2019-2020_04_03_01_ 2016-136_plx_Современные проблемы химического образования
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра биологии и химии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные проблемы химического образования
Учебный план
04.03.01_ 2016-136.plx

Направление 04.03.01 Химия профиль "Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность"

 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
18
18
18
18
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
42
42
42
42
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Байдалина О.В. _______________
 
 
Современные проблемы химического образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 ХИМИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №210)
 
Направление 04.03.01 Химия профиль "Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 24.12.2019 протокол № 12.
 
Протокол от 10.05.2019 протокол № 9  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Польникова Елена Николаевна

кафедра биологии и химии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование системных знаний о современном химическом  образовании и представлений о его перспективах и основных проблемах.
1.2
Задачи: 1. познакомить студентов с современными проблемами и перспективами химического образования в России;

2. дать представление об инновационных подходах в обучении химии;

3. сформировать навыки применения современных образовательных технологий в практике.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научные основы школьного курса химии
2.1.2
Избранные главы педагогики и психологии
2.1.3
Методика преподавания химии
2.1.4
Психология и педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1:способностью использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач
 
 
Уровень 1
- содержание основных нормативных документов, отражающих современную концепцию  школьного химического образования и профессиональные функции педагога-технолога; - приемы определения научного содержания обучения и требования государственных образовательных стандартов;
Знать:
63243
 
 
 
Уровень 1
- использовать соответствующие целям современные методы и средства обучения; - осуществлять контроль за усвоением знаний, диагностировать усвоенные химические знания и корректировать процесс обучения;
Уметь:
63243
 
 
 
Уровень 1
- теоретическими и психолого-педагогическими основами управления обучением химии; - современными педагогическими технологиями и применять их в образовательной практике. 
Владеть:
63243
 
 
 
ПК-13:способностью планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности
 
 
Уровень 1
- содержание основных нормативных документов, отражающих современную концепцию  школьного химического образования и профессиональные функции педагога-технолога; - приемы определения научного содержания обучения и требования государственных образовательных стандартов;
Знать:
63261
 
 
 
Уровень 1
- использовать соответствующие целям современные методы и средства обучения; - осуществлять контроль за усвоением знаний, диагностировать усвоенные химические знания и корректировать процесс обучения;
Уметь:
63261
 
 
 
Уровень 1
- теоретическими и психолого-педагогическими основами управления обучением химии; - современными педагогическими технологиями и применять их в образовательной практике. 
Владеть:
63261
 
 
 
ПК-14:владением различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащимися с разным уровнем базовой подготовки
 
 
Уровень 1
- содержание основных нормативных документов, отражающих современную концепцию  школьного химического образования и профессиональные функции педагога-технолога; - приемы определения научного содержания обучения и требования государственных образовательных стандартов;
Знать:
63262
 
 
 
Уровень 1
- использовать соответствующие целям современные методы и средства обучения; - осуществлять контроль за усвоением знаний, диагностировать усвоенные химические знания и корректировать процесс 
Уметь:
63262
 
стр. 5
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
 
обучения;
 
 
 
Уровень 1
- теоретическими и психолого-педагогическими основами управления обучением химии; - современными педагогическими технологиями и применять их в образовательной практике. 
Владеть:
63262
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Современные проблемы химического образования
 
1.1
Введение. Стратегия химического образования в России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.2
Преподавание химии в России и за рубежом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
2
 
1.3
История развития методики преподавания химии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
2
 
1.4
Современные методы и средства обучения химии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.5
Современные методы и средства обучения химии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
6
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.6
Активные формы организации учебно-познавательной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.7
Активные формы организации учебно-познавательной деятельности /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
6
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.8
Активные формы организации учебно-познавательной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
10
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.9
Проблемы контроля и оценки эффективности обучения химии. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.10
Проблемы контроля и оценки эффективности обучения химии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
10
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.11
Проблемы контроля и оценки эффективности обучения химии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
1
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.12
Педагогическая техника /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
1
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.13
Педагогическая техника /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.14
Педагогическая техника /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
10
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.15
Информационные технологии в обучении химии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
2
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.16
Информационные технологии в обучении химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
8
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
1.17
Современные методы и средства обучения химии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
4
ОПК-1 ПК-13 ПК-14
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
 
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы к зачету

1. Современная концепция химического образования. Основные принципы государственной политики в области образования.

2. Приемы повторения пройденного на уроке и при повторении тем курса.

3. Содержание и структура школьного химического образования.

4. Домашнее задание, виды и способы подачи.

5. Положение об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы. Цели, задачи. Краткое содержание.

6. Внеурочная работа по химии. Спецкурсы. Факультативы. Массовые мероприятия

7. Современные программы по химии для школ. Сравнительная характеристика. (Гузей Л.С.,Суровцева Р.П., Габриелян О.С., Иванова Р.Г.)

8. Проблемы итоговой аттестации. ЕГЭ по химии.

9. История развития химического образования в России.

10. Методика проведения текущего и итогового контроля

11. Современные методические школы в России и ведущие методисты.

12. Приемы активизации внимания.

13. Приемы ведения урока и его традиции.

14. Методы обучения химии. Понятие, классификационные принципы, классификация.

15. Школьный кабинет химии, основные требования к нему.

16. Классификация методов обучения по числу задаваемых ориентиров. (по Зайцеву).

17. Программированное обучение. Виды программ.

18. Школьная лекция, особенности ее организации и основные требования.

19. Использование Интернет-ресурсов на уроках химии.

20. Самоконтроль и взаимоконтроль, методика проведения.

21. Исследовательский метод в обучении химии.

22. Система контроля качества знаний учащихся.

23. Современные технологии обучения химии.(КСО, ЕО, ККТ, ТАО).

24. Лабораторный практикум, его виды и способы проведения.

25. Общие представления о средствах обучения химии, их классификация.

26. Современные учебники по химии для средних школ. Общая характеристика, основные рекомендуемые учебники.

27. Познавательные игры, их роль в развитии учащихся.

28. Технические средства обучения.

29. Теория поэтапного формирования умственных действий и система форм обучения.

30. Компьютер в преподавании химии.

31. Семинарские занятия и методика их проведения.

32. Контроль качества знаний учащихся. Функции, виды и формы.

33. Нетрадиционные формы учебной деятельности учащихся.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ

1.  Профильное обучение химии в школе.

2.  Алгоритмизированное обучение химии.

3.  Содержание и построение современных школьных учебников.

4.  Формирование экологических понятий в процессе обучения химии.

5.  Элективные курсы в процессе преподавания химии.

6.  Особенности преподавания химии в учебных заведениях и классах различного профиля

( естественнонаучного, гуманитарного, технического).

7.  Практическая направленность в обучении химии и её роль в гуманизации образования.

8.  Дифференцированный подход при обучении химии.

9.  Проблемный химический эксперимент на профильной ступени школьного образования.

10.  Современные педагогические технологии  в обучении химии.

11.  Методика педагогических исследований в процессе преподавания химии.

12.  Исследовательские методы на уроках химии и во внеклассной работе.

13.  Использование Интернет-ресурсов и современных информационных технологий в  процессе обучения химии.

14.  Пропедевтика химического образования.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 7
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Краснова [и др.] В.Г., Габриелян О.С.
Теория и методика обучения химии: учебник для вузов
Москва: Академия, 2009
 
Л1.2
Пак М.С.
Теория и методика обучения химии: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015
http://www.iprbookshop.ru/51703.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Аспицкая А.Ф., Кирсберг Л.В.
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии: методическое пособие
Москва: БИНОМ, 2009
http://window.edu.ru/resource/570/64570
 
Л2.2
Томина Е.В.
Модульная технология обучения химии в современном образовательном процессе: учебно-методическое пособие
Воронеж: Воронежский государственный университет (ВГУ), 2004
http://window.edu.ru/resource/469/27469
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
CDBurnerXP
6.3.1.5
Far Manager
6.3.1.6
Firefox
6.3.1.7
Foxit Reader
6.3.1.8
Google Chrome
6.3.1.9
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.11
MS Office
6.3.1.12
MS WINDOWS
6.3.1.13
Paint.NET
6.3.1.14
VLC media player
6.3.1.15
XnView
6.3.1.16
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
деловая игра
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
 
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций

во время проведения лекции

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.

Методические рекомендации студентам по изучению

рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.

Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

       Успешное освоение курса  предполагает активное, творческое участие студента  путем планомерной, повседневной работы.

Методические рекомендации по защите лабораторных работ

Каждый студент должен выполнить лабораторные работы, предусмотренные программой.

Результаты выполненной лабораторной работы следует оформить в виде отчета. Требования к оформлению отчета по лабораторной работе. Отчета оформляется на бумаге формата А 4 вручную или на компьютере. При работе на компьютере: размер шрифта – 14; интервал между строк – одинарный; поля – везде по 2 см, внизу – 2,5 см; нумерация страниц – внизу посредине; абзацный отступ – 1,25 см; размещение текста – по ширине.

Содержание отчета:

- титульный лист (образец прилагается);

- цель работы; задание;

- краткое теоретическое введение к данной работе;

- название опытов; оформление результатов опытов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Защита лабораторной работы осуществляется на занятии, следующем после ее выполнения.

При защите студент должен представить отчет по лабораторной работе, составленный по предложенной выше схеме, пояснить все приведенные расчеты и выводы, составить уравнения химических реакции.

Образец оформления титульного листа

ГАГУ,  КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Отчет по лабораторной работе

(номер и название работы)

Выполнил студент группы….

 
стр. 9
УП: 04.03.01_ 2016-136.plx
 
Фамилия, инициалы

Проверил преподаватель

Фамилия, инициалы

Горно-Алтайск,  201__ г.