители Южного Двуречья – шумеры. Учёба начиналась с разминания глины. Из сырой глины изготавливали гладкие таблички-плитки. На мягких плитках трёхгранной заостренной палочкой – клином наносили текст. Так же чертили знаки и писцы. Плитки нумеровались, как страницы и обжигались.
Что это за письмо?
7. Изобретательные египтяне научились изготавливать и другой писчий материал. Появились удивительные книги в виде длинной ленты. Ленту стал знаменитый нильский тростник.
Как он назывался?
8. В городе Пергаме научились писать на материале, который делали из кожи телят и ягнят. Кожу чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. Несколько листов сшивали в книгу. Одну книгу писали многие месяцы. В библиотеках такие книги приковывались железными цепями к столбам.
Как назывался новый материал для книг?
9. В древней Руси пользовались пергаментными книгами, но пергамента не хватало, и стоил он очень дорого. Поэтому жители Новгорода, Пскова, Смоленска приспособились писать тексты заостренным костяным стержнем на другом материале.
Как он назывался?
10. Гениальное открытие сделал И. Гутенберг. Он изобрел ручной словолитный прибор – аппарат для отливки букв и особый станок.
Как он назывался?
11. Первый способ печатать книги изобрели в странах Восточной и Центральной Азии. Для этого изготавливали гравированные доски. Вначале они использовались для нанесения узоров на ткани, затем применялись и для размножения несложных текстов.
Как называется такая печать?
12.Эта книжечка изобретена во времена древних римлян. Она очень похожа на обычную, только «листы» в ней деревянные. «Страницы» в середине выстругивались, в углубление заливался воск. Писали стилем – стальной палочкой. Одни конец стиля был заострён, другой выкован в виде лопаточки, которой заглаживали воск, если писец ошибался.
Что это за книга?
13. Первые печатные книги в Русском государстве появились в пору царствования Ивана Грозного. Из олова отливались отдельные буквы - литеры и раскладывались по ящикам. Перед печатанием букву за буквой размещали на доске. Сверху на буквы наносили краску и приклеивали лист бумаги. Бумага к буквам прижимали плитой с деревянным винтом. Поворот винта – и страница отпечатана. Первопечатником на Руси стал ……(Кто?)
14. Как называлась древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием?
15. «Русская гражданская азбука» - это преобразованная по указу Петра Первого кириллица. Пётр Первый собственноручно вычеркнул буквы сложного написания.
16. Какие буквы были отменены в России после 1917 года?
Текущий контроль знаний № 2
1. Дайте классификацию славянских языков в целом.
2. Перечислите племена славян, указанные в «Повести временных лет».
3. Укажите традиционные занятия предков восточных славян на рубеже I тысячелетия до нашей эры.
4. Укажите существовавшие варианты письменного языка Древней Руси.
5. Какие говоры положены в основу белорусского литературного языка?
6. Какой из восточнославянских языков занимает 2-е место по числу говорящих на нем?
7. Перечислите исследователей в области истории русского языка.
8. Кто является основателем книгопечатания в России?
9. В какую группу славянских языков входит болгарский язык?
10. Укажите дату принятия христианства на Руси.
11. Перечислите языки, входящие в восточнославянскую группу.
12. Укажите первые славянские государства.
13. На какие группы разделились славяне во время вторжения в балканские провинции Византийской империи?
14. Во время правления какого князя произошло крещение Руси?
15. Кто изобрел славянскую азбуку?
16. Какие говоры положены в основу русского литературного языка?
17. В какую группу славянских языков входит польский язык?
18. Укажите основные источники сведений о славянском язычестве.
19. Где и когда впервые было изобретено книгопечатание?
20. Укажите формы существования полабской письменности.
Самостоятельная (домашняя) работа по теме №2
Известно, что русская и болгарская фразеологические системы очень близки, например, на бодлива крава бог рога не дава (болг.) – бодливой корове бог рог не дает (русс.). Подберите к следующим болгарским фразеологизмам русские параллели:
1) забивам в главата си;
2) гоня два заека;
3) обещавам златни планини;
4) държа камък в пазвата си;
5) като две капли вода;
6) клин клин избива;
7) работата се бои от майстора си;
8) лапам мухи;
9) на бърза ръка;
10) на езика ми се врти.
Контрольная работа №3
по дисциплине «Введение в славянскую филологию»
1. Перечислите языки, входящие в восточнославянскую группу.
2. Укажите первые славянские государства.
3. На какие группы разделились славяне во время вторжения в балканские провинции Византийской империи?
4. Во время правления какого князя произошло крещение Руси?
5. Кто изобрел славянскую азбуку?
6. Какие говоры положены в основу русского литературного языка?
7. В какую группу славянских языков входит польский язык?
8. Укажите основные источники сведений о славянском язычестве.
9. Где и когда впервые изобретено книгопечатанье?
10. Какие факторы положены в основу объединения славян в этническую общность?
Контрольное задание (домашнее).
Польская и русская фразеология содержат множество сходных элементов, обусловленных очевидно, тесными историческими связями и взаимным культурно-языковым обменом. Подберите к подобным фразеологическим выражениям русские (восточнославянские) параллели:
1) jechac na zlamanie karku –
2) wystawic czerwonego koguta –
3) kota w worku kupowac –
4) krew w zylach sie scina –
5) jak zmokla kura-
7) palcem o palec nie uderzuc –
8) wilkiem patrzec –
9) gtodny jak pies –
10) psy wieszac –
11) nabezrybiu i rak ruba –
12) po brodzie cieklo, a w gebie nie byto –
13) gdzie cienko, tam sie rwie –
14) popuszczac cugli –
15) ni bogu swieczka, ni szartu ozoga –
16) widac jak na dtoni –
17) dolewac oliwu do ognia –
18) im dalej w laz, tym wiecej drew –
19) siedziec na dwoch stolkach –
20) pokorne ciele dwie matki ssie –
21) nie swieci garnki lepia –
22) na ztodzieju czapka gorzy –
23) gra nie warta swieszki –
24) jak groch o sciene –
25) rodza sie jak grzyby po deszczu –
26) pietrac sie o swoja skore –
27) stroic sie w cudze piorka –
28) umywac reke –
29) to mi na reke –
30) i kon ma cztery nogi, a potknie sie –
31) siedziec w dtugach po uszy –
Рефераты
Тесты для промежуточного контроля
Вопросы для промежуточного и текущего контроля
Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских занятиях, во время защиты практической работы, аттестаций, на индивидуальных занятиях.
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме реферата, портфолио и др.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.
В случае пропуска лекций и семинарских занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.
Для подготовки к семинарским занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.
Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, про¬водимые обычно перед зачетом или экзаменом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного.
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям в соответствии с вопросами, представленными в рабочей программе, изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине «Введение в славянскую филологию », сформировать навыки принятия и реализации решений в условиях определенности, неопределенности и риска.
Самостоятельная работа - это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением.
На первом занятии производиться ознакомление студентов с формой занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах; осуществляется помощь студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, рефератов, выполненных практических заданий, тестовых заданий и других форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие
• углублённое знакомство с предметом исследования;
• овладение навыками работы с учебной литературой, законодательными и нормативными документами;
• выработка умения анализировать и обобщать теоретический и практический материал, использовать результаты анализа для подведения обоснованных выводов и принятия управленческих решений.
Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы. Это необходимо для того, чтобы осмыслить суть предлагаемых работ и круг вопросов, которые предстоит освоить, а также определить место и значимость самостоятельных заданий в общей структуре программы курса «Введение в славянскую филологию».
Результаты самостоятельной работы студентов должны быть оформлены в виде персонального портфолио студента, т.е. в форме папки документов, отражающих выполненную самостоятельную работу студента.
Портфолио. Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово возникло в эпоху Возрожения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:
- антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);
- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.
Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Три основные типа портфолио:
1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.
В портфолио должны быть включены:
- титульный лист,
- ответы на вопросы входного тестирования;
- выполненные задания самостоятельной работы
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- результаты научной работы студентов по данному курсу: подготовленные статьи на научные конференции и др.
Формы самостоятельной работы:
1. Подготовка к семинарскому занятию по проблемным вопросам или тестированию.
2. Реферат.
3. Выполнение практических заданий.
4. Решение лингвистических задач.
Настоящие методические указания содержат позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Методические указания по самостоятельной работе
Учебный план предполагает 36ч. на самостоятельную подготовку студентов по данной дисциплине. Студенты должны изучить основную и дополнительную литературу, свободно владеть изученной тематикой и иметь целостное представление о славянской филологии.
Изучение курса «Введение в славянскую филологию» рассчитано на один семестр. В конце семестра студенты сдают зачет.
Для получения зачета студент должен показать знания лекционного курса, основной и дополнительной литературы, продемонстрировать умение самостоятельных навыков по определению принадлежности текста к одному из славянских языков, написать реферат (список тем рефератов и методические указания прилагаются) и выступить с ним.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Структура реферата (языковые клише научного стиля).
Методические рекомендации по оформлению портфолио
Результаты самостоятельной работы студентов должны быть оформлены в виде персонального портфолио студента, т.е. в форме папки документов, отражающих выполненную самостоятельную работу студента.
Портфолио. Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово возникло в эпоху Возрожения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования студента. Понятие «портфолио» может означать:
- выставку учебных достижений студента по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);
- коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и студентом для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения;
- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента.
Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).
Три основные типа портфолио:
1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
2. Портфолио работ – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
3. Портфолио отзывов – включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, возможно, сокурсниками, руководителями практик от сторонних организаций и т.д.
В портфолио должны быть включены:
- титульный лист,
- ответы на вопросы входного тестирования;
- выполненные задания самостоятельной работы
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- результаты научной работы студентов по данному курсу: подготовленные статьи на научные конференции и др.
Памятка-рекомендация
по составлению портфолио
(учебно-методических материалов)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра русского языка и литературы
Портфолио
по дисциплине «Введение в славянскую филологию»
Структура портфолио
Памятка-рекомендация
по составлению портфолио
(учебно-методических материалов)
Дисциплина – «Введение в славянскую филологию»
Курс – I, семестр – II.
1. Титульный лист (с указанием факультета, № группы, ФИО, название дисциплины, год).
2. Введение
☝Ксерокопии
• Кириллицы (стр. 22-23, 24-25);
• Таблицы-схемы классификации языков (стр. 15);
• Карты-схемы расселения славян (стр. 16-17);
• Таблицы «Грамматическое сходство славянских языков» (стр. 19);
• Таблицы «Языковое родство славянских народов» (стр. 18-19);
• Таблицы «Важнейшие фонетические особенности трех групп славянских языков» (стр. 20-21).
3. Классификация славянских языков.
Иметь ксерокопии текстов на всех славянских языках. Включать по своему усмотрению любую дополнительную информацию (схемы, рисунки, таблицы и т.д.).
4. Терминологический словарик.
Составить терминологический словарик (термины в УМК). Определения выписать из любого научного источника с указанием выходных данных. Термины выучить.
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Программой по дисциплине, что позволяет оценить знания студентов по всему курсу. Тесты могут использоваться:
– студентами при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на семинарских занятиях;
– для проверки остаточных знаний студентов, изучивших данный курс.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться текстами законов, учебниками, литературой и т.д.
Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Методические указания по подготовке практическим занятиям
Практические занятия являются основными формами обязательной аудиторной учебной работы студента по дисциплине, предусмотренными рабочим учебным планом специальности. Они имеют тесную связь с лекционным материалом, следуют за лекциями и тем самым наполняют теоретический курс практическим содержанием. Направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, навыков, компетенций.
В процессе практического занятия студенты выполняют одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических заданий направлено на: обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний; формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; выработку профессионально значимых компетенций.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Введение в славянскую филологию»
завершается во 2 семестре сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в перечне.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запомин