(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
- сформировать навыки работы с библиотечными фондами и справочным аппаратом библиотеки;
- выработать у студентов практические навыки работы с пользователями библиотек
ции
ракт.
1. Цель и содержание формирования библиотечного фонда.
2. Комплектование библиотечного фонда. Источники комплектования. Виды и способы комплектования библиотек.
3. Учет библиотечного фонда. Виды учета и формы учета документов в библиотеке.
4. Учет поступающих и выбывающих документов в библиотеке.
5. Проверка библиотечного фонда.
6. Обработка библиотечного фонда.
7. Размещение и расстановка библиотечного фонда.
8. Понятие сохранности библиотечного фонда.
9. Нормативно-правовое обеспечение учета библиотечного фонда.
/Пр/
1. Понятие термина «библиографическое описание». Цель использования.
2. Библиографическая запись.
3. Одноуровневое библиографическое описание (общая характеристика).
4. Многоуровневое библиографическое описание. 5. Аналитическое библиографическое описание.
6. Библиографическое описание официальных материалов.
7. Алфавитный каталог: общая характеристика.
8. Алфавитный каталог: требования, предъявляемые к расстановке карточек.
9. Систематический каталог: общая характеристика.
10. Систематический каталог: требования к расстановке карточек.
11. Систематизация фондов. Общая характеристика ББК.
12. Систематизация фондов. Общая характеристика УДК.
/Пр/
1. Справочно-библиографический фонд.
2. Библиографический запрос. Типы запросов.
3. Методика выполнения тематического и адресногозапроса.
4. Методика выполнения адресного запроса
5. Единица учета справочно-библиографического обслуживания. Формы учета.
/Пр/
. Понятие «библиотечное обслуживание». Основные концепции библиотечного обслуживания.
2. Принципы библиотечного обслуживания.
3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания.
4. Массовое, групповое, индивидуальное обслуживание: теория и методика.
5. Выставка в библиотеке и требования к ней.
6. Библиографический обзор и требования к нему.
7. Стационарное и нестационарное библиотечное обслуживание (абонемент, читальный зал, межбиблиотечный абонемент (МБА), Медиатека, Электронные читальные залы и др.)
/Пр/
1. Понятие термина «библиографическое описание». Цель использования.
2. Библиографическая запись.
3. Одноуровневое библиографическое описание (общая характеристика).
4. Многоуровневое библиографическое описание. 5. Аналитическое библиографическое описание.
6. Библиографическое описание официальных материалов.
7. Алфавитный каталог: общая характеристика.
8. Алфавитный каталог: требования, предъявляемые к расстановке карточек.
9. Систематический каталог: общая характеристика.
10. Систематический каталог: требования к расстановке карточек.
11. Систематизация фондов. Общая характеристика ББК.
12. Систематизация фондов. Общая характеристика УДК.
13. Справочно-библиографический фонд.
14.Библиографический запрос. Типы запросов.
15. Методика выполнения тематического и адресного запроса.
16. Методика выполнения адресного запроса
17. Единица учета справочно-библиографического обслуживания. Формы учета.
Вопросы для промежуточного контроля
1. Охарактеризуйте организацию и методику комплектования библиотечных фондов.
2. Сохранность библиотечного фонда. Учет библиотечного фонда. Виды учета. Проверка библиотечного фонда.
3. Систематизация документов. Процессы каталогизации. Методика классификации произведений печати.
4. Библиотечные каталоги. Система каталогов библиотек.
5. Описание произведений печати. Понятие библиографического описания.
6. Состав СБА. Система каталогов, виды и формы традиционных каталогов.
7. Проанализируйте методику выполнения библиографических запросов.
8. Проанализируйте научные принципы и нормативные установки, оказывающие влияние на библиотечно-библиографическое обслуживание.
9. Выставочная деятельность библиотек. Признаки библиотечной выставки.
10. Охарактеризуйте законодательную базу деятельности библиотек. Регламентирующие документы.
11. Теоретико-методологические основы изучения читателя.
12. Конфликты в библиотечном обслуживании. Группы, источники, технология разрешения библиотечных конфликтов
13. Этика библиотечного обслуживания.
14. Определите особенности массового обслуживания пользователей библиотеки.
15. Охарактеризуйте особенности группового обслуживания пользователей библиотеки.
16. Какие особенности индивидуального обслуживания пользователей библиотеки?
17. Проанализируйте требования, предъявляемые к библиографическому обзору.
18. Функции библиографического описания.
19. Виды аналитико-синтетической переработки документов.
20. Обязательные и факультативные элементы библиографического описания.
1. Библиотеки в Древнерусском государстве.
2. Библиотеки в период феодальной раздробленности.
3. Библиотеки в Русском централизованном государстве.
4. Библиотеки в XVIII в.
5. Библиотеки в первой половине XIX в.
6. Библиотеки во второй половине XIX в.
7. Библиотеки в начале XX в.
8. Проблемы, перспективы, особенности и основные направления развития библиотек и библиотечного дела в России и за рубежом.
9. Пути развития и совершенствования библиотечного дела в России.
10.Причины и последствия кризиса в отечественном библиотечном деле в 90-е годы XX века.
11.Библиотеки СССР в годы Великой Отечественной войны.
12. Основные проблемы, разрабатываемые библиотековедами в СССР.
13.Национальные библиотеки России: концепции их развития в демократическом обществе.
14. Инновационные модели современной публичной библиотеки.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: (титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).)
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.