2019-2020_04_03_01_2019_139_plx_Русский язык и культура речи_Химия окружающей среды_ химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Русский язык и культура речи
Учебный план
04.03.01_2019_139.plx

04.03.01 Химия

Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
54,4
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
0,6
0,6
0,6
0,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,75
44,75
44,75
44,75
Сам. работа
54,4
54,4
54,4
54,4
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Попов
 
 
Русский язык и культура речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)
 
04.03.01 Химия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 21.05.2018 протокол № 10/1  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_2019_139.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Линьков Владимир Дмитриевич

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: повышение уровня коммуникативной компетенции бакалавра, что предполагает умение эффективно использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для профессиональной деятельности ситуациях.
1.2
Задачи: – помочь выпускникам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего в речевых ситуациях связанных с будущей профессией;

– развить коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;

– способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающиеся использу-ют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Русский язык», «Литература» на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Педагогическая практика 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Способен адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения в профессионально значимых жанрах устной и письменной речи, основываясь на принципах эффективного общения; участвовать в обмене информацией, выступать в определённой аудитории и представлять результаты работы. Соблюдает нормы речевого этикета в общении другими участниками коммуникации.
ИД-4.УК-3: Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Владеет стилями современного русского языка и основами культуры речи, принципами построения монологических текстов и диалогов. Зная принципы коммуникации, способен использовать речевые и невербальные средства общения для эффективного взаимодействия с партнерами.
ИД-1.УК-4: Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
Владеет профессионально значимыми письменными жанрами и, в частности, умеет составлять официальные письма, служебные записки, решения собраний, протоколы, инструкции, редактировать собственные тексты. Способен грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях орфографические словари, пунктуационные справочники, словари трудностей и т.д.
ИД-2.УК-4: Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках. 
 
Ориентируется в различных речевых ситуациях, учитывает, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет); способен вести дискуссию и участвовать в ней, выступать публично на собраниях с отчётами, докладами, критическими замечаниями и предложениями, используя речевые средства и язык жестов, аргументировать свою точку зрения.
ИД-3.УК-4: Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

•внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

• критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия.

Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

•внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

• критикуя аргументированно и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия.

 
 
 
стр. 5
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение 
 
1.1
Культура речи: аспекты и критерии /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
2
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.2
Русский литературный язык и нелитературные варианты языка /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
1
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
1.3
Выполнение заданий из практикума /Ср/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
 
2.1
Виды норм литературного языка /Лек/
4
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.2
Орфоэпические нормы: произношение и ударение /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.3
Лексические и фразеологические нормы /Пр/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.4
Грамматические нормы /Пр/
6
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.5
Выполнение упражнений практикума и работа со словарями /Ср/
10,4
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
2.6
Подготовка к вопросам коллоквиума раздела /Ср/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 3. Функциональные стили
 
3.1
Стилистическая система русского литературного языка  /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.2
Жанры научного и официально-делового стилей /Пр/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.3
Подготовка к вопросам коллоквиума /Ср/
4
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
3.4
Написание текстов научного стиля (реферат, тезисы) /Ср/
10
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 4. Деловая коммуникация
 
стр. 6
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
4.1
Речевая деятельность и деловая коммуникация /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.2
Речевой этикет и принципы эффективного общения /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
1
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.3
Устное  и письменное деловое общение /Пр/
4
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
2
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.4
Подготовка к вопросам коллоквиума /Ср/
6
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
4.5
Написание деловых текстов разных жанров /Ср/
8
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 5. Риторика
 
5.1
Основы искусства публичной речи /Лек/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.2
Специфика, роды и виды ораторской речи /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.3
Взаимодействие оратора и аудитории  /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.4
Композиция публичной речи  /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
1
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.5
Аргументация и культура дискуссионно-полемической речи  /Пр/
2
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
1
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.6
Подготовка к вопросам коллоквиума /Ср/
6
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5.7
Подготовка доклада/выступления /Ср/
6
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,6
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-4 ИД-2.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-4 ИД-3.УК-4 ИД-4.УК-3
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Контрольный тест по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант 1

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

 
стр. 7
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. Литературный язык характеризуется основными свойствами… (укажите не менее 2 вариантов ответа)

а) использованием всех средств языка (в т.ч. жаргона, просторечия, диалекта)

б) обработанностью и нормированностью

в) узкой сферой употребления

г) наличием функциональных стилей

2. Диалектизмы – это…

а) слова, используемые в местных говорах

б) слова и выражения характерные для газетно-публицистической речи

в) стилистически сниженные слова

г) слова, используемые определённым кругом лиц, объединенных общностью положения, интересами, профессией и т.д.

3. Чтобы выяснить происхождение слов лопата, глазурь нужно воспользоваться _______словарем.

а) этимологическим

б) орфоэпическим

в) словообразовательным

г) толковым

Модуль 2. Нормы литературного языка

1. Ударение падает на второй слог в словах, представленных в ряду…

а) досуг, зевота

б) экспертный, углубить

в) догмат, факсимиле

г) колосс, баловать

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове…

а) возбужденО

б) щАвель

в) свЕкла

г) агронОмия

3. Укажите слово, в котором на месте орфографического ЧН произносится ШН.

а)  Никитична

б)  молочный

в)  строчный

г) яичный

4. Существительное среднего рода…

а) коммюнике

б) кенгуру

в) кольраби

г) хинди

5. Правильно образована степень сравнения прилагательного…

а) краткий – самый наикратчайший

б) маленький – более меньше

в) прогрессивный – более прогрессивный

г) точный – самый наиточнейший

6. Какое  словосочетание  избыточно (плеоназм)?

а) суть дела

б) демобилизоваться осенью

в) период времени

г) отрезок времени

7.  Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована в соответствии с нормой литературного языка.

а) договора

б) доктора

в) редактора

г) бухгалтера

8.    В каком случае значение слова указано неверно?   

а) тормоза – устройство для торможения

б) тормозы – препятствия в развитии (в экономике)

в) корпусы – здания, войсковые соединения

г) соболя – шкуры, изделия из шкур соболя

9.    Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована правильно.

а) чулков

б) килограмм

в) апельсин

г) носков

10.    Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

а) Депутат встретился с шестьюстами шестьдесят  шестью рабочими завода.

б)  Фонд библиотеки пополнился пятьюстами восьмьюдесятью семью книгами.

в) В кассе нет трехсот шестидесяти девяти рублей.

 
стр. 8
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
г) Колосс сложен из двухсот сорока пяти камней.

11. Какая  фамилия склоняется?

а) Иван Седых

б) Наталья Бондарчук

в) Сергей Бондарчук

г) Александр Дюма

12. Какая пара слов является паронимами?

а) представить – предоставить;

б) кран – кран;

в) авария – катастрофа.

г) добро – зло

13. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильно определён род аббревиатуры).

а) ООН постановила

б) ФСБ задержало

в) НИИ получил

г) МИД заявил

14. Укажите, в каком ряду все слова в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

а) носки, сапоги

б) чулки, помидор

в) лимоны, ножницы

г) брюки, погоны

15. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

а) Благодаря Игорю они успели на автобус.

б) Благодаря постановлению мэра город стал чище.

в) Согласно приказу №5 курить на крыльце техникума запрещается.

г) Согласно распоряжения администрации города проезд на территорию парка запрещен.

Модуль 3. Стилистика

1. К жанрам официально-делового стиля относятся… (укажите не менее двух вариантов ответа)

а) беседа, репортаж

б) характеристика, устав

в) монография, тезисы                 

г) заявление, иск

2. К официально-деловому стилю не относится ...

a) доверенность                           

б) аннотация

в) заявление                                 

г) резюме

3. Конструкции действующие на основании договора, справка действительна в течение месяца используются в _________ стиле.

а) публицистическом

б) научном

в) официально-деловом

г) разговорном

4. Публицистический стиль характеризуется…

а) выразительностью и эмоциональностью

б) нейтральностью лексики

в) слабой индивидуализацией

г) стандартностью и стереотипностью

5. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

а) художественному

б) газетно-публицистическому

в) официально-деловому

г) научному

Модуль 4. Риторика и деловое общение

1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему называется…

а) докладом

б) сообщением

в) отчетом

г) беседой

 
стр. 9
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего – это…

а) взаимодействие

б) ситуация

в) восприятие

г) событие

3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…

а)  если руководитель и подчиненный родственники

б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго деловая

в)  если руководитель значительно старше по возрасту

г) уместно во всех перечисленных ситуациях

4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ личной сферы)?

а) максима великодушия

б) максима такта

в) максима симпатии

г) максима скромности

5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по этикету?

а) «Мужчина, вы выходите?»

б) «Девушка, вы выходите?»

в) «Извините, вы выходите?»

г) «Мужик, ты выходишь?»

6. Цель дискуссии

а) победить, используя любые средства

б) победить, используя только корректные приемы

в) достичь истины, используя только корректные приемы

г) у дискуссии нет цели

7. К какому роду публичной речи относится поздравительная речь?

а) к социально-политическому красноречию

б) к социально-бытовому красноречию

в) к академическому красноречию

г) к судебному красноречию

Вариант 2

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

1. Что характеризует просторечие?

а) наличие устной и письменной форм

б) нормированность и кодифицированность

в) набор языковых форм, нарушающих нормы литературного языка

г) наличие функциональных стилей

2. Жаргонизмы – это…

а) слова, используемые в местных говорах

б) слова и выражения характерные для газетно-публицистической речи

в) стилистически сниженные слова

г) слова, используемые определённым кругом лиц, объединенных общностью положения в обществе, интересами, профессией

3. Чтобы к слову вежливый  подобрать слово с противоположным значением, нужно воспользоваться словарем…

а) иностранных слов

б) паронимов

в) синонимов

г) антонимов

Модуль 2. Нормы литературного языка

1. Ударение падает на четвертый слог в словах, представленных в ряду…

а) ветеринария, еретики, ходатайство

б) украинский, подростковый, христианин

в) завсегдатай, флюорография, полиграфия

г) нефтепровод, трубопровод, газопровод

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове…

а) христианИн

б) плАто

в) квартАл

г) втрИдорога

3.  Укажите слово, в котором на месте орфографического ЧН произносится ШН.

а)  горчичник

 
стр. 10
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
б)  молочный

в)  игрушечный

г)  коричневый

4.   Какое  словосочетание  избыточно?

а) взрослый абориген

б) коллега по работе

в) суть дела

г)  виртуальная действительность

5.  Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована в соответствии с нормой литературного языка.

а) пристава

б) корректора

в) инструктора

г) паспорта

6.    В каком случае значение слова указано неверно?   

а) тормозы – препятствия в развитии (в экономике)

б) учители – идейные руководители, вдохновители

в) меха – выделанные шкуры

г) ордены – медали, награды

7.    Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована неправильно.

а) грузин

б) монгол

в) болгар

г) англичан

8.    Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

а) Депутат встретился с восьмисот семьдесят  тремя рабочими завода.

б) Фонд библиотеки пополнился семьюстами сорока семью книгами.

в) Выдал зарплату четыремстам пятидесяти шести шахтерам.

г) В выпуске «Новостей» сообщалось о трехстах семидесяти сотрудниках корпорации, оставшихся без работы.

9. Какая  фамилия склоняется?

а) Роберт Говард

б) Виктор Гюго

в) Елена Ремчук

г) Бернард Шоу

10. Существительное мужского рода …

а) шампунь

б) мозоль

в) вуаль

г) салями

11. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой, возникшей из-за неправильного определения рода аббревиатуры.

а) ЕС установил

б) МИД предупредило

в) МГУ открыл

г) МХАТ поставил

12. Укажите, в каком случае степень сравнения прилагательного образована неверно.

а) высочайший

б) величайший

в) гораздо более лучший

г) более глубокий

13. Норма употребления предлогов нарушена в словосочетании…

а) согласно правилам внутреннего распорядка

б) вопреки вашему совету

в) наперекор здравого смысла

г) сообразно интересам студентов

14. «Адресовать в адрес», « направляться в заданном направлении», «использовать все неиспользованные ресурсы» - это пример …

а) плеоназма

б) омонимии

в) тавтологии

г) эвфемизации

15. Речевой ошибки нет в предложении…

а) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

б) Нам остается позавидовать тому, что у вас есть такой музей.

в) Эта песня вызвала у меня большое удовольствие.

г)  В наше время женщина должна занять важную роль в поли¬тике.

Модуль 3. Стилистика

 
стр. 11
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. Книжные стили – это…

а) художественный, разговорный, публицистический

б) официально-деловой, художественный, разговорный

в) разговорный, официально-деловой, научный

г) научный, официально-деловой, публицистический

2. Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения, представленные в ряду …

а)  вкусный торт, аутентичность данных

б) кошмарный сценарий, арена политической борьбы

в) метод аналогии, актуальность исследования

г) обоснование выбора темы, результаты эксперимента

3. К разговорному стилю относятся все слова, представленные в рядах… (укажите не менее 2 вариантов ответа)

а) толстяк, крепыш

б) хвастун, прилипала

в) капризуля, динамик

г) днище, капитуляция

4. Жанрами собственно научного стиля, передающими новую научную информацию, являются… (укажите не менее 2 вариантов ответа)  

а) реферат, аннотация

б) статья, тезисы

в) рецензия, отзыв

г) монография, диссертация

5. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

а) разговорному

б) газетно-публицистическому

в) официально-деловому

г) научному

Модуль 4. Риторика и деловое общение

1. Аргументом к авторитету является…

а) угроза неприятными последствиями

б) ссылка на мнения известных и уважаемых в обществе людей

в) приписывание оппоненту мнимых недостатков, бросающих тень на его умственные способности.

г) правильный ответ не указан

2. К какому роду публичной речи относится лекция?

а) к социально-политическому красноречию

б) к социально-бытовому красноречию

в) к академическому красноречию

г) к судебному

3. В профессиональном общении эвфемизм…

а) может использоваться

б) не используется

в) встречается только в речи необразованных людей

г) термин «эвфемизм» вообще не имеет отношения к речи, а связан с невербальным общением

4. Изложения материала в публичной речи от общего к частному – это…

а) индуктивный метод изложения;

б) дедуктивный метод изложения;

в) исторический метод изложения.

г) ступенчатый метод

5. Речь одного человека – это…

а) полилог

б) монолог

в) диалог

г) все, указанное выше

6. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует связывать партнера обещаниями, клятвами, обременять его»?

а) максима великодушия;

б) максима такта

в) максима симпатии.

г) максима скромности

7. Цель полемики

а) победить

б) достичь истины, используя только корректные приемы

в) важна не победа, а участие

г) в полемике не может быть цели

 
стр. 12
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Вариант 3

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

1. Нормы  ударения – это…

а) стилистические нормы

б) фонетические нормы

в) акцентологические нормы

г) морфологические нормы

2. Чтобы узнать значения одинаково звучащих слов ключ – ключ  нужно воспользоваться словарём…

а) синонимов

б) паронимов

в) омонимов

г) антонимов

3. Нейтральное слово или выражение, с помощью которого заменяется другое – нетактичное, грубое, неприличное и потому с этических позиций неприемлемое – называется…

а) фразеологизмом

б) эвфемизмом

в) варваризмом

г) архаизмом

Модуль 2. Нормы литературного языка

1. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в ряду…

а) валовой, завсегдатай, договор

б) христианин, красивее, зевота

в) пуловер, алфавит, подростковый (костюм)

г) еретики, августовский, благовест

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове…

а) откУпорить

б) фенОмен

в) средствА

г) слИвовый

3. В каком ряду верно указано произношение слов шинель, патетика?

а) ши[нэ]ль, па[тэ]тика  

б) ши[н’э]ль, па[тэ]тика

в) ши[нэ]ль, па[т’э]тика   

г)  ши[н’э]ль, па[т’э]тика

4. Существительным женского рода является имя собственное…

а) бикини

б) мозоль

в) пони

г) фламинго

5. Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована неправильно.

а) таджиков

б) цыганов

в) якутов

г) туркменов

6.   Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

а) Президент встретился с тремястами восьмьюдесятью двумя рабочими завода.

б) Фонд библиотеки пополнился шестьсот двадцатью семью книгами.

в) Выдал зарплату четыремстам пятидесяти шести шахтерам.

г) У нас нет трехсот пятидесяти двух миллионов рублей на реконструкцию музея.

7. Какая  фамилия употреблена неправильно?

а) работал с Еленой Шевчук

б) о Викторе Гюго

в) тетрадь Александра Морланг

г) сообщить Ивану Урганту

8. Укажите предложение, в котором нет тавтологии.

а) Писатель написал этот рассказ ещё в юности.

б) В заключение Сергей Петров рассказал еще одну забавную историю.

в) Следует отметить следующие особенности произведения.

г) Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

9. В каком словосочетании нет лексической ошибки?

а) играть значение

б) представить слово

в) предоставить документы

г) командированные документы

 
стр. 13
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
10. Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.

а) Добежав до дороги, веревка кончилась, и корова остановилась.

б) Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представляется русским княжеством.

в) Петя развеселился, услышав о разведке.   

г) Прочитав этот афоризм, возникает вопрос.

11.  Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована неправильно.

а) номера

б) доктора

в) купола

г) бухгалтера

12. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой.

а) МХАТ поставил

б) ГИБДД согласилось

в) ГЭС заработала

г) ЕС решил

13. Укажите правильное словосочетание.

а) согласно постановления

б) согласно закона

в) вопреки замечания

г) правильных здесь нет

14. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

а) Об этом мы познакомим вас позже

б) Магазин, ориентированный специально для школьников.

в) Озабоченность за безопасность границ.

г) Докладчик подчеркнул необходимость строительства.

15. Укажите словосочетание, которое не является плеоназмом.

а) незаконные бандформирования

б) мимика лица

в) реальная действительность

г) глубокая бездна

Модуль 3. Стилистика

1. К словам-канцеляризмам относится…

а) выше всех по должности

б) вышеупомянутый

в) участок расположенный выше

г) канцеляризмов здесь нет

2. Использование предлогов согласно, вопреки  характерно для  

а) публицистического стиля

б) научного стиля

в) официально-делового стиля

г) разговорного стиля

3. К какому  функционально-смысловому типу речи относится текст?

Иван Антонович вздохнул облегченно и откинулся, улыбаясь и потягиваясь, на спинку дивана. Он был один в комфортабельном купе спального вагона. Проводник тем временем  разносил чай и ванильные сухарики в хрустящей пергаментной обертке. Уже около четырех часов приехали в Тулу.

а) описание

б) повествование

в) рассуждение

г) ознакомление

4. Чертами научного текста являются… (укажите не менее 2 вариантов ответа)

а) четкость и логическая последовательность в раскрытии темы,

конкретность в изложении материала

б) страстность и эмоциональность изложения

в) взвешенность и убедительность аргументации

г) безликость, сухость, примитивность.

5. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

а) художественному

б) газетно-публицистическому

в) официально-деловому

г) научному

Модуль 4. Риторика и деловое общение

 
стр. 14
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
1. Какая из максим принципа вежливости связана с неприятием похвал в свой адрес, реалистической самооценкой (также не допускает проявление высокомерия по отношению к партнеру)?

а) максима великодушия

б) максима такта

в) максима симпатии

г) максима скромности

2. Аргументом к «палке» является

а) угроза неприятными последствиями

б) ссылка на мнения известных и уважаемых в обществе людей

в) приписывание оппоненту мнимых недостатков, бросающих тень на его умственные способности

г) здесь нет правильного ответа

3. Требование к деловому комплименту:

а) говорить наедине (других это не касается)

б) заранее готовиться (следует даже написать текст)

в) комплимент должен касаться работы, профессиональных качеств

г) всё перечисленное верно

4.  Обращение на «ты» допустимо по отношению… (укажите не менее 2 вариантов ответа)

а) к ребенку

б) к подчиненному на работе

в) к ровеснику, пусть даже незнакомому

г) к родственнику, другу, если ситуация общения не деловая

5. Во вступлении оратор не должен...

а) устанавливать контакт с аудиторией

б) заинтересовывать слушателей

в) обосновывать постановку вопроса

г) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

6. Принцип кооперации состоит из нескольких категорий. Укажите,  в какую категорию входят постулаты «Твоё высказывание должно передавать не меньше информации, чем требуется» и «Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется».

а) категория способа                              

в) категория качества

в) категория отношения          

г) категория количества

7. Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения в официальной и неофициальной, устной и письменной коммуникации – это…

а) языковая норма

б) речевой этикет

в) функциональный стиль

г) этимология

Вариант 4

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

1. Нормы произношения и ударения – это…

а) стилистические нормы

б) орфоэпические нормы

в) орфографические нормы

г) морфологические нормы

2. Слова, являющиеся точным обозначением определенного понятия, называются…

а) жаргонами

б) профессионализмами

в) терминами

г) диалектизмами

3. Чтобы узнать значение выражения колосс на глиняных ногах, необходимо воспользоваться словарём…

а) иностранных слов

б) фразеологическим

в) этимологическим

г) толковым

Модуль 2. Нормы литературного языка

1. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в ряду…

а) асимметрия, позвонят (по телефону), нефтепровод

б) агрономия, ветеринария, закупорить

в) обеспечение, позвоним (по телефону), осужденный

г) теплопровод, газопровод, трубопровод

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове…

 
стр. 15
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
а) бАловать

б) исчЕрпал

в) звонЯт

г) углубИть

3. Грамматическая ошибка  допущена в словосочетании…

а) новое бикини

б) большой мозоль

в) прислано коммюнике

г) красивый Баку

4. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

а) Зарплату выдали тремстам семидесяти шести рабочим завода.

б) Ожидается прибытие трехсот семидесяти военнослужащих.

в) Стена выложена пятьюстами двадцатью шестью бетонными блоками.

г) Пришло сообщение о восемьсот девяноста пяти пострадавших от стихийного бедствия.

5.  Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована неправильно.

а) шелка

б) окорока

в) паспорты

г) редакторы

6. Укажите аббревиатуру женского рода…

а) МВД

б) МХАТ

в) ООН

г) НИИ

7. Грамматическая ошибка допущена в предложении…

а) Мне посчастливилось встретиться с этим человеком.

б) Была проведена беседа с трехстами студентами.

в) Многие стихотворения этого автора пронизаны чувством любви.

г) Эта девушка была невежей в вопросах искусства.

8. Укажите словосочетание, которое не является плеоназмом.

а) коллега по работе

б) дополнительный бонус

в) дополнительный балл

г) внутренний интерьер

9. Какая  фамилия употреблена неправильно?

а) работал с Еленой Седых

б) об Александре Дюма

в) дом Александра Дек

г) сообщить Сергею Шмидту

10. Укажите предложение, в котором нет тавтологии.

а) Поэт соединил воедино разнородные элементы.

б) Важно отметить следующие особенности произведения.

в) Враг приближался всё ближе.

г) Наряду с этими явлениями наблюдается целый ряд явлений другого рода.

11. Нормы сочетаемости слов не нарушены в словосочетании…

а) вступила на борьбу

б) гордиться за успехи

в) внушать страх для врага

г) убежденность в правоте

12. Речевые ошибки не допущены в предложении…

а) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

б) Пришел следователь следственного комитета.

в) Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.

г) Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.

13. Укажите, в каком ряду все слова в родительном падеже множественного числа оканчиваются на  -ОВ.

а) носки, апельсины

б) сапоги, чулки

в) лимоны, ножницы

г) брюки, погоны

14. Укажите, в каком ряду приведены правильные словосочетания.

а) согласно распоряжения, согласно постановления

б) согласно закону, согласно постановлению

в) вопреки замечания, вопреки запрету

г) согласно закона, вопреки всему

15. Какое словосочетание неправильно?

а) Двое друзей

б) трое суток

в) трое студенток

 
стр. 16
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
г) двое ножниц

Модуль 3. Стилистика

1. Для текстов научного стиля не характерны… (укажите не мене 2 вариантов)

а) насыщенность терминами, которые составляют 15-20% всей лексики текста

б) широкое использование речевых штампов, клише

в) преобладание абстрактной лексики

г) использование изобразительно-выразительных средств

2. К частным (личным) деловым документам относятся… …(укажите не мене 2 вариантов)

а) заявление

б) протокол

в) распоряжение

г) резюме

3. Все жанры, относящиеся к публицистическому стилю, указаны в ряду…

а) заметка, аннотация, интервью

б) монография, доверенность, реферат

в) фельетон, статья, репортаж

г) эссе, рецензия, диссертация

4. Какой фразеологизм имеет разговорный характер

а) Авгиевы конюшни

б) камень преткновения

в) тянуть резину

г) все дороги ведут в Рим

5. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

Общероссийская новогодняя елка пройдет в воскресенье в Москве, на нее съедутся более 5 тысяч детей из всех регионов России, движение транспорта в центре столицы будет ограничено.

а) художественному

б) газетно-публицистическому

в) официально-деловому

г) научному

Модуль 4. Риторика и деловое общение

1. Принцип кооперации состоит из нескольких категорий. Укажите,  в какую категорию входят постулаты «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований» и «Не говори того, что ты считаешь ложным»…

а) категория способа                              

б) категория качества

в) категория отношения          

г) категория количества

2. Не относится  к основным видам красноречия…

а) социально-политическое

б) административно-правовое

в) академическое

г) социально-бытовое

3. Какое отверждение неверно?

а) неожиданное краткое отвлечение от темы – это прием привлечения внимания

б) внешний вид оратора не должен отвлекать аудиторию от содержания речи

в) если оратор говорил дольше выделенного времени, то в конце выступления нужно извиниться за это перед аудиторией.

г) выбор темы выступления осуществляется с учетом интересов оратора и аудитории

4. Аргумент, который часто начинается со слов: «Наукой доказано, что…», «Всем известно, что…», «Даже школьник знает, что…», «Американские исследователи установили, что…», называется…

а) аргументом к тщеславию

б) аргументом к палке (к силе)

в) аргументом к незнанию (к невежеству)

г) аргументом авторитету

5. К корректным приёмам спора не относится…

а) концентрация действий

б) эффект внезапности (самый важный довод приберечь к концу)

в) организация «хора» полуслушателей-полуучастников спора

г) оттягивание возражения

6. Метод изложения материала в хронологической последовательности – это…

а) ступенчатый

б) исторический

в) концентрический

г) индуктивный

7. Принцип вежливости (по Дж. Личу). Какая максима предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя достижения 

 
стр. 17
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
главной цели общения?

а) максима великодушия

б) максима такта

в) максима согласия

г) максима скромности

Вариант 5

Модуль 1. Теоретический аспект культуры речи

1. Какое утверждение ошибочно? (укажите не мене 2 вариантов)

а) тавтология связана с повтором однокоренных слов в границах одного предложения или высказывания

б) иноязычные фамилии, которые оканчиваются на согласный, не склоняются, если носитель фамилии мужчина

в) эвфемизмы – это однокоренные слова сходные по форме, но разные по значению   

г) основные аспекты культуры речи –  нормативный, этический, коммуникативный

2. Чтобы к слову построить  подобрать слово близкое по значению, нужно воспользоваться словарем…

а) словарем иностранных слов

б) паронимов

в) синонимов

г) антонимов

3. Отказ от использования в речи слов-сорняков (слов-паразитов), варваризмов, грубых слов связано с таким коммуникативным качеством речи, как…

а) богатство

б) ясность

в) чистота

г) логичность  

Модуль 2. Нормы литературного языка

1. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в ряду…

а) алкоголь, новорожденных, газопровод

б) диспансер, углубить, каталог

в) рефлексия, анафема,  ходатайствовать

г) немота, приняли, приняла

2. Неправильно выделен ударный гласный в слове

а) фОрзац

б) ХодатАйство

в) ЩавЕль

г) КолОсс

3. Существительным женского рода является слово…

а) манго

б) какаду

в) кольраби

г) бигуди

4. Укажите существительное, у которого  форма именительного падежа множественного числа образована неправильно.

а) доктора

б) окорока

в) мастера

г) шофера

5. Какая фамилия склоняется?

а) Андре Маруа

б) Эдит Пиаф

в) Мартирос Сарьян

г) Маргарет Тэтчер

6. Правильно построено словосочетание…

а) предпринять меры

б) убедиться о достоинствах работы

в) играть роль

г) отзыв на книгу

7. Нет плеоназма в предложении…

а) За окном виднелся монументальный памятник.

б) В столице прошла торжественная инаугурация.

в) На стене висел прейскурант услуг и цен.

г) Необходимо создать новый файл.

8. В каком предложении неправильно употреблено числительное?

а) Расстояние измеряется семьюстами шестьюдесятью девятью километрами.

б) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.

в) Недостает трёхсот двадцати семи книг.  

 
стр. 18
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
г) На площади было более пятисот шестидесяти полицейских.

9. В каком предложении есть грамматическая ошибка?

а) Диван-кровать хорошо отполирован.

б) Музей-квартира приобрела новые экспонаты.

в) Самолёт-амфибия пошёл на посадку.  

г) Плащ-палатка свёрнута

10. Аббревиатура мужского рода…

а) ООН

б) СТО

в) МИД

г) НХЛ

11. Ошибочно употреблена фамилия

а) поступок Тараса Бульбы

б) статья о Кристиане Диор

в) книга об Александре Грине

г) фильм с участием Джулии Робертс

12. Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована неправильно.

а) лезгин

б) помидоров

в) турков

г) апельсинов

13. В какой паре слова отличаются значением?

а) слесари – слесаря

б) шофёры – шофера

в) учители – учителя

г) редакторы – редактора

14. Какая пара слов является паронимами?

а) тормозы – тормоза

б) защитный – защитительный

в) ключ – ключ

г) уступать – противиться

15. Какое словосочетание неправильно?

а) трое учениц

б) двое друзей

в) четверо суток

г) двое ножниц

Модуль 3. Стилистика

1. Языковые приметы научного стиля… (укажите не мене 2 вариантов)

а) широкое использование слов с абстрактным значением

б) образность, экспрессивность

в) широкое использование жаргонизмов и диалектизмов

г) использование терминов, логичность

2. В каком ряду указаны жанры, относящиеся только к научному стилю?

а) заметка, репортаж, интервью

б) монография, реферат, тезисы

в) фельетон, эссе, статья

г) доверенность, рецензия, диссертация

3. Какое словосочетание характерно для официально-делового стиля?

а) заседать два часа   

б) освободить от занимаемой должности

в) давать деньги на семью             

г) отправиться в поход

4. Приведенный ниже текст относится к ______ стилю.

При прямом порядке главных членов предложения (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) – форма единственного числа.

а) художественному

б) газетно-публицистическому

в) научному

г) официально-деловому

5. Какой характер имеют фразеологизмы Авгиевы конюшни, Ящик Пандоры?

а) разговорный

б) просторечный

в) книжный

г) правильного ответа здесь нет

 
стр. 19
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
Модуль 4. Риторика и деловое общение

1. Принцип кооперации состоит из нескольких категорий. Укажите,  в какую категорию входят постулаты «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований» и «Не говори того, что ты считаешь ложным»…

a) категория способа                              

б) категория качества

в) категория отношения          

г) категория количества

2. Речь, призывающая к действию…

а) эпидейктическая

б) информационная

в) воодушевляющая

г) агитационная

3. Раздел риторики, этап подготовки, связанный со словесным воплощением речи…

а) диспозиция

б) мемория

в) элокуция

г) инвенция

4. _______ – это публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; публичный спор на победу.

а) дискуссия

б) полемика

в) прения

г) препирательство

5. Продуктивные виды речевой деятельности правильно указаны в ряду…

а) слушание, говорение

б) говорение, письмо

в) письмо, чтение

г) чтение, слушание

6. К нетактичным обычно относят вопрос…

а) Как ваши дела?

б) Чем вы увлекаетесь?

в) Какая у вас зарплата?

г) Как пройти в библиотеку?

7. Какой комплимент является уместным в деловом общении?

а) У вас очень красивые глаза.

б) Вы сегодня хорошо выглядите.

в) Я приятно поражён слаженностью действий ваших сотрудников.

г) Вы такой симпатичный и мужественный.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту за комплексный тест, если  он дал правильные ответы на более чем 28 вопросов из 30, тем самым показав знание норм литературного языка, принципов общения, речевого этикета, умение применять эти знания, а также навыки выявления типичных ошибок в устной и письменной речи.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если  он дал правильные ответы на 23-28 вопросов теста из 30, тем самым показав хорошее знание норм литературного языка, основных принципов общения, речевого этикета, умение применять эти знания, выявлять многие типичные ошибки в устной и письменной речи.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если  он дал правильные ответы на 18-22 вопроса из 30, показав частичное знание норм литературного языка, отдельных принципов общения, речевого этикета, некоторые умения применять эти знания, а также навыки выявления типичных ошибок в устной и письменной речи в частных случаях.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если  он дал правильные ответы на менее18 вопросов из 30, показав фрагментарные знание норм литературного языка, отдельных принципов общения, речевого этикета, недостаточно сформированные навыки выявления типичных ошибок в устной и письменной речи.

Контрольные вопросы

1. Понятие культура речи. Три аспекта культуры речи.

2. Состав и структура национального языка (территориальные диалекты, социальные диалекты и др.).

3. Просторечие как нелитературная форма национального языка. Характерные черты просторечия.

4. Жаргоны как нелитературная форма национального языка.

5. Территориальные диалекты как нелитературная форма национального языка.

6. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка.

7. Функциональные стили речи (общая характеристика).

8. Характерные черты научного стиля и его жанры.

9. Реферат как вторичный научный текст, структура и виды рефератов

10. Конспект. Приемы конспектирования и виды конспектов.

11. Аннотация как жанр. Структура аннотации.

12. Специфика официально-делового стиля. Виды документов.

 
стр. 20
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
13. Резюме как жанр делового стиля.

14. Виды деловых писем.

15. Публицистический стиль речи, основные черты и жанры.

16. Разговорный стиль и его специфика.

17. Речевая деятельность и принципы эффективной коммуникации (принцип кооперации, принцип вежливости).

18.Речевой этикет как непременное условие эффективного общения.

19. Типичные этикетные ситуации: знакомство, просьба, отказ и др.

20. Проблема обращения к незнакомому человеку в современной России.

21. Местоимения «ВЫ» и «ТЫ»: правила использования.

22. Эвфемизмы и их функция в деловой коммуникации.

23. Критика в деловом общении.

24. Телефонный этикет.

25. Принципы эффективной коммуникации: принцип кооперации, принцип вежливости и др.

26. Деловая беседа как жанр устной деловой речи.

27. Деловые переговоры. Речевая стратегия и тактика.

28. Комплименты в деловом общении.

29. Понятие нормы литературного языка. Признаки нормы.

30. Виды норм литературного языка.

31. Орфоэпические нормы.

32. Лексические нормы.

33. Морфологические нормы.

34. Синтаксические нормы.

35. Паронимы и омонимы: типичные ошибки в употреблении.

36. Речевая избыточность (плеоназм, тавтология).

37. Морфологические нормы существительных.

38. Морфологические нормы прилагательных.

39. Морфологические нормы местоимений.

40. Морфологические нормы числительных.

41. Склонение иноязычных фамилий.

42. Ошибки в определении рода аббревиатур.

43. Употребление НЕ с различными частями речи.

44. Правописание Н и НН в именах прилагательных.

45. Орфографические нормы литературного языка (на примере нескольких правил).

46. Нормы пунктуации и типичные пунктуационные ошибки (на примере нескольких правил).

47. Роды и виды публичной речи.

48. Основные этапы подготовки публичной речи.

49. Презентационная речь.

50. Специфика убеждающей речи.

51. Специфика и приемы подготовки информационной речи.

52. Композиция речи.

53. Аргументация и её структура. Виды аргументов.

54. Коммуникативные качества речи.

55. Дискуссия и полемика как разновидности спора.

56. Корректные и некорректные приёмы спора.

57. Средства выразительности речи.

58. Виды и функции тропов.

59. Виды и функции фигур речи.

60. Приемы привлечения внимания аудитории.

61. Приемы поддержания внимания аудитории.

62. Типы словарей и справочников современного русского литературного языка.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы докладов / рефератов

1. Язык рекламы.

2. Стратегии и тактики в речевой коммуникации.

3. Роль жестов и мимики в деловом общении.

4. Национальная специфика речевого этикета.

5. Виды деловых писем.

6. Этапы и методы работы над публичной речью.

7. Признаки хорошего слушания.

8. Основные критерии культуры речи.

9. Основные типы речевых ошибок.

10. Специфика русского ударения.

11. Поль Л. Сопер о целевых установках публичной речи.

12. Правила склонения иностранных имен и фамилий в русском языке.

13. Условия успешной коммуникации.

 
стр. 21
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
коллоквиум, тест, разноуровневые задачи и задания, доклад, кейс-задачи
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: учебное пособие для студ. нефилологических факультетов вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
 
Л1.2
Баданова Т.А., Новикова О.В., Попов [и др.] А.В., Попов А.В.
Русский язык и культура речи: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
 
Л1.3
Невежина М.В., Шарохина Е.В., Михайлова [и др.] Е.Б.
Русский язык и культура речи: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71053.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Трофимова Г.К.
Русский язык и культура речи: курс лекций
Москва: Флинта, 2008
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.2
Google Chrome
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
Moodle
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
упражнения
 
тренинг
 
тестирование
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 22
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
422 А1
Лаборатория неорганической химии. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, аппарат Киппа, химические реактивы, химическая посуда, вытяжные системы, весы, инвентарь для обслуживания учебного оборудования, полки для хранения учебного оборудования
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать 

 
стр. 23
УП: 04.03.01_2019_139.plx
 
текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование).

Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса).

Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.