2019-2020_05_03_02_2019_219_plx_История_Территориальное планирование
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История
Учебный план
05.03.02_2019_219.plx

05.03.02 География

Территориальное планирование
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
48,7
аудиторные занятия
58
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
1,3
1,3
1,3
1,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
58
58
58
58
Кoнтактная рабoта
60,55
60,55
60,55
60,55
Сам. работа
48,7
48,7
48,7
48,7
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 05.03.02_2019_219.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Дворников Э.П
 
 
История
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)
 
05.03.02 География

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 16.05.2019 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 05.03.02_2019_219.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний о причинах и условиях возникновения и эволюции государства и его важнейших институтов с древнейших времен до конца XX века.
1.2
Задачи: Задачи дисциплины: - раскрыть общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности; - проанализировать основные процессы истории России с древнейших времен до ХX века; - показать место России в мировом историческом процессе, обращая внимание на дипломатический опыт, международные конфликты; - определить важнейшие события и явления, повлиявшие на ход отечественной истории.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Русский язык и культура речи
2.2.2
Математика
2.2.3
Экономическая теория
2.2.4
Философия
2.2.5
Правоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОК-2:способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
 
 
Уровень 1
основные закономерности и этапы исторического развития для формирования гражданской позиции 
Знать:
61737
 
 
 
Уровень 1
анализировать исторические данные для формирования гражданской позиции, выделять главное для предотвращения попыток подмены исторических фактов в условиях современной геополитике
Уметь:
61737
 
 
 
Уровень 1
владеть навыками мультидисциплинарных исследований, использования широкого спектра методов для создания общего направления использования исторического знания  в современной сложной внутренней и внешней обстановке с целью сплочения в рамках национальной идеи.
Владеть:
61737
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. лекции
 
стр. 5
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
1.1
лекция 1.

1.Гипотезы происхождения славян и факты на который они базируются.  Социально-культурное развитие восточнославянских племён в до государственный период

2. Этапы формирования Древнерусского государства, хронологические рамки,  их характеристика

3. Дискуссии в историографии по происхождению государственности у восточных славян

4. Основные причины политической децентрализации Древнерусского государства и её последствия. Отличительные черты политического развития  Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
1.2
Лекция 2

5. Основные этапы монгольского нашествия на Русь и его важнейшие последствия. Какие основные оценки монгольского нашествия существуют в историографии?

6. Ход  возвышения Московского княжества и объединение русских земель вокруг Москвы. Центральные органы великокняжеской власти и их функции.

7. Какие социальные изменения привели к формированию самодержавной власти /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
1.3
Лекция 3.

8. Значение термина «крепостное право», причины его формирования. Основные документы на которых оно складывалось

9. Причины раскола Русской церкви в середине XVII века. Чем во взглядах отличались никониане от староверов?

10. Основное содержание понятия «модернизация». Основные этапы модернизации в России. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
1.4
Лекция 4.

11. Можно ли считать петровские реформы  модернизацией? Поясните свою точку зрения.

12. Основные последствия петровских реформ в области государственного управления

13. Характерные черты российской промышленности в первой четверти XVIII века. Основные причины и последствия усиления роли государства в экономической жизни страны в петровскую эпоху? /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
стр. 6
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
1.5
Лекция 5.

14. Определение «просвящённый абсолютизм».Какими чертами Екатерина II наделяла просвящённого монарха.

15. Характеристика основных преобразований, осуществлённых в России в рамках политики «просвященного абсолютизма»

16. Какие меры эпохи правления Александра I и Николая   I способствовали развитию капитализма в России? /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
1.6
Лекция 6.

17. Что представлял собой крестьянский вопрос в XIX в.? Как он решался

18. Причины  восстания декабристов- молодых представителей дворянской аристократии. Основные события связанные с восстанием декабристов

19. Реформы Александра II. Представьте предпосылки и значение великих реформ. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
1.7
Лекция 7.

20. Развитие революционного движения в России второй половины XIX – начала ХХ века ( народники, ПСР, РСДРП). Почему потерпело крах революционное движение народников?

21.Социально-экономическое развитие России в конце XIX – нач XX , а так же реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

22. Ход первой русской революции и её влияние на политический строй России начале ХХ века. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
1.8
Лекция 8.

23. Программы и деятельность  политических партий в России в начале XX в.

24. Значение Первой мировой войны для революционных событий 1917 года. Выявите причины двоевластия между Временным правительством и Советами. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
стр. 7
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
1.9
Лекция 9.

25. Почему политика большевиков 1917-1921 года получила название «военный коммунизм». Была ли она продиктована объективными обстоятельствами или насаждалась большевистским руководством

26. Основные черты НЭПа. В чем состоит его отличие от политики военного коммунизма? Менял ли НЭП основы существовавшей экономической системы /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
1.10
Лекция 10.

27. Содержание понятия «тоталитаризм». Социально-политическая ситуация в СССР в 1929-1939 гг.

28. Охарактеризуйте политику «большого скачка» как проявление процессов индустриализации советской экономики и коллективизации сельского хозяйства. Почему тоталитарное государство делает ставку на форсированные темпы развития? /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
1.11
Лекция 11.

29. Раскройте значение Великой отечественной войны для истории России и мира. Назовите основные этапы войны /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
1.12
Лекция 12.

30. Что такое «Хрущевская оттепель»? Проанализируйте экономическую и социальную политику Н.С. Хрущёва, в чём заключались достижения и просчёты? /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
1.13
Лекция 13.

31. Характеристика понятия «застоя», суть явления, причины появления, хронологические рамки

32. Раскройте причины краха советской системы и распада СССР. Представьте попутки её реформирования в «Перестройку» в СССР /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
 
Раздел 2. практические
 
2.1
Тема 1. Древняя Русь

1. Первые князья из династии Рюриковичей

2.Норманская и антинорманская теория

3.Занятия славян

4.Язычество славян

5.Принятие христианства и его значение

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
2
 
2.2
Тема 2. Феодальная раздробленность и борьба с иноземными захватчиками

1. Причины феодальной раздробленности

2. Монголо-татарское нашествие

3. Борьба с завоевателями на западе и востоке

4. Куликовская битва и её значение

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
2
 
стр. 8
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
2.3
Тема 3. Собирание земель вокруг Москвы

1. Борьба Москвы и Твери

2. Иван Калита

3. Централизация земель вокруг Москвы в XV веке

4. Правление Ивана IV

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
2
 
2.4
Тема 4.Смута и первые Романовы

1. Борис Годунов

2. Смута

3. Воцарение Михаила Романова

4. Царствие Алексея Михайловича

5. Правление Софьи Алексеевны

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
2
 
2.5
Тема 5. Россия в новое время

1. Россия в период правления Петра I

2. Эпоха дворцовых переворотов

3. Правление Екатерины II и Павла I.

4. Культура России в XVIII веке

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
2.6
Тема 6. Российская империя в XIX веке

1. Правление Александра I

2. Внутренняя и внешняя политика Николая I

3. Александр II и реформы 60-70 годов

4. Александр III

5. Золотой и серебряный век русской культуры

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
1
 
2.7
Тема 7. Россияв начале XX века

1. Модернизация и обострение социальных протворечий

2. Русско-японская война 1904-1905 годов

3. Первая русская революция

4. Свержение монархии

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
2.8
Тема 8. Первая мировая война и формирование нового миропорядка

Тема 8. Первая мировая война и формирование нового миропорядка

1. Обстановка накануне войны

2. Ход боевых действий (просмотр фильма о Первой мировой)

3. Формирование нового миропорядка после Первой мировой войны

4. Революция 1917 года в России

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
2.9
Тема 9. Советская Россия и СССР 1918-1941

1. Гражданская война и иностранная интервенция

2. Образование СССР

3. Новая экономическая политика

4. Индустриализация и коллективизация

5. Советская культура довоенного времени

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
стр. 9
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
2.10
Тема 10. Вторая Мировая война. Великая Отечественная война

1. Начало второй мировой войны

2. Нападение гитлеровской германии на СССР

3.  Освободительная миссия РККА в Европе

4. Победа над Японией.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
2.11
Тема 11. Мир во второй половине XX века

1. Крушение колониальной системы

2. Создание ООН

3. Холодная война

4. Распад мировой системы социализма

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
2.12
Тема 12. Советский союз в 50-80 годы

1. Восстановление народного хозяйствами

2. Крах сталинизма и первые попытки демократизации.

3. Никита Хрущёвская

4. Эпоха застоя и нарастание кризисных явлений

5. Олимпиада 1980 года

6. Политика разрядки

7. Культура СССР 1950-1980 годов

8. Михаил Горбачев

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
4
1
0
 
2.13
Тема 13. Перестройка и распад СССР

1.Перестройка

2. Распад СССР

3. Экономическое и политическое развитие постсоветской России

4. Борис Ельцин

5. Беловежские соглашения

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
2.14
Тема 14. Экономическое и политическое положение в России 1990 годов

1. Реформы 1990 — х годов

2. Конституция 1993 года

3. Чеченские войны

4. Отставка Б.Ельцина

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
2.15
Тема 15. Современная Россия

1. Избрание президентом В.В.Путина

2. Реформы в России 2000-2008 годов.

3. Избрание президентом Д.А.Медведева

4. Экономические проблемы современной России

5. Политические проблемы современной России

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
2
1
0
 
 
Раздел 3. самостоятельная работа
 
стр. 10
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
3.1
Самостоятельная работа

Для более правильного выполнения этого задания студенту предлагается список конструкций для реферативного изложения (Подробнее см.: Шваков, Е.Е. Правила написания и оформления дипломных работ (методические рекомендации/Е.Е. Шваков, Т.К. Куриленко, М.А. Кукарцева, Л.В. Карплюк// [Электронный ресурс] http://e-lib.gasu.ru/eposobia/diplom/).

• В статье под заглавием «…», помещенной в журнале «…», N… за …год, излагаются взгляды (вопросы, проблемы)…

• Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов…

• Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…

• В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для… актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…

• Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен…

• Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес…

• Основная тема статьи отвечает задачам…

• В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи). Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи).

• Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей.

• Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)… Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что)…

• Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления, становления)…

• Автор излагает в хронологической последовательности историю…

• Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты…

• Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения

• Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)…

• В статье дается обобщение…, приводятся хорошо 

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
48,7
1
0
 
стр. 11
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
аргументированные доказательства…

• В заключении автор говорит о том, что…

• Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для…, но и для…

• Надо заметить (подчеркнуть), что…

• Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что …

• Наиболее важными из выводов автора представляются следующие…

• Это, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…, и, наконец…

 Эссе

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут 

 
стр. 12
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

В рамках написания эссе у студента формируются следующие компетенции:

- четко и грамотно формулировать мысли,

- структурировать информацию,

- использовать основные категории анализа,

- выделять причинно-следственные связи,

- иллюстрировать понятия соответствующими примерами,

- аргументировать свои выводы.

Примерная тема: «Можно ли говорить о том, что историческое развитие государств подчиняется определенным внутренним законам развития человеческого общества или оно определяется исключительно географическим положением, геополитическими особенностями, природой, климатом и т.п.?»

Электронная презентация

Электронная презентация разрабатывается к одному из вопросов семинарского занятия или к теме реферата. Она должна отражать, раскрывать и иллюстрировать основные положения выбранной темы. В связи с этим необходимо правильно спланировать презентацию. Этапы создания презентации: определение целей и задач; сбор информации по теме; определение основной идеи презентации; создание структуры; подготовка заключения.

Требования к презентации: 8-10 слайдов; первый и последний слайды - титульные: тема выступления, сведения об авторе, дата и т.п.; второй слайд - план выступления; предпоследний слайд - ссылки на использованные источники и иллюстративные материалы; все слайды читабельны; текст представлен ключевыми словами и фразами; содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует устное выступление; иллюстративные материалы соответствуют содержанию; выбранные эффекты не отвлекают, а акцентируют основные содержательные моменты выступления.

Готовая работа представляется преподавателю для проверки на диске и распечатанной на 

 
стр. 13
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
бумаге. Презентация оценивается на 5 баллов, если: материал презентации логичен, соответствует вышеизложенным требованиям и умело представлен на аудитории.

Подготовка проектов по теме

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Вся деятельность студентов в рамках подготовки проекта сосредотачивается на следующих этапах:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования;

• проведение сбора данных;

• анализ полученных данных;

• оформление конечных результатов;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов, конференций и пр.).

 
стр. 14
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
Тема проекта предлагается преподавателем. Работают над проектом в группе, которая формируется на учебном занятии (не более 3-4 чел.). Обязательным условием является защита проекта на аудитории. Студент может получить 5 баллов, если: правильно поставлены цели и задачи проекта, корректно и логично изложен материал, грамотно и убедительно проведена защита проекта.

Тема: «ХХ век в судьбе моей семьи».

Выполнение упражнений

Упражнения - вид самостоятельной письменной работы, целью которой является более глубокое изучение отдельных вопросов истории России указанного периода. Студентам предлагаются разные виды упражнений (анализ источников, заполнение таблиц, работа с картой, сравнение материала и т.д.). При выполнении работ следует пользоваться дополнительной литературой (см. Список литературы и название статей).

• Тематические таблицы по учебной литературе и картографическим материалам, которые позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой и картами (выбирать, структурировать информацию, размещать ее в хронологической последовательности);

В ходе освоения дисциплины студентам предлагается составить таблицы:

1. «Основные направления внешней и внутренней политики первых русских князей IXX вв.»  

№ Имя князя,

годы правления Основные направления и итоги внутренней политики Основные направления

и итоги внешней политики

3. Образование единого русского государства

Дата присоединения (здесь нужно указать дату присоединения земли или княжества к Москве) Название земли, княжества Характер и методы присоединения к Московскому княжеству (следует определить, как произошло присоединение: мирным или военным путем, путем заключения брака, в результате сделки купли-продажи, огосударствления земель или другим путем)

• Покажите геополитические изменения в мире на протяжении XVIII в. Как они повлияли на характер внешней политики России?

 
стр. 15
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
• Покажите влияние важнейших внутренних и внешних факторов на развитие российской культуры в XVIII в. Сведите этот материал в таблицу.

• Сравните ценностные ориентации россиян в начале и в конце века. О чем это свидетельствует?

/Ср/

 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
4.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
34,75
ОК-2
1
0
 
4.2
Контроль СР /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
0,25
ОК-2
1
0
 
4.3
Контактная работа /KонсЭк/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
1
ОК-2
1
0
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
1,3
ОК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Гипотезы происхождения славян и факты на который они базируются.  Социально-культурное развитие восточнославянских племён в до государственный период 2. Этапы формирования Древнерусского государства, хронологические рамки,  их характеристика 3. Дискуссии в историографии по происхождению государственности у восточных славян 4. Основные причины политической децентрализации Древнерусского государства и её последствия. Отличительные черты политического развития  Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли. 5. Основные этапы монгольского нашествия на Русь и его важнейшие последствия. Какие основные оценки монгольского нашествия существуют в историографии? 6. Ход  возвышения Московского княжества и объединение русских земель вокруг Москвы. Центральные органы великокняжеской власти и их функции. 7. Какие социальные изменения привели к формированию самодержавной власти 8. Значение термина «крепостное право», причины его формирования. Основные документы на которых оно складывалось 9. Причины раскола Русской церкви в середине XVII века. Чем во взглядах отличались никониане от староверов? 10. Основное содержание понятия «модернизация». Основные этапы модернизации в России. 11. Можно ли считать петровские реформы  модернизацией? Поясните свою точку зрения. 12. Основные последствия петровских реформ в области государственного управления 13. Характерные черты российской промышленности в первой четверти XVIII века. Основные причины и последствия усиления роли государства в экономической жизни страны в петровскую эпоху? 14. Определение «просвящённый абсолютизм».Какими чертами Екатерина II наделяла просвящённого монарха. 15. Характеристика основных преобразований, осуществлённых в России в рамках политики «просвященного абсолютизма» 16. Какие меры эпохи правления Александра I и Николая   I способствовали развитию капитализма в России?
 
стр. 16
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
17. Что представлял собой крестьянский вопрос в XIX в.? Как он решался 18. Причины  восстания декабристов- молодых представителей дворянской аристократии. Основные события связанные с восстанием декабристов 19. Реформы Александра II. Представьте предпосылки и значение великих реформ. 20. Развитие революционного движения в России второй половины XIX – начала ХХ века ( народники, ПСР, РСДРП). Почему потерпело крах революционное движение народников? 21.Социально-экономическое развитие России в конце XIX – нач XX , а так же реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. 22. Ход первой русской революции и её влияние на политический строй России начале ХХ века. 23. Программы и деятельность  политических партий в России в начале XX в. 24. Значение Первой мировой войны для революционных событий 1917 года. Выявите причины двоевластия между Временным правительством и Советами. 25. Почему политика большевиков 1917-1921 года получила название «военный коммунизм». Была ли она продиктована объективными обстоятельствами или насаждалась большевистским руководством 26. Основные черты НЭПа. В чем состоит его отличие от политики военного коммунизма? Менял ли НЭП основы существовавшей экономической системы 27. Содержание понятия «тоталитаризм». Социально-политическая ситуация в СССР в 1929-1939 гг. 28. Охарактеризуйте политику «большого скачка» как проявление процессов индустриализации советской экономики и коллективизации сельского хозяйства. Почему тоталитарное государство делает ставку на форсированные темпы развития? 29. Раскройте значение Великой отечественной войны для истории России и мира. Назовите основные этапы войны 30. Что такое «Хрущевская оттепель»? Проанализируйте экономическую и социальную политику Н.С. Хрущёва, в чём заключались достижения и просчёты? 31. Характеристика понятия «застоя», суть явления, причины появления, хронологические рамки 32. Раскройте причины краха советской системы и распада СССР. Представьте попутки её реформирования в «Перестройку» в СССР Тесты по курсу истории для промежуточного контроля знаний по содержанию дисциплины Задание 1 Соотнесите функцию исторического знания: 1) Научно-познавательная 2) Воспитательная 3) Социальной памяти – И соответствующее ей определение: А) Формирование моральных, нравственных, гражданских ценностей и качеств личности Б) Историзм мышления, диалектическое историческое сознание, выявле- ние закономерностей исторического развития Варианты ответов: 2-А; 3-Б 1-Б; 3-А 1-Б; 2-А 1-А; 2-Б Задание 2 Соотнесите традиционный специально-исторический метод: 1) Историко-сравнительный 2) Историко-системный 3) Историко-типологический – И соответствующее ему определение: А) Классификация исторических явлений, событий, Объектов
 
стр. 17
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
Б) Анализ целых общественно-исторических систем, раскрытие внут- ренних механизмов их функционирования и развития Варианты ответов: 1-Б; 2-А 1-А; 2-Б 2-А; 3-Б 2-Б; 3-А Задание 3 Соотнесите известного российского историка: 1) В.О.Ключевский 2) С.М.Соловьев 3) М.Н.Покровский 4) Л.М.Милов – И соответствующее направление его исследования: А) Автор «Истории России с древнейших времен», рассматривавший историю общества как целостного организма; видел обязанность истории – отвечать на запросы времени и своеобразие истории России на стыке Европы и Азии В) Критик представителей государственной исторической школы (Б.Н.Чичерина), признававший множественность сил социально- экономической истории России («личность», «общество», «природа») С) Создатель концепции социально-экономической истории России как социума особого типа, с минимальным уровнем особого прибавочного про- дукта Варианты ответов: 2-А; 3-С; 4-В 1-В; 3-А; 4-С 2-С; 3-В; 4-А 1-В; 2-А; 4-С Задание 4 Тремя особенностями российского исторического процесса являются: - Страна с военно-государственным типом цивилизации - Социум с развитым гражданским обществом - Социум с минимальным объемом совокупного прибавочного продук- та и общинной консолидацией в противостоянии природе и внешним врагам - Страна с общественным договором как основой ее исторического развития - Страна с системообразующей ролью в ее истории власти, государ- ства Задание 5 Перечисленные события: А) Крещение Руси В) Создание «Русской Правды» при князе Ярославе Мудром С) Призвание варягов имеют хронологическую последовательность: Варианты ответов: С, А, В С, В, А В, А, С А, В, С Задание 6 Сопоставьте термин, характеризующий взаимоотношение Руси с Золотой Ордой: 1) Ярлык 2) Баскак 3) Дань (выход) и определение данного термина: А) Ежегодная плата русичей Орде В) Ханская грамота, дававшая право на великое княжение на Руси С) Сборщик дани, а позднее – ханский наблюдатель на Руси Варианты ответов: 1-В, 2-С, 3-А 1-А, 2-В, 3-С 1-В, 2-А, 3-С 1-С, 2-А, 3-В Задание 7 Тремя мероприятиями Ивана IV являются:
 
стр. 18
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
Введение подушной подати Проведение сошной реформы Организация стрелецкого войска Издание судебника Отмена крепостного права Задание 8 Соотнесите событие «Смутного времени»: 1) Власть «семибоярщины» 2) Правление В.Шуйского 3) Избрание царем М.Романова и соответствующую ему дату: А) 1613 В) 1610-13 С) 1606-10 Варианты ответов: 1-С, 2-А, 3-В 1-В, 2-А, 3-С 1-В, 2-С, 3-А 1-А, 2-В, 3-С Задание 9 Тремя мероприятиями Петра I, направленными на европеизацию страны яв- ляются: - Введение общерусского свода законов – Судебника - Учреждение Сената - Введение подворного налога вместо подушной подати - Празднование нового года 1 января - Упразднение патриаршества и создание Синода - Учреждение министерств вместо коллегий Задание 10 Три исторических деятеля эпохи Екатерины II это: - Александр Суворов - Григорий Отрепьев - Григорий Потемкин - Александр Радищев - Александр Пушкин - Степан Разин Задание 11 Тремя характерными чертами экономики ХVII в. являются: - Слабость внешней торговли из-за отсутствия выходов к Черному и Балтийскому морям - Появление мануфактур - Ликвидация системы внутренних таможенных пошлин при Елизаве- те Петровне - Активное развитие внешней торговли по Черному и Балтийскому морям - Введение ассигнаций - Начало формирования единого всероссийского рынка Задание 12 Промышленный переворот в странах: А) Германия В) Англия С) Россия Д) Франция происходил в последовательности: Варианты ответов: В, Д, А, С С, А, В, Д Д, В, С, А А, С, Д, В, Задание 13 Соотнесите дату: 1) 1803 г. 2) 1837-1842 гг. 3) 1842 г. 4) 1861 г. и соответствующий ей этап решения крестьянского вопроса в России в ХIХ в.: А) Проведение реформы управления государственными крестьянами
 
стр. 19
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
П.Д.Киселева В) Отмена крепостного права С) Указ о «вольных хлебопашцах» Варианты ответов: 1-С, 2-А, 4-В 1-С, 2-В, 3-А 2-А, 3-В, 4-С 1-В, 2-А, 3-С Задание 14 К периоду правления Александра I относятся три события: - Учреждение министерств, Комитета министров и Государственного совета - Указ о «вольных хлебопашцах» - Кодификация законов - Создание военных поселений - Указ об «обязанных крестьянах» Задание 15 Тремя политическими преобразованиями 1860-1870-х гг. являются: - Создание бессословного и гласного суда - Отмена всеобщей воинской обязанности - Создание всероссийского земского органа - Формирование земских органов местного самоуправления из пред- ставителей всех сословий - Введение адвокатов Задание 16 Четырьмя составляющими контрреформ Александра III является: - Построение идеологии контрреформ на теории официальной народ- ности - Временная отмена цензурного контроля - Упразднение суда присяжных и полная их замена военно-полевыми судами - Упразднение мирового суда и назначение министром внутренних дел земских начальников только из дворян - Установление жесткого административного надзора над периодиче- скими изданиями - Упразднение университетской автономии и строгое воспрещение собраний и выступлений студентов. Задание 17 Сопоставьте деятеля русской культуры ХIХ в: 1) В.И.Суриков 2) И.Е.Репин 3) М.И.Глинка 4) А.П.Бородин и его произведение: А) «Князь Игорь» В) «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки на Волге», «Арест пропаганди- ста» С) «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Варианты ответов 2-А, 3-В, 4-С 1-С, 2-А, 3-В 2-В, 3-А, 4-С 1-В, 3-С, 4-А Задание 18 Соотнесите общественную теорию ХIХ в.: 1) «Теория официальной народности» 2) Народничество 3) Марксизм и ее основные положения: А) Капитализм в России – чуждое, насаждаемое сверху явление В) Идеальная форма правления для России – абсолютная монархий С) Россия должна последовательно пройти этап капиталистического разви- тия, а затем перейти к социализму Варианты ответов: 1-С, 2-А, 3-В 1-А, 2-В, 3-С 1-А, 2-С, 3-В 1-В, 2-а, 3-С
 
стр. 20
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
Задание 19 Три характерные черты мира в ХХ в. это: - Установление в большинстве стран абсолютной монархии - Столкновение тенденций национализма и интернационализма, инте- грации и сепаратизма - Разрушение колониальной системы - Технический регресс в большинстве стран Европы и Америки - Глобализация политических и социально-экономических процессов - Доступ к управлению государством исключительно дворянского со- словия Задание 20 Элементом реформы С.Ю.Витте является - введение жесткого соотношения между серебряным рублем и ассиг- нацией - введение золотой монеты как основы кредитной системы - ужесточение финансовой политики по отношению к иностранному капиталу в России - передача изготовления спирта и водки в частные руки Задание 21 События Первой русской революции 1905-1907 гг.: А) Всероссийская октябрьская стачка В) Спад стачечного движения С) Кровавое воскресенье Д) Восстание на броненосце «Потемкин» происходили в хронологической последовательности: Варианты ответов: Д, В, С, А А, С, Д, В С, Д, А, В С, А, В, Д Задание 22 Целью столыпинской аграрной реформы являлось - укрепление самодержавия с помощью восстановления «временно- обязанного» состояния крестьян - разрешение аграрного вопроса с помощью передачи помещичьих земель крестьянам - создание сельскохозяйственных кооперативов, совместно владею- щих землей и обрабатывающих ее - разрешение аграрного вопроса с помощью разрушения крестьянской общины и создания класса крестьян-собственников как опоры само- державия Задание 23 Сопоставьте политическую партию начала ХХ в.: 1) Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) 2) Партия социалистов революционеров (эсеров) 3) Партий конституционных демократов (кадеты) 4) «Союз русского народа» и ее лидера: А) А.И. Дубровин В) В.М. Чернов С) В.И. Ленин Варианты ответов: 1-А, 2-С, 3-В 1-А, 3-В, 4-С 1-В, 2-А, 3-С 1-С, 2-В, 4-А Задание 24 Роспуск Николаем II Второй Государственной думы и издание избирательно- го закона, ограничившего представительство крестьян, рабочих и жителей национальных окраин называют - «Третьиюньским» государственным переворотом - «Августовским» государственным переворотом - «Октябрьским» государственным переворотом - «Третьиюльским» государственным переворотом Задание 25 Четырьмя утверждениями об истоках общенационального кризиса в годы первой мировой войны являются: - Большое снижение уровня жизни и продовольственные трудности
 
стр. 21
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
- Деятельность большевиков, не столько объяснявших, что такое марксизм и социализм, сколько агитировавших за мир, хлеб и землю - Роспуск Николаем II Государственной думы с началом войны в 1914 г. - Огромные людские потери на фронте - Дискредитация власти либеральной оппозицией, «распутинщиной», обвинениями в шпионаже, министерской и губернаторской «чехар- де» - Царское правительство вообще не готовилось к войне Задание 26 События Февральской революции: А) Формирование Временного правительства В) Расстрел демонстрантов в Петрограде С) Начало всеобщей забастовки в Петрограде Д) Подчинение Петроградскому Совету рабочих и солдатских депута- тов Петроградского гарнизона Приказом № 1 происходили в хронологической последовательности: Варианты ответов: Д, В, С, А А, С, Д, В С, В, Д, А В, А, С, Д Задание 27 К августо-сентябрьскому кризису Временного правительства в 1917 г. приве- ли две причины: - Антиправительственная 500-тысячная демонстрация, прошедшая под большевистским лозунгом «Вся власть Советам!» - Антивоенная манифестация 400 тысяч рабочих и солдат, протесто- вавших против отправки на фронт - Неспособность Временного правительства разрешить стоявшие пе- ред страной проблемы и надежды на диктатора - Разочарование общества в демократии и Временном правительстве - Уход из правительства 4-х кадетов в знак протеста против предо- ставления Украине независимости Задание 28 Четырьмя причинами начала широкомасштабной гражданской войны в Рос- сии являются: - Мятеж чехословацкого корпуса - Иностранная военная интервенция - Разгон Учредительного собрания - Принятие декрета о создании Красной армии - Громадные потери страны по условиям Брестского мира - Вспышка классовой борьбы в деревне из-за введения продоволь- ственной диктатуры, системы продотрядов 9 мая 1918 г. Задание 29 Соотнесите автора: 1) Аврех А.Я. 2) Фроянов И.Я. 3) Минц И.И. и его работу, в которой дается оценка революции в России 1917 г.: А) Октябрь семнадцатого. Взгляд из настоящего. 2002 г. В) Царизм накануне свержения. 1991 г. С) История Великого Октября. 1977 г. Варианты ответов: 1-С, 2-А, 3-В 1-В, 2-А, 3-С 1-А, 2-С, 3-В 1-С, 2-В, 3-А Задание 30 Четырьмя предпосылками нового социально-экономического строя, устано- вившегося в России после Октябрьской революции 1917 г. являлись: - Активное вмешательство государства в жизнь общества, этатизация социума - Нерешенность социально-экономических и политических проблем в начале ХХ столетия - Общинный характер землевладения - Развитость гражданского общества - Чувство социальной справедливости как черта национального ха-
 
стр. 22
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
рактера россиян - Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве Задание 31 «Новую экономическую политику» (НЭП) характеризуют три понятия: - золотой червонец - продразверстка - хозрасчет - милитаризация труда - продотряд Задание 32 В состав СССР к 1941 г. входило следующее количество республик: - 12 - 10 - 17 - 15 Задание 33 Форсированную индустриализацию в СССР характеризуют три понятия: - Стахановское движение - Продразверстка - ДнепроГЭС - Пятилетка - Раскулачивание - КамАЗ Задание 34 Коллективизацию 30-х гг. ХХ в. В СССР характеризуют три понятия: - Колхоз и совхоз - Раскулачивание - Продотряд - Машинно-тракторная станция - Продналог - Продразверстка Задание 35 Советскому Союзу в рамках создание системы коллективной безопасности к 1939 г. удалось подписать только один договор - С Англией и Францией о взаимопомощи в 1939 г. - Восточный пакт с Чехословакией, Финляндией и странами Балтии о взаимопомощи в 1933 г. - С Францией и Чехословакией о помощи жертве нападения в 1935 г. - Тихоокеанский пакт с США, Китаем и Японией о ненападении в 1937 г. Задание 36 События Второй мировой и Великой Отечественной войн: А) Курская дуга В) Берлинская операция С) Контрнаступление Красной Армии под Москвой Д) Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом происходили в хронологической последовательности: - С, Д, А, В - Д, В, С, А - В, С, Д, А - А, С, В, Д Задание 37 «Холодной войной» считается период - от выступления У.Черчиля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. с при- зывом к переходу от союзнической к атлантической солидарности до развала СССР в конце 1991 г. - от создания Варшавского договора в 1955 г. до объединения Герма- нии в 1990 г. - от создания НАТО до падения Берлинской стены - от создания НАТО и Федеративной Республики Германии (ФРГ) в 1949 г. до объединения Германии в 1990 г. Задание 38 Общественно-политическое развитие СССР в 1945-1952 г. характеризуют три утверждения: - Проведение выборов в Советы - Оформление сверхцентрализации управления, подавление инициа- тивы, культ личности Сталина - Жесткий контроль за партийностью и идейностью искусства и ре-
 
стр. 23
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
гламентация творчества - Прекращение политических репрессий - Предоставление колхозникам равных прав с горожанами Задание 39 Сущностью «оттепели» в 1950-х гг. является - начало духовного раскрепощения людей - введение многопартийности - ослабление влияния КПСС на все стороны жизни общества - переход от единоначалия к коллегиальности Задание 40 Политическое развитие СССР в 1964-1982 гг. характеризуют три утвержде- ния: - Углубление критики сталинизма - Введение многопартийности - Ликвидация совнархозов, восстановление министерств - Неосталинизм - Продолжение хрущевской политики децентрализации управления - Закрепление контроля партии над обществом в новой Конституции СССР 1977 г. Задание 41 Две причины поражения реформ 1965 г. это: - реформы были отменены вскоре после их начала - установление сверху планов от достигнутого уровня производства и лимитов фонда зарплаты - крестьянское широкомасштабное восстание - консервативные силы смогли взять верх над реформаторами - народ был возмущен проведением этих реформ и выступил с проте- стами против них Задание 42 Сущность изменений в политической системе СССР в 1985-1991 гг. характе- ризуют четыре утверждения: - Провозглашение курса на совершенствование социализма - Курс на построение правового социалистического государства - Введение Верховного Совета СССР, избиравшего из своего состава Съезд народных депутатов - Усиление тоталитарного контроля КПСС над всеми сферами жизни общества - Омоложение кадров - Начало формирование многопартийности - Развитие «командно-административной» системы управления Задание 43 Органом исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г. является: - Правительство РФ - Президент РФ - Федеральное собрание - Государственный __________Совет Задание 44 Соотнесите экономическое преобразование 1992-2005 гг.: 1) «Шоковая терапия», либерализация цен, начало приватизации государ- ственной собственности 2) Временный отказ платить по внешним и внутренним долгам (дефолт) в августе 1998г. 3) Государственная поддержка Топливно-энергитического комплекса, со- здание системы Государственных краткосрочных обязательств (ГКО),деноминация рубля и соответствующую фамилию Главы правительства, проводившего данное преобразование: А) С.В. Кириенко В) Е.Т.Гайдар С) В.С. Черномырдин Варианты ответов: 1-А, 2-С, 3-В 1-С, 2-А, 3-В 1-В, 2-А, 3-С 1-А, 2-В, 3-С Задание 45 Соотнесите направление общественно-политической мысли: 1) Социально ориентированные (левые)
 
стр. 24
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
2) Либеральные (правые) 3) Умеренные (центр) и соответствующую ему группу современных политических партий: А) «Союз правых сил» В) «Единая Россия» С) Коммунистическая партия РФ Варианты ответов: 1-А, 2-С, 3-В 1-С, 2-А, 3-В 1-А, 2-В, 3-С 1-В, 2-А, 3-С
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
не предусмотрено
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств

ГАГУ

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Ольштынский Л.И.
Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие
Москва: Логос, 2012
http://www.iprbookshop.ru/9091.html
 
Л1.2
Павленко В.Г.
Всеобщая история. Основы истории Средних веков: учебное пособие
Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2010
http://www.iprbookshop.ru/21954.html
 
Л1.3
Айсина Ф.О., Бородина С.Д., Воскресенская [и др.] Н.О., Поляк Г.Б.
История России: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/71152.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева [и др.] Н.Г.
История России: учебник для вузов
Москва: Проспект, 2009
 
Л2.2
Сушко А.В., Глазунова Т.В., Гермизеева [и др.] В.В.
История России: учебное пособие
Омск: Омский государственный институт сервиса, 2017
http://www.iprbookshop.ru/78435.html
 
Л2.3
Ануфриева Е.В., Щеглова Г.Б.
История России. Схемы, таблицы, события, факты 6-20 вв.: учебное пособие
Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008
http://www.iprbookshop.ru/11323.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека
 
стр. 25
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютер, проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ученическая доска, презентационная трибуна

 
227 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, ноутбук с доступом в интернет, интерактивная доска, ученическая доска, презентационная трибуна. Шкафы для хранения учебного оборудования, лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, утномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; пси-хрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт); рюкзаки, спальники, палатки, карематы
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Изучение дисциплины предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Изучение лекционного материала по конспекту лекций должно сопровождаться изучением рекомендуемой литературы, основной и дополнительной. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных на лекциях и в процессе подготовки к практическим/семинарским занятиям. Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

1. Подготовку к практическим/семинарским занятиям.

2. Подготовку к экзамену.

Методические указания обучающимся при подготовке к практическим/семинарам

Практическое занятие – своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к курсу лекций по данному вопросу и учебным пособиям.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, иллюстрирование теоретических положений самостоятельно подобранными примерами.

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий 

 
стр. 26
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
– научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах, в виде:

- развернутой беседы – обсуждения (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставятся дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара.  

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.

Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:

1) организационный;

2) закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.

При  проведении занятий практикуется использование  активных и интерактивных форм занятий.

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

§ Лекция-визуализация, которая представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму, с применением различных видов наглядности: карт, слайдов, схем, таблиц, видеозаписей, кинофильмов и т.д. Чтение данной лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить следующие компетенции: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, систематизации имеющихся знаний, демонстрируя разные способы визуализации.

§ Проблемная лекция, в ходе которой преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ, тем самым, формируя способность понимать и критически анализировать полученную информацию. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно приходят к тем выводам, обобщениям, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. На лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории.

Тема: Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.).

Метод проектов. Представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым.

Студенты, готовящие проект имеют право:

- самостоятельно выбирать тему проекта;

- самостоятельно выбирать методы решения проектной задачи;

- самостоятельно анализировать информацию, обобщать факты, готовить презентацию.

На основе презентации преподаватель оценивает работу студентов (в целом группы и индивидуально). Работа над проектом разделяется на 4 стадии: постановка проблемы  (планирование); сбор материалов; обобщение информации; представление проекта (презентация).

 
стр. 27
УП: 05.03.02_2019_219.plx
 
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Экзамен/зачёт является неотъемлемой частью учебного процесса и призван закрепить и упорядочить знания студента, полученные на занятиях и самостоятельно.

Подготовка к экзамену/зачёту осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, научных статей, информации среды интернет.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если студент освоил более 50% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине.

Оценка «хорошо» выставляется в случае если студент освоил более 60% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (реферат, и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы.

Оценка «отлично» выставляется в случае если студент освоил более 70% учебного материала, т. е. может сформулировать все основные понятия и определения по дисциплине и кроме этого самостоятельно подготовил оригинальною творческую работу (доклад,  и др.) и способен четко изложить ее суть, выводы, ответить на вопросы. Кроме этого студент, претендующий на отличную оценку, должен продемонстрировать аналитическое, нестандартное мышление, креативность и находчивость в ответах на дополнительные, усложненные вопросы преподавателя в рамках изучаемой дисциплины.