2019-2020_06_03_01_ 2019_119_plx_Биология размножения и развития_Биоэкология
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет
 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биология размножения и развития
Учебный план
06.03.01_ 2019_119.plx

  06.03.01 Биология

Биоэкология
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Чанчаева Е.А.
 
 
Биология размножения и развития
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)
 
  06.03.01 Биология

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.01.2019 протокол № 1.
 
Протокол от 13.06.2019 протокол № 11  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Захаров Павел Яковлевич

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов, как фундаментальной основой жизненных процессов; изучение строения и функций зародышей на последовательных стадиях развития
1.2
Задачи: 1. Сформировать представления о разных формах и способах размножения, основных закономерностях и этапах развития, фазах эмбриогенеза; 2. Выработать умение анализа процессов морфогенеза, клеточной дифференцировки и роста в индивидуальном развитии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.Б
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Биология размножения и развития» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Биология» на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
гистология
2.2.2
Биология человека
2.2.3
физиология человека и животных
2.2.4
теория эволюции
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-9:способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
 
 
Уровень 1
-условия, формы и способы воспроизведения организмов, особенности онтогенеза и филогенеза; -этапы и процессы индивидуального развития; -критические периоды онтогенеза и причины аномалий.
Знать:
61981
 
 
 
Уровень 1
-конструировать модели процессов размножения и развития организмов с учетом видовых особенностей; -определять биологический возраст; -работать с материальными объектами в лабораторных условиях; -пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой и интернет ресурсами для профессиональной деятельности.
Уметь:
61981
 
 
 
Уровень 1
-в работе с техникой микроскопирования, методами исследования эмбрионального материала; -использования основных понятий и закономерностей размножения и развития при решении теоретических задач.
Владеть:
61981
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Морфология гамет. Процессы клеточного деления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
1.2
Гаметогенез. Оплодотворение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
2
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
1.3
Дробление. Гаструляция. Нейруляция /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
1.4
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника. Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
1.5
Индивидуальное развитие высших млекопитающих /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
 
Раздел 2. Лабораторные работы
 
2.1
Морфология гамет. Процессы клеточного деления /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
2
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
стр. 5
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
2.2
Гаметогенез  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
2.3
Оплодотворение /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
2.4
Дробление /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
2
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
2.5
Гаструляция. Нейруляция /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
2
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
2.6
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
2.7
Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
2
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
2.8
Индивидуальное развитие высших млекопитающих /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Морфология гамет. Процессы клеточного деления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.2
Оплодотворение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.3
Дробление /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.4
Гаструляция. Нейруляция /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.5
Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.6
Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.7
Индивидуальное развитие высших млекопитающих /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
6,5
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
3.8
Гаметогенез  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1
4
ОПК-9
1
0
Защита лабораторной работы. Тест.  Семинар
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
4.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1
8,85
ОПК-9
1
0
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
Л1.1 Л1.2Л2.1
0,15
ОПК-9
1
0
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
Л1.1 Л1.2Л2.1
0,5
ОПК-9
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1.Рост ооцитов (превителлогенез, вителлогенез). Способы питания ооцита (диффузный, солитарный, нутриментарный, фолликулярный). 2.Фолликулярные клетки и их функции. Созревание ооцита и виды фолликулов. 3.Оогенез. Схема оогенеза. 4.Блок мейоза ооцита и его биологический смысл. Виды блоков мейоза. 5.Вителлогенез. Классификация яиц по количеству и расположению откладываемого желтка. Эндогенный и экзогенный желток. 6.Сперматогенез. Схема сперматогенеза. Спермиогенез. 7.Оплодотворение. Виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Функции сперматозоида при оплодотворении. Взаимодействие гамет при оплодотворении (дистантные, контактные). 8.Акросомная реакция и реакция активации яйцеклетки. События, происходящие после вхождения сперматозоида в яйцеклетку. 9.Партеногенез. Классификация партеногенеза (естественный и искусственный, гаплоидный и диплоидный, амейотический и мейотический). Пути восстановления диплоидности. Андрогенез. 10.Дробление. Функции дробления. Характеристика синхронного и асинхронного подпериодов дробления. Типы дробления 11.Типы и виды дробления в зависимости от количества и расположения желтка в цитоплазме 12.Бластуляция. Строение бластулы. Типы бластул. 13.Гаструляция. Способы гаструляции. Строение гаструлы. 14.Типы закладки мезодермы. Карты презумптивных зачатков.
 
стр. 6
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
15.Нейруляция. Строение нейрулы. 16.Основные производные зародышевых листков. 17.Процессы, лежащие в основе органогенеза. 18.Ранние стадии развития ланцетника. 19.Ранние стадии развития амфибий. 20.Ранние стадии развития птиц. 21.Ранние стадии развития млекопитающих. 22.Имплантация. Функции плаценты. Типы плацент. 23.Провизорные органы. Желточный мешок. Амнион. Аллантоис. Строение и функции.
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Наименование темы Морфология гамет. Процессы клеточного деления Гаметогенез Оплодотворение Дробление Гаструляция. Нейруляция Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника Индивидуальное развитие амфибий на примере лягушки Индивидуальное развитие птиц Индивидуальное развитие высших млекопитающих
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
собеседование, тест, контрольная работа
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Зиматкин С.М.
Гистология, цитология и эмбриология: учебник для вузов
Минск: Высшая школа, 2013
http://www.iprbookshop.ru/20210.html
 
Л1.2
Чанчаева Е.А.
Биология размножения и развития: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=2241:bilorazmnozh18&catid=3:biology&Itemid=161
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Васильев Ю.Г., Трошин Е.И., Яглов В.В.
Цитология. Гистология. Эмбриология: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2009
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Moodle
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
Компьютерные симуляции
 
стр. 7
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
информационно-коммуникационная технология
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Назначение
Номер аудитории
Основное оснащение
 
308 А1
Кабинет физиологии человека и животных. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Стенд «Физиология систем органов», стенд «Механизмы развития общего адаптационного синдрома», таблицы по физиологии человека, портреты учёных, сейф с реактивами, столы, стол для преподавателя, стулья, ученическая доска, штатив
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
310 А1
Лаборатория  методики обучения безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Комплект муляжей, макет массогабаритный автомата Калашникова АК-74 (складной приклад), общевойсковой защитный комплект, проектор, ноутбук, экран
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также развитие у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время. Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности. Методические указания по выполнению самостоятельной работы Методические указания по подготовке к лабораторным занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к лабораторному занятию. Цель подготовки – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Выполнению работы предшествует обсуждение и повторение теоретического материала. Повторение теоретического материала может быть проведено в форме развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.   Домашнее задание (к каждому занятию). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок 
 
стр. 8
УП: 06.03.01_ 2019_119.plx
 
(тезисов), аннотаций и конспектов. Методические рекомендации по подготовке к  зачету Изучение дисциплины «Биология размножения и развития» завершается сдачей зачёта. Зачёт является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы. В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа: -аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра; -непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса; -подготовка к ответу на вопросы зачёта. Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе. Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал и итоговому тестированию в системе Moodle.gasu.ru. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 15 минут с момента получения им вопроса.