05.03.02 География
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1.Гипотезы происхождения славян и факты на который они базируются. Социально-культурное развитие восточнославянских племён в до государственный период
2. Этапы формирования Древнерусского государства, хронологические рамки, их характеристика
3. Дискуссии в историографии по происхождению государственности у восточных славян
4. Основные причины политической децентрализации Древнерусского государства и её последствия. Отличительные черты политического развития Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли. /Лек/
5. Основные этапы монгольского нашествия на Русь и его важнейшие последствия. Какие основные оценки монгольского нашествия существуют в историографии?
6. Ход возвышения Московского княжества и объединение русских земель вокруг Москвы. Центральные органы великокняжеской власти и их функции.
7. Какие социальные изменения привели к формированию самодержавной власти /Лек/
8. Значение термина «крепостное право», причины его формирования. Основные документы на которых оно складывалось
9. Причины раскола Русской церкви в середине XVII века. Чем во взглядах отличались никониане от староверов?
10. Основное содержание понятия «модернизация». Основные этапы модернизации в России. /Лек/
11. Можно ли считать петровские реформы модернизацией? Поясните свою точку зрения.
12. Основные последствия петровских реформ в области государственного управления
13. Характерные черты российской промышленности в первой четверти XVIII века. Основные причины и последствия усиления роли государства в экономической жизни страны в петровскую эпоху? /Лек/
14. Определение «просвящённый абсолютизм».Какими чертами Екатерина II наделяла просвящённого монарха.
15. Характеристика основных преобразований, осуществлённых в России в рамках политики «просвященного абсолютизма»
16. Какие меры эпохи правления Александра I и Николая I способствовали развитию капитализма в России? /Лек/
17. Что представлял собой крестьянский вопрос в XIX в.? Как он решался
18. Причины восстания декабристов- молодых представителей дворянской аристократии. Основные события связанные с восстанием декабристов
19. Реформы Александра II. Представьте предпосылки и значение великих реформ. /Лек/
20. Развитие революционного движения в России второй половины XIX – начала ХХ века ( народники, ПСР, РСДРП). Почему потерпело крах революционное движение народников?
21.Социально-экономическое развитие России в конце XIX – нач XX , а так же реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
22. Ход первой русской революции и её влияние на политический строй России начале ХХ века. /Лек/
23. Программы и деятельность политических партий в России в начале XX в.
24. Значение Первой мировой войны для революционных событий 1917 года. Выявите причины двоевластия между Временным правительством и Советами. /Лек/
25. Почему политика большевиков 1917-1921 года получила название «военный коммунизм». Была ли она продиктована объективными обстоятельствами или насаждалась большевистским руководством
26. Основные черты НЭПа. В чем состоит его отличие от политики военного коммунизма? Менял ли НЭП основы существовавшей экономической системы /Лек/
27. Содержание понятия «тоталитаризм». Социально-политическая ситуация в СССР в 1929-1939 гг.
28. Охарактеризуйте политику «большого скачка» как проявление процессов индустриализации советской экономики и коллективизации сельского хозяйства. Почему тоталитарное государство делает ставку на форсированные темпы развития? /Лек/
29. Раскройте значение Великой отечественной войны для истории России и мира. Назовите основные этапы войны /Лек/
30. Что такое «Хрущевская оттепель»? Проанализируйте экономическую и социальную политику Н.С. Хрущёва, в чём заключались достижения и просчёты? /Лек/
31. Характеристика понятия «застоя», суть явления, причины появления, хронологические рамки
32. Раскройте причины краха советской системы и распада СССР. Представьте попутки её реформирования в «Перестройку» в СССР /Лек/
1. Первые князья из династии Рюриковичей
2.Норманская и антинорманская теория
3.Занятия славян
4.Язычество славян
5.Принятие христианства и его значение
/Пр/
1. Причины феодальной раздробленности
2. Монголо-татарское нашествие
3. Борьба с завоевателями на западе и востоке
4. Куликовская битва и её значение
/Пр/
1. Борьба Москвы и Твери
2. Иван Калита
3. Централизация земель вокруг Москвы в XV веке
4. Правление Ивана IV
/Пр/
1. Борис Годунов
2. Смута
3. Воцарение Михаила Романова
4. Царствие Алексея Михайловича
5. Правление Софьи Алексеевны
/Пр/
1. Россия в период правления Петра I
2. Эпоха дворцовых переворотов
3. Правление Екатерины II и Павла I.
4. Культура России в XVIII веке
/Пр/
1. Правление Александра I
2. Внутренняя и внешняя политика Николая I
3. Александр II и реформы 60-70 годов
4. Александр III
5. Золотой и серебряный век русской культуры
/Пр/
1. Модернизация и обострение социальных протворечий
2. Русско-японская война 1904-1905 годов
3. Первая русская революция
4. Свержение монархии
/Пр/
Тема 8. Первая мировая война и формирование нового миропорядка
1. Обстановка накануне войны
2. Ход боевых действий (просмотр фильма о Первой мировой)
3. Формирование нового миропорядка после Первой мировой войны
4. Революция 1917 года в России
/Пр/
1. Гражданская война и иностранная интервенция
2. Образование СССР
3. Новая экономическая политика
4. Индустриализация и коллективизация
5. Советская культура довоенного времени
/Пр/
1. Начало второй мировой войны
2. Нападение гитлеровской германии на СССР
3. Освободительная миссия РККА в Европе
4. Победа над Японией.
/Пр/
1. Крушение колониальной системы
2. Создание ООН
3. Холодная война
4. Распад мировой системы социализма
/Пр/
1. Восстановление народного хозяйствами
2. Крах сталинизма и первые попытки демократизации.
3. Никита Хрущёвская
4. Эпоха застоя и нарастание кризисных явлений
5. Олимпиада 1980 года
6. Политика разрядки
7. Культура СССР 1950-1980 годов
8. Михаил Горбачев
/Пр/
1.Перестройка
2. Распад СССР
3. Экономическое и политическое развитие постсоветской России
4. Борис Ельцин
5. Беловежские соглашения
/Пр/
1. Реформы 1990 — х годов
2. Конституция 1993 года
3. Чеченские войны
4. Отставка Б.Ельцина
/Пр/
1. Избрание президентом В.В.Путина
2. Реформы в России 2000-2008 годов.
3. Избрание президентом Д.А.Медведева
4. Экономические проблемы современной России
5. Политические проблемы современной России
/Пр/
Для более правильного выполнения этого задания студенту предлагается список конструкций для реферативного изложения (Подробнее см.: Шваков, Е.Е. Правила написания и оформления дипломных работ (методические рекомендации/Е.Е. Шваков, Т.К. Куриленко, М.А. Кукарцева, Л.В. Карплюк// [Электронный ресурс] http://e-lib.gasu.ru/eposobia/diplom/).
• В статье под заглавием «…», помещенной в журнале «…», N… за …год, излагаются взгляды (вопросы, проблемы)…
• Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов…
• Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…
• В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для… актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…
• Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен…
• Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес…
• Основная тема статьи отвечает задачам…
• В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи). Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи).
• Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей.
• Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)… Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что)…
• Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления, становления)…
• Автор излагает в хронологической последовательности историю…
• Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты…
• Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения
• Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)…
• В статье дается обобщение…, приводятся хорошо
• В заключении автор говорит о том, что…
• Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для…, но и для…
• Надо заметить (подчеркнуть), что…
• Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что …
• Наиболее важными из выводов автора представляются следующие…
• Это, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…, и, наконец…
Эссе
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут
В рамках написания эссе у студента формируются следующие компетенции:
- четко и грамотно формулировать мысли,
- структурировать информацию,
- использовать основные категории анализа,
- выделять причинно-следственные связи,
- иллюстрировать понятия соответствующими примерами,
- аргументировать свои выводы.
Примерная тема: «Можно ли говорить о том, что историческое развитие государств подчиняется определенным внутренним законам развития человеческого общества или оно определяется исключительно географическим положением, геополитическими особенностями, природой, климатом и т.п.?»
Электронная презентация
Электронная презентация разрабатывается к одному из вопросов семинарского занятия или к теме реферата. Она должна отражать, раскрывать и иллюстрировать основные положения выбранной темы. В связи с этим необходимо правильно спланировать презентацию. Этапы создания презентации: определение целей и задач; сбор информации по теме; определение основной идеи презентации; создание структуры; подготовка заключения.
Требования к презентации: 8-10 слайдов; первый и последний слайды - титульные: тема выступления, сведения об авторе, дата и т.п.; второй слайд - план выступления; предпоследний слайд - ссылки на использованные источники и иллюстративные материалы; все слайды читабельны; текст представлен ключевыми словами и фразами; содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует устное выступление; иллюстративные материалы соответствуют содержанию; выбранные эффекты не отвлекают, а акцентируют основные содержательные моменты выступления.
Готовая работа представляется преподавателю для проверки на диске и распечатанной на
Подготовка проектов по теме
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Вся деятельность студентов в рамках подготовки проекта сосредотачивается на следующих этапах:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• проведение сбора данных;
• анализ полученных данных;
• оформление конечных результатов;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов, конференций и пр.).
Тема: «ХХ век в судьбе моей семьи».
Выполнение упражнений
Упражнения - вид самостоятельной письменной работы, целью которой является более глубокое изучение отдельных вопросов истории России указанного периода. Студентам предлагаются разные виды упражнений (анализ источников, заполнение таблиц, работа с картой, сравнение материала и т.д.). При выполнении работ следует пользоваться дополнительной литературой (см. Список литературы и название статей).
• Тематические таблицы по учебной литературе и картографическим материалам, которые позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой и картами (выбирать, структурировать информацию, размещать ее в хронологической последовательности);
В ходе освоения дисциплины студентам предлагается составить таблицы:
1. «Основные направления внешней и внутренней политики первых русских князей IXX вв.»
№ Имя князя,
годы правления Основные направления и итоги внутренней политики Основные направления
и итоги внешней политики
3. Образование единого русского государства
Дата присоединения (здесь нужно указать дату присоединения земли или княжества к Москве) Название земли, княжества Характер и методы присоединения к Московскому княжеству (следует определить, как произошло присоединение: мирным или военным путем, путем заключения брака, в результате сделки купли-продажи, огосударствления земель или другим путем)
• Покажите геополитические изменения в мире на протяжении XVIII в. Как они повлияли на характер внешней политики России?
• Сравните ценностные ориентации россиян в начале и в конце века. О чем это свидетельствует?
/Ср/
ГАГУ
Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных на лекциях и в процессе подготовки к практическим/семинарским занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:
1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям.
2. Подготовку к экзамену.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим/семинарам
Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий
- развернутой беседы – обсуждения (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
При проведении занятий практикуется использование активных и интерактивных форм занятий.
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
§ Лекция-визуализация, которая представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму, с применением различных видов наглядности: карт, слайдов, схем, таблиц, видеозаписей, кинофильмов и т.д. Чтение данной лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить следующие компетенции: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, систематизации имеющихся знаний, демонстрируя разные способы визуализации.
§ Проблемная лекция, в ходе которой преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ, тем самым, формируя способность понимать и критически анализировать полученную информацию. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно приходят к тем выводам, обобщениям, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. На лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории.
Тема: Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.).
Метод проектов. Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.
Студенты, готовящие проект имеют право:
- самостоятельно выбирать тему проекта;
- самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи;
- самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.
На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация).
Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
Экзамен/зачёт является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно.
Подготовка к экзамену/зачёту осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент освоил более 50% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.
Оценка «хорошо» выставляется в случае если студент освоил более 60% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (реферат, и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.
Оценка «отлично» выставляется в случае если студент освоил более 70% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (доклад, и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы. Кроме этого студент, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительные, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.