2019-2020_44_03_05_2019_339_plx_Библиотечное дело_История и Право
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Библиотечное дело
Учебный план
44.03.05_2019_339.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Право
 
зачеты с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
50
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Консультации (для студента)
1
1
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
49,15
49,15
49,15
49,15
Сам. работа
50
50
50
50
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2019_339.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Пустогачева Т.С.
 
 
Библиотечное дело
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 10.06.2021 протокол № 7.
 
Протокол от 16.05.2019 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2019_339.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2019_339.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: сформировать у студентов теоретические знания о сущности и значении библиотечной работы.
1.2
Задачи: - изучить специфику работы в библиотеке;

- сформировать навыки работы с библиотечными фондами и справочным аппаратом библиотеки;

- выработать у студентов практические навыки работы с пользователями библиотек

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.10
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение
2.1.2
История России (XVIII -  начало XX в.)
2.1.3
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новейшая отечественная история
2.2.2
История исторической науки
2.2.3
Архивная
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен сформировать мотивацию к обучению через организацию внеурочной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области
 
Знать:основные понятия дисциплины;  состав и тенденции развития справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки как средство библиографического и фактографического поиска. Уметь: работать с каталогами различного типа;  работать с источниками информации; работать с электронными каталогами; Владеть: навыками решения профессиональных задач с применением знаний по основам библиотечного дела; навыками работы в системе электронного каталога.
ИД-1.ПК-1: Обладает специальными знаниями и умениями в предметной области
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Темы
 
1.1
Библиотечные фонды /Лек/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2019_339.plx
 
1.2
Библиотечные фонды

1. Цель и содержание формирования библиотечного фонда.

2. Комплектование библиотечного фонда. Источники комплектования. Виды и способы комплектования библиотек.

3. Учет библиотечного фонда. Виды учета и формы учета документов в библиотеке.

4. Учет поступающих и выбывающих документов в библиотеке.

5. Проверка библиотечного фонда.

6. Обработка библиотечного фонда.

7. Размещение и расстановка библиотечного фонда.

8. Понятие сохранности библиотечного фонда.

9. Нормативно-правовое обеспечение учета библиотечного фонда.

/Пр/

8
ИД-1.ПК-1
7
2
Л1.1Л2.1
 
1.3
Библиотечные фонды (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Библиотечные фонды (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Каталогизация /Лек/
4
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Каталогизация

1. Понятие термина «библиографическое описание».  Цель использования.

2. Библиографическая запись.

3. Одноуровневое библиографическое описание (общая характеристика).

4. Многоуровневое библиографическое описание. 5. Аналитическое библиографическое описание.

6. Библиографическое описание официальных материалов.

7. Алфавитный каталог: общая характеристика.

8. Алфавитный каталог: требования, предъявляемые к расстановке карточек.

9. Систематический каталог: общая характеристика.

10. Систематический каталог: требования к расстановке карточек.

11. Систематизация фондов. Общая характеристика ББК.

12. Систематизация фондов. Общая характеристика УДК.

/Пр/

8
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Каталогизация (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Каталогизация (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Каталогизация (Подготовка реферата) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.10
Справочно-библиографический аппарат /Лек/
4
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2019_339.plx
 
1.11
Справочно-библиографический аппарат

1. Справочно-библиографический фонд.

2. Библиографический запрос. Типы запросов.

3. Методика выполнения тематического и адресногозапроса.

4. Методика выполнения адресного запроса

5. Единица учета справочно-библиографического обслуживания. Формы учета.

/Пр/

8
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.12
Справочно-библиографический аппарат (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.13
Справочно-библиографический аппарат (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
6
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.14
Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей /Лек/
2
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.15
Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей

. Понятие «библиотечное обслуживание». Основные концепции библиотечного обслуживания.

2. Принципы библиотечного обслуживания.

3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания.

4. Массовое, групповое, индивидуальное обслуживание: теория и методика.

5. Выставка в библиотеке и требования к ней.

6. Библиографический обзор и требования к нему.

7. Стационарное и нестационарное библиотечное обслуживание (абонемент, читальный зал, межбиблиотечный абонемент (МБА), Медиатека, Электронные читальные залы и др.)

/Пр/

8
ИД-1.ПК-1
7
4
Л1.1Л2.1
 
1.16
Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей (Подготовка к практическому занятию) /Ср/
4
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
1.17
Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей (Работа с дополнительной литературой) /Ср/
4
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
3.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1
7
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Вопросы для текущего контроля

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2019_339.plx
 

1. Понятие термина «библиографическое описание».  Цель использования.

2. Библиографическая запись.

3. Одноуровневое библиографическое описание (общая характеристика).

4. Многоуровневое библиографическое описание. 5. Аналитическое библиографическое описание.

6. Библиографическое описание официальных материалов.

7. Алфавитный каталог: общая характеристика.

8. Алфавитный каталог: требования, предъявляемые к расстановке карточек.

9. Систематический каталог: общая характеристика.

10. Систематический каталог: требования к расстановке карточек.

11. Систематизация фондов. Общая характеристика ББК.

12. Систематизация фондов. Общая характеристика УДК.

13. Справочно-библиографический фонд.

14.Библиографический запрос. Типы запросов.

15. Методика выполнения тематического и адресного запроса.

16. Методика выполнения адресного запроса

17. Единица учета справочно-библиографического обслуживания. Формы учета.

Вопросы для промежуточного контроля

1. Охарактеризуйте организацию и методику комплектования библиотечных фондов.

2. Сохранность библиотечного фонда. Учет библиотечного фонда. Виды учета. Проверка библиотечного фонда.

3. Систематизация документов. Процессы каталогизации. Методика классификации произведений печати.

4. Библиотечные каталоги. Система каталогов библиотек.

5. Описание произведений печати. Понятие библиографического описания.

6. Состав СБА. Система каталогов, виды и формы традиционных каталогов.

7. Проанализируйте методику выполнения библиографических запросов.

8. Проанализируйте научные принципы и нормативные установки, оказывающие влияние на библиотечно-библиографическое обслуживание.

9. Выставочная деятельность библиотек. Признаки библиотечной выставки.  

10. Охарактеризуйте законодательную базу деятельности библиотек. Регламентирующие документы.

11. Теоретико-методологические основы изучения читателя.

12. Конфликты в библиотечном обслуживании. Группы, источники, технология разрешения библиотечных конфликтов

13.   Этика библиотечного обслуживания.

14.   Определите особенности массового обслуживания пользователей библиотеки.

15. Охарактеризуйте особенности группового обслуживания пользователей библиотеки.

16. Какие особенности индивидуального обслуживания пользователей библиотеки?

17. Проанализируйте требования,  предъявляемые к библиографическому обзору.

18. Функции библиографического описания.

19. Виды аналитико-синтетической переработки документов.

20. Обязательные и факультативные элементы библиографического описания.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Темы рефератов

1. Библиотеки  в Древнерусском государстве.

2. Библиотеки в период феодальной раздробленности.

3. Библиотеки в Русском централизованном государстве.

4. Библиотеки в XVIII в.

5. Библиотеки в первой половине XIX в.

6. Библиотеки во второй половине XIX в.

7. Библиотеки в начале XX в.

8. Проблемы, перспективы, особенности и основные направления развития библиотек и библиотечного дела в России и за рубежом.

9. Пути развития и совершенствования библиотечного дела в России.

10.Причины и последствия кризиса в отечественном библиотечном деле в 90-е годы XX века.

11.Библиотеки СССР в годы Великой Отечественной войны.

12. Основные проблемы, разрабатываемые библиотековедами в СССР.

13.Национальные библиотеки России: концепции их развития в демократическом обществе.

14. Инновационные модели современной публичной библиотеки.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедура экспертизы и утверждения фондов оценочных средств для установления соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программе высшего образования, реализуемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего 
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2019_339.plx
 
образования «Горно-Алтайский государственный университет», регламентируется положением ГАГУ No 01-27-10 от 30.08.2017.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Голубенко Н.Б.
Введение в библиотечное дело
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ); Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/79700.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Голубенко Н.Б.
Библиотечное дело: инновации и перспективы
Москва: Логос, 2016
http://www.iprbookshop.ru/66407.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
ситуационное задание
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав 

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2019_339.plx
 
материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: (титульный лист;  содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).)

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.